kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Современные средства обучения образовательной области "технология""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные средства обучения образовательной области «Технология».

Петрова Александра Николаевна,

учитель технологии

МАОУ СОШ№1 г.Белебея РБ

 

        Образование сегодня должно готовить учащихся к быстро изменяющимся условиям жизни, полноценной самореализации в будущей учебной и трудовой деятельности. Важным условием этого является овладение умением самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Более того, темпы технологического и научно – технического прогресса ныне таковы, что многие знания устаревают уже в течение 3-5 лет, и не учитывать это в системе образования недопустимо. Новые знания должны поступать непосредственно в процессе обучения. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на развитии творческих способностей учащегося, возможностях его саморазвития, формировании системного мышления, готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

         Изменяется сегодня и сама роль учителя в процессе обучения. Он всё в большей мере становится организатором познавательной деятельности обучающихся, способным помочь им сортировать потоки информации, быть в ней гидом и одновременно помощником в освоении навыков работы с информационными технологиями, а не транслятором готовых знаний.

       В системе общего образования "технология" формирует у учащихся систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности, внутреннюю потребность и уважительное отношение к процессу и результатам труда, формированию трудовой, графической, предпринимательской, экологической, информационной, этической, эстетической культур.

       Образовательная область "технология" предназначена для решения следующих задач:

  • формировать внутреннюю потребность и уважительное отношение к труду;
  • закладывать основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности;
  • приобщать школьников к трудовой, этической, эстетической, экологической, предпринимательской, графической и информационной культурам;
  • знакомить с различными видами профессиональной деятельности, с тем чтобы учащиеся имели возможность осознанно самоопределиться;
  • выявлять и развивать творческие способности школьников к созидательной и преобразующей деятельности, расширять их познавательные интересы;
  • способствовать самореализации, самоутверждению в процессе совместной трудовой деятельности и социализации школьников в период обучения.

        Для успешного решения поставленных задач учитель "технологии" видится специалистом высокого уровня профессиональной подготовки и широчайшей эрудиции, владеющий мастерством. Сейчас ни один вуз страны таких преподавателей не готовит. А за ту зарплату, которую получает сегодня учитель, ни один творческий человек работать в школу не пойдет.

        Какой же выход из этого положения? Предложим идею преподавания на основе двух или трех смежных дисциплин. Пусть это будет учитель, преподающий кроме "технологии" изобразительное искусство, информатику, возможно, и другие предметы. Важно иметь в виду межпредметные связи. Благодаря межпредметному синтезу, в котором "технология" играет немаловажную роль, вся школа превращается в живой целостный организм, ученик в ней не одинокий странник, путешествующий от предмета к предмету, а "работник", занимающийся живым делом.

        Реализация в образовательной области «технология» (ООТ) таких принципов обучения как политехнического, научности, связи обучения с жизнью, с производительным трудом, теории с практикой и других требует использования в учебном процессе новейшего оборудования, машин, приспособлений, новых технологий обработки материалов. Однако осуществление учебной программы происходит, в основном, на старом, изношенном оборудовании, которое последние пятнадцать лет практически не обновлялось, так как средств для его приобретения государством не выделялось. Бывшие шефствующие и базовые предприятия, также перестали существенно помогать школам, так как не стали работать указы и постановления предыдущего правительства, бывшей страны. В связи с этим, такие разделы учебной программы как информационные технологии, радиоэлектроника, автоматика, электротехника, механическая обработка материалов и другие из-за отсутствия в школах достаточного количества оборудования реализуются не в полном объеме, а кое-где и совсем исключены из программы.

         Канули в лету времена паспортизации кабинетов, когда кабинет оснащался всем необходимым для организации учебного процесса. Сегодня существует серьезная проблема обеспечения в полном объеме ООТ техническими и аудиовизуальными средствами обучения. Задачей каждой школы является приобретение и использование видеоаппаратуры, мультимедиа, компьютеров (не только в кабинетах информатики). В пяти из одиннадцати классов программы ООТ имеются разделы «Информационные технологии», для реализации которых необходимы в кабинетах технологии компьютеры. Технические средства должны быть обеспечены необходимым пакетом учебных фильмов, обучающих и контролирующих программ. В этом случае учитель не на словах, а на деле сможет сократить время на усвоение материала, контроль знаний и умений, повысить в целом качество подготовки школьников.

         Требования к современному уроку образовательной области «Технология»

         Основной формой организации обучения образовательной области «Технология» является урок. Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно– воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

         Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований, так и в сочетание компонентов урока свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.

 Уроки по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие – любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками. Само построение занятий по технологии, предполагая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.

          Вместе с тем к каждому уроку предъявляются следующие требования:

• Соответствие учебного материала урока учебной программе.

• Четкость дидактической цели. От определения целей урока зависит его организация, объем содержания, выбор методов и средств обучения и воспитания учащихся. Обычно в процессе одного урока решается несколько дидактических задач, их решение и является целью занятия. Одна из этих задач может быть доминирующей и может влиять на ход урока.

• Единство образовательных, воспитательных, развивающих целей урока. Обучая, воспитывая и развивая школьников, учитель технологии должен осуществлять индивидуальный подход к каждому из них. Планируя урок, преподаватель должен определить главные воспитательные задачи, заранее предвидеть эмоциональное восприятие учебного материала, предусматривать индивидуальный подход в решении воспитательных задач.

• Правильный подбор учебного материала. В основу подбора материала, как и в основу всего учебного процесса, должен быть положен принцип «от простого к сложному». Это учитывается при планировании уроков, при организации изучения школьниками тем и разделов учебной программы.

• Целесообразный подбор методов обучения. К использованию методов обучения предъявляются два обязательных требования: они должны способствовать активности учащихся в учебном процессе и обеспечивать глубокое понимание ими изучаемого материала. Поскольку основным этапом занятия в учебных мастерских является самостоятельная практическая работа учащихся, выбор методов и средств обучения всецело подчиняется цели успешного ее проведения. Учитель должен ознакомить школьников с практической работой, настроить их на определение последовательности выполнения трудовых операций, помочь выбрать знания, необходимые для ее выполнения, контролировать формирование у ребят новых умений и навыков.

• Использование различных организационных форм работы учащихся на уроке. Организация работы в мастерских, должна с одной стороны, давать учащимся отчетливое представление об организации труда на современных промышленных предприятиях, а с другой – способствовать усвоению школьниками знаний, формированию у них трудовых умений и навыков.

• Организационная четкость урока. Каждый урок должен быть четко организован и методически продуман. Для обеспечения четкой организации урока следует при планировании предусматривать необходимость правильной организации труда школьников, заботиться о полной оснащенности учебной мастерской образцами наглядных пособий, необходимыми инструментами и приспособлениями, исправным оборудованием.

• Изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии.

• Соблюдение правил безопасности в работе учащихся. Соблюдение правил безопасности труда входит в число основных требований к уроку. Учитель, во-первых, требует от учащихся соблюдение этих правил и, во- вторых, устраняет все факторы, которые могут привести к нарушению, следит за исправностью оборудования и приспособлений.

 

 

Список литературы:

1. Кириллова, Н.М. Педагогические условия повышения специальной компетентности учителя технологии. Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.М. Кириллова. – Курск, 2000.

2. Советский энциклопедический словарь. – М., 1995. – С. 397.

3. Теоретические основы обучения в школе / Под ред. П.Р. Атутова. – М., 2000.__

4. Материалы Московской городской научно-практической конференции «Совершенствование подготовки учителей технологии на пороге XX века». - М.: Прометей, 2000. -124 с.

5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Авт.-сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Современные средства обучения образовательной области "технология"" »

Современные средства обучения образовательной области «Технология».

Петрова Александра Николаевна,

учитель технологии

МАОУ СОШ№1 г.Белебея РБ


Образование сегодня должно готовить учащихся к быстро изменяющимся условиям жизни, полноценной самореализации в будущей учебной и трудовой деятельности. Важным условием этого является овладение умением самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Более того, темпы технологического и научно – технического прогресса ныне таковы, что многие знания устаревают уже в течение 3-5 лет, и не учитывать это в системе образования недопустимо. Новые знания должны поступать непосредственно в процессе обучения. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на развитии творческих способностей учащегося, возможностях его саморазвития, формировании системного мышления, готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Изменяется сегодня и сама роль учителя в процессе обучения. Он всё в большей мере становится организатором познавательной деятельности обучающихся, способным помочь им сортировать потоки информации, быть в ней гидом и одновременно помощником в освоении навыков работы с информационными технологиями, а не транслятором готовых знаний.

В системе общего образования "технология" формирует у учащихся систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности, внутреннюю потребность и уважительное отношение к процессу и результатам труда, формированию трудовой, графической, предпринимательской, экологической, информационной, этической, эстетической культур.

Образовательная область "технология" предназначена для решения следующих задач:

  • формировать внутреннюю потребность и уважительное отношение к труду;

  • закладывать основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности;

  • приобщать школьников к трудовой, этической, эстетической, экологической, предпринимательской, графической и информационной культурам;

  • знакомить с различными видами профессиональной деятельности, с тем чтобы учащиеся имели возможность осознанно самоопределиться;


  • выявлять и развивать творческие способности школьников к созидательной и преобразующей деятельности, расширять их познавательные интересы;

  • способствовать самореализации, самоутверждению в процессе совместной трудовой деятельности и социализации школьников в период обучения.

Для успешного решения поставленных задач учитель "технологии" видится специалистом высокого уровня профессиональной подготовки и широчайшей эрудиции, владеющий мастерством. Сейчас ни один вуз страны таких преподавателей не готовит. А за ту зарплату, которую получает сегодня учитель, ни один творческий человек работать в школу не пойдет.

Какой же выход из этого положения? Предложим идею преподавания на основе двух или трех смежных дисциплин. Пусть это будет учитель, преподающий кроме "технологии" изобразительное искусство, информатику, возможно, и другие предметы. Важно иметь в виду межпредметные связи. Благодаря межпредметному синтезу, в котором "технология" играет немаловажную роль, вся школа превращается в живой целостный организм, ученик в ней не одинокий странник, путешествующий от предмета к предмету, а "работник", занимающийся живым делом.

Реализация в образовательной области «технология» (ООТ) таких принципов обучения как политехнического, научности, связи обучения с жизнью, с производительным трудом, теории с практикой и других требует использования в учебном процессе новейшего оборудования, машин, приспособлений, новых технологий обработки материалов. Однако осуществление учебной программы происходит, в основном, на старом, изношенном оборудовании, которое последние пятнадцать лет практически не обновлялось, так как средств для его приобретения государством не выделялось. Бывшие шефствующие и базовые предприятия, также перестали существенно помогать школам, так как не стали работать указы и постановления предыдущего правительства, бывшей страны. В связи с этим, такие разделы учебной программы как информационные технологии, радиоэлектроника, автоматика, электротехника, механическая обработка материалов и другие из-за отсутствия в школах достаточного количества оборудования реализуются не в полном объеме, а кое-где и совсем исключены из программы.

Канули в лету времена паспортизации кабинетов, когда кабинет оснащался всем необходимым для организации учебного процесса. Сегодня существует серьезная проблема обеспечения в полном объеме ООТ техническими и аудиовизуальными средствами обучения. Задачей каждой школы является приобретение и использование видеоаппаратуры, мультимедиа, компьютеров (не только в кабинетах информатики). В пяти из одиннадцати классов программы ООТ имеются разделы «Информационные технологии», для реализации которых необходимы в кабинетах технологии компьютеры. Технические средства должны быть обеспечены необходимым пакетом учебных фильмов, обучающих и контролирующих программ. В этом случае учитель не на словах, а на деле сможет сократить время на усвоение материала, контроль знаний и умений, повысить в целом качество подготовки школьников.

Требования к современному уроку образовательной области «Технология»

Основной формой организации обучения образовательной области «Технология» является урок. Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно– воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований, так и в сочетание компонентов урока свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.

Уроки по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие – любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками. Само построение занятий по технологии, предполагая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.

Вместе с тем к каждому уроку предъявляются следующие требования:

• Соответствие учебного материала урока учебной программе.

• Четкость дидактической цели. От определения целей урока зависит его организация, объем содержания, выбор методов и средств обучения и воспитания учащихся. Обычно в процессе одного урока решается несколько дидактических задач, их решение и является целью занятия. Одна из этих задач может быть доминирующей и может влиять на ход урока.

• Единство образовательных, воспитательных, развивающих целей урока. Обучая, воспитывая и развивая школьников, учитель технологии должен осуществлять индивидуальный подход к каждому из них. Планируя урок, преподаватель должен определить главные воспитательные задачи, заранее предвидеть эмоциональное восприятие учебного материала, предусматривать индивидуальный подход в решении воспитательных задач.

• Правильный подбор учебного материала. В основу подбора материала, как и в основу всего учебного процесса, должен быть положен принцип «от простого к сложному». Это учитывается при планировании уроков, при организации изучения школьниками тем и разделов учебной программы.

• Целесообразный подбор методов обучения. К использованию методов обучения предъявляются два обязательных требования: они должны способствовать активности учащихся в учебном процессе и обеспечивать глубокое понимание ими изучаемого материала. Поскольку основным этапом занятия в учебных мастерских является самостоятельная практическая работа учащихся, выбор методов и средств обучения всецело подчиняется цели успешного ее проведения. Учитель должен ознакомить школьников с практической работой, настроить их на определение последовательности выполнения трудовых операций, помочь выбрать знания, необходимые для ее выполнения, контролировать формирование у ребят новых умений и навыков.

• Использование различных организационных форм работы учащихся на уроке. Организация работы в мастерских, должна с одной стороны, давать учащимся отчетливое представление об организации труда на современных промышленных предприятиях, а с другой – способствовать усвоению школьниками знаний, формированию у них трудовых умений и навыков.

• Организационная четкость урока. Каждый урок должен быть четко организован и методически продуман. Для обеспечения четкой организации урока следует при планировании предусматривать необходимость правильной организации труда школьников, заботиться о полной оснащенности учебной мастерской образцами наглядных пособий, необходимыми инструментами и приспособлениями, исправным оборудованием.

• Изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии.

• Соблюдение правил безопасности в работе учащихся. Соблюдение правил безопасности труда входит в число основных требований к уроку. Учитель, во-первых, требует от учащихся соблюдение этих правил и, во- вторых, устраняет все факторы, которые могут привести к нарушению, следит за исправностью оборудования и приспособлений.



Список литературы:

1. Кириллова, Н.М. Педагогические условия повышения специальной компетентности учителя технологии. Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.М. Кириллова. – Курск, 2000.

2. Советский энциклопедический словарь. – М., 1995. – С. 397.

3. Теоретические основы обучения в школе / Под ред. П.Р. Атутова. – М., 2000.__

4. Материалы Московской городской научно-практической конференции «Совершенствование подготовки учителей технологии на пороге XX века». - М.: Прометей, 2000. -124 с.

5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Авт.-сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Современные средства обучения образовательной области "технология""

Автор: Петрова Александра Николаевна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130790

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) ""Современные средства обучения образовательной области "технология" "
    ["seo_title"] => string(76) "sovriemiennyie-sriedstva-obuchieniia-obrazovatiel-noi-oblasti-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "130774"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415987195"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Доклад "Требования к организации современного урока технологии". "
    ["seo_title"] => string(71) "doklad-triebovaniia-k-orghanizatsii-sovriemiennogho-uroka-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "165653"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422852643"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Создание современной цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanie_sovremennoi_tsifrovoi_obrazovatelnoi_sredy_v_tseliakh_obespecheniia_vys"
    ["file_id"] => string(6) "568017"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1608550638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства