kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль литературы в воспитании у студентов культуры общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших сторон воспитания всесторонне развитой личности является речевое воспитание, искусство вести беседу,

Издревле человек задумывался над тем, как следует строить речь, какое содержание следует включать в нее в той или иной ситуации. Постепенно накапливался опыт органичного, непротиворечивого, деликатного общения, рождались правила речевого этикета. Первые правила речевого этикета у всех народов формулировались в фольклоре. Если сопоставить фольклорные тексты разных народов и выявить представления о речевом этикете, то мы найдем много общего. Сопоставление фольклорных представлений с современными убеждает нас в том, что мы и сегодня стараемся придерживаться тех правил общения, которыми люди руководствовались в древности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль литературы в воспитании у студентов культуры общения»

Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Белгородский строительный колледж»







Роль литературы в воспитании у студентов культуры общения

















Преподаватель:

Горбунова А. П.









Белгород 2015г



К целостному видению культуры

Много умных и уместных слов звучит сегодня о проблемах образования молодого поколения. Слова, призывающие образумиться, вернуть утерянную культуру, впечатляют и настраивают на раздумья и серьезную работу.

Среди всех проблем, над которыми трудится колледж, мне как учителю литературы важнейшими представляются определение содержания и освоение учащимися художественного материала, о чем, на мой взгляд, говорится и пишется недостаточно.

Пока поиск идет только в методике, а, на мой взгляд, первостепенными являются вопросы, во имя чего учить и чему учить наших детей.

На первый вопрос отвечают педагоги-классики. Достаточно открыть, например, замечательный труд «Великая дидактика» Я. А. Коменского: началом воспитания человеческого рода должно быть облагораживание не только всех и во всем, но и всестороннее. Что такое это всестороннее облагораживание? Оно означает приобретение благородства не ради внешнего впечатления, но истинного, с весомой пользой для жизни настоящей и будущей: так, чтобы всякий, кто воспитан в мудрости, красноречии, науках, гражданственности и благочестии, стал не полузнайкой, а знатоком, не балагуром, а красноречивым, не хвастливым начинателем, а способным его завершителем, не маской добродетели, а самой добродетелью.

Все это написано в XVII веке, но, видя современное молодое поколение, разве мы не должны стремиться к тому же?

Безотлагательного решения требует и второй вопрос: чему учить человека, для того чтобы осуществить его всестороннее облагораживание? На этот вопрос должен ответить каждый учитель, но в первую очередь это все-таки касается учителя-словесника: он «...имеет возможность связать в одно все гуманитарные науки, обобщить их широким философским мировоззрением и пробудить таким образом в сердцах слушателей стремление к возвышенному идеалу...»

Студенчеству необходимо целостное знание о культуре своего народа и других народов, т. е. народознание.

Нет сомнения, что выбор произведений художественной литературы должен быть тщательно продуман и дополнен. Необходимо восстановить связь времен, оживить историческую память, нужен курс истории русской литературы от ее начала...

Но это, на мой взгляд, лишь частично решит те проблемы, которые стоят перед нами. Художественная культура, несмотря на свою разносторонность и глубину, все-таки не может заполнить «черные дыры» в нашем сознании. Необходимо изучение разных родов и видов словесности в колледже.


РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из важнейших сторон воспитания всесторонне развитой личности является речевое воспитание, искусство вести беседу,

Издревле человек задумывался над тем, как следует строить речь, какое содержание следует включать в нее в той или иной ситуации. Постепенно накапливался опыт органичного, непротиворечивого, деликатного общения, рождались правила речевого этикета. Первые правила речевого этикета у всех народов формулировались в фольклоре. Если сопоставить фольклорные тексты разных народов и выявить представления о речевом этикете, то мы найдем много общего. Сопоставление фольклорных представлений с современными убеждает нас в том, что мы и сегодня стараемся придерживаться тех правил общения, которыми люди руководствовались в древности.

Особенно богатый материал в этом отношении дают пословицы, которые диктуют нам ряд правил для говорящего и слушающего. Эти правила реализуются нами в повседневном общении, и при создании художественных произведений писатели их тоже имеют в виду.

Изучение этого материала на уроках литературы полезно и необходимо по многим причинам. Во-первых, осваивая правила речевого общения, учащиеся серьезнее относятся к своей и чужой речи, становятся требовательнее к себе и другим. Во-вторых, они тоньше и глубже начинают понимать суть художественного произведения, не только воспринимают его на уровне содержания, как это часто бывает, но и обращают внимание на то, как они «сделаны», как автор строит речь своих героев, о каких движениях в их душах свидетельствует то или иное нарушение норм речевой этики.

Кроме того, очень полезен сам факт осознания связи фольклорных представлений с современными, ибо подтверждает очень важную для воспитания личности мысль, высказанную в свое время Ф. И. Буслаевым: «Сколько бы народ ни отклонялся от своего первобытного состояния, пока он не утратил своего языка, до тех пор не погибнет в нем духовная жизнь его предков. Мысль, извне привитая к слову, никогда не осилит живого образа, в нем впервые воссозданного».

Пословицы о речи могут быть выбраны каждым учителем по своему вкусу. Интересным источником пословиц о речи является словарь пословиц В. И. Даля и сборник «Пословицы и поговорки народов Востока». В работу могут постепенно включаться и диалоги из изучаемых па уроке чтения художественных произведений.


Нужно выбирать наиболее яркие диалоги, чтобы вызвать интерес

ребят.


Необходимо напомнить учащимся, что в результате общения

должно рождаться взаимопонимание, а если его нет, то Говорящим и Слушающим допущены определенные ошибки в общении.

Говорящий и Слушающий, противостоят друг другу, в то же

время тесно связаны между собой. Внутренняя речь Говорящего имитирует внутреннюю речь Слушающего, а во внутренней речи Слушающего анализируется внутренняя речь Говорящего».


Правила для Говорящего.


1. Осторожно обращайся со словом!

«Невысказанное высказать можно, высказанного не вернуть», «Сердце

1 глупца — в его языке, язык умного — в его сердце», «Будешь следить за языком — он охранит тебя, распустишь — он тебя предаст».

2. Тщательно продумай свою будущую речь!

«Прежде чем говорить, подумай о смысле», «Не говори всего, что

знаешь, но знай все, что говоришь», «Если боишься — не говори, если

сказал, то не бойся!»

3. Оцени уместность своей речи!

«Лучше плакать вовремя, чем смеяться некстати».

4. Не искажай действительности в речи!

«У лжеца дом сгорел — никто не поверил».

5. Не наноси ущерба собеседнику!

«На языке мед, под языком лед», «Все беды от языка», «В доме повешенного не говорят о веревке», «Языком убивают как кинжалом,

только кровь не льется».

6. Не говори о том, что всем давно известно!

«Учит рыбу плавать», «Яйцо курицу уму-разуму учит».

7. Не будь многословным!

«Слова — жемчуг, но когда их много, они теряют цену», «Кто много

говорит, много и ошибается», «Речь хороша, когда коротка».

8. Не повторяй одно и то же несколько раз!

«И хорошее слово хорошо один раз».

9. Следи за своим тоном (мимикой, жестами)!

«Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано».

Речь должна быть:

Когда разила усвоены, можно побеседовать с учащимися о том, какой же должна быть речь человека, табун».

Речь должна быть правдива: «Родился раньше отца, пас дедовский Речь должна быть определенна по содержанию: «Немного слов много оговорок».

Речь должна быть логична: «Начал за здравие, кончил за упокой».

Речь должна быть вежлива: «Учись вежливости у невоспитанного; «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».


Стать искусным собеседником очень важно, но еще более важно', научиться понимать окружающих людей. Жизнь, фольклор и художественная литература дают нам замечательные образцы общения. Знакомя с этими образцами учащихся, мы поможем им лучше овладеть этим искусством.


Возможности литературы в воспитании у студентов культуры обещания

Современный подросток чрезвычайно изменился. Здесь не место давать ему развернутую социально-нравственную характеристику». Да и преподаватель достаточно информирован в этой области.

Тревогу вызывает эгоистичность детей, замкнутость, неумение общаться с окружающими, находить друзей, самим быть верными товарищами, эмоциональная глухота, равнодушие даже к самым близким. С годами эти качества не исчезают, а закрепляются, становятся устойчивыми свойствами личности. Таким человек нередко приходит в коллектив, нетрудно предугадать, как сложатся его отношения с людьми. Как видим, проблема носит далеко не частный характер. И суть ее в том, что такой человек не обладает коммуникативными навыками, попросту говоря, не умеет общаться с людьми.

Закономерен вопрос: а разве этому нужно учиться? Разве сама жизнь не учит нас ежедневно, ежечасно? Оказывается, можно прожить долгие годы, так и не поняв, почему возникли острые конфликты, столько друзей, человеческих контактов потеряно и кто повинен в этом.

С полным откровением нужно сказать, что наши познания в н а у к е о б щ е н и я (а такая существует) крайне бедны. Нас самих этому не учили, и мы не учим наших детей, хотя располагаем богатейшими возможностями открыть им неиссякаемый источник, который позволил бы постоянно обогащать себя познаниями о людях, о том, как складывается общение; почему существует непонимание, а то и неприязнь; что такое муки совести, т. е. получать' ответы на вопросы, которые всегда волнуют юных, но часто не находят отклика.

Где же сокрыт этот волшебный источник? Если сказать в. художественном произведении, то можно услышать разочарованное: «Кому не известно, что книга — учебник жизни».

Но в том-то и дело, что художественное произведение, подобно синюшкиному колодцу у П. Бажова, «не дается» каждому без особого, целенаправленного труда. Если бабка Синюшка дарит свои богатства не «гораздому и удалому», а именно человеку «простой души», души бескорыстной, честной, прямой, то и произведение раскрывается тому, кто стремится заглянуть в его глубину, понять замысел творца, освоить тот особый, свойственный лишь ему «тайный язык», с помощью которого он передает своему читателю самые сокровенные чувства, свое выстраданное видение мира. Просто ли это? Значительно легче следить за событиями: что происходит с героями, чем все заканчивается. Кто спорит, что это интересно и без такого подхода чтения нет?

Но ведь рядом всегда присутствует и создатель этого мира, этих людей, сам удивительно интересный человек, который рисует, казалось бы, знакомую и в то же время незнакомую нам жизнь, обогащает новым взглядом на мир и человека, яркими эмоциями, звуками, красками, запахами. Мало того, он стремится поделиться с читателем своим отношением к изображенному, рассчитывая на то, что углубит наш жизненный опыт, наполнит его духовностью.

«...Каждый момент произведения дан нам в реакции автора на него, которая объемлет собою как предмет, так и реакцию героя на него (реакция на реакцию); в этом смысле автор интонирует каждую подробность своего героя, каждую черту его, каждое событие его жизни, каждый его поступок, его мысли, чувства...».

Только тогда, когда мы увидим в произведении эти эмоцио-нальные акценты (а для этого оценим специально отобранные писателем ситуации, в которых представлены социально-нравствен-ные конфликты, наиболее характерные тины людей и т. д.), можно говорить о том, что нарисованная писателем жизнь освоена эстетически.

Например, анализируются взаимоотношения Мишки (рассказ «Нахаленок» М. Шолохова) с детьми сельских богатеев в эпизоде «Драка у пруда». Совершенно недостаточно остановиться лишь на содержательной стороне спора действующих лиц эпизода. Важно обратиться к ремаркам, которыми сопровождаются их поступки, и на этом основании судить не только об особенностях поведения персонажей, но и об отношении автора к изображенному.

С одной стороны: «Прошка, сын лавочника, раздувая ноздри, толкнул Мишку в грудь», «Наташка, Прошкина сестра, топнула ногой... тоненько визжала и ногтями царапала Мишкину шею», «Ребята заорали, кинулись на него... Кто-то ногою больно ударил в живот... Вслед ему засвистели, бросили камень».

С другой стороны: «Мишка... вытер с расцарапанной шеи кровь и заплакал; сверху, пробиваясь сквозь листья, солнце старалось заглянуть Мишке в глаза, сушило на щеках слезы и ласково, как маманька, целовало его в рыжую вихрастую маковку». Видение всех этих художественных деталей позволяет ощутить симпатии и антипатии автора, его оценку героев и их поведения.

Эффективен и такой тип задания, когда учащимся предлагается мысленно «разрушить» художественную форму — «снять» знаки авторского отношения — как доказательство того, что студенты отчетливо видят художественные элементы, содержащие эту оцен-ку, и осознают их смысл.

Постижение авторского «присутствия», оценочной позиции писа-теля на деле обогащает опыт жизни, взаимоотношений с людьми, так как помогает студенту умом и душою «прожить» ряд ситуаций, с которыми, несомненно, столкнет его жизнь.

Вот почему на уроках литературы в средних - классах нам представляется чрезвычайно важным коммуникативный подход к художественному произведению, т. е. обращение к нему как к особому общению между писателем и читателем.

Студентам средних - классов хорошо знакомы термины «повествование», «описание», «диалог», но чаще они звучат на уроках рус-ского языка. Они не всегда осмысливают, что весь текст эпического произведения — это повествование, которое вбирает и описание, и рассказ о событиях, и рассуждение, и диалог. Этому подчиняется и выбор автором того, кто ведет повествование: автор-повествователь или рассказчик, а потому чрезвычайно важно, чтобы студенты понимали, каково отношение автора к избранному им рассказчику, которому «доверено» повествование.

Нужно ли доказывать ценность литературы в жизни подростков? Через общение с писателем, его творениями они смогут овладеть культурой общения. Она же является жизненной необходимостью, условием совершенствования личности, так как в этот период происходит проверка, оценка, выработка личностных «смыслов» жизни, формируется самосознание, а без этого невозможен духовный рост.

Главная задача искусства и заключается в том, что оно способно обогащать опытом, лично нами не пережитым, но благодаря кото-рому мы можем прикоснуться к богатому миру человеческого общения.

Владея необходимыми знаниями о процессе общения, учитель, конечно же, поделится ими со студентами. Мы хорошо знаем, что общение зачастую понимается подростками слишком узко, как передача той или иной информации друг другу. Между тем общение охватывает все многообразие жизни человека, выступает как одна из важнейших потребностей личности.

Придавая огромное значение позитивному опыту общения, столь необходимому для выработки у детей «общественного ин-стинкта», Н. К. Крупская писала: «Общественный инстинкт – это сочувствие другим людям и умение понимать их... При надлежащих условиях этот общественный инстинкт переносится потом с узкого круга товарищей на широкий круг людей вообще Живое ощущение своей духовной солидарности с окружающими людьми есть великое благо и великая сила».

Способность к полноценному общению, естественно, не дается от рождения. Она приобретается в процессе усвоения социального опыта, традиций и норм данного общества и основана на воспитании отношения к другим людям как к социальной ценности, а также на приобретении специальных психологических и этических знаний и умений общения.

В процессе работы с художественным произведением мы имеем широкие возможности одновременно формировать у подростков ряд жизненно необходимых им коммуникативных умений, таких, как мнение «устанавливать контакт» (то есть адекватно откликаться психологический тип личности, с которой общаешься), умение полноценно участвовать в обмене информацией (что требует развития способности слушать другого, участвовать в разговоре, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией общения), наконец, умение определять значение общения (так называемый «после речевой» анализ общения, когда человек, оставаясь наедине с самим собой, задает себе вопросы: что дал мне этот разговор? Правильно ли я вел себя? Почему не уступил в споре? Как буду действовать впредь? И т. д.)

Понятно, что общение как вид человеческой деятельности— сложный процесс; он состоит из взаимосвязанных звеньев, где каждое невозможно без предыдущего и непременно подразумевает последующее.

Каждый знает поговорку «чужая душа — потемки», она свидетельствует о сложном внутреннем мире человека.

Не случайно эта задача — научиться распознавать психологическое состояние другого человека — современной психологией оценивается как одна из центральных.

Тем более подростки нередко не видят в художественном про-изведении выражения чувств героев, проявляющихся в тех или иных внешних приметах. Эта экспрессия имеет свой «язык», которым ши-роко пользуется писатель, стремясь передать нам переживания героев. Психолог П. М. Якобсон пишет: «...Литература и искусство становятся не только средоточием конденсированного и обобщен-ного богатства человеческой экспрессии, но и своеобразной «шко-лой чувств», средством воспитания в людях широкой палитры чувств нравственных, эстетических, гражданских — патриотизма, чувства долга перед обществом, чувства ответственности и т. д.».

Формировать у подростков умение видеть внешние приметы как сигналы внутреннего состояния чрезвычайно трудно. Это особо сложный момент «расшифровки» художественного текста. Студенты же более склонны к стереотипам, к привычным жизненным впечатлениям.

Не менее активно обнаруживается эмоциональное состояние человека и в его речи. Но в диалогах подростки воспринимают в основном только содержательную сторону сообщаемого. Между тем многие учителя уже в средних классах достигают успеха, знакомя учащихся со структурой диалога. И это не формальный момент, а желание добиться, чтобы они видели в диалоге сквозное коммуникативное намерение писателя по отношению к читателю: что читатель должен услышать, помимо «прямо» сказанных персонажами слов.

Вот почему диалог обычно имеет определенное «обрамление»: помимо реплик героев (первый структурный элемент диалога), в нем «присутствуют» ремарки автора (второй структурный элемент), в которых характеризуются интонационные оттенки высказываний героев и особенности поведения в момент речи — все то, что создает определенный «настрой», формирует у читателя точку зрения.

На данном примере убеждаемся, что коммуникативная информа-ция автора не дошла до студентов, его оценки остались не-понятыми.

Нужна большая работа учителя, чтобы учащиеся постигали нюансы психологических состояний литературных героев.

Прежде всего важно понять, каков социально- нрав-ственный мир, где взаимодействуют герои, в какую систему связей включает их писатель (приятельское или дружеское об-щение, семейное, социальное). Понимание «направленности» общения станет точкой отсчета при анализе. Сравним для примера характер общения в рассказе «Муму» (оно строится на основе социальной тирании, а отсюда и полного нравственного бесправия) и характер общения в сказке-были «Кладовая солнца», где все решают нравственные взаимоотношения героев, их борьба с самими собой, преодоление себя и на этой почве установление прочных контактов.

Вторым важным моментом в работе с эпизодами непосредственного общения героев представляется выявление характера общения (социальный, моральный, психологический); (обмениваются взглядами на окружающую жизнь, выясняют отношения, убеждают в чем-то, делятся опытом, передают эмоции, чувства и т. д.); духовной сущности общения; формы общения; наконец, результата общения. Эти вопросы должны постоянно включаться в анализ.


Третий момент работы с названными эпизодами — это внимание к особенностям общения того или иного конкретного персонажа.

Подростки почти не задумываются над тем, каким многообразием оттенков отличается поведение общающихся в зависимости от «ролей», которые они в данный момент «исполняют». И только внимание к различным проявлениям человека позволяет судить о нем с определенной мерой объективности.

Вспомним полковника из рассказа Л. Н. Толстого «После бала»: любезный, благодушный гость в доме губернатора; трогательно внимательный отец; жестокий, беспощадный палач по отношению к солдатам.

Если мы с полной ответственностью подходим к анализу ситуаций общения героев, опираясь на усвоенные «теоретические» знания, то эти ситуации становятся для студентов как бы «полигоном», где они учатся понимать слова и поступки, ориентироваться в сложных условиях, делать правильный выбор линии собственного поведения.

И здесь важно постоянное внимание и к тому, о чем и как говорят герои, каков тон их беседы, как слушают, насколько готовы воспринимать друг друга, идти навстречу, и к причинам несостоявшегося общения. Реплики автора, сопровождающие описания мимики, жестов, интонаций, становятся главными помощниками читателю, в значительной степени формирующими его отношение к героям в ситуации непосредственного общения.

Вся эта работа, ориентированная на более глубокий подход к пониманию взаимоотношений литературных Героев, теснейшим образом связана с формированием самосознания студентов. Художественная литература дает богатейший материал, позволяющий прикоснуться к этим сложным вопросам уже в средних классах (3-й этап).

Без понимания себя как личности, осознания того, что успех общения зависит от таких нравственно-психологических качеств чело-века, как дружелюбие, деликатность, способность к сопереживанию (а не черствость, унижение чужого достоинства, зазнайство, не критичность в самооценке), общение может быть (в частности, и бывает) неполноценным.

«Отношение к себе» рассматривается в науке как наиболее сложное, интегральное образование, более позднее по сравнению с другими свойствами личности.

Но недостаточно осознать свои мысли, чувства, интересы, чтобы на этой основе уже ощущать себя личностью. Важно видеть себя в системе общественных отношений.

Психологи рассматривают самосознание как единство самоанализа, самооценки и саморегулирования поведения при взаимодействии с окружающими. Для воспитания гармонически развитой личности oco6енно важна самооценка. Именно самооценка дает возможность человеку понять: соответствуют ли его качества, отношение с людьми тем требованиям, которые ему предъявляет общество и которые он предъявляет к себе.

Самооценка чрезвычайно влияет на характер разрешения

конфликтных ситуаций: в ней видны мотивы поступков, которыми руководствуется человек, его притязания, стремления, отношение к себе. Вот почему так важно, чтобы дети понимали не только окружающих, но и видели и оценивали себя. Это важнейшее условие нравственного роста личности.


Можно ли недооценивать значение литературы, позволяющей

увидеть человека «изнутри», заглянуть в тот мир, который тщательно оберегается каждым, понять, что именно в мучениях, борениях с самим собой рождается истина, вырабатывается правильная жизненная позиция?

Вот почему внимание к внутренним монологам, имеющимся

в художественном произведении, обязательно уже в среднем звене, Не следует дожидаться для этого изучения «Войны и мира», Надо показать студентам, что эти «теоретические» знания, связанные, казалось бы, только с литературой, жизненно важны для них уже сегодня, сейчас. Литература помогает взглянуть на себя со стороны, учит «властвовать собою»: «выстрадать» решение, быть убежденным в его правильности, не судить поспешно о других, критически оценивать свою человеческую сущность. Внутренний монолог может стать для студентов «знаком» величайшей важности: он позволяет оценить эмоционально-нравственные изменения в душе героя, почувствовать устремленность его к злу или добру; он делает нас свидетелями того, как рождается нравственный выбор в ответственных, а порой и экстремальных ситуациях, позволяет понять, оправдывает себя герой или осуждает.

Завершая разговор о важности воспитания у студентов куль-туры общения в процессе занятий литературой, о возможностях, литературы в этом' направлении, признаем, что именно внимание к той «специфической» читательской деятельности, которой мы должны обучить колледже, способствует формированию «внутренних» побуждений, т.е. развитию стремления подростка к правильному взаимодействию с окружающим миром.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Роль литературы в воспитании у студентов культуры общения

Автор: Горбунова Александра Павловна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)"
    ["seo_title"] => string(99) "samostoiatielnaiarabotakaksposobrazvitiiaivospitaniiastudientovopytrabotypriepodavatielieitsiklaopd"
    ["file_id"] => string(6) "299913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456635823"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(100) "patriotichieskoie-vospitaniie-podrostkov-sriedstvami-kraieviedieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218949"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433955195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Интегрированный урок по истории и литературе «Русское зарубежье 20-30 годов ХХ века в контексте мировой истории»"
    ["seo_title"] => string(124) "intieghrirovannyi-urok-po-istorii-i-litieraturie-russkoie-zarubiezh-ie-20-30-ghodov-khkh-vieka-v-kontiekstie-mirovoi-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "250852"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447153751"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ» "
    ["seo_title"] => string(81) "formirovaniie-tolierantnosti-kak-odnogo-iz-uslovii-garmonichno-razvitoi-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "218101"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433652116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства