Рабочая программа учителя по курсу «Я – исследователь»
Рабочая программа учителя по курсу «Я – исследователь»
Курс «Я - исследователь»организуется по интеллектуальному направлению развития личности.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя по курсу «Я – исследователь»»
Пояснительная записка
к курсу «Я – исследователь»
Рабочая программа учителя по курсу «Я – исследователь» (1 класс) составлена на основе примерной программы «Я – исследователь»: сборник «Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова» / Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г. Автор курса – Савенков А.И. (с. 27), Рабочей программы по курсу «Я - исследователь»(1-4-е классы) МБОУ СОШ №27 г. Белгорода, методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь» для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012.
Курс «Я - исследователь»организуется по интеллектуальному направлению развития личности.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать
предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:
организационных (регулятивных),
интеллектуальных (познавательных),
оценочных (личностных),
коммуникативных.
Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания,
организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Проектная деятельность ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику организации проектной деятельности младших школьников, методику организации проектной деятельности А.В. Горячева, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
Первый уровень результатов(1 класс):
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.
Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
с уроками окружающего мира
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса « Я - исследователь»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
Умение находить несколько вариантов решения проблемы
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Умение выдвигать гипотезы
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
Создавать рисунки в графическом редакторе;
Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Изменения в авторскую программу не внесены
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Авторская программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
По календарю в 2019 – 2020 учебном году – 29 ч. Уплотнение произведено на 4 ч за счет объединения занятий:
№4: Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям. и №5: Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям.
№11: Как работать с книгой? и №12: Как работать с книгой?
№23: Коллективная игра-исследование и №24: Коллективная игра-исследование
№29: Мини-конференция по итогам собственных исследований. и №30: Мини-конференция по итогам собственных исследований
Формы организации учебного процесса.
Освоение учащимися курса «Я - исследователь»организуется в таких формах как экскурсии, соревнования, общественно полезные практики.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются: наблюдение, беседа, творческие работы.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Я - исследователь» на 2019-2020 учебный год_ 1 класс
№
Наимено-вание раздела програм-мы
Тема занятия
Планируемые результаты
Дата проведения
Предметные УУД
Метапредметные УУД
По плану
Фак-ти-чески
Тренинг развития исследо-вательских способ-ностей
(16 ч)
Что такое исследование? Методы исследования
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как люди используют результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
02.09
Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез.
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа.
16.09
Как правильно классифицировать.
Что такое определения?
Как давать определения понятиям
Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок.
23.09
Как правильно классифицировать.
Что такое определения?
Как давать определения понятиям
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.
Учимся делать умозаключения и выводы
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод?
30.09
Учимся делать умозаключения и выводы
Как правильно делать умозаключения - практические задания.
07.10
Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное
Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
14.10
Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».
21.10
Как делать схемы?
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».
11.11
Как работать с книгой?
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги?
18.11
Как работать с книгой?
Практическая работа по структурированию текстов.
Что такое парадоксы?
Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».
25.11
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.).
02.12
Как планировать исследования и проекты
Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.
09.12
Как сделать сообщение о результатах исследования
Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
16.12
Самостоя-тельная исследова-тельская практика
(10 ч)
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований
Методика проведения самостоятельных исследований
23.12
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований
Методика проведения самостоятельных исследований
13.01
Экспресс-исследование
Проведение экспресс-исследований в группах по 2-3 человека
20.01
Мини-конференция по итогам экспресс-исследования
Проведение мини-конференции по итогам экспресс-исследования
Выступление желающих с кратким сообщением
27.01
Экскурсия-исследование
Проведение экспресс-исследований во время экскурсии в группах по 2-3 человека
03.02
Мини-конференция по итогам экскурсии
Проведение мини-конференции по итогам экспресс-исследования во время экскурсии
Выступление желающих с кратким сообщением (каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы)
10.02
Коллективная игра-исследование
Организация и проведение коллективной игры-исследование
Рефлексия и выводы по итогам игры
17.02
Коллективная игра-исследование
Организация и проведение коллективной игры-исследование
Рефлексия и выводы по итогам игры
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование
Проведение экспресс-исследования, пользуясь методами, которые освоили в ходе тренировочных занятий.
Подведение итогов в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
02.03
Сообщения о собранных коллекциях
Выбор темы для своей коллекции и сбор материала
Семинар с выступлениями о том, какие коллекции собраны
16.03
Монито-рингисследо-ватель-ской деятель-ности
(7 ч)
Мини-конференция по итогам экспресс-исследований
Выступление с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Вопросы и высказывание собственных мнений об услышанном
06.04
Мини-конференция по итогам экспресс-исследований
Выступление с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Вопросы и высказывание собственных мнений об услышанном
13.04
Мини-конференция по итогам собственных исследований
Выступление с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование».
Вопросы и высказывание своего мнения об услышанном.
20.04
Мини-конференция по итогам собственных исследований
Выступление с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование».
Вопросы и высказывание своего мнения об услышанном.
Мини-конференция по итогам собственных исследований
Выступление с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование».
Вопросы и высказывание своего мнения об услышанном.
27.04
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся первых классов
Участие в заслушивании всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам
18.05
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся первых классов
Участие в заслушивании всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам
25.05
III. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
по курсу «Я - исследователь»
№
Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой
Учебные и методические пособия для учителя:
Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005.
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Учебные и методические пособия для обучающихся:
Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.
Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.
Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. - 32 с.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. - 32 с.
Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу".Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
Набор ЦОР по проектной технологии.
Оборудование класса
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
10.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
11.
Полки для Уголка книг
12.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.