Государственное учреждение образования
«Средняя школа №16 г.Борисова»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Четверякова Наталья Владимировна,
учитель обслуживающего труда
8 (029) 371-50-43
e-mail: [email protected]
Содержание
Введение 3
1. Информационный блок 4
1.1. Тема опыта 4
1.2. Актуальность опыта 4
1.3. Цель опыта 4
1.4. Задачи опыта 4
1.5. Длительность работы над опытом 5
2. Описание технологии опыта 6
2.1. Ведущая идея опыта 6
2.2. Этапы деятельности учителя по работе с одаренными детьми 6
2.3. Система работы с одаренными учащимися 6
2.3.1. Индивидуальная дифференцированная работа на уроках 7
2.3.2. Организация факультативных занятий 8
2.3.3. Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных декад 8
2.3.4. Участие в олимпиадах разного уровня 9
2.3.5. Проектная деятельность учащихся 11
2.3.6. Участие в творческих конкурсах разного уровня 11
2.4. Результативность и эффективность опыта 12
3. Заключение 14
Список использованных источников 15
Приложения
Приложение 1. Этапы деятельности учителя по работе с одаренными детьми:
Приложение 2. Тестовые задания по разделу «Обработка текстильных материалов», 7 класс
Приложение 3. Тестовые задания «Основы домоводства», 6 класс
Приложение 4. Тестовые задания «Основы приготовления пищи», 8 класс
Приложение 5. Первичный тест для учащихся 8-9 классов по подготовке к республиканской предметной олимпиаде по обслуживающему труду
Приложение 6. План индивидуальной работы с одаренными учащимися
Приложение 7. Требования, предъявляемые к ученику для участия в олимпиаде
Приложение 8. Формы работы при подготовке учащихся к олимпиадам
Приложение 9. План-конспект урока «Техника выполнения полотна по схеме», 6 класс
Приложение 10. Карточка оценки урока
Приложение 11. Инструкционная карта «Вязание по схемам»
Приложение 12. Результаты проектов в трудовом обучении
Приложение 13. Правила выбора изделия для олимпиадного проекта
Приложение 14. Памятка по разделу «Материаловедение», 9 класс
Приложение 15. Памятка по разделу «Машиноведение»
Приложение 16. Результативность работы с одаренными учащимися
Приложение 17. Мониторинг участия учащихся в олимпиадах
Введение
«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира».
Эрика Ландау
Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей.
Каждый учитель хочет, чтобы его учащиеся хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у учащегося не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе.
Уроки обслуживающего труда – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает учащимся знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.
Учитель для учащихся – прекрасный учитель предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.
1. Информационный блок
1.1. Тема опыта: Развитие творческой одаренности учащихся на уроках обслуживающего труда и во внеурочной деятельности.
1.2. Актуальность опыта
Все дети очень разные, непохожие друг на друга. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.
Человек не рождается с готовыми способностями. Способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений. Наиболее благоприятной для развития способностей является учебная деятельность, которая формирует как общие, так и специальные способности.
В развитии общих способностей учащихся большое значение имеют творческие, содержательные и интересные уроки, которые вызывают активность, интерес, обеспечивают самостоятельность, воспитывают трудолюбие, развивают способности к творчеству.
Главное: организовать обучение и воспитание одарённого ребёнка на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее.
1.3. Цель опыта
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру организации учебной и внеучебной деятельности школьников.
1.4. Задачи опыта:
1. Создать условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей.
2. Отобрать среди различных систем обучения те методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
3. Содействовать развитию творческих способностей учащихся.
1.5. Длительность работы над опытом
Продолжительность работы: с 2011 года по настоящее время.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Выявление и развитие способностей учащихся является важным направлением деятельности школы. Каждый ребенок обладает природными задатками. Поэтому задача педагога увидеть их, создать условия для их развития. Буквально с первых уроков ведется наблюдение за учащимися, за их работой, оцениваются из возможности, старательность и прилежание. Развитию интереса к предмету способствует индивидуальный подход, дифференциация, творческие задания, проектная технология обучения, позволяющая менее успешным учащимся проявить себя.
Центральное место в моей работе принадлежит развитию творческих способностей одаренных учащихся.
2.2. Этапы деятельности учителя по работе с одаренными детьми
Формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склад.
Учитель трудового обучения призван способствовать формированию у учащихся желания трудиться с охотой, интересом. Очень важно побудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!".
Этапы деятельности учителя по работе с одаренными детьми: (Приложение 1)
2.3. Система работы с одаренными учащимися
За последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми (олимпиады, конкурсы, турниры, лагерные сборы, научные общества учащихся, конференции, выставки).
Система работы учителя с одаренными учащимися представлена по следующим направлениям:
Индивидуальная дифференцированная работа на уроках
Организация факультативных занятий
Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных декад
Участие в олимпиадах разного уровня
Проектная деятельность учащихся
Участие в творческих конкурсах разного уровня
2.3.1. Индивидуальная дифференцированная работа на уроках
Лучший способ организовать внимание учащихся связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить учащегося, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
1. Составить план занятий с учащимся, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
3. Выбрать форму отчета учащегося по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Для проверки теоретических знаний я провожу пробное тестирование. С помощью этих тестов можно осуществлять текущий, периодический и итоговый контроль по основным разделам. К примеру, разноуровневые тестовые задания по теме «Обработка текстильных материалов» 7 класс (Приложение 2), тестовые задания по теме «Основы домоводства» 6 класс (Приложение 3), тестовые задания по теме «Основы приготовления пищи» 8 класс (Приложение 4). Первичный тест для учащихся 8-9 классов по подготовке к республиканской предметной олимпиаде по обслуживающему труду который включает все разделы программы (Приложение 5). В ближайшее время планирую освоить и использовать в своей работе компьютерные тестирующие программы.
2.3.2. Организация факультативных занятий
Содержание факультативного занятия по трудовому обучению, определяется программой. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Особая роль отводится строгому выполнению учениками правил безопасной работы, требованиям культуры труда, взаимным обязательствам в коллективе и т.д.
Факультативные занятия помогают учащимся более глубоко изучать различные виды декоративно-прикладного творчества.
2.3.3. Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных декад
Работа по развитию творческих способностей высокомотивированных учащихся осуществляется не только на уроках обслуживающего труда, но и во внеклассной деятельности.
Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады. При проведении школьной декады у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Занимательные упражнения, уроки-путешествия, ребусы, головоломки – всё это способствует развитию мышления учащихся. При составлении сценариев внеклассных мероприятий необходимо учитывать психологические особенности школьников. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму.
Задания, предлагаемые на занятиях, должны быть понятны каждому учащемуся. Только при условии установления связи нового со старым возможно проявление сообразительности и догадки.
2.3.4.Участие в олимпиадах разного уровня
Олимпиады по трудовому обучению - это возможность продемонстрировать свое мастерство и поделиться опытом, выявить недочеты в своей работе, наметить перспективы для дальнейшего совершенствования методик и подготовки к соревнованиям данного вида. Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.
Олимпиада по трудовому обучению – это состязание школьников в знаниях и умениях по трудовому обучению. Она позволяет не только выявить учащихся, проявляющих наибольший интерес к изучению трудового обучения, но и закрепляет этот интерес. Нередко олимпиада помогает учащимся определиться с будущей профессией.
Олимпиады по трудовому обучению, как и по другим предметам, проводятся в четыре этапа: 1 – школьная олимпиада, 2 – районная, 3 – областная, 4 – республиканская.
В школьных олимпиадах участвуют учащиеся, начиная с 5-го класса. Задача учителя привлечь к участию в 1 этапе наибольшее количество школьников.
Выявление способных детей я начиню с первых уроков трудового обучения в 5-ых классах. Достаточно несколько занятий, чтобы определить определенные способности при выполнении практических работ. Не все учащиеся смогут запомнить терминологию работ, сумеют правильно держать инструмент и работать с ним. Уже на данном этапе формируется группа учащихся, которым можно доверить более сложные задания. Такие учащиеся принимают участие в первом туре районной олимпиады, где выявляются наиболее способные. Дальнейшая работа проводится мной в тесном сотрудничестве с психологом, классным руководителем и законными представителями способных учащихся. В начале учебного года я составляю план индивидуальной работы с одаренными учащимися, где отражается фамилия ученика, дата проведения и тема занятия (Приложение 6). За годы работы в школе по-настоящему одаренных детей мне встречалось очень мало, но способных детей есть достаточное количество.
Огромное значение имеет выбор кандидатуры для участия во втором туре районной олимпиады, ведь учащийся, претендующий на звание участника, должен обладать рядом качеств, не всегда связанных со своей одаренностью. Для участия в олимпиаде я разработала ряд требований, предъявляемых к учащемуся: (Приложение 7).
При подготовке учащихся к олимпиадам, научно-исследовательской деятельности я использую следующие формы работы: (Приложение 8)
Поскольку на олимпиаде главным этапом является практическая работа, необходимо совершенствование практических навыков (вязание по схемам, шитье на швейных машинах, вышивка различных видов, вязание спицами, крючком). Эту работу я провожу на уроках, выдавая разноуровневые задания (Приложения 9, 10, 11).
2.3.5.Проектная деятельность учащихся
Одним из этапов олимпиады является выполнение творческого проекта, с этой технологией я знакомлю учащихся непосредственно на уроках, используя метод проектов. Проектный метод обучения позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. При разработке плана проекта учащиеся обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуется с членами семьи, сведущими людьми, изучают инструменты, материалы необходимые для выполнения проекта. Первоначальный план реализации проекта постоянно пересматривается, возможные упущения исправляются. Результатами проектов в трудовом обучении обычно становятся изделия (Приложение 12), хотя могут быть и услуги, алгоритмы, сценарии.
Очень важным является выбор изделия для выполнения олимпиадного проекта. На уроках при выборе темы мы разработали следующие правила: (Приложение 13)
2.3.6. Участие в творческих конкурсах разного уровня
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа строится по принципу добровольности и должна отвечать личным интересам школьников. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельности и активности учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках, нельзя исходить только из их желаний, так как учитель должен выполнять свою направляющую роль.
И здесь перед учителем трудового обучения раскрываются широкие возможности в формировании у учащихся интереса к творческой деятельности. Именно во внеурочной работе можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться. Поэтому трудно переоценивать роль таких проверенных многолетней практикой форм работы, как выставки творческих работ, конкурсы, олимпиады и т. д. Учащиеся со своими работами участвуют в школьных, районных выставках.
Эффективным средством развития творческой и познавательной активности учащихся являются школьные, районные, городские выставки декоративно-прикладного творчества. Например, в 2013 году учащиеся Шлома Дарья, Альферович Анастасия приняли участие в конкурсе «Техноэволюция», и были награждены дипломами 1 степени, работа приняла дальнейшее участие в областной и республиканской выставках. При подготовке непосредственно к олимпиаде считаю целесообразным использовать памятки по разделам, например «Материаловедение» (Приложение 14) или «Машиноведение» (Приложение 15), которые хранятся у учащихся и в любое время они могут повторить теорию.
2.4. Результативность и эффективность опыта
Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.
Работа учителя с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личного роста, хороших, постоянно обновленных знаний в области своего предмета и психологии одарённых, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с законными представителями обучающихся, и конечно, огромного труда самих учащихся, ибо «Без труда талант – это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остаётся».
Мой опыт работы с одаренными детьми на уроках трудового обучения показал, что все учащиеся имеют устойчивые результаты обучения. Эти дети получали заряд интеллектуальной активности и высокой мотивации.
Наша школа участвует в предметной олимпиаде по обслуживающему труду с 2005 года. Моя трудовая деятельность в Средней школе № 16 г.Борисова пятый год. С первых дней работы я активно включилась в работу с высокомотивированными детьми по подготовки к предметной олимпиаде по обслуживающему труду. И работа дает положительные результаты (Приложения 16, 17). Учащаяся Чеб Диана - неоднократный победитель олимпиад. В данный момент Диана учится в Минском государственном художественном колледже им. А.К. Глебова по специальности «Дизайн» (Приложение 18).
Пути решения проблем, возникающих при работе с одаренными учащимися, я вижу в реализации следующих направлений:
разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одарёнными учащимися;
организация и проведение занятий с одарёнными учащимися;
анализ результативности таких занятий;
организация индивидуальной работы с одарёнными учащимися;
внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса;
Актуализация вышеперечисленных направлений позволит решить задачу развития одаренных детей и реализовать их потенциальные возможности.
Только приобщив к трудовому обучению в школе как можно большее количество молодежи, развив эстетическое чутье, вселив уверенность в своих силах, сформировав национальные традиции, можно рассчитывать на появление большого количества талантливых специалистов, способных повести за собой других и представлять страну на мировой арене.
3. Заключение
Подводя итог, можно констатировать тот факт, что и урочная, и внеурочная работа по трудовому обучению способствует развитию творческих способностей учащихся. На этих занятиях учащиеся приобщаются к многоплановой самостоятельной деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их склонностей и способностей. На внеурочных занятиях учащиеся имеют возможность широкого выбора направления творческой деятельности, объектов труда. Важно и то, что посещение внеурочных занятий возможно в свободном режиме: есть сегодня желание, настроение – приходи и работай; нет – будем рады видеть тебя в следующий раз. Ведь только та деятельность способствует творчеству, в процессе которой возникают положительные эмоции.
Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда «cвеча зажжет огни».
Список использованных источников
Дубина, И. Организация работы одаренными учащимися по предмету «Трудовое обучение»/ И. В. Дубина // Тэхналагічная адукацыя. – 2008. - №2 – С. 57 - 58.
Журба, А. Олимпиады по трудовому обучению/ А. Ф. Журба// Тэхналагічная адукацыя. – 2008. - №2 – С. 34 – 37.
Журба, А. Олимпиада как показатель мастерства/ А.Ф. Журба, Н. А. Юрченко // Тэхналагічная адукацыя. – 2012. - №1 – С. 38 – 53.
Кулага, Е. В защиту всесторонней одаренности/ Е. В. Кулага// Тэхналагічная адукацыя. – 2007. - №1 – С. 59 – 62.
Лабко, Н. Учебно-исследовательская деятельность по трудовому обучению/ Н. Г. Лабко // Образование Минщины. – 2009. №2 – С.31 – 32.
Мигуро, Л. К. Создание условий для выявления, развития и поддержки творческих способностей учащихся через внедрение проектной технологии в учебную, внеклассную работу по трудовому обучению: автореф./ Л. К. Мигуро; ср. шк. № 133. – Мінск, 2008. – 5 с.
Словарь практического психолога/учеб.-метод. Пособие/ сост. С.Ю. Головин. – Минск:Харвест, 1998. – 800 с.
Яворская, Л. М. Трудовое обучение в школе: пособие для учителей учреждений обеспеч. получение общего среднего образования с белор. и русск. языками обучения, с 12-летним сроком обучения/ Л. М. Яворская, Н. И. Шульга. – Минск: Адукацыяі выхаванне, 2005. – 94 с.
Яворская, Л. М. Настольная книга учителя трудового обучения: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / Л. М. Яворская. – Минск: Сэр-Вит, 2011. – 118 с.
Яворская, Л. М. Трудовое обучение: внеклассная работа: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Яворская, Н. И. Шульга. – Минск: Адукацыяі выхаванне, 2007. – 30 с.