ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие устной и письменной речи учащихся всегда рассматривалось отечественной методикой в качестве одного из главных, стержневых направлений при изучении литературы. Обогащение словарного запаса учащихся, в том числе выразительно – изобразительными средствами русского языка, на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые решались в практической работе словесников и в теоретических исканиях методистов в аспекте данной проблемы.
Эти учебно-методические рекомендации предназначены для изучения дисциплины «Литература». Развивать речь учащихся – значит стремиться к тому, чтобы она стала более свободной и связной, более точной и логичной, более выразительной и образной. Опираясь на современные научные концепции, авторы предлагают разнообразные и эффективные формы и приемы работы по совершенствованию речи учащихся в процессе изучения литературы. Ориентируясь на деятельностный подход, авторы предлагают выступать с пересказами художественного текста и докладами на литературные темы, вести диалоги, участвовать в различных речевых ситуациях творческого характера. При определении форм и приемов работы по совершенствованию речевой деятельности учитывается специфика каждого конкретного этапа изучения литературной темы.
Задача, которую ставили перед собой авторы этого пособия, - предложить учителю литературы возможные варианты работы, направленной на совершенствование устной и письменной речи учащихся в процессе изучения художественной литературы. Учащиеся получат возможность наглядно увидеть, как работать над планом сочинения, рефератом, как правильно подготовить доклад.
Сегодня жизнь вносит определенные коррективы в понимание проблемы совершенствования речевой деятельности учащихся при изучении литературы. Становление в России гражданского общества, гуманизация общественной жизни, процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры – все это меняет характер преподавания литературы и стиль общения на уроках.
Данное пособие разработано в целях оказания помощи студентам и преподавателям средних учебных заведений, учащимся и учителям общеобразовательных школ.
Истоком этих материалов явились многолетние занятия, проводимые в Шахтинском педагогическом колледже.