kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская деятельность учащихся (методы работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Практико-ориентированный. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д.

2. Исследовательский. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

3. Информационный. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

4. Творческий. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Игровой или ролевой. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).

6. Реферативный – написан на основе нескольких литературных источников, предполагающих сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

7. Экспериментальный – написан на основе выполнения эксперимента, известного в науке и имеющего известный результат, но предполагает самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

8. Описательный – направлен на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Может иметь элемент научной новизны. Отсутствует корректная методика исследования.

1-этап. Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования.

Это начальный и серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Работы, посвященные узким темам – прорабатываются более глубоко и детально.

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

     Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование. Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Сформулировать проблему исследования – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

2. Формулировка цели исследования, т.е. постановка  вопроса, на который нужно получить ответ.

Выдвигаемая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому учащемуся, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, разработать, выяснить, написать программу, и т.п.).

4. Необходимым условием проведения исследования является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

2-этап. Проведение ученической исследовательской работы:

 Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

 После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ, нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

 Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени уйдет.

3 этап. Оформление полученных результатов работы. Подготовка и написание текста, непосредственно сам процесс защиты работы.

 На защите учащийся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

Написание и оформление ученической исследовательской работы

  •  Требования к содержанию работ. В работе  должен быть изложен фактический материал, результаты самостоятельной исследовательской работы.
  •  Работы должны носить исследовательский характер, отличаться новизной, актуальностью, теоретической или практической значимостью, грамотным и логическим изложением, включать библиографию, постановку проблемы и сопровождаться выводами.

Ученическое исследование, как правило, представляется в виде тезисов, научной статьи, устного доклада

Выбор формы презентации проекта -  задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Диалог исторических или литературных персонажей.
  • Защита на Ученом Совете.
  • Игра с залом.
  • Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, цивилизаций.
  • Экскурсия.
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Научный доклад.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спектакль.
  • Спортивная игра.
  • Телепередача.

Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности

Ответ на  этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

  • энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая,
    поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
  • специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких —
    не во всех! — областях);
  • консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
  • руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
  • «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот,
    кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто  обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
  • координатор всего группового процесса;
  • эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

  Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?

Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.

Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.

Вспомним, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя». В отечественной практике проектной деятельности начала XXI в. преобладает противоположная крайность. Даже в проектах, выполнен­ных  старшеклассниками, зачастую явно ощущается «рука руководителя». А ведь развивающий эффект проектной деятельности нахо­дится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция, выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна задаваться взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных тем. Еще луч­ше —  совместная выработка темы в группе «  учащиеся  +  учитель » по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оцен­ка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не будем забывать, что ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он обречен играть лишь одну роль — роль исполнителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская деятельность учащихся (методы работы)»

Научно-исследовательская работа учащихся. Учитель математики МБОУ СОШ № 2 г.Алагира Хайретдинова Э.Р.

Научно-исследовательская работа учащихся.

Учитель математики

МБОУ СОШ № 2 г.Алагира

Хайретдинова Э.Р.

Глоссарий Исследовательская работа  – работа , связанная с решением  творческой , исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом .

Глоссарий

Исследовательская работа  –

работа , связанная с решением

творческой , исследовательской задачи

с заранее неизвестным результатом .

Глоссарий Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий .

Глоссарий

Научное исследование

целенаправленное познание,

результаты которого выступают

в виде системы

понятий, законов, теорий .

Глоссарий В научном исследовании главной целью  является получение объективно нового результата. Цель учебной исследовательской деятельности :  приобретение навыка исследования  как универсального способа освоения  действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе приобретения новых знаний.  .

Глоссарий

В научном исследовании главной целью

является получение объективно нового

результата.

Цель учебной исследовательской

деятельности :

приобретение навыка исследования

как универсального способа освоения

действительности, развитие способности

к исследовательскому типу мышления,

активизация личностной позиции на

основе приобретения новых знаний.

.

Типы исследовательских проектов

Типы исследовательских проектов

  • Практико-ориентированный
  • Исследовательский.
  • Информационный
  • Творческий.
  • Игровой или ролевой
  • Реферативный
  • Экспериментальный
  • Описательный
Этапы работы над исследовательским проектом Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез. Выбор метода (методики) проведения исследования. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.

Этапы работы над исследовательским проектом

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.

Этапы работы над исследовательским проектом Сбор материала, обобщение полученных данных. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и т.д.) и его защита.

Этапы работы над исследовательским проектом

  • Сбор материала, обобщение полученных данных.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
  • Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и т.д.) и его защита.

План оформления исследовательской работы:

План оформления исследовательской работы:

  • 1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования). 2. Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования). 3. Заключение (выводы и результаты). 4. Список литературы. 5.Интернет-источники.
Проектный продукт Музыкальное произведение Мультимедийный продукт Оформление кабинета Пакет рекомендаций Письмо в ... Праздник Прогноз Публикация Путеводитель Серия иллюстрации Система школьного самоуправления Сказка Справочник Сравнительно-сопоставительный анализ Статья Сценарий Учебное пособие Чертеж  Экскурсия   Web-сайт  Анализ данных социологического опроса  Атлас  Атрибуты несуществующего государства  Бизнес-план  Видеофильм  Видеоклип  Выставка  Газета  Действующая фирма  Журнал  Законопроект  Игра  Карта  Коллекция  Костюм  Макет  Модель

Проектный продукт

Музыкальное произведение

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Пакет рекомендаций

Письмо в ...

Праздник

Прогноз

Публикация

Путеводитель

Серия иллюстрации

Система школьного самоуправления

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Чертеж

Экскурсия

Web-сайт Анализ данных социологического опроса Атлас Атрибуты несуществующего государства Бизнес-план Видеофильм Видеоклип Выставка Газета Действующая фирма Журнал Законопроект Игра Карта Коллекция Костюм Макет Модель

Формы презентации проекта

Формы презентации

проекта

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информ.технологий.
  • Диалог исторических или литературных персонажей.
  • Защита на Ученом Совете.
  • Игра с залом.
  • Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, цивилизаций...
  • Экскурсия.
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Научный доклад.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спектакль.
  • Спортивная игра.
  • Телепередача.
Роль учителя

Роль учителя

  • энтузиаст
  • специалист
  • консультант
  • руководитель
  • «человек, который задает вопросы»
  • координатор
  • эксперт
Мотивация к проектной работе  раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (и то это уже не обязательно, а только, если получится, приятно и не более того). Максимальный учет истинных, а не липовых интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным.

Мотивация к проектной работе

раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (и то это уже не обязательно, а только, если получится, приятно и не более того).

Максимальный учет истинных, а не липовых интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно-исследовательская деятельность учащихся (методы работы)

Автор: Хайретдинова Эльмира Рахимжановна

Дата: 17.04.2016

Номер свидетельства: 319513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства