Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовится к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними.
Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении ребёнок проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором.
Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители;
Обучение требует систематичности: 10 – 15 минут каждый день дают больший результат, чем час – два в выходные;
Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения почти усвоены.
Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами» «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше»;
Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова – города и др.).
Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую – то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребёнком. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создается положительная атмосфера для усвоения знаний и развития.
Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению в школе играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6 – 7 лет своей жизни.
Каждому первокласснику необходимы знания о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ребенка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей. А союзницей вашей будет природа.
Подготовку к школе нужно организовывать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия. Если Вы также организуете ребёнку разнообразные игры, рисование, лепку, конструирование, прослушивание рассказов и пересказ, проигрывание сказок - всё это будет прекрасной подготовкой к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя выводы. Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребенка что – то не получается или он не понимает, поставьте задачу, решая которую ребёнок усвоит материал.
Помните, ребёнок 5 – 5 лет не может работать долго, 15 – 20 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься.
Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Старайтесь играть и максимально разнообразить этот процесс. Следите за его реакцией и либо меняйте занятие, либо дайте ему отдохнуть.
Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.
Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания.
Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, т. к. неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Рекомендуем вместе с ребёнком почаще играть в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.
Следует увеличить количество даваемых ребёнку пропедевтических, т. е. вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом обращайте внимание на понимание материала, а не на скорость, точность и безошибочность ответов на вопросы, на выполнение каких – либо действий.
Чтобы ребёнок усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании. конструировании, прослушивании сказок и при пересказе их.
Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги, нанизывание бус.
Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.
Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).