kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и с родителями «здоровых» детей. (клубное занятие, круглый стол, компетентностная игра)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 




 

 

 

 

 

«Комплект мероприятий по работе с родителями»

 

«Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и с родителями «здоровых» детей.

(клубное занятие, круглый стол, компетентностная игра)

 

 

 

 

 

                  Разработчик:  Машина Марина Станиславовна,

                                                                            учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Государственная политика в области образования детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование). Общественное мнение, поэтому сложному вопросу далеко не однородно.  Его внедрение (инклюзивное образование), судя по опыту, сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, в.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования. Совершенно очевидно, что в данном случае обнаруживает себя глубоко укоренившийся стереотип, создающий серьезные барьеры для интеграции и детей, и взрослых в общество. Так, среди опрошенных родителей - только 36% положительно относятся к интеграции детей с ОВЗ. С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих обычную образовательную школу, увеличивается, перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми.

Актуальность: Одним из важных направлений в работе  учителя  становится взаимодействие с родителями детей с ОВЗ и с родителями "здоровых"  детей.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Согласно исследованию, проводившемуся в нашей школе были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.

  1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
  2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
  3. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
  4. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно помощь педагога в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили и подготовили  блок  мероприятий имеющую общую цельповышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели  поставлен ряд задач:

  1. научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
  2. вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
  3. сформировать адекватную самооценку.

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

  1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе  и семье.
  2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.
  3. Далее группой психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПс) детей с ОВЗ  на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
  4. Составление плана работы специалистов  школы с родителями детей с ОВЗ.
  5. Непосредственная работа с родителями.

В нашей  школе  используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ и с родителями "здоровых"  детей.

  1. Беседы: коллективные и индивидуальные.
  2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
  3. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ и родители  "здоровых"  детей имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
  4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
  5.  Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

Литература:

  • Коломинский Я.Л. Мы  живём  среди  людей. М., 1989.
  • Беседы  о  нравственности: Сборник статей. М., 1996.
  • Дереклеева  Н.И. Родительские  собрания. Москва  «ВАКО» 2005.
  •  http://www.shkola-rodov.ru/blogs/blog.php?id=896
  • http://happy-penza.ru/topic/1718-deti-invalidi-v-obichnih-shkolah/

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и с родителями «здоровых» детей. (клубное занятие, круглый стол, компетентностная игра) »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 83»

г. Северск Томской области











Номинация:





Общее образование

«Комплект мероприятий по работе с родителями»


«Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и с родителями «здоровых» детей.

(клубное занятие, круглый стол, компетентностная игра)






Разработчик: Машина Марина Станиславовна,

учитель начальных классов













2013г

Пояснительная записка.

Государственная политика в области образования детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование). Общественное мнение, поэтому сложному вопросу далеко не однородно. Его внедрение (инклюзивное образование), судя по опыту, сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, в.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования. Совершенно очевидно, что в данном случае обнаруживает себя глубоко укоренившийся стереотип, создающий серьезные барьеры для интеграции и детей, и взрослых в общество. Так, среди опрошенных родителей - только 36% положительно относятся к интеграции детей с ОВЗ. С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих обычную образовательную школу, увеличивается, перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми.

Актуальность: Одним из важных направлений в работе учителя становится взаимодействие с родителями детей с ОВЗ и с родителями "здоровых" детей.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Согласно исследованию, проводившемуся в нашей школе были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.

  1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

  2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

  3. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

  4. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно помощь педагога в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили и подготовили блок мероприятий имеющую общую цельповышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели поставлен ряд задач:

  1. научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

  2. вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

  3. сформировать адекватную самооценку.

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

  1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье.

  2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.

  3. Далее группой психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПс) детей с ОВЗ на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.

  4. Составление плана работы специалистов школы с родителями детей с ОВЗ.

  5. Непосредственная работа с родителями.

В нашей школе используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ и с родителями "здоровых" детей.

  1. Беседы: коллективные и индивидуальные.

  2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

  3. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ и родители "здоровых" детей имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

  4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

  5. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.





Клубное занятие


Тема: Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и доме.

2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов.

Вопросы для обсуждения:

- Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры и поведения человека как личности в обществе.

- Анализ работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей: толерантности, уважения, любви и др.

Подготовительная работа к клубному занятию:

Анкетирование всех учащихся класса и родителей по проблеме круглого стола.

Примечание: если клубное занятие проводится только среди родителей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, то и анкетирование проводится только с данными родителями и их детьми.

Анкетирование детей №1.

Считаешь ли ты себя культурным отзывчивым человеком? Если да, то отметь в этом списке де действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-».

  • Громко кричать

  • Драться

  • Перебивать в разговоре другого человека

  • Списывать из чужой тетради во время контрольной

  • Задавать неуместные вопросы

  • Показывать пальцем на детей/ людей с физическими недостатками

  • Свистеть

  • Ругаться

  • Жадничать

  • Врать

  • Навязываться в друзья

  • Не обращать внимания, если кого-то обижают

  • Молчать, если кто-то совершил плохой поступок

  • Приставать к людям с расспросами

  • Завидовать кому - то

  • Жаловаться на кого бы то ни было

  • Быть равнодушным к чужой беде

Анкетирование №2.

Продолжите предложения:

  1. Добрый человек, это тот, который…

  2. Злой человек, это тот, который…

  3. Честный человек, это тот который…

  4. Правдивый человек, это тот, который…

  5. Жестокий человек, это тот, который…

  6. Грубый человек, это тот, который…

Анкетирование №3.

Из приведённых ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

Анкетирование родителей.

Из приведённых ниже слов выберете те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребёнка

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, толерантный, милосердный.


2. Подбор ситуаций для дискуссии.

Ситуация №1.

Всем классом дети пошли в поход. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на ближайшие дни в школе. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду на общий стол. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоём. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом…


Ситуация №2.

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоём ругать своего сына…


Ситуация №3.

Однажды на детскую площадку: мама пришла с девочкой инвалидом гулять, Так все остальные мамы с воплями и криками забрали своих деток и убежали. А родители более, старших детей, когда узнали что их дети, играли с такой девочкой, сказали, чтоб больше близко не видели их с этим ребёнком и подобных ему…



Ситуация №4.

Ребёнок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребёнок начинает выяснять. Почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.


Ситуация №5.

Ребёнок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребёнка. Когда удаётся доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребёнка.


3.Выставка рисунков учащихся на тему: «Мои хорошие поступки». Выпуск газеты по теме клубного занятия. Что такое хорошо, что такое плохо. Материалы берутся из окружающей жизни.


Ход клубного занятия

  1. Вступительное слово ведущего клубное занятие.

В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Возможно, ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает семья.

Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие. Двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Ребёнок должен знать, когда можно включить и выключить музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте, как относится к ребенку -инвалиду учась с ним в одном классе и т. д.

Этим вопросам были посвящены беседы, часы общения и т.д. Но к проблемам культуры человека нам всё время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.

- Какие качества характера присущи культурному человеку?

- Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях ещё не раскрыли?


  1. Анализ анкетирования.

Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик родителей. Обсуждение происходит бесфамильное. После общего обсуждения руководитель кладёт на стол, где сидят родители каждого ребёнка их характеристики.

Знакомство родителей с характеристиками ребёнка необходимо в начале первого класса и просто необходимо в четвёртом классе. Переход в пятый класс - достаточно тревожная ситуация и для детей, и для родителей. Они должны знать, какое мнение об их ребёнке у педагогов в начальной школе для того, что – бы подумать над тем, что и как нужно изменить во взаимоотношениях с самим ребёнком.


  1. Дискуссия по ситуациям, приведенным руководителем.

  2. Анализ газеты и рисунков, выпущенных учащимися.

  3. Обсуждение и составление памятки для родителей.

Примерная памятка:

    • Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

    • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

    • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас.

    • Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребёнку добра и человечности.

    • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.

    • Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.

    • Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

  1. Итоги клубного занятия.


Литература:

  • Коломинский Я.Л. Мы живём среди людей. М., 1989.

  • Беседы о нравственности: Сборник статей. М., 1996.

  • Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Москва «ВАКО» 2005.

  • http://www.shkola-rodov.ru/blogs/blog.php?id=896

  • http://happy-penza.ru/topic/1718-deti-invalidi-v-obichnih-shkolah/

Круглый стол

Тема: «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?»


Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поделиться друг с другом опытом воспитания детей младшего школьного возраста. Разобрать ситуации, возникающие с детьми, найти адекватные выходы. Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности.


Вопросы для обсуждения:

- Анализ проблем общения с собственным ребёнком.

- Роль мамы в жизни ребёнка.

- Роль отца в жизни ребёнка.

- Роль других членов семьи на жизнь ребёнка.

- Как сформировать правильное общение родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

- Дети - это зеркало семьи.


Подготовительная работа к круглому столу:

Перед мероприятием родителям предлагается заполнить анкеты.


Анкета №1

1. Моя семья до рождения больного ребенка:
Какой была я?
Каким был муж?
Какими были наши отношения?

2. Моя семья после рождения больного ребенка:
Какой стала я?
Каким стал мой муж?
Как изменились наши отношения?

3. Моя семья в настоящее время:
Какая я теперь?
Как изменился мой муж?
Какими стали наши отношения?

Примечание: Если мероприятие проходит среди родителе «здоровых» детей, то в анкете убирается слово- больного.


Анкета №2

«Мой ребёнок»

  • Когда он родился, то…

  • Самым интересным впервые годы жизни в моём ребёнке было то, что он…

  • О здоровье своего ребёнка я могу рассказать следующее…

  • В детском саду к нему (к ней) относились так, что мы…

  • Его (её) отношения с воспитателями были…

  • Моему ребёнку нравится, когда...

  • Моему ребёнку не нравится, когда…

  • Его положительными качествами является то, что он всегда…

  • Его отрицательными качествами является, то что он может…

  • Трудности в воспитании нашего ребёнка связаны с тем, что…

  • Я хотел бы, чтобы классный руководитель обратил внимание на его способности…

  • Мы надеемся, что с помощью классного руководителя мы сможем развить в своём ребёнке следующие качества…

  • И преодолеть следующие качества…


Ход круглого стола

1.Вступительное слово ведущего круглый стол:

Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Следует, серьезно относится к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало негативных примеров, когда мы родители «гасим» детскую любознательность, неосознанно учим равнодушию, развиваем в нём агрессию к окружающему миру и в первую очередь к нам как родителям. Может произойти и обратное - ребёнок может замкнуться и вообще не пойти на общение с кем - либо… Что же делать? Кто в данном случае виноват? Можно исправить своё отношение к ребёнку? Не поздно ли всё исправить? Вот что волнует нас на сегодняшний день.

2. Анализ анкет родителей.

- Как хорошо мы знаем своего ребёнка, его нужды, его интересы, его отношение к родителям.

Ответы записываются на доске и анализируются коллективно.

3.Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»

Ведущий раздает родителям карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации. Поделиться своим опытом выхода из данных ситуаций. Как вы считаете, как будут вести в этих ситуациях бабушки и дедушки?

Ситуация 1.

Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?

- Не сейчас: видишь, я работаю.

- Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.

- Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.

Ситуация 2

Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?

- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!

- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.

- Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Ситуация 3

- Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?

- Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!

- Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Сережа, а ты!)

- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.

Ситуация 4

- Встретившись с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то

и -дело прерывает Вас: «Мама (папа, пойдем!) » Ваша реакция?

- Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!

- Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают!

- Не мешай нам разговаривать.


3.Ведущий:

Ребенок растет, он больше начинает интересоваться окружающим миром, его предметами, жизнью людей, природы, начинает задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий узок, вот почему он прибегает к помощи взрослого задает вопросы. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуется ребенок, какие у него знания, как расширяется его кругозор, какие трудности при этом встречаются. В тоже время вопросы показывают, какое влияние оказывают взрослые. Мы должны внимательно прислушиваться к вопросам детей, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, любознательность, память. Некоторые родители говорят, что их дети не любят читать, чтение это способ получения информации, а у детей нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них желание узнавать новое.


Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь - узнаешь! » - значит удерживать их стремление к знаниям. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, что бы много знать. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, инструментами.


Тест: «Какой вы родитель? »

Ведущий: «Какой вы родитель? » Кому не хочется получить на этот вопрос! Именно поэтому предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:

Ведущий предлагает заполнить тест, раздает бланки.

Фразы Балл

1. Сколько тебе повторять? 2

2. Посоветуй мне, пожалуйста! 1

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала! 1

4. И в кого ты только такой уродился! 2

5. Какие у тебя замечательные друзья 1

6. Ну, на кого ты похож (а!) 2

7. Я в твои годы! 1

8. Ты моя опора и помощник (ца) 2

9. Ну что за друзья у тебя! 2

10. О чем ты только думаешь! 2

11. Какой (какая) ты у меня умница! 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька?) 1

13. У всех дети как дети, а ты! 2

14. Какой (какая) ты у меня сообразительная (ый)? 1

Общее количество баллов

Ведущий: Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения, способствуют становлению его личности. Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытка перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка. 11 баллов и выше вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

  1. Итоги круглого стола

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по – новому.

Каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой круглого стола:

- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

- Учитесь слушать своего ребёнка.

- Каждый день говорите ему, что вы его ЛЮБИТЕ!

Литература:

  • Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Москва «ВАКО» 2005.

  • http://www.shkola-rodov.ru/blogs/blog.php?id=896

  • http://happy-penza.ru/topic/1718-deti-invalidi-v-obichnih-shkolah/

  • http://www.maaam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-trening-umete-li-vy-obschatsja-so-svoim-rebenkom.html

  • Астахов А.И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.

  • Овчинников И.Г. Отцовство. М.: Знание, 1981

Компетентностная игра.


Тема: Стили семейного воспитания

Цель: повышение психологической культуры родителей.

1.Вступительное слово руководителя.

Сегодня мы с вами поговорим о характере ребенка.

Часто ли у вас возникают проблемы в воспитании собственного ребенка? Часто ли вы, бываете, недовольны его характером? Почему у ребенка возникают проблемы в школе или в общении? Как часто вы говорите себе: «Я не знаю, что с ним делать!»? Всегда ли ребенок виноват в сложившейся ситуации и как найти выход из кризиса воспитания?

Характер, как психологическое новообразование, есть результат семейного воспитания, и его зачатки можно увидеть уже к третьему году жизни ребенка.

Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Существует несколько стилей семейного воспитания:

  • попустительский (в результате его формируется конформный тип личности),

  • состязательный (в результате такого воспитания формируется доминирующий тип личности),

  • рассудительный (сензитивный тип личности),

  • предупредительный (инфантильный тип),

  • контролирующий (тревожный тип),

  • сочувствующий (интровертный тип),

  • гармоничный (гармоничный тип).

В основе стилей воспитания лежат следующие причины:

1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей,

2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.

Характер ребенка можно откорректировать путем изменения собственного, родительского поведения и взаимоотношений в семье.

Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания:

• рассудительный стиль,

• контролирующий стиль,

• доминирующий стиль.


2. Проигрывание ролей.

Ведущий. Сейчас мы с вами проиграем несколько сценок, в которых вы, быть может, узнаете себя или кого-то из своих знакомых.

(Выбирает участников, раздает карточки с заданиями.)


1-я сценка: рассудительный стиль

Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учебе).

- Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!

Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности).

- Ну, если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать!

Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления).

- Хорошо, ты можешь ходить, но подумай, как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?


• Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

• Какие чувства и впечатления возникают?


В науке этот стиль семейного воспитания называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.

Признаки сензитивности:

ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, фантазер, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий, спокойный, внимательный.


Рекомендации родителям

1. Относиться со вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребенок увлечен, подыгрывать ему.

2. Не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка многими видами деятельности. Надо помнить, что ребенок раскроет свои способности тогда, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность.

3. Очень бережно относиться к ребенку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка. Неадекватные педагогические меры могут привести к заиканию, развитию косоглазия, ночному энурезу и т.д.

4. Учить его отстаивать свои интересы, защищать от нападок других людей, от внутрисемейных конфликтов.

5. С появлением второго ребенка необходимо переключать внимание на младшего осторожно.

6. Подбадривать и вселять уверенность в его способностях.

7. Следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребенка к родителям.

8. Не допускать общения ребенка с антисоциальными элементами, быть разборчивыми в контактах с другими людьми.

9. Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей, так как его психика ранима, не следует осуществлять раннее систематическое обучение.

10. Нельзя наказывать публично, следует ограничиваться лишь мягкими замечаниями

.

2-я сценка: контролирующий стиль


Ребенок-подросток (с опасением и боязнью).

- Завтра у Маши день рождения. Можно мне пойти на праздник?

Отец (строго).

- Я звонил сегодня твоему классному руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?! Будешь сидеть, и учить, пока не вызубришь все правила! Совсем от рук отбилась!

Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но все же строго).

- Отец прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителями! Тебя же в институт не возьмут с такими оценками! Вот будешь дворником работать!

Ребенок (умоляюще и неуверенно).

- Но ведь Маша — моя лучшая подружка!

Мать (делая одолжение).

- Ладно, уж. Но чтобы ровно в девять была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь!


• Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

• Какие чувства и впечатления возникают?


Этот стиль семейного воспитания в психологии называется «контролирующий». В результате такого стиля воспитания формируется тревожный тип личности.


Симптомы личности тревожного типа состоит из следующих качеств:

вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, робость, застенчивость.


Возникновению подобного типа личности способствуют условия:

1. Ребенок воспитывается в детском доме или опекунами при жестком обращении с ним.

2. Родители контролируют деятельность своего ребенка со слов окружающих, наказывая его по первому наговору.

3. Ребенок до 5 лет без родителей оказывается в больнице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению со стороны детей разного возраста.

4. Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.


Рекомендации родителям

1. Целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт).

2. При организации работы соизмерять реальные силы ребенка, знания и навыки. Не требовать от него больше, чем он может.

3. Организовать творческую деятельность (сборку различного вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды ремесленнического творчества).

4. Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе; отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка.

5. Убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания.

6. Полностью отказаться от физических наказаний.

7. Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребенка.


3-я сценка: состязательный стиль воспитания


Ребенок.

- У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к восьмому марта.

Мать (восторженно).

- Дорогой, ты же так замечательно рисуешь! Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет самый лучший плакат в школе!

Отец (с энтузиазмом).

- Конечно, мы всем нос утрем! И вообще тебе нужно поступать в университет и развивать свой талант!

(Спустя неделю.)

Ребенок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в конкурсе досталась его однокласснику.

Отец (возмущенно и несколько агрессивно).

- Как?! Кто мог лучше тебя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него же мама учитель, ему подсуживали!

Мать (расстроено).

- Ничего, сынок. Ты все равно у нас самый лучший!


• Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

• Какие чувства и впечатления возникают?


Данный тип воспитания называется «состязательный». В результате формируется доминирующий тип личности.


Признаки доминирования:

это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал — сила, могущество, власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен, чванлив; активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите.


Рекомендации родителям:

1. Прекратить восторгаться своим ребенком и восхвалять его достоинства. Он и без этого имеет высокую самооценку.

2. Если ребенок достигает первенства в чем-либо, следует не бурно реагировать, а спокойно проанализировать, какой ценой достигнут успех, обратить внимание на нравственность средств и методов достижения цели.

3. Особое внимание уделить депрессивному состоянию, когда ребенок не достигает успеха в чем-либо, помочь ребенку выделить новые цели, адекватные его возможностям.

4. Руководствоваться рассудительным стилем семейного воспитания и не стремиться сломать характер.

5. Направлять активность ребенка на общественно полезную деятельность, а не запрещать ему доминировать, так как его биологический потенциал очень мощный.

6. При сильном возбуждении ребенка нужно его не замечать, но не оставлять без внимания. При наказании в такие моменты у него могут возникнуть немота, тики, паралич и т.д.

7. Давать ему только те задания, которые он реально может выполнить, так как он постоянно завышает свои возможности.

8. Исключить все формы состязания ребенка с окружающими, детально рассматривать конфликты.

9. Осторожно, корректно обращаться с ребенком, не занижая его возможности, так как это может вызвать неврастеническую реакцию.

10. Исключить из речевого оборота угрозы наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях.

11. Пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами.

12. Вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.

3. Выводы.

4.Слово ведущего:

«Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги  понимали воспитание как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.
Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш.Л. Амонашвили:

«Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.


Литература:

  • http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200801616

  • http://nachalka4.ucoz.ru/publ/roditelskoe_sobranie_po_teme_quot_stili_semejnogo_vospitanija_quot/1-1-0-5

  • ДереклееваН.И. Организация родительских собраний в 1–11 классах / Н.И. Дереклеева. – М.: Русское слово, 2000.

  • Захаров А.И. Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998.

  • Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19.

  • Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) /Ф. П. Черноусова /М.: Педагогический поиск, 2004.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Машина Марина Станиславовна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134744


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства