kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной школе одним из важнейших методов воспитания является метод креативности- ориентация на творческие процессы, на формирование творческой личности. По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знание в синтезе с творческими способностями. Современная школа- педагогический центр всесторонне развитой личности, обеспечивающий реальные возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности. Современному обществу нужны люди, самостоятельно критически мыслящие, умеющие видеть и творчески решать возникающие проблемы. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка.

       Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями развития общества, повышением роли  человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определённой группы способностей.

      Нет людей бесталанных, есть люди, занятые не своим делом, не открывшие в себе главного, им предназначенного пути. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, талант доброты, артистические способности и многие другие, проявить их можно во внеурочной деятельности. И цель педагога - раскрыть творческую индивидуальность ученика, создать условия для эмоционального проживания процесса рождения идеи, создания замысла, содержательного сотрудничества, осознания успеха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности»








Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности

(Выступление на заседании кафедры языков)




Учитель Сухова В.И.













Развитие творческих способностей учащихся

на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности

В современной школе одним из важнейших методов воспитания является метод креативности- ориентация на творческие процессы, на формирование творческой личности. По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знание в синтезе с творческими способностями. Современная школа- педагогический центр всесторонне развитой личности, обеспечивающий реальные возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности. Современному обществу нужны люди, самостоятельно критически мыслящие, умеющие видеть и творчески решать возникающие проблемы. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка.

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями развития общества, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определённой группы способностей.

Нет людей бесталанных, есть люди, занятые не своим делом, не открывшие в себе главного, им предназначенного пути. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, талант доброты, артистические способности и многие другие, проявить их можно во внеурочной деятельности. И цель педагога - раскрыть творческую индивидуальность ученика, создать условия для эмоционального проживания процесса рождения идеи, создания замысла, содержательного сотрудничества, осознания успеха.

Творчество (креативность) – не новая тема для изучения. Психологическое обоснование необходимости развития творческих способностей можно найти в трудах Л.С Выготского, Н. Бердяева, В, Шадрикова и др.

Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Это способность создания своего образа мира, своего мироощущения в слове, в изображении, в музыке, в действии.

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это желание открывать новое, непознанное и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творческая деятельность, по мнению психологов, предполагает сочетание трёх видов способностей:

- способность что-то произвести, создать, кроме уже имеющегося, способность генерировать идеи;

- аналитические способности - умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать;

- умение находить абстрактным идеям практическое применение, то есть умение превращать теорию в практику.

По убеждению Л. С. Выготского, творчество- норма для детского развития , склонность к творчеству присуща любому ребёнку.

Уроки русского языка и литературы открывают широкие возможности для развития креативных способностей. Развитие лингвистических способностей вытекает из объективной закономерности развития языка. Уже давно известный лингвист А.А.Потебня утверждал, что «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её».

Система работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы может выглядеть примерно так: это обычные уроки русского языка с развивающими творческими заданиями; уроки по развитию речи , на которых в устной или письменной форме создаются творческие тексты ; уроки литературы сами по сути являются уроками творчества, поскольку литература- один из видов искусства; внеклассная работа связана с проведением конкурсов сочинений, конкурсов чтецов, участие в соревнованиях интеллектуального характера.

Разнообразие форм и методов творческих заданий на уроках русского языка очень велико , оно отражено и в учебниках: лингвистические игры, речевые упражнения, поисковые задачи и другие. Редактирование текстов, этимологические экскурсы, составление вопросов для взаимопроверки при работе в парах, самостоятельное составление опорных схем при изучении новых тем и их анализ, игровые моменты- всё это и многое даёт возможность для проявления креативных возможностей, их развития.

На уроках по развитию речи реализуются творческие способности по созданию текстов разных типов и разных жанров. Это сочинения, изложения, изложения с элементами сочинения. Творческие работы развивают речь, логику, формируют свой стиль, дают возможность самореализации в слове.

В пятом классе учащиеся сочиняют загадки, сказки, в седьмом-девятом это уже тексты, поднимающие нравственно- этические проблемы, а в старших классах отражение личностного восприятия классики.

Большую роль в развитии творческих способностей играет обращение к другим видам искусства. Например, это могут быть произведения живописи. Прежде чем учащиеся начнут размышлять над тем или иным произведением, надо заинтересовать их самой личностью художника. Это может быть всё, что может удивить, заинтересовать, заинтриговать. Известнейший в мире маринист Иван Константинович Айвазовский создал около 6000 полотен. Такое огромное количество произведений можно написать только владея техникой быстрого письма. Самой известной картиной стал его «Девятый вал». Почему девятый? Почему, когда картину выставили впервые, люди по многу раз ходили на неё посмотреть? Эти вопросы заставляют размышлять, всматриваться в детали картины, строить свои предположения.

Интересной является мысль об «озвучивании» картины( «Московский дворик» Вас. Дмитр. Поленова) , что показал Н. Михалков в сериале «Сентиментальное путешествие на родину, или музыка русской живописи».

В современной школе развитие творческих способностей связано и с созданием презентаций. Учащиеся проявляют творчество не только в отборе материала, но и в приёмах его использования. Хорошо, если появляется дух соревнования, тогда презентации становятся всё более совершеннее и разнообразнее.

Развитие критического мышления , диалоговое обучение, использование ИКТ , работа с одарёнными детьми- всё это напрямую связано с развитием творческих способностей на уроках и во внеклассной деятельности. Тема настолько широка, объёмна, всегда актуальна, что завершить разговор о ней можно только многоточием…

Не все идеи ещё реализованы. Большая загруженность наших учащихся и учителей всё-таки является объективным фактором, сдерживающим осуществление некоторых внеклассных мероприятий, но они же становятся тем маяком впереди, что не дают угасать полёту фантазии и творчества!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сухова Валентина Ивановна

Дата: 10.04.2016

Номер свидетельства: 317081

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Обобщение работы по теме "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(99) "obobshchieniierabotypotiemierazvitiietvorchieskikhsposobnostieinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "331859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464760698"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Учебное планирование занятий спецкурса "Знатоки русского языка" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-planirovaniie-zaniatii-spietskursa-znatoki-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "213931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432184605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства