г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ
МБОУ СОШ № 4 г. Полярные Зори
Молчанова Т.А.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с самых первых дней их школьной жизни.
Участие в проектной деятельности по выбранной нами теме позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также значительно увеличивает возможности максимальной самореализации каждого ученика.
Родители учащихся.
4 этап – 4 класс.
Темы | Направления исследований |
Моя семья | Рассказ о своей семье. Все профессии нужны, все профессии важны. Увлечения членов моей семьи. Как мы отдыхаем. Выставка творческих работ детей и членов их семей. Презентация «У нас живет…». |
Мои друзья | Рассказ о друге, фотография, рисунок. Телефон, адрес – как связаться с другом, приглашение на день рождения, подарок другу, пожелания другу. Мой день рождения (пожелания мне, мое заветное желание). Моя записная книжка. Анкета для друзей (что я хотел бы узнать у друга). |
Мой дом, моя улица… | Адрес, индекс (зачем нужен индекс), телефон. Что я знаю о своей улице (путешествие в историю). Что находится на моей улице, рядом с домом. Красивые уголки моего двора, улицы (прекрасное рядом). |
Моя школа | Что я узнал о школе. Школьный двор (прекрасное рядом). Кто работает в школе (профессии, люди). Моя школьная жизнь. Школьные товарищи (телефоны друзей и адреса). |
Мой родной город | Город, в котором я живу (конкурс рисунков). Что я знаю о городе Полярные Зори (история города). Конкурс рисунков и иллюстраций «Любимый город». Фотоконкурс «Прекрасное рядом». Чем может гордиться наш город (из истории войн). Спортивная жизнь города Полярные зори. Интересные места города Полярные Зори (Инфоцентр, музеи). Экскурсия по городу. |
Мурманская область - Кольский полуостров | В какой области мы живем. Что есть в нашей области. Где можно отдохнуть. Прекрасное рядом (фотоконкурс). |
Москва – столица Российской Федерации | Москва на карте России. Пути сообщения с другими городами. Роль столицы в жизни государства. Конституция. Конвенция о правах ребёнка. |
Путешествия по России | Летний отдых. Экскурсии в другие города. |
Путешествуя в прошлое Родного края | Саамы - коренные жители Кольского полуострова. Поморы: культура и быт. |
Песни, стихи и произведения о Родине: | Литературные чтения. |
2. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
4. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.
№ | Тема | Уровень сложности | Универсальные учебные действия | дата |
|
1-4 | Индивидуальный проект «Эрудит» | -«объяснялки» (работа со словарями) - рисунки | выбирает уровень сложности в соответствии со своими индивидуальными возможностями; пользуется дополнительными источниками знаний, знакомит других учащихся с новыми знаниями | |
5-8 | Коллективный проект «Учимся быть пешеходами» | - знакомство с ПДД - создание настольного макета «Поучение малышам» | Готовят рисунок (фотографию или иллюстрацию) и устный рассказ о ПДД. Участвуют в строительстве макета. | |
9-11 | Индивидуальный проект «Моя семья» | - рисунок - фотография - устный рассказ о своей семье с иллюстрацией | Выбирают уровень участия. Готовят рисунок (фотографию или иллюстрацию) и устный рассказ о своей семье. Заполняют свою страничку в альбоме. | |
12-15 | Индивидуальный проект «Мои друзья. Знакомьтесь…» | - рисунок или фотография друга - рассказ о друге -эксперимент «Письмо другу» -«Зачем нужна почта?» -из истории почты -экскурсия на почту -«Кому и зачем пишут письма?» -письмо другу (бабушке и др.) | | |
16-18 | Коллективный проект «Мой дом, моя улица». | -цикл практических работ: индекс, адрес, телефон -рисунок или фотография дома, улицы -рассказ об истории названия улицы | Знакомятся с новыми понятиями, учатся записывать данные школы, самостоятельно записывают свои данные. Проводят первые исследования. Создание коллективной работы «Улицы моего города» | |
19-20 | «Путешествуя в прошлое: саамы». | экскурсия в ИЦ -знакомство с саамскими сказками -участие в мастер-классе | Представляют саамские сказки, выполняют творческую работу на заготовленных страничках альбома | |
21-22 | Индивидуальный проект «Поздравляю с праздником…». | -составление индивидуальной памятки -изготовление поздравительных открыток | изготавливают памятки, готовят поздравительные открытки | |
23-24 | Индивидуальный проект «Моя энциклопедия: домашние животные» | -рисунок -фотография - рассказ о своем питомце с иллюстрацией | Готовят рисунок (фотографию или иллюстрацию) и письменный рассказ о своем питомце. Заполняют свою страничку в альбоме. | |
25-28 | Индивидуальный проект «Мой город» | -рисунок -фотография -исследование истории названия города | Выполняют работу в свободной форме, готовят представление (защиту) в форме заочной экскурсии по городу | |
29-33 | Живая газета как форма подведения итогов | - выступление | Готовят сценарий и выступление совместно с учителем | |
№ | Тема | Уровень сложности | Универсальные учебные действия | дата |
1-3 | Конкурс творческих работ “Как я провел лето” | 1.Наглядное оформление. 2.Краткий рассказ в письменной форме. 3.Представление своей работы. | Выполнять наглядное оформление (портфолио). С помощью учителя готовить краткий рассказ в письменной форме и представление творческой работы. | |
4 | Что такое исследование | планирование индивидуальной исследовательской деятельности, выбор тем | определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления | |
5-7 | «Учимся быть пешеходами». | - закрепление ПДД - создание книжек-малышек «Малышам о ПДД» | Выполнять рисунок (фотографию или иллюстрацию) и устный рассказ о ПДД. Создавать книжку - малышку | |
8 | Наблюдение и наблюдательность | Знакомство с наблюдением как методом исследования. | Изучать преимуществ и недостатков наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. | |
9-10 | Круглый стол “Все профессии важны, все профессии нужны”. | - краткое сообщение с иллюстрацией; - сообщение с использованием дополнительных источников знаний о выбранной профессии с иллюстрацией; - мини альбом о выбранной профессии одного из членов своей семьи | Подбирают, оформляют и представляют сообщение в и наглядный материал о профессии одного из членов семьи | |
11 | Что такое эксперимент | Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.) | | |
12 | Учимся вырабатывать гипотезы | Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез | | |
13-14 | Презентация “Моя записная книжка” | Оформление и назначение записной книжки | Заводят под руководством взрослого свою записную книжку. | |
15 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | Выбор темы. Составление плана исследования. Сбор материала. Обобщение полученных данных. Доклад | оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; | |
16-18 | «Путешествуя в прошлое: саамы» | экскурсия в ИЦ чтение саамских сказок сочинение сказок, проект «Старые сказки на новый лад | сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | |
19-20 | Исследовательская работа “Что находится на моей улице” | схема улицы | Наносить на схему различных объектов Уточнять незнакомые объекты Делать вывод (чего не хватает на моей улице и где это находится) | |
21-22 | Операция “От всей души” | Устное поздравление | составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем | |
23 | Знакомство с логикой | Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения | классифицировать предметы по разным основаниям | |
24 | Как задавать вопросы | Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. | учить задавать вопросы | |
25-27 | Конкурс творческих работ “Прекрасное рядом. Полярные Зори – мой город любимый | фотозарисовка письменная работа сборник рассказов «Мой город» | испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; | |
28 | Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» | Сбор информации, папка исследователя | собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад. | |
29 | Игра “Широка страна моя родная”. | Родина, Россия | осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России | |
30-31 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследований | сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. | представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ .Задавать во просы и высказывать собственное мнение об услышанном. | |
33-34 | Живая газета – подведение итогов за год | наглядный материал и устные сообщения | оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | |
№ | Тема | Содержание работы | Универсальные учебные действия | дата |
1 | Что такое исследование. Повторение | Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. | Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе. | |
2 | Кто такие исследователи? (Повторение) | Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир | |
3 | Индивидуальное исследование «Моя родословная» | Предки, род, родословная. Семья, члены семьи. | Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (семьи и общества); представлять информацию в виде таблицы, схемы, в том числе с применением средств ИКТ; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. | |
4 | Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы. | Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. | Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. | |
5-6 | Выбор темы индивидуальных проектов, постановка цели и задач. | Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. | Предполагать, какая информация нужна; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | |
7-8 | Выбор путей решения. Составление плана работы индивидуальных исследований. | План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения. | Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |
9-10 | Коллективный проект «Отмечаем государственные праздники» | осознание себя гражданином России | |
11-12 | Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами. | Поиск информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия. Каталог. Работа с каталогами. | предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; | |
13-14 | Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации. | Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. | Предполагать, какая информация нужна; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); | |
15-16 | Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика. | сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); выбирать основания для сравнения, классификации объектов; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; | |
17 | Отчёт по собранному материалу. | Обработка информации. Оформление информации. | |
18-19 | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы. | |
20 | Обобщение материала. Правила оформления материала. | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. | |
21-22 | Оформление работы на компьютере. | Работа с компьютером. Презентация. | |
23-24 | Требования к оформлению работы. | Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”. | |
25-26 | Подготовка текста защиты проекта. | Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. | |
27-28 | Подготовка презентации. | Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. | |
29-30 | Защита проекта. Выступление. | Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования. | |
31 | Составление анкет, опросников, интервью. | Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью. | Предполагать, какая информация нужна; Взаимодействовать с людьми,задавать правильно поставленные вопросы, уметь выслушать и кратко зафиксировать информацию) оформлять свои мысли в устной и письменной речи; | |
32-33 | Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования. | слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |
34 | Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы. | Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи. | представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | |
№ | Тема | Содержание работы | Универсальные учебные действия | дата |
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение) | Исследование,исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. | Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе. | 9.09 |
2 | Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы. | Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями. | Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. | 16.09 |
3-4 | Индивидуальное исследование. Выбор темы, постановка цели и задач. | Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы | Предполагать, какая информация нужна; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | 23.09 30.09 |
5-7 | Коллективный социальный проект: Устный журнал «Мурманские поэты о ВОВ» (для уч-ся 1-3 классов) | Сбор материала. Сценарий. Распределение обязанностей. Представление проекта | осознавать себя гражданином России; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | 7.10 14.10 21.10 |
8-9 | Выбор путей решения индивидуального исследования. Составление плана работы. | План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения. | Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; | 28.10 11.11 |
10 | Выдвижение гипотез. | Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез | учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать и правильно формулировать гипотезы | 18.11 |
11 | Сбор материала. | Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование | Предполагать, какая информация нужна; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); | 25.11 |
12-14 | Коллективный социальный проект «К истокам Руси» | Сбор материала. Сценарий. Распределение обязанностей. Представление проекта | осознавать себя гражданином России; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | 2.12 9.12 16.12 |
15-16 | Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа. | Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе | Предполагать, какая информация нужна; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); | 23.12 13.01 |
17 | Обработка информации. | Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи | Составлять таблицы, схемы, чертежи | 20.01 |
18-19 | Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика | сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); выбирать основания для сравнения, классификации объектов; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; | 27.01 3.02 |
20 | Обобщение материала. Правила оформления материала. | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности | 10.02 |
21 | Отчёт по собранному материалу | Обработка информации. Оформление информации | 17.02 |
22-23 | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы | 24.02 3.03 |
24 | Требования к оформлению работы. Повторение. | Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”. | 10.03 |
25 | Оформление работы на компьютере. | Правила работы за компьютером | 17.03 |
26-27 | Подготовка текста защиты проекта. | Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление | 31.03 7.04 |
28-29 | Подготовка презентации. | Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности | 14.04 21.04 |
30-31 | Защита проекта. Выступление. | Сдача исследовательской работы. Рефлексия.. | 28.04 5.05 |
32-33 | Рекламный групповой проект «Приходите к нам учиться» | Сбор материала. Сценарий. Распределение обязанностей. Представление проекта | организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); уважать иное мнение | 12.05 19.05 |
34 | Итоговое занятие «Праздник исследователей» | | искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений | 26.05 |