В материале описывается опыт работы по организации "Разговоров о важном" в школьном музее. Материал будет интересен классным руководителям, руководителям школьных музеев, Советникам по воспитанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
XXII районные краеведческие чтения имени М.Д.Елисеева
«Сквозь даль столетий»
28 марта 2025 г.
«Разговоры о важном» и школьный музей
Клюшменко Елена Владимировна,
учитель МКОУ «Липчинская СОШ»,
руководитель школьного музея
Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. С развитием школьного краеведения в 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 50-х годов и особенно в 70-е годы прошлого столетия. Возрождение школьные музеи переживают и последние 15 лет. «Школьные музеи – это, прежде всего, воспитательные и образовательные пространства. Они чаще всего посвящены истории, культуре родного края, его достопримечательностям, подвигам земляков, помогают прививать детям любовь к своей большой и малой Родине, воспитывать настоящих патриотов. В российских школах открыты 22 тысячи музеев, в них есть интересные экспонаты, имеющие историческую ценность»,- сказал Александр Бугаев, первый заместитель Министра просвещения РФ на итоговом форуме Общественной палаты РФ в 2023 году.
Что же такое образовательное пространство? Образовательное пространство охватывает все те объекты и процессы, которые включаются в образовательный процесс, приводят к образовательному результату — приращению индивидуальной культуры человека (освоению ценностей, овладению различными способами мышления, деятельности и поведения). Безусловно, школьные музеи занимают очень важное место в образовательном пространстве современной школы. Они выполняют несколько основных функций:
1)Образовательная – способствуют изучению истории, культуры, традиций и природы региона, страны или мира в целом. Экспонаты музея используются для проведения уроков, семинаров, исследовательских проектов и т.д. Они способствуют развитию критического мышления и навыков исследования у учащихся.
2)Воспитательная и ценностно-смысловая – работа в музее способствует развитию у детей чувства патриотизма, уважения к истории, культуре и традициям, формированию чувства ответственности за сохранение культурного наследия и исторического прошлого страны. Есть возможность использовать местные сюжеты и артефакты для демонстрации вклада региона в историю страны. Как правило, музеи становятся своеобразным хранилищем биографического материала (судьбы выпускников и педагогов школы), что позволяет формировать у школьников представление об истории страны как истории людей, их ценностей, смыслов, образа жизни, быта, культурных пристрастий и вкусов, об их судьбах, когда одна «большая» история складывается из частных, личных человеческих сюжетов.
3)Культурная – являются важным инструментом для ознакомления учащихся с произведениями искусства, науки и техники, а также с разнообразными историческими и культурными памятниками. Школьные музеи помогают сохранять культурное наследие, собирая и сохраняя артефакты, связанные с историей и культурой региона.
4)Профориентационная – могут помочь учащимся определиться с выбором будущей сферы деятельности или профессии. Работа с экспонатами музея может стать отправной точкой для интереса к истории, археологии, краеведению или другим наукам (в зависимости от тематики музея).
5)Коммуникационная – при условии сотрудничества с местными организациями и сообществами, что способствует укреплению связей между школой и окружающей средой.
6)Укрепление семьи – вовлекают семьи учащихся в образовательный процесс, предоставляя возможности для совместного семейного досуга и обучения, выполнения исследовательских проектов.
Школьный музей МКОУ «Липчинская СОШ» активно использует следующие формы деятельности: экскурсии, уроки в музее, использование музейных предметов в качестве учебных пособий, демонстрация музейных предметов во время беседы учителя, классного руководителя, подготовка докладов, сообщений, проведение исследований, создание проектов, создание творческих работ, встречи с краеведами, передвижные выставки и др.
Таким образом, школа и музей составляют единое образовательное пространство и определенным образом решают вопросы воспитания и образования: создание уникальной среды для формирования личности с активной гражданской позицией, формирования чувства сопричастности и уважения к историческому прошлому, которое начинается с уважения к семейным реликвиям, с воспоминаний, с небольших музейных экспозиций и выставок. Кроме того, музей в школе способствует творческой самореализации учащихся в процессе общественно-полезной деятельности и формированию поисково-исследовательской деятельности, создает условия для расширения, углубления и систематизации знаний. Здесь учащийся из обезличенного объекта воздействия, поглощающего порцию информации, превращается в участника диалога. Пересекаются образование, культура, музееведение, педагогика и психология.
С сентября 2022 года в школах России проводятся внеурочные занятия «Разговоры о важном». Занятие проходит первым уроком в понедельник после линейки с гимном и поднятием флага России. По официальным заявлениям, учебный курс направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма среди российских школьников. Сценарии занятий разрабатываются Институтом стратегии развития образования Российской академии образования. Дополнительные материалы предоставляются Институтом воспитания РФ и Движением Первых.
На наш взгляд, «Разговоры о важном» возможно проводить в школьных музеях. Потому что именно там мы говорим об истинных ценностях, которые близки каждому гражданину нашей страны. Мы говорим о ценностях, которые передаются из поколения в поколение и историю которых хранят музейные экспонаты школ, семейные архивы учеников.
Из опыта проведения «Разговоров о важном» в МКОУ «Липчинская СОШ» в сотрудничестве с музеем. Такие уроки вне стен класса обычно проводятся в три этапа:
1)подготовительный – в конце месяца с Советником по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями и педагогом-организатором просматривается месячный тематический план «Разговоров о важном» на следующий период;
выделяются темы, которые могут быть освещены в музее или с помощью музейных экспонатов, материалов, архивов, определяется возрастной состав участников, классы;
происходит знакомство со сценарием, методическими материалами, видеоресурсами и другими источниками на официальном сайте «Разговоров о важном»;
2) основной – разработка заданий, рабочих листов, оформления, наглядности, полного сценария встречи;
чаще всего с опорой на краеведческий материал, связанный с регионом, районом, селом;
3) заключительный – проведение «Разговоров о важном», рефлексия (обобщение собранных материалов, подведение итогов).
Все творческие работы, рабочие листы сохраняются в музее. Обязательно создается пост в официальной группе ВКонтакте МКОУ «Липчинская СОШ» о проведенном занятии в музее.
О важном мы говорили:
сентябрь 2023 года - «Там, где Россия»,
ноябрь 2023 года – «Что такое Родина?»,
декабрь 2023 года – «Герои нашего времени»,
январь 2024 года – «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»,
февраль 2024 года – «День Защитника Отечества»,
март 2024 года – «Единство народов России»,
май 2024 года – «Будь готов! Ко дню детских общественных организаций»,
октябрь 2024 года – «Легенды о России»,
декабрь 2024 года – «День героев Отечества»,
январь 2025 года – «Год Защитника Отечества»,
февраль 2025 года – «Моя малая родина»,
март 2025 года – «День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100 лет «Артеку»».
Мне кажется, ребята довольны, когда узнают, что «Разговоры о важном» будут проходить в школьном музее. Они помогают организовать пространство, активно участвуют в диалоге, с удовольствием отгадывают ребусы, филворды, кроссворды, заполняют рабочие листы, решают тесты, играют в «верно-неверно», составляют коллажи, раскрашивают раскраски (особенно это любят школьники с особенностями здоровья), отгадывают тему занятия, сочиняют синквейны…
Итак, деятельность школьного музея и реализация всероссийского проекта «Разговоры о важном» совпали. Они ориентированы на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов образовательно-воспитательного процесса, цель которого - социализированная жизнеспособная личность с активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокими нравственными качествами и способностью к самореализации. Мы не единственная страна, где возникла проблема соответствия между духовностью и интеллектом, культурой и знанием. И в этой ситуации школьный музей – замечательная точка преломления культуры и образования, школьный музей позволит не потерять, а сберечь то ценное, что накапливалось в народной культуре веками, позволит сформировать у юного поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему.