kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская деятельность учащихся (методы работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Практико-ориентированный. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д.

2. Исследовательский. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

3. Информационный. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

4. Творческий. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Игровой или ролевой. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).

6. Реферативный – написан на основе нескольких литературных источников, предполагающих сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

7. Экспериментальный – написан на основе выполнения эксперимента, известного в науке и имеющего известный результат, но предполагает самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

8. Описательный – направлен на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Может иметь элемент научной новизны. Отсутствует корректная методика исследования.

1-этап. Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования.

Это начальный и серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Работы, посвященные узким темам – прорабатываются более глубоко и детально.

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

     Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование. Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Сформулировать проблему исследования – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

2. Формулировка цели исследования, т.е. постановка  вопроса, на который нужно получить ответ.

Выдвигаемая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому учащемуся, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, разработать, выяснить, написать программу, и т.п.).

4. Необходимым условием проведения исследования является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

2-этап. Проведение ученической исследовательской работы:

 Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

 После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ, нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

 Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени уйдет.

3 этап. Оформление полученных результатов работы. Подготовка и написание текста, непосредственно сам процесс защиты работы.

 На защите учащийся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

Написание и оформление ученической исследовательской работы

  •  Требования к содержанию работ. В работе  должен быть изложен фактический материал, результаты самостоятельной исследовательской работы.
  •  Работы должны носить исследовательский характер, отличаться новизной, актуальностью, теоретической или практической значимостью, грамотным и логическим изложением, включать библиографию, постановку проблемы и сопровождаться выводами.

Ученическое исследование, как правило, представляется в виде тезисов, научной статьи, устного доклада

Выбор формы презентации проекта -  задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Диалог исторических или литературных персонажей.
  • Защита на Ученом Совете.
  • Игра с залом.
  • Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, цивилизаций.
  • Экскурсия.
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Научный доклад.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спектакль.
  • Спортивная игра.
  • Телепередача.

Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности

Ответ на  этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

  • энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая,
    поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
  • специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких —
    не во всех! — областях);
  • консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
  • руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
  • «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот,
    кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто  обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
  • координатор всего группового процесса;
  • эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

  Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?

Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.

Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.

Вспомним, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя». В отечественной практике проектной деятельности начала XXI в. преобладает противоположная крайность. Даже в проектах, выполнен­ных  старшеклассниками, зачастую явно ощущается «рука руководителя». А ведь развивающий эффект проектной деятельности нахо­дится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция, выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна задаваться взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных тем. Еще луч­ше —  совместная выработка темы в группе «  учащиеся  +  учитель » по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оцен­ка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не будем забывать, что ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он обречен играть лишь одну роль — роль исполнителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская деятельность учащихся (методы работы)»

Научно-исследовательская работа учащихся. Учитель математики МБОУ СОШ № 2 г.Алагира Хайретдинова Э.Р.

Научно-исследовательская работа учащихся.

Учитель математики

МБОУ СОШ № 2 г.Алагира

Хайретдинова Э.Р.

Глоссарий Исследовательская работа  – работа , связанная с решением  творческой , исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом .

Глоссарий

Исследовательская работа  –

работа , связанная с решением

творческой , исследовательской задачи

с заранее неизвестным результатом .

Глоссарий Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий .

Глоссарий

Научное исследование

целенаправленное познание,

результаты которого выступают

в виде системы

понятий, законов, теорий .

Глоссарий В научном исследовании главной целью  является получение объективно нового результата. Цель учебной исследовательской деятельности :  приобретение навыка исследования  как универсального способа освоения  действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе приобретения новых знаний.  .

Глоссарий

В научном исследовании главной целью

является получение объективно нового

результата.

Цель учебной исследовательской

деятельности :

приобретение навыка исследования

как универсального способа освоения

действительности, развитие способности

к исследовательскому типу мышления,

активизация личностной позиции на

основе приобретения новых знаний.

.

Типы исследовательских проектов

Типы исследовательских проектов

  • Практико-ориентированный
  • Исследовательский.
  • Информационный
  • Творческий.
  • Игровой или ролевой
  • Реферативный
  • Экспериментальный
  • Описательный
Этапы работы над исследовательским проектом Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез. Выбор метода (методики) проведения исследования. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.

Этапы работы над исследовательским проектом

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.

Этапы работы над исследовательским проектом Сбор материала, обобщение полученных данных. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и т.д.) и его защита.

Этапы работы над исследовательским проектом

  • Сбор материала, обобщение полученных данных.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
  • Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты и т.д.) и его защита.

План оформления исследовательской работы:

План оформления исследовательской работы:

  • 1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования). 2. Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования). 3. Заключение (выводы и результаты). 4. Список литературы. 5.Интернет-источники.
Проектный продукт Музыкальное произведение Мультимедийный продукт Оформление кабинета Пакет рекомендаций Письмо в ... Праздник Прогноз Публикация Путеводитель Серия иллюстрации Система школьного самоуправления Сказка Справочник Сравнительно-сопоставительный анализ Статья Сценарий Учебное пособие Чертеж  Экскурсия   Web-сайт  Анализ данных социологического опроса  Атлас  Атрибуты несуществующего государства  Бизнес-план  Видеофильм  Видеоклип  Выставка  Газета  Действующая фирма  Журнал  Законопроект  Игра  Карта  Коллекция  Костюм  Макет  Модель

Проектный продукт

Музыкальное произведение

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Пакет рекомендаций

Письмо в ...

Праздник

Прогноз

Публикация

Путеводитель

Серия иллюстрации

Система школьного самоуправления

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Чертеж

Экскурсия

Web-сайт Анализ данных социологического опроса Атлас Атрибуты несуществующего государства Бизнес-план Видеофильм Видеоклип Выставка Газета Действующая фирма Журнал Законопроект Игра Карта Коллекция Костюм Макет Модель

Формы презентации проекта

Формы презентации

проекта

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информ.технологий.
  • Диалог исторических или литературных персонажей.
  • Защита на Ученом Совете.
  • Игра с залом.
  • Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, цивилизаций...
  • Экскурсия.
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Научный доклад.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спектакль.
  • Спортивная игра.
  • Телепередача.
Роль учителя

Роль учителя

  • энтузиаст
  • специалист
  • консультант
  • руководитель
  • «человек, который задает вопросы»
  • координатор
  • эксперт
Мотивация к проектной работе  раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (и то это уже не обязательно, а только, если получится, приятно и не более того). Максимальный учет истинных, а не липовых интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным.

Мотивация к проектной работе

раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (и то это уже не обязательно, а только, если получится, приятно и не более того).

Максимальный учет истинных, а не липовых интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно-исследовательская деятельность учащихся (методы работы)

Автор: Хайретдинова Эльмира Рахимжановна

Дата: 17.04.2016

Номер свидетельства: 319513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2260 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1310 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства