kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия - Родина моя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Россия – Родина моя»

(1 класс)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия - Родина моя"»

Согласовано Принято Утверждено

Протокол заседания МО Протокол педагогического Приказ директора ОУ

№ 1 от 28.08.2011 г. совета № 2 от 30.08.2011 г. № 201 от 30.08.2011 г.


Согласовано Принято с внесением изменений и дополнений Утверждено

Протокол заседания МО Протокол педагогического Приказ директора ОУ

№ 1 от 27.08.2013 г. совета №1 от 30.08.2013 г. № 210 от 30.08.2013 г.


Принято с внесением изменений Утверждено

Протокол педагогического Приказ директора ОУ

совета № 6 от 23.01.2014 г. № 19 от 23.01.2014 г.



муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа 1 имени адмирала Алексея Михайловича Калинина»







Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Россия – Родина моя»

(1 класс)







Разработчик программы: Гущина Н. Б.











п. Шексна





Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 1-5
2. Общая характеристика курса ……………………………………………..… 5
3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности………………… 6
4. Описание ценностных ориентиров содержания …………………………. 6-7
5. Личностные и метапредметные результаты освоения курса; планируемые результаты……………………………………………………………………… 7-8
6. Содержание курса …………………...…………………………………...... 8-9

7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся ……………………………………………………………………... 9-10
8. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности…………………………………………………...……………. 10-11

9. Приложение……………………………...………………………………..11-18


























  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа «Россия – Родина моя» для 1 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.​ Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями);

2.​  Плана внеурочной деятельности МОУ «Школа № 1 им. адмирала А.М. Калинина» на 2013-2014 учебный год;

3. Авторской программы курса «Маленькие Россияне», для 1 класса, автора Шелепиной Л.Д., 2012 г.;

4.​ Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МОУ «Школа № 1 им. адмирала А.М. Калинина».

Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Россия – Родина моя” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании».

Актуальность программы:

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Программа по духовно – патриотическому направлению внеурочной деятельности рассчитана на применение в общеобразовательной школе, в основе программы лежат следующие направления: гражданско-правовое, патриотическое и нравственное.

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе).

Обучающиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.   В основу программы были положены следующие педагогические принципы и подходы:

1)  Принцип целостного подхода к развитию личности – в сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

2) Принцип развивающего характера деятельности - в организации деятельности посильной для конкретной личности, определение четко выраженного результата деятельности, стимулирование творчества и самостоятельности.

3) Принцип природосообразности – принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.

4) Принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

5) Личностно – ориентированный подход – уважение личности, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям,  к его духовной жизни, к мотивам его поведения.

Программа курса «Россия – Родина моя» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе.

Учебники «Русский язык» несут особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывают толерантность, учат решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивают уважение и интерес к творческой работе.

Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Содержание курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.

Учебники курса «Окружающий мир» дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Одной из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Учебники музыки и изобразительного искусства помогают решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.

Учебники «Английский язык» учат детей рассказывать о своей семье, своей стране, о достопримечательностях своего края; знакомят с культурами народов других стран мира; воспитывают толерантное отношение к другим народам и культурным традициям; развивают способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу.

Особое место в учебно-методическом комплекте «Начальная инновационная школа» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся; созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом. В учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система заданий на создание ситуаций предлагает учащимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать, согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе, дома.

Цель программы: создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Основные задачи:

  • Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам, качества гражданина и патриота своей Родины;

  • Знакомить учащихся с историей своей Родины, жизнью замечательных людей, Конституцией РФ, основными документами по правам человека и ребенка;

  • Формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка, учебные и жизненные ситуации;

  • Способствовать усвоению и реализации ребенком своих прав и обязанностей, развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;

  • Развивать творческие способности младших школьников.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей).

Отличительной особенностью данной программы является продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлеченно. К занятиям можно привлекать учителей – предметников, краеведов, родителей, представителей социума.

Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться на уроках, классных часах, в семье. Программа предусматривает предупреждение правонарушений среди учащихся начальных классов.


Планируемые результаты реализации программы:

1 уровень: (приобретение школьником социальных знаний)

Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность. Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовспитанию (самоизменению).

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности).

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

К концу обучения школьники должны:

  • быть любознательными, активно познающими мир;

  • владеть основами умения учиться;

  • любить родной край и свою страну;

  • уважать и принимать ценности семьи и общества;

  • быть готовыми самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • быть доброжелательными, умеющими слушать и слышать партнера, уметь высказать свое мнение;

  • выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Ожидаемые результаты спланированы на 1 год.


2. Общая характеристика курса.


Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.


3. Описание места курса «Россия – Родина моя» в плане внеурочной деятельности.


Программа «Россия – Родина моя» изучается в 1 классе из расчёта 1 раз в неделю (всего 33ч).

Рабочая программа рассчитана на 33 ч на 1 год обучения.


4. Описание ценностных ориентиров содержания курса

«Россия – Родина моя».


Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.

Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования, – это:


Ценность мира:

1) как общего дома для всех жителей Земли;

2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;

3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


5. Личностные и метапредметные результаты освоения курса

«Россия – Родина моя».

Личностные включают в себя:

- развитие интереса;

- действие нравственно-эстетического оценивания (что такое хорошо, что такое плохо);

- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;

- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;

- формирование желаний выполнять действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.

Метапредметные включают в себя:

Регулятивные:

 - введение правил;

- разный вид деятельности;

- раучивание игр.

Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.

Познавательные:

 - формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;

- формирование знаний о современных профессиях;

- формирование знаний об истории города, поселка.

Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музеи города, школы, к памятникам города, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.

Коммуникативные:

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

- формирование умения слушать и вступать в диалог;

- формирование умения в постановке вопросов;

- умение строить устный рассказ;

- формирование умений работать в парах, малых группах.

Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни города, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.           


6. Содержание курса.

Одним из основных направлений духовно-патриотического развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.


7. Тематическое планирование курса «Россия – Родина моя».


Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Что надо знать


Что такое патриотизм?

Беседа, презентация, чтение книг и стихотворений, поход в музей.

Нравственные законы социальной жизни

Изучение этикета, игры, разыгрывание сценок, беседы, просмотр фильма, работа в группах, с карточками, устные рассказы детей.

Права ребёнка как гражданина и человека

Изучение Конституции, составление таблицы «Права и обязанности человека», конкурс рисунков, презентация.

Символику российской государственности

Изучение герба, флага и гимна РФ, Вологодской области, конкурс рисунков, устные рассказы детей, беседы, изучение Конституции.

Традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России, Вологодской области.

Экскурсии в музей, беседа-обсуждение «Традиции нашей страны», презентации, викторина, просмотр фильмов и прослушивание аудиозаписей.

Что надо уметь

Контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам.

Беседы, изучение правил игры, викторина, тест.

Вести себя в обществе с другими людьми.

Беседы, работа в парах.

Соблюдать порядок в комнате, на рабочем месте, дежурство в классе.

Уборка кабинета, беседа, дежурство в столовой, игра, конкурс рисунков.


Календарно - тематическое планирование


Дата проведения

Название занятия

кол-во часов



Россия – моя страна.

9

1


Государственные символы РФ: герб, гимн, флаг.

1

2


Москва - столица России.

1

3


Выставка рисунков «Моя Родина».

1

4


Конституция – основной закон.

1

5


Конкурс стихов о Родине.

1

6


Подготовка страны к 70-летию со Дня Победы.

1

7


Как Россия стала морской державой.

1

8


Олимпийские игры в Сочи.

1

9


Спортивные игры.

1



Моя малая родина.

8

10


«Край северный – шекснинская земля…»

1

11–12


Путешествие по городам малой родины. Видеофильм «Вологда».

1

13


Традиции родного города. Видеофильм «Шексна - территория будущего».

1

14


Путешествие по Череповцу. Видеофильм «Череповцу- 235 ».

1

15


Конкурс стихов вологодских поэтов о родине.

1

16


Великий Устюг - родина Деда Мороза.

1

17


Час здоровья. Чемпионы спорта Вологодской области.

1



Такие разные праздники…

6

18


4 ноября - День национального единства.

1

19


Русская изба. Традиции и обычаи.

1

20


«Любовь к Родине начинается с любви к матери» (праздник)

1

21


Моя мама – лучший друг.

1

22


Боевые рубежи (час - игра ко Дню защитника Отечества).

1

23


КВН «День космонавтики».

1



Великая Отечественная война.

5

24


«Поклонимся великим тем годам!» (литературно – музыкальная композиция).

1

25


Шекснинцы – Герои Советского Союза.

1

26


Читаем книги о войне.

1

27


Конкурс чтецов «Строки опалённые войной».

1

28


Конкурс рисунков «Великая Отечественная война».

1



Мы жители Земли.

3

29


Конкурс рисунков «День Земли»

1

30


Круглый стол «Я - житель планеты Земля».

1

31


Самый красивый школьный двор. Акция.

1



Заключение.

2

32


Экскурсия в школьный музей.

1

33


Подведение итогов.

1



8. Описание материально–технического обеспечения образовательного процесса.


Программу обеспечивают: ноутбук, таблицы, схемы, атласы, карточки, аудиозаписи, видеозаписи, мультфильмы, Конституция РФ, энциклопедии, Красная книга Вологодской области, интерактивная доска.


1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.

2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.

3. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред. Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.

4. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1

5. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год

6. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.

7. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год

8. Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003г.

8. Л.А. Сетрукова, А.А. Востриков. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии. Новокузнецк, 1998г.

9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010г.

10. И. В. Карнаева. Формирование готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков группы риска. Кемерово, 2009г.

11. Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л. Г. Батраковой. Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся. Новокузнецк МАОУ ДПО «ИПК», 2011г.

12. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Москва, 2008г.

13. http://megabook.ru/

14. http://900igr.net/

15. http://www.panotours.ru/



9. Приложение.



Москва-столица России”

Цель:

- создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, нравственной культуры при ознакомлении с достопримечательностями Москвы и изучении событий прошлого и настоящего, связанных с историей города.

Задачи:

Образовательные задачи:

- познакомить с символикой Москвы (гербом, флагом, гимном);

- развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;

- познакомить учащихся с достопримечательностями Москвы;

- изучение событий прошлого и настоящего, связанных с историей города;

- расширить представление учащихся о городе Москве;

- учить детей работать индивидуально и в группе;

- формировать у учащихся образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства.

Воспитательные задачи:

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности;

- воспитывать эстетическое отношение к достопримечательностям Москвы, воспитывать чуткость, тактичность учащихся друг к другу, чувство коллективизма.

Развивающие задачи:

- создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств;

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- способствовать развитию речи учащихся, учить обосновывать свои ответы, развивать пространственные представления учащихся.


В результате изучения темы: Москва – столица России ученик должен:

знать/понимать:

- название родной страны и ее столицы;

- государственную символику Москвы-столицы России (гимн, герб, флаг);

- достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Соборная площадь, Большой театр и др.;

- характеристику отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Расположение на карте.

Уметь:

- определять признаки различных архитектурных строений г. Москвы;

- работать с планом своего города, с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты;

- определять последовательности исторических событий, соотносить года с веком.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ознакомления с городом в ходе проведения экскурсий к местам исторических событий, памятникам истории и культуры с целью ознакомления с достопримечательностями родного города, прошлым и настоящим родного города;

- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае и городе;

- охраны памятников истории и культуры.

Ход занятия:

1) Вступительная беседа учителя

Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким посёлком. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора. Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял - “город Москвы”. Учёные до сих пор спорят по поводу происхождения названия “Москва”. Единого мнения на этот счёт нет. Одной из версий является та, что слово “Москва” означает “влажное место”. Впервые Москва упомянута в летописи в 1147 году. Этот год и считается годом основания Москвы.

2) Символика города. Подготовленный рассказ ученика.

Назовите основные символы государства. Дети называют.

Давайте послушаем рассказы ребят о символах нашей страны.

Герб — это эмблема города, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. Герб украшен щитом с иконным изображением Георгия Победоносца — защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

Флаг-изображение Георгия Победоносца в центре прямоугольного полотнища тёмно-красного цвета.

Гимн — главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Обычно музыка гимна — торжественная, эмоционально приподнятая, а слова — величавые. Итак, гимн — это торжественная песня, прославляющая нашу Москву. Давайте послушаем отрывок из нашего гимна Москвы.

3) Достопримечательности Москвы.

Беседа с детьми с опорой на уже имеющийся опыт. Дети рассказывают, где они уже были в Москве, что видели.

4) Знакомство с Кремлём. Доклады подготовленных учеников.

Современный Кремль центр Москвы.

Любовь к Москве не мыслима без познания и понимания прошлого

Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция Президента Российской Федерации. Расположен на высоком, левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 га. Стены Кремля очень прочные. На самом деле это две кирпичные стены, пространство между которыми заполнено булыжникам.

Историческое прошлое Кремля.

Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад. Это установили археологи. Здесь были найдены осколки глиняных горшков, каменные топоры и кремневые наконечники стрел. Этими вещами когда-то пользовались древние поселенцы.

Место строительства кремля было выбрано не случайно. Кремль построен на высоком холме, с двух сторон окружённом реками: Москвой-рекой и Неглинной. Высокое расположение кремля позволяло заметить врагов с большего расстояния, а реки служили естественной преградой на их пути.

Согласно преданию, в то время неподалеку от Москвы находилась усадьба суздальского князя Юрия Долгорукого. Эти места настолько пришлись ему по душе, что он велел своему сыну Андрею (впоследствии известному, как князь Андрей Боголюбский) в устье реки Неглинной возвести взамен прежней, уже порядком ветхой крепости – новую, гораздо больших размеров. Это и был самый первый московский Кремль, тогда еще, разумеется, не каменный.

Первоначально Кремль служил укреплением посёлка кривичей, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. В 1238 году во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен. С 1264 года являлся резиденцией князей Москвы. В 1339 году построены стены и башни из дуба.

В 1367 году, при Великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из белого камня. С этого периода в летописях часто встречается название — “Москва белокаменная”.

В 1485—95 годах, при Иване III, фортификационные сооружения Кремля перестраиваются: новые стены и башни выше и толще прежних, облицовываются красным кирпичом. В 1508—1516 годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон.

Башни Кремля.

В Кремле 20 башен. Все башни Кремля называются по-разному, чтобы их можно было отличать одну от другой. Самая древняя башня-Тайницкая (1485 г.). Самая молодая башня-Царская (1680 г.). Самая мощная башня - угловая Арсенальная. Самая низкая башня - Кутафья.

Тайницкая башня Кремля.

Тайницкая башня названа так, потому что под ней были вырыты тайный колодец и ход к Москве-реке. Это самая первая башня, которую построили при постройке Кремля в 1485 году. С неё началось строительство всех кирпичных кремлёвских укреплений.

Кутафья башня.

Кутафья башня - самая низкая башня Кремля. Это единственная башня, расположенная за пределами стен Кремля. Это башня-стрельница нужна для удобного обстрела нападающих. Соединяется башня проездным мостом с Троицкой башней Кремля.

Троицкая башня.

Проездная башня Кремля соединена Троицким мостом с Кутафьей башней. Это был первый мост через реку Неглинную. Построен в 1499 г. Первоначально мост был деревянным. Проезд в ворота башни защищали опускающиеся металлические решётки и стальные ворота. На ночь их запирали, а утром городские ворота открывали.

Спасская башня.

Высота Спасской башни -71 м. У Спасской башни было 10 этажей (ярусов). На Спасской башне находятся главные часы России - Куранты. Диаметр часов на башне - 6,12 м. Длина минутной стрелки часов - 3,28 м. Высота цифр на часах - 72 см. На Спасской башне 10 колоколов. Вес часов - 25 т. У часов 3 гири весом от 160 до 224 кг каждая. Маятник курантов весит 32 кг. У Спасских ворот Кремля в старину шла бойкая книжная торговля (здесь были торговые лавки, где торговали сначала рукописными, а потом печатными книгами.)

Соборная площадь. Соборы Кремля. Доклады учеников.

Успенский собор.

Успенский собор стоит на месте построенного ещё Иваном Калитой в 1326 году первого каменного храма. Построил собор итальянский архитектор Аристотель Фиорованти. Собор возведён по образцу Успенского собора XII века в городе Владимире. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше арки собора вписаны фигуры святых. Над ними - изображение богоматери с младенцем.

Благовещенский собор.

Это изящный собор девятиглавый с золотыми куполами. Строился псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя в 1484 году. С царским дворцом собор соединялся специальным переходом. Самой большой ценностью собора является иконостас.

Архангельский собор.

Собор был построен в 1505-1509 годах итальянцем Алевизом Новым на месте древнего Архангельского собора, построенном ещё при Иване Калите в 1333 году. Центральный купол позолочен, боковые покрашены серебряной краской. Архангельский собор является усыпальницей московских великих князей и царей. В соборе всего 54 захоронения или 46 гробниц.

Колокольня Ивана Великого.

Самое заметное строение в Кремле, его высота - 81 метр. В 1329 году на месте существующей колокольни была небольшая церковь в честь Иоанна Лествиничника. В 1505 году церковь разобрали и на месте старой заложили новую. Строителями были Бон Фрязин и Петрок Малый. К церкви пристроили звонницу. Всего на звоннице 21 колокол. Колокольня была главной дозорной башней Кремля, с её высоты обозревалась Москва и окрестности в радиусе до 30 километров.

Царь-колокол.

Царём на Руси называют все, что является выдающимся, главенствующим над другими. Царь-колокол считается самым большим колоколом в мире. Его вес -12500 пудов, что составляет 200 тонн. Его высота - 6 м 14 см, а диаметр - 6 м 60 см. Свою родословную он ведёт от Большого Успенского колокола.

Царь-пушка.

Царь-пушка отлита Андреем Чоховым. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе во времена правления сына Ивана Грозного - Фёдора Ивановича. Это был результат развития литейного дела на Руси X века. Длина орудия - 5 метров 34 сантиметра. Калибр пушки-890 миллиметра.

Александровский сад.

“Вечный огонь”. Могила Неизвестного солдата.

Во время Великой Отечественной войны в декабре 1941 года произошла битва под Москвой. Тяжёлые бои шли у деревни Крюково (сейчас город Зеленоград). Весной 1963 года на территории школы № 842 была обнаружена братская могила защитников Москвы. Останки солдат захоронили на 40 км Ленинградского шоссе, и был сооружён курган “Штыки”. Через некоторое время была обнаружена ещё одна братская могила. И именно оттуда был взят прах Неизвестного солдата. 8 Мая 1967 года в канун Дня Победы состоялось открытие памятника “Могила Неизвестного солдата” и был зажжён вечный огонь.

Грот “Руины”.

Грот “Руины” в Александровском саду это памятник-напоминание о войне 1812 года. Он был сооружён в честь победы в войне над Наполеоном.

Красная площадь.

Исторический музей.


В 1872 году в Кремле, Александровском саду открылась Политехническая выставка. На ней в павильонах была представлена вся Россия, её достижения в разных отраслях. В Москве не было общеисторического музея. И видные учёные, историки решили организовать Исторический музей России.

Памятник Минину и Пожарскому.

Первый скульптурный памятник в Москве. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский возглавили народное ополчение в борьбе против польского войска в 1612 году. Нападение было отражено. В 1815 году было предложено установить этот памятник.

Лобное место.

Говорят, что его назвали так, потому что оно находится на “ взлобье” - крутом обрыве. Впервые о нём упоминается в 1547 году. На лобном месте глашатаи зачитывали указы царей. Проводились народные молебны.

Собор Василия Блаженного.

Часто этот храм называют Собор Василия Блаженного “каменный цветок”. Правильное его название - Покрова на Рву. В 1552 русское войско одержало ряд побед во время Казанского похода. Казань была присоединена к Московскому государству, исчезла угроза с востока. Царь Иван IV велел поставить восемь “заветных престолов (церквей)”, посвятив каждый из них святому, в день памяти которого была одержана победа.

Итог занятия.

Вот и закончилось наше путешествие. Расскажите, что больше всего запомнилось? - Кому-нибудь захотелось побывать в Москве? (Да!)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия - Родина моя"

Автор: Гущина Надежда Борисовна

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 326024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая программа кружка "Мой край родной" (предметная внеурочная деятельность) "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-kruzhka-moi-krai-rodnoi-priedmietnaia-vnieurochnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "233049"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442992710"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Россия - Родина моя" (проектная деятельность) "
    ["seo_title"] => string(99) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rossiia-rodina-moia-proiektnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "216930"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433178585"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_moi_krai_rodnoi_1"
    ["file_id"] => string(6) "535571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1578934772"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Юный краевед" "
    ["seo_title"] => string(110) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-obshchieintielliektual-nomu-napravlieniiu-iunyi-kraievied"
    ["file_id"] => string(6) "197205"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428216574"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства