Качество образования в начальной школе.Методические рекомендации.
Качество образования в начальной школе.Методические рекомендации.
Качество образования в начальной школе
Методические рекомендации
Качество образования – важнейший показатель успеха школы и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Существуют основные направления в улучшении качеством образования.
Обеспечение нового качества образования.
Развитие воспитательной системы школы.
Совершенствование профессионализма учителя, сохранение и развитие кадрового потенциала школы.
Развитие материально-технической базы и модернизация экономических отношений в системе ОУ.
Выдвижение новых требований к системе управления.
Нормативно-правовое обеспечение.
Вопрос о качестве образования, которое дает школа, для нас был актуальным всегда. Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:
Стал осуществляться последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников к их разнообразию;
Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизиологическом развитии, а начальное общее образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития.
Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы, поэтому в настоящее время наша школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Исходя из этого, мы решили разработать свои критерии по улучшению качества образования и поставили перед собой такие задачи:
1. Формирование физически здоровой личности:
недопущение перегрузок учащихся в учебной деятельности;
оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно- гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
соблюдение двигательного режима во время уроков и перемен;
привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, проведение дней здоровья, спортивных соревнований.
2. Развитие творческих способностей учащихся:
создание творческой атмосферы в школе путем организации развивающих занятий, проведения предметных месячников, декад, олимпиад, турниров смекалистых, математических марафонов, викторин, библиотечных уроков, встреч с интересными людьми.
3. Организация учебно-воспитательного процесса:
совершенствование учебного плана, программ;
изучение и внедрение в практику педагогических технологий (дифференцированного обучения, достижение оптимального чтения по Федоренко, орфографическое чтение Тоцкого П.С., развивающее обучение по программе Истоминой Н.Б.)
4.Формирование творчески работающего коллектива учителей:
совершенствование работы методических объединений;
организация изучения методик развивающего обучения;
проведение семинаров;
участие в работе городских и областных семинаров по обмену опытом работы
систематизация наработок учителей;
подготовка материалов для аттестации учителей.
Новая модель современной начальной школы качественного образования предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений реформирования начального образования. Новые направления развития школы, а именно:
Современные тенденции реформирования начального образования определяют:
1.Необходимо формирование у учащихся фундаментальных знаний.
2.Обеспечение поддержки одаренных учащихся, совершенствование школьной системы предметных олимпиад.
3.Расширение дополнительного образования в помощь обязательным дисциплинам.
4.Непрерывное повышение профессионального уровня педагогов.
5.Внедрение в образовательный процесс электронных учебных комплексов и освоение учителями компьютерных методов обучения.
6.Поиск и апробация передовых технологий изучения иностранного языка в начальной школе.
7.Разработка новых методик оценивания результатов учебной деятельности учащихся.
8.Создание системы эффективного контроля за внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
В условиях модернизации определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает ориентацию на изучение личности ребенка как индивидуальности, самоценности. Такая школа создает психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.
В нашей школе уже наметилось немало положительного:
вариативность педагогических подходов к начальному образованию;
свобода для творческого поиска у педагогов, поддерживаемая государственной политикой;
растет родительское самосознание;
педагогическая поддержка индивидуальности ребенка.
Портрет выпускника современной начальной школы качественного образования:
Познавательный компонент
Социально-психологический компонент
Формирование умения самостоятельно учиться, понимания взаимосвязи явлений внешнего мира:
- читает бегло, выразительно и без ошибок (120 слов в минуту, литературный текст, владеет разными видами чтения);
- использует разные виды письменных работ (темп – 50 знаков в минуту);
- свободно владеет грамотной устной и письменной речью, умеет добиваться желаемого результата при взаимодействии с людьми с помощью языка, понимает смысл обращенной к нему речи и выражает понятно собственные мысли и чувства;
- владеет сформированной знаково-символической деятельностью, умеет читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями;
- понимает взаимосвязи человека с природой, умеет применять экологические знания на практике;
- креативен (способен к творчеству), обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе, имеет достаточно высокий уровень воссозданного воображения, знает произведения выдающихся художников;
- стремится постоянно повышать уровень своих знаний, находить, обобщать и принимать нужную информацию;
- способен использовать знания на практике, умеет применять их в нестандартных ситуациях;
- умеет самостоятельно анализировать изучаемые задания, задачи, выявлять в них существенные элементы, признаки, части;
- умеет рационально организовывать свой труд, владеет разными способами контроля и самоконтроля.
Развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать (рефлексия), осознание внешнего мира (реального, объективного) – «Я - действующий»:
- владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им;
- имеет первоначально отработанную произвольную память;
- коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям, честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;
- ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи;
- способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих;
- способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением;
- владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе;
- он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам;
- обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Качество образования в начальной школе.Методические рекомендации.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 61 города Ульяновска
Методические рекомендации
Качество образования в начальной школе
Качество образования – важнейший показатель успеха школы и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Существуют основные направления в улучшении качеством образования.
Обеспечение нового качества образования.
Развитие воспитательной системы школы.
Совершенствование профессионализма учителя, сохранение и развитие кадрового потенциала школы.
Развитие материально-технической базы и модернизация экономических отношений в системе ОУ.
Выдвижение новых требований к системе управления.
Нормативно-правовое обеспечение.
Вопрос о качестве образования, которое дает школа, для нас был актуальным всегда. Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:
Стал осуществляться последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников к их разнообразию;
Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизиологическом развитии, а начальное общее образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития.
Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы, поэтому в настоящее время наша школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Исходя из этого, мы решили разработать свои критерии по улучшению качества образования и поставили перед собой такие задачи:
1. Формирование физически здоровой личности:
недопущение перегрузок учащихся в учебной деятельности;
оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно- гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
соблюдение двигательного режима во время уроков и перемен;
привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, проведение дней здоровья, спортивных соревнований.
2. Развитие творческих способностей учащихся:
создание творческой атмосферы в школе путем организации развивающих занятий, проведения предметных месячников, декад, олимпиад, турниров смекалистых, математических марафонов, викторин, библиотечных уроков, встреч с интересными людьми.
3. Организация учебно-воспитательного процесса:
совершенствование учебного плана, программ;
изучение и внедрение в практику педагогических технологий (дифференцированного обучения, достижение оптимального чтения по Федоренко, орфографическое чтение Тоцкого П.С., развивающее обучение по программе Истоминой Н.Б.)
4.Формирование творчески работающего коллектива учителей:
совершенствование работы методических объединений;
организация изучения методик развивающего обучения;
проведение семинаров;
участие в работе городских и областных семинаров по обмену опытом работы
систематизация наработок учителей;
подготовка материалов для аттестации учителей.
Новая модель современной начальной школы качественного образования предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений реформирования начального образования. Новые направления развития школы, а именно:
Современные тенденции реформирования начального образования определяют:
Необходимо формирование у учащихся фундаментальных знаний.
Обеспечение поддержки одаренных учащихся, совершенствование школьной системы предметных олимпиад.
Расширение дополнительного образования в помощь обязательным дисциплинам.
Непрерывное повышение профессионального уровня педагогов.
Внедрение в образовательный процесс электронных учебных комплексов и освоение учителями компьютерных методов обучения.
Поиск и апробация передовых технологий изучения иностранного языка в начальной школе.
Разработка новых методик оценивания результатов учебной деятельности учащихся.
Создание системы эффективного контроля за внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
В условиях модернизации определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает ориентацию на изучение личности ребенка как индивидуальности, самоценности. Такая школа создает психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.
В нашей школе уже наметилось немало положительного:
вариативность педагогических подходов к начальному образованию;
свобода для творческого поиска у педагогов, поддерживаемая государственной политикой;
растет родительское самосознание;
педагогическая поддержка индивидуальности ребенка.
Портрет выпускника современной начальной школы качественного образования:
Познавательный компонент
Социально-психологический компонент
Формирование умения самостоятельно учиться, понимания взаимосвязи явлений внешнего мира:
- читает бегло, выразительно и без ошибок (120 слов в минуту, литературный текст, владеет разными видами чтения);
- использует разные виды письменных работ (темп – 50 знаков в минуту);
- свободно владеет грамотной устной и письменной речью, умеет добиваться желаемого результата при взаимодействии с людьми с помощью языка, понимает смысл обращенной к нему речи и выражает понятно собственные мысли и чувства;
- владеет сформированной знаково-символической деятельностью, умеет читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями;
- понимает взаимосвязи человека с природой, умеет применять экологические знания на практике;
- креативен (способен к творчеству), обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе, имеет достаточно высокий уровень воссозданного воображения, знает произведения выдающихся художников;
- стремится постоянно повышать уровень своих знаний, находить, обобщать и принимать нужную информацию;
- способен использовать знания на практике, умеет применять их в нестандартных ситуациях;
- умеет самостоятельно анализировать изучаемые задания, задачи, выявлять в них существенные элементы, признаки, части;
- умеет рационально организовывать свой труд, владеет разными способами контроля и самоконтроля.
Развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать (рефлексия), осознание внешнего мира (реального, объективного) – «Я - действующий»:
- владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им;
- имеет первоначально отработанную произвольную память;
- коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям, честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;
- ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи;
- способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих;
- способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением;
- владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе;
- он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам;
- обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
Учитель начальных классов Гришина Екатерина Ивановна