kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль развития критического мышления в формировании личности школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль развития критического мышления в формировании личности

школьника.

Хижая Ольга Владимировна

КГУ  «Ново-Урицкая средняя школа»

Сарыкольский район, п.Сарыколь, Костанайскаяобласть, Казахстан

Критическое творческое мышление – это способность

и стремление оценивать разные утверждения

и делать объективные суждения

на основе хорошо обоснованных доказательств.

К. Уейд, К. Таврис

В Руководстве для учителя говорится, что критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать и размышлять над практическим опытом. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей (Руководство для учителя, 2012, с.154).

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста и применения соответствующих критериев для принятия решения (Руководство для учителя, 2012, с. 165).

В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «… всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

Данная технология направлена на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, гибкость, открытость, рефлексивность.

Цель применения этой технологии в учебном процессе – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно, мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Чему же она учит  современного школьника?

На мой взгляд, эта технология учит: критически мыслить, проявлять активность в познании нового материала, аргументировать и доказывать свою точку зрения, чувствовать уверенность в работе с различной информацией, использовать самые разнообразные ресурсы, самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, самооценивать себя и взаимооценивать других, согласно критериям добывать информацию из различных источников, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения,  принимать решения на основе анализа информации.

Обучение критическому мышлению является одним из эффективных подходов к обучению, так как включает в себя взаимосвязь всех семи модулей программы.

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

-сбор релевантной информации;

-оценку и критический анализ доказательств;

-гарантированные выводы и обобщение;

-пересмотр предложений и гипотез на основе значительного опыта.

Наряду с более сложными задачами, такими как, критическое мышление о процессах преподавания и обучения, оно может включать признание неустановленных предположений и ценностей, проблем, а также обнаружения эффективных средств их решения, понимание важности установления приоритетов в решении задач. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта (Руководство для учителя, 2012, с.154). 

Элементы критического мышления я уже давно применяю в своей практике,так как критическое мышление предполагает развитие таких навыков как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих доказательств для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

-наблюдение;

-анализ;

-вывод;

-интерпретация (Руководство для учителя, 2012, с.154).

Технология развития критического мышления – это разновидность личностно-ориентированного обучения. Данный модуль как бы объединяет в себе технологии коллективных и групповых способов обучения, технологию развивающего обучения и технологию сотрудничества.

При планировании уроков, я придерживаюсь слов Я.А. Коменского, из которых следует, что «Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробудить в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

На стадии осмысления происходить знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений. На данном этапе мною применяется чтение с пометками, где учащиеся отмечали знаком «+» - знакомую информацию, «!» - для меня это ново, «V» - не знал, «?» - для меня это не понятно.

Учащиеся внимательно читали текст и по ходу чтения ставили отметки. После чего учащиеся делились на группы, с помощью стикеров, где вся информация синтезировалась и заполнялась сводная таблица на доске. Данный прием я считаю достаточно эффективным при изучении нового материала, так как идет детальная обработка и анализ нового материала.

На стадии осмысления применялся прием диаграмма Вена, когда учащиеся сравнивали употребление модальных глаголов should, must, haveto. Сначала группа получала задание ознакомиться с теоретическим материалом по данной теме, затем после ознакомления и разбора в своей группе, группы обменивались спикерами и объясняли другим ребятам свой материал -  прием «зигзаг», где проходило взаимообучение, и только затем, когда каждая группа была ознакомлена с новым грамматическим материалом, учащиеся составляли диаграмму Вена. Они определяли черты сходства и черты различия употребления модальных глаголов, то есть анализировали, сравнивали, синтезировали. Их выводы были аргументированными, с доказательной базой

Следующий прием критического мышления «толстые и тонкие» вопросы я использовала на всех трех стадиях урока и также при диалоговом обучении.

«Тонкие» вопросы                              «Толстые» вопросы

Кто?                                                        Почему?

Что?                                                        Объясни почему … ?

Когда?                                                   Объясни почему ты думаешь что … ?

Где?                                                       Какова главная идея этой истории?

«Тонкие» вопросы направлялись на запоминание, «толстые» на умение ученика применять, расширять, оценивать и анализировать информацию.

Прием чтения с остановками применялся на стадии осмысления. Учащиеся читают часть текста, затем задают вопросы по содержанию данного отрывка, в конце работы заполняют таблицу, которая требует анализа информации. Заполнение ассоциограмм и диаграмм использовалось для анализа информации посредством ранжирования.

На стадии рефлексии я использовала прием «кластер», учащиеся добавляли новую информацию, данный прием позволяет активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, объединив их в связное высказывание, тренировать грамматические структуры в зависимости от поставленной цели. На этой стадии также применялись вопросы низкого и высокого порядка для  анализа  и систематизации нового материала. 

Исходя из этого, можно сказать, что технология развития критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.

Думать критически значит проявлять и использовать исследовательские методы, где есть связь между говорением, слушанием и обучением обучающихся (Барнс, 1976, Мерсер, 2000).

С уверенностью можно сказать, что применяя на своих уроках метод критического мышления, я замечаюзначительные  перемены. Одной из главных перемен была работа на уроке тихих учеников – те, которые не могли рассуждать, стали это делать.   Эти обучающиеся старались защищать проекты и отвечали на вопросы, пытались анализировать учебный  материал.

Роль критического мышления в решении вопросов и проблем очень велика. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможно иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее других.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и преподавания хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, к ее реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку и творчество.

Критическое мышление приобретает на сегодняшний день особое значение в  формировании личности школьника, обеспечивает  успешность его деятельности в будущем.

Использованная литература

1.Васильева М.В.  Использование технологии критического мышления с

позиции компетентностного подхода. Современный урок. (2009)

№12,  с.57.

2.Выготский Л.С. 1984, с.243

3.Руководство для учителя.(2012)

4.http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika.ru

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль развития критического мышления в формировании личности школьника.»


Роль развития критического мышления в формировании личности

школьника.


Хижая Ольга Владимировна


КГУ «Ново-Урицкая средняя школа»

Сарыкольский район, п.Сарыколь, Костанайскаяобласть, Казахстан



Критическое творческое мышление – это способность

и стремление оценивать разные утверждения

и делать объективные суждения

на основе хорошо обоснованных доказательств.

К. Уейд, К. Таврис

В Руководстве для учителя говорится, что критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать и размышлять над практическим опытом. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей (Руководство для учителя, 2012, с.154).

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста и применения соответствующих критериев для принятия решения (Руководство для учителя, 2012, с. 165).

В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «… всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

Данная технология направлена на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, гибкость, открытость, рефлексивность.

Цель применения этой технологии в учебном процессе – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно, мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Чему же она учит современного школьника?

На мой взгляд, эта технология учит: критически мыслить, проявлять активность в познании нового материала, аргументировать и доказывать свою точку зрения, чувствовать уверенность в работе с различной информацией, использовать самые разнообразные ресурсы, самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, самооценивать себя и взаимооценивать других, согласно критериям добывать информацию из различных источников, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

Обучение критическому мышлению является одним из эффективных подходов к обучению, так как включает в себя взаимосвязь всех семи модулей программы.

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

-сбор релевантной информации;

-оценку и критический анализ доказательств;

-гарантированные выводы и обобщение;

-пересмотр предложений и гипотез на основе значительного опыта.

Наряду с более сложными задачами, такими как, критическое мышление о процессах преподавания и обучения, оно может включать признание неустановленных предположений и ценностей, проблем, а также обнаружения эффективных средств их решения, понимание важности установления приоритетов в решении задач. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта (Руководство для учителя, 2012, с.154).

Элементы критического мышления я уже давно применяю в своей практике,так как критическое мышление предполагает развитие таких навыков как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих доказательств для принятия решений. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

-наблюдение;

-анализ;

-вывод;

-интерпретация (Руководство для учителя, 2012, с.154).

Технология развития критического мышления – это разновидность личностно-ориентированного обучения. Данный модуль как бы объединяет в себе технологии коллективных и групповых способов обучения, технологию развивающего обучения и технологию сотрудничества.

При планировании уроков, я придерживаюсь слов Я.А. Коменского, из которых следует, что «Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробудить в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

На стадии осмысления происходить знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений. На данном этапе мною применяется чтение с пометками, где учащиеся отмечали знаком «+» - знакомую информацию, «!» - для меня это ново, «V» - не знал, «?» - для меня это не понятно.

Учащиеся внимательно читали текст и по ходу чтения ставили отметки. После чего учащиеся делились на группы, с помощью стикеров, где вся информация синтезировалась и заполнялась сводная таблица на доске. Данный прием я считаю достаточно эффективным при изучении нового материала, так как идет детальная обработка и анализ нового материала.

На стадии осмысления применялся прием диаграмма Вена, когда учащиеся сравнивали употребление модальных глаголов should, must, haveto. Сначала группа получала задание ознакомиться с теоретическим материалом по данной теме, затем после ознакомления и разбора в своей группе, группы обменивались спикерами и объясняли другим ребятам свой материал - прием «зигзаг», где проходило взаимообучение, и только затем, когда каждая группа была ознакомлена с новым грамматическим материалом, учащиеся составляли диаграмму Вена. Они определяли черты сходства и черты различия употребления модальных глаголов, то есть анализировали, сравнивали, синтезировали. Их выводы были аргументированными, с доказательной базой

Следующий прием критического мышления «толстые и тонкие» вопросы я использовала на всех трех стадиях урока и также при диалоговом обучении.

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

Кто? Почему?

Что? Объясни почему … ?

Когда? Объясни почему ты думаешь что … ?

Где? Какова главная идея этой истории?

«Тонкие» вопросы направлялись на запоминание, «толстые» на умение ученика применять, расширять, оценивать и анализировать информацию.

Прием чтения с остановками применялся на стадии осмысления. Учащиеся читают часть текста, затем задают вопросы по содержанию данного отрывка, в конце работы заполняют таблицу, которая требует анализа информации. Заполнение ассоциограмм и диаграмм использовалось для анализа информации посредством ранжирования.

На стадии рефлексии я использовала прием «кластер», учащиеся добавляли новую информацию, данный прием позволяет активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, объединив их в связное высказывание, тренировать грамматические структуры в зависимости от поставленной цели. На этой стадии также применялись вопросы низкого и высокого порядка для анализа и систематизации нового материала.

Исходя из этого, можно сказать, что технология развития критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.

Думать критически значит проявлять и использовать исследовательские методы, где есть связь между говорением, слушанием и обучением обучающихся (Барнс, 1976, Мерсер, 2000).

С уверенностью можно сказать, что применяя на своих уроках метод критического мышления, я замечаюзначительные перемены. Одной из главных перемен была работа на уроке тихих учеников – те, которые не могли рассуждать, стали это делать. Эти обучающиеся старались защищать проекты и отвечали на вопросы, пытались анализировать учебный материал.

Роль критического мышления в решении вопросов и проблем очень велика. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможно иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее других.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и преподавания хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, к ее реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку и творчество.

Критическое мышление приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.


Использованная литература

1.Васильева М.В. Использование технологии критического мышления с

позиции компетентностного подхода. Современный урок. (2009)

№12, с.57.

2.Выготский Л.С. 1984, с.243

3.Руководство для учителя.(2012)

4.http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika.ru






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль развития критического мышления в формировании личности школьника.

Автор: Хижая Ольга Владимировна

Дата: 03.05.2016

Номер свидетельства: 323852

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ  ПРИМЕНЯЯ ЭЛИМЕНТЫ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» "
    ["seo_title"] => string(97) "razvitiie-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-istorii-primieniaia-elimienty-piesochnoi-tierapii"
    ["file_id"] => string(6) "119074"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413310822"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Мастер-класс: применение технологии  "Развитие критического мышления" в образовательном процессе"
    ["seo_title"] => string(112) "mastier-klass-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-1"
    ["file_id"] => string(6) "301617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456944706"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ. "
    ["seo_title"] => string(101) "rol-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-kompietientnostnogo-podkhoda-v-obuchienii-i-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "179643"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425045211"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Доклад "Использование модуля критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста" "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-ispol-zovaniie-modulia-kritichieskogho-myshlieniia-v-obuchienii-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "180256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425144560"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства