Роль краеведения в патриотическом воспитании обучающихся
Роль краеведения в патриотическом воспитании обучающихся
Целью моей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей школьного возраста интереса и духовно-ценностоного отношения к родному городу,краю,стране.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль краеведения в патриотическом воспитании обучающихся»
Управление образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
Выступление на тему:
«Роль краеведения в патриотическом воспитании обучающихся"
Педагог: Галимова Золфира Котдусовна
МБУ ДО «ДТДиМ им. И.Х. Садыкова
2019 год
Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста.
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где человек родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Одной из основных задачвоспитания школьников, стоящих на современном этапе перед педагогом, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка, ведь образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми существенно изменились.
Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Детей полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. История нашего края сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует духовно-нравственному воспитанию школьников
Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи: 1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре; 2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края; 3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края; 4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
У детей увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомлю с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Традицией стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «День защиты детей» и возложение цветов к памятнику. Неотъемлемой частью в нашей работе отводим сотрудничеству с родителями. Считаю одной из важных задач сотрудничества с родителями – повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления школьников с родным краем. Главное, на что обращаю внимание - вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей.
Для организации сотрудничества использую разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Родители принимают участие в организации мини-музеев, провожу совместные детско-родительские собрания, развлечения, круглые столы, беседы, выпуск газет: «Мамы всякие нужны…», «Мама, папа, я – дружная семья», «Наша родословная», «В саду ли, в огороде», «По памятным местам всей семьёй» и т. д., выставки: «Осенняя пора», «Зимняя сказка», «Дню Победы посвящается», «Умелые руки не знают скуки», конкурсы чтецов.
Праздник «День Матери».
С детьми ходили в зоопарк. Дети понаблюдали за жизнью диких животных, покормили страусов. Экскурсия получилась очень познавательной и интересной.
Традиционными в моей работе стали экскурсии с детьми в пожарную часть, к памятникам и достопримечательным местам родного города ,на городской стадион, целевые экскурсии-прогулки в природу .За несколько дней до экскурсии с детьми проводится небольшая беседа, с тем чтобы вызвать интерес к предстоящей экскурсии, оживить впечатления и представления, которые могут произойти в ходе экскурсии, сообщается ее цель- дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят.
Дети посетили музей Центра противопожарной пропаганды и общественных связей при ПСЧ № 62
Целью моей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей школьного возраста интереса и духовно-ценностного отношения к родному городу, краю, стране. В дальнейшем я буду продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей школьного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.