РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫБОРУ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫБОРУ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческих способностей личности, ее самоопределения и самореализации.
Виды научно-исследовательских работ учащихся:
проблемно-реферативная работа – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующая работа – наблюдение, фиксация, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов;
экспериментально-исследовательская работа – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем;
проектно-поисковая работа – разработка и защита проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫБОРУ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫБОРУ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
(Методические рекомендации для учителей образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования и руководителей исследовательских работ учащихся)
Составитель заведующая отделом сельского хозяйства Донецкого Республиканского эколого-натуралистического центра, кандидат биологических наук Кирилленко Светлана Константиновна)
г. Донецк – 2016 г.
Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческих способностей личности, ее самоопределения и самореализации.
Виды научно-исследовательских работ учащихся:
проблемно-реферативная работа – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующая работа – наблюдение, фиксация, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов;
экспериментально-исследовательская работа – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем;
проектно-поисковая работа – разработка и защита проекта.
Требования к научно-исследовательским работам:
Научная работа должна быть:
– актуальной; Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы. Поэтому работа должна начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования – это степень ее важности для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным. Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано: со слабой изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела; с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение.
– исследовательской,
– иметь практическую значимость.
В работе должны быть:
– четко поставлены цель и задачи,
– намечены пути их решения,
– работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список использованной литературы, титульный лист,
– работа должна сопровождаться тезисами и рецензией научного руководителя.
Тема исследования – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.
Выбору темы могут способствовать консультации с научными работниками, ознакомление с тематикой работ предыдущих научно-практических конференций различного уровня, использование принципа исследования в пограничных областях наук, возможность более эффективного решения научной задачи и т. д.
Лучше, если школьник не получает тему в готовом виде, а участвует в процессе выбора и формулировки темы своего будущего исследования.
Тема исследования не должна быть слишком широкой. Достаточно узкая, малоизученная тема представляет больший интерес в научном отношении и дает больше возможностей для проявления исследовательских способностей. Тема должна соответствовать способностям и возможностям ребенка. Чем раньше выбрана тема, тем лучше. Очень хорошо продолжить и развить тематику работ, выполненных учениками в предшествующие годы.
Важным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Определение проблемы научного исследования – достаточно сложная задача. Сформулировать научную проблему – значит отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
С проблемой тесно связан объект и предмет исследования. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему работы. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования Необходимо также отметить, что в исследовании может быть только одна цель. В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Одним из важных этапов работы над исследованием является выдвижение гипотезы исследования. Гипотеза позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. При формулировке гипотезы необходимо использовать словосочетания типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам.
После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. После выбора темы, определения целей и задач исследования, необходимо составить предварительный план работы. Он необходим для того, чтобы знать, по каким вопросам следует собирать материал.
Структура исследовательской работы должна включать следующие основные элементы: введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения.
Введение должно включать обоснование выбора темы, раскрывать ее научное значение и актуальность. В нем формулируются цели и задачи исследования. Введение может включать краткую характеристику источников и структуры работы.
Построение основной части целиком зависит от темы, но чаще всего включает реферативный (литературный – «Обзор литературы», но не литературный обзор) и исследовательский разделы.
В исследовательском разделе (он именуется как «Результаты исследований и их обсуждение») необходимо:
а). показать методику исследований и материал, над которым проводятся исследования;
б) представить результаты собственных исследований, новые факты, подкрепляющие известные положения, или новое освещение уже известных фактов, обобщение или систематизацию материалов в свете рассматриваемой научной проблемы. В этом важнейшее отличие исследовательской работы от реферативного информационного доклада.
Заключение должно содержать четкие, хорошо продуманные выводы, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования. Также в заключении должно содержаться указание на перспективы изучения темы в будущем.
Одна из основных задач, стоящих перед исследователем, – умение изложить материал в соответствующей форме и последовательно. От этого в значительной степени зависит качество работы. Основное и главное требование к научному изложению – точность, ясность, краткость. Объем выполненной им работы еще не гарантирует успешное выступление и уж тем более победу на научно-практической конференции.
Правила оформления исследовательской работы
Научно-исследовательская работа школьника должна быть правильно оформлена.
Требования к оформлению исследовательской работы
Титульный лист содержит следующее: название работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).
Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.
Воглавлениидолжны быть включены основные заголовки работы, введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы.
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.
Взаключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором. Направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.
Всписок литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Информация о каждом источнике должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Примеры оформления библиографических ссылок
Презентация может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.
Критерии оценки защиты работы
1. Качество структуры доклада: композиция, логичность изложения, аргументированность;
2. Культура выступления: четкость и доступность изложения, речевая культура, удержание внимания аудитории, чувство времени;
3. Эрудиция докладчика, компетентность, использование специальной терминологии;
4. Качество ответов на вопросы: полнота ответов, убедительность, готовность к дискуссии, наличие собственной позиции и умение ее отстаивать, доброжелательность, контактность.