Роль развития критического мышления в формировании личности
школьника.
Хижая Ольга Владимировна
КГУ «Ново-Урицкая средняя школа»
Сарыкольский район, п.Сарыколь, Костанайскаяобласть, Казахстан
Критическое творческое мышление – это способность
и стремление оценивать разные утверждения
и делать объективные суждения
на основе хорошо обоснованных доказательств.
К. Уейд, К. Таврис
В Руководстве для учителя говорится, что критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать и размышлять над практическим опытом. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей (Руководство для учителя, 2012, с.154).
Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста и применения соответствующих критериев для принятия решения (Руководство для учителя, 2012, с. 165).
В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «… всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».
Данная технология направлена на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, гибкость, открытость, рефлексивность.
Цель применения этой технологии в учебном процессе – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно, мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Чему же она учит современного школьника?
На мой взгляд, эта технология учит: критически мыслить, проявлять активность в познании нового материала, аргументировать и доказывать свою точку зрения, чувствовать уверенность в работе с различной информацией, использовать самые разнообразные ресурсы, самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, самооценивать себя и взаимооценивать других, согласно критериям добывать информацию из различных источников, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.
Обучение критическому мышлению является одним из эффективных подходов к обучению, так как включает в себя взаимосвязь всех семи модулей программы.
На базовом уровне процесс критического мышления включает:
-сбор релевантной информации;
-оценку и критический анализ доказательств;
-гарантированные выводы и обобщение;
-пересмотр предложений и гипотез на основе значительного опыта.
Наряду с более сложными задачами, такими как, критическое мышление о процессах преподавания и обучения, оно может включать признание неустановленных предположений и ценностей, проблем, а также обнаружения эффективных средств их решения, понимание важности установления приоритетов в решении задач. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта (Руководство для учителя, 2012, с.154).
Элементы критического мышления я уже давно применяю в своей практике,так как критическое мышление предполагает развитие таких навыков как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих доказательств для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:
-наблюдение;
-анализ;
-вывод;
-интерпретация (Руководство для учителя, 2012, с.154).
Технология развития критического мышления – это разновидность личностно-ориентированного обучения. Данный модуль как бы объединяет в себе технологии коллективных и групповых способов обучения, технологию развивающего обучения и технологию сотрудничества.
При планировании уроков, я придерживаюсь слов Я.А. Коменского, из которых следует, что «Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробудить в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».
На стадии осмысления происходить знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений. На данном этапе мною применяется чтение с пометками, где учащиеся отмечали знаком «+» - знакомую информацию, «!» - для меня это ново, «V» - не знал, «?» - для меня это не понятно.
Учащиеся внимательно читали текст и по ходу чтения ставили отметки. После чего учащиеся делились на группы, с помощью стикеров, где вся информация синтезировалась и заполнялась сводная таблица на доске. Данный прием я считаю достаточно эффективным при изучении нового материала, так как идет детальная обработка и анализ нового материала.
На стадии осмысления применялся прием диаграмма Вена, когда учащиеся сравнивали употребление модальных глаголов should, must, haveto. Сначала группа получала задание ознакомиться с теоретическим материалом по данной теме, затем после ознакомления и разбора в своей группе, группы обменивались спикерами и объясняли другим ребятам свой материал - прием «зигзаг», где проходило взаимообучение, и только затем, когда каждая группа была ознакомлена с новым грамматическим материалом, учащиеся составляли диаграмму Вена. Они определяли черты сходства и черты различия употребления модальных глаголов, то есть анализировали, сравнивали, синтезировали. Их выводы были аргументированными, с доказательной базой
Следующий прием критического мышления «толстые и тонкие» вопросы я использовала на всех трех стадиях урока и также при диалоговом обучении.
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто? Почему?
Что? Объясни почему … ?
Когда? Объясни почему ты думаешь что … ?
Где? Какова главная идея этой истории?
«Тонкие» вопросы направлялись на запоминание, «толстые» на умение ученика применять, расширять, оценивать и анализировать информацию.
Прием чтения с остановками применялся на стадии осмысления. Учащиеся читают часть текста, затем задают вопросы по содержанию данного отрывка, в конце работы заполняют таблицу, которая требует анализа информации. Заполнение ассоциограмм и диаграмм использовалось для анализа информации посредством ранжирования.
На стадии рефлексии я использовала прием «кластер», учащиеся добавляли новую информацию, данный прием позволяет активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, объединив их в связное высказывание, тренировать грамматические структуры в зависимости от поставленной цели. На этой стадии также применялись вопросы низкого и высокого порядка для анализа и систематизации нового материала.
Исходя из этого, можно сказать, что технология развития критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
Думать критически значит проявлять и использовать исследовательские методы, где есть связь между говорением, слушанием и обучением обучающихся (Барнс, 1976, Мерсер, 2000).
С уверенностью можно сказать, что применяя на своих уроках метод критического мышления, я замечаюзначительные перемены. Одной из главных перемен была работа на уроке тихих учеников – те, которые не могли рассуждать, стали это делать. Эти обучающиеся старались защищать проекты и отвечали на вопросы, пытались анализировать учебный материал.
Роль критического мышления в решении вопросов и проблем очень велика. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможно иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее других.
Эффективность нетрадиционных форм обучения и преподавания хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, к ее реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку и творчество.
Критическое мышление приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
Использованная литература
1.Васильева М.В. Использование технологии критического мышления с
позиции компетентностного подхода. Современный урок. (2009)
№12, с.57.
2.Выготский Л.С. 1984, с.243
3.Руководство для учителя.(2012)
4.http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika.ru