kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Школа общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Школа общения"»


«Утверждаю» «Рассмотрено» «Согласовано»

Руководитель МО: Зам. по УВР: Директор школы

_______________________ ______________________ _____________________

Протокол от ______ ___ №__ « ____» _____________ Приказ от ________№_





Рабочая программа

внеурочной деятельности для

для 3-В класса

кружок «Школа общения»






Программу разработала

Волкова Любовь Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

на 2015-2016 учебный год


Пояснительная записка.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

  • формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.

Смыслообразующие идеи программы:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

Общая характеристика основных направлений внеурочной деятельности

В начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности:

  • Спортивно-оздоровительное направление

  • Духовно-нравственное направление

  • Общеинтеллектуальное направление

  • Общекультурное направление

  • Социальное направление

  • Спортивно – оздоровительное направление

  • Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

  • Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

  • Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО. Образовательные учреждения должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Духовно-нравственное направление, общекультурное направление

Духовно-нравственное и общекультурное направление направления включают широкий спектр видов деятельности. В качестве системообразующей можно взять любой из видов деятельности. Рассмотрим организацию внеурочной деятельности в рамках данных направлений  на примере художественно-эстетической деятельности

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание учебных предметов и внеурочных занятий по искусству.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

Музыка как интегрированный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. «Музыка» выдвигает единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Изобразительное искусство как интегрированный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. «Изобразительное искусство» - этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место.

Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Она знакомятся и с такими видами искусства, как кино и театр.

Общеинтеллектуальное направление

Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуба «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников ДОУ, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.






Социальное направление

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.


Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 занятия в год. Проводятся они в группе 15-20 человек. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия- 35 минут.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов обучения школы общения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и ихдушевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел,
чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В начале школьного обучения ребенок должен привыкнуть к правилам поведения в школе, новому режиму дня, проявлять желание ходить в школу, иметь хорошее эмоциональное самочувствие, не болеть, установить контакты с новыми сверстниками и взрослыми, а так же хорошо усваивать программу.

В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная активность и устойчивый интерес к экспериментированию. Самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности. Формируетсяпроизвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности.

Формируется знаково-символическая деятельность младших школьников – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Умение увидеть целое раньше его частей, свойственное ребенку дошкольного возраста, дает начало развитию творческого воображения, умению реконструировать известные и создавать новые объекты.

Достижением развития младшего школьника является осознание отношения двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии. К концу младшего школьного возраста интуитивное владение словом дополняется осмысленным к нему отношением и должно выражаться в письменной речи учащихся.

Показателями сформированности совместной учебной деятельности учащихся и учителя к концу начального обучения являются следующие:

– умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий;

– умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез;

– работать с моделями и схемами;

– оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.

Важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии, которая проявляется: а) в умении отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; б) в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; в) в умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей.

Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, к текстам. В начальной школе умение учиться лишь зарождается и его развитие и индивидуализация происходят позже.

Младшие школьники приобретают опыт преобразования игры в художественное творчество. Они обнаруживают способность создавать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, словесные художественные образы. Эти образы представляют собой относительно завершенный продукт и адресованы не только себе самому, но и другим людям – зрителю, слушателю, читателю.

Социально-личностное развитие младшего школьника характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся отношения со взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста у ребенка появляется знание о своих индивидуальных качествах.

Главным личностным новообразованием младшего школьного возраста детей становится способность к самоизменению, ограниченная пока умением и стремлением ребенка расширять границы собственных знаний и имений.

К концу младшего школьного возраста появляется умение учащихся оценивать свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я». Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребенка по организации сотрудничества со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками. Взаимоотношения детей строятся с учетом правил культурного поведения, становятся доброжелательными, дружескими; младшие школьники могут самостоятельно разрешать возникающие конфликты, развивается и умение предотвращать конфликтные ситуации, строить общение со сверстниками с учетом их настроения и индивидуальности и точки зрения. Ребенок знает и понимает невербальный язык общения.

Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя, других людей (близких, сверстников и др.).





Содержание учебного курса кружка «Школа общения»

  1. Учимся дружить (4 часа)

Формировать у учащихся представления о понятиях  «дружба», «друг»;развивать умения видеть, понимать, оценивать  чувства и поступки других, мотивировать, объясняет свои суждения; развивать коммуникативные навыки и формирование игровой культуры , а также формировать негативное отношение к вредным привычкам; выясняет какую пользу могут приносить привычки. Формировать представления о качествах необходимых в дружбе.


2. Я- владелец своих эмоций (5 часов)

Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях, умение использовать различные приемы проявления чувства. Учится выражать свои эмоции и чувства. Развивает способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме. Учится быть здоровым и душой и телом, стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.


3.Встречи с самим собой (5 часов)

Уметь говорить о себе в первом лице. Формировать представление о своем внешнем облике, об элементарных навыках ухода за своим лицом и телом. Создавать положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности, воспитывать взаимоуважение, обучаться вежливому обращению друг с другом. Достигает внутригруппового сплочения в коллективе; осмысливать своё персональное «Я» как части своего класса.


4.Я среди других людей (8 часов)

Приобретать знания о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Знать и понимать понятие «обязанность»,понимать необходимость выполнения этих обязанностей. Знать обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. Развивает коммуникабельность. Формировать положительную установку на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий. Строить мост взаимопонимания в отношениях между всеми людьми.


5.Вежливая речь (6 часов)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. 


6.Правила и законы общения (6 часов)


Расширять представление о стиле общения. Углублять знания о правилах этикета; развивать умение строить позитивные отношения в обществе; воспитывать ценностное отношение к себе и другим. Оценивает адекватно ситуацию и предотвращает конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Учиться преодолевать застенчивость, обретать уверенность в себе, воспитывает чувства товарищества и взаимопомощи.


Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Формы работы:

  • Беседы

  • Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)

  • Рассказ ы педагога и детей

  • Чтение художественных произведений

  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера

  • Сочинение историй

  • Наблюдения

  • Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации

  • Дискуссии

  • Исследования

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки

  • Тренинги общения

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  1. Анкетирование учащихся и родителей


Планируемые результаты работы.


Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.


Материально – техническое обеспечение курса

ЛИТЕРАТУРА
  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.

  2. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.

  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  4. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.

  5. Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.

  6. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.

  7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

«Завуч начальной школы», №5, 2004.

  1. Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.

  2. Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.

//Начальная школа// № 6 - 2008.

  1. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.

  2. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.

  3. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.

  4. Интернет-ресурсы













Тематическое планирование 3 класс


Раздел программы

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия

Материально-техническое обеспечение

Дата проведения


1

«Посеешь характер-пожнешь судьбу»

1

Знакомится с понятием «привычка»; формирует негативное отношение к вредным привычкам; выясняет какую пользу могут приносить привычки.

Предметные результаты:

- знаёт, что самое ценное в дружбе – любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь;

- оценивает характер взаимоотношений со сверстниками;

- знает правила приема гостей и поведения в гостях, правила поведения за столом


записи пословиц, плакат цвета радуги, мультимедиа, музыкальное сопровождение, карточки.


Учимся дружить

4 часа

2

«Мы-третьеклассники»


1

-проводит хронометраж дня, анализирует свой распорядок дня, корректирует его;

-оценивает свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.


Листы А4, цветные карандаши


3

«Ты и твои друзья»


1

Формирует представления о понятиях  «дружба», «друг»; развивает умения видеть, понимать, оценивать  чувства и поступки других, мотивирует, объясняет свои суждения; развивает коммуникативные навыки и формирование игровой культуры 

Метапредметные результаты:

- принимает и сохраняет целевые установки урока, сформулированные совместно с учителем;

- осваивает начальные формы личностной рефлексии через оценку взаимоотношений со сверстниками, сравненивает интересы и увлечения;

формулирует с их помощью правила этикета;

- взаимодействует в группе при выполнении учебных заданий, участвует в ролевой игре в соответствии с заданными условиями;

- активно использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, обсуждает морально-этические аспекты дружбы;

- формулирует выводы из изученного материала.


Песня «Дружба», «кирпичики» для построения Дома дружбы


4

«Ищу друга»


1

способствует формированию понятий «дружба», «друг», представления о качествах необходимых в дружбе

Личностные результаты:

- осознаёт ценность дружбы, согласия, взаимопомощи между людьми, ценит добрые и справедливые поступки и стремиться  их совершать.


листы А4,клей-карандаш, карточки с названием черт характера, маркер, записи детских песен о дружбе, мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка (1-ая серия) » проектор, экран, компьютер


Я- владелец своих эмоций

5 часов

5

«Я и мое настроение»


1

учится быть здоровым и душой и телом, стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Личностные: учится осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  формирует умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

Познавательные: извлекает информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

Коммуникативные: – оформляет свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использует речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической  формами речи.




фонограммы песен, цветок, правила, шаблоны, краски


6

«Я могу управлять своим настроением»

1

Формирует навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

Формирует умение использовать различные приемы проявления чувства.



Цветные карандаши, листы А4, краски


7

«Как выразить свои эмоции»

1

Учится выражать свои эмоции и чувства; Развивает способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме

демонстрационные карточки с изображением эмоций,  конверты с заданиями и вопросами,.


8

«Эмоции. Общение»

1

Знакомится с понятием «эмоции»;  осознаёт собственные эмоции;

альбомы для рисования, фотографические изображения эмоций детей и взрослых, музыкальные композиции, модели цветов.



9

«Моё поведение»

1

формирует умения анализировать  свои поступки, развивает умение прогнозировать последствия поступков и корректировать своё поведение. Воспитывает стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.

Карточки для игры «Хорошо — плохо», картинки для беседы.


Встречи с самим собой

5 часов

10

«Что я знаю о себе?»


1

 формирует образ Я, умеет говорить о себе в первом лице, формирует представление о своем внешнем облике, об элементарных навыках ухода за своим лицом и телом.

Познавательные:

обобщает полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечивает обратную связь от группы; развивает умение оказывать и принимать поддержку окружающих; осмысливает себя как члена группы, способной оказывать поддержку.

Коммуникативные:

– высказывает и обосновывает свою точку зрения;

– слушает и слышит других, пытается принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные: – ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–формирует 

этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Зеркало для игры-тренинга


11

«Что знают обо мне окружающие?»

1

Снимает эмоциональное напряжение во взаимодействии с окружающими людьми.

Создаёт атмосферу безопасности и поддержки.

цветные карандаши, листы А4


12

«Мой портрет в лучах солнца»

1

Рассказывает о том, как дома родители называют его ласково

Цветная бумага, ножницы, цветные карандаши


13

«Мои друзья»


1

Создаёт положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности, воспитывает взаимоуважение, обучается вежливому обращению друг с другом.

пословицы о дружбе, стихи, бумажная ромашка для игры «Ромашка»; конверты со словами, входящими в состав пословиц; цветные карандаши и бумага.


14

«Наш класс»


1

Достигает внутригруппового сплочения; осмысливает своё персональное «Я» как части своего класса

Тесты


Я среди других людей

8 часов

15

«Наши права и обязанности»

1

Приобретает знания о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. знакомится с основным законом – Конституцией России,  с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей

Личностные: развивает познавательный процесс,

находит решение проблемы, используя знания, дополнительную литературу,  развивает нравственное, правовое воспитания; формирует толерантное сознание школьника; воспитывает ответственность за правонарушения.








Коммуникативные: умеет правильно пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации, повышает эффективность общения.

Воспитывает уважительные отношения к друг другу; знакомится с целью курса занятий;

даёт первоначальное представление о значении общения в жизни человека







Познавательные: формулирует определение понятия «общение»;

-осознаёт роль общения в жизни общества и человека;

- приобретает знания и навыки культурного общения.

презентация, иллюстрации, отрывки из литературных произведений, словари.


16

«Застенчивость и неуверенность в себе»

1

 Способствует формированию помочь себе в преодолении застенчивости и неуверенности.

Анкеты для учащихся


17

«О чем говорят наши жесты»

1

Знакомится с выразительными движениями как невербальными средствами общения; тренируется в невербальном общении; воспитывает ответственное отношение к порученному делу и чувству товарищества.

мини-плакаты со словами: поза, мимика, жест; индивидуальные задания для групп; секундомер


18

«Доверие в общении»


1

Развивает коммуникабельность;

формирует положительную установку на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.



ручки, небольшие листочки бумаги для записей.



19

«Умею ли я слушать?»


1

Развивает коммуникативные способности учащихся: развивает навыки восприятия партнера по общению, навыки понимания окружающих людей, навыки невербального общения, развития наблюдательности, формирует умение работать в группах, навыки самоанализа.

воспитывает уважение к окружающим, способствует формированию у учащихся навыков культурного общения, культуры поведения.


карточки с заданиями для работы в группах;

компьютер,  мультимедийный проектор и презентация к уроку



20

«Чем уверенность отличается от самоуверенности»



1

Знакомится с понятиями «самоуверенность» и «уверенность»; сравнивает самоуверенность и уверенность


альбомные листы и цветные карандаши


21

Обязанности ученика в школе и дома

1

Понимает понятие «обязанность». Понимает необходи мость выполнения обязанностей. Узнаёт обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.

презентация «Обязанности ученика»


22

«В дружбе - сила»


1

строит мост взаимопонимания в отношениях между всеми людьми, активно выполняет задания.

Карточки с заданиями и конкурсами, игры, презентация, проектор


Вежливая речь

6 часов

23

«Правила хорошего тона»


1

Использует доброжелательный тон в общении;

-оценивает характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.


Личностные: воспитывает уважение к личности, умеет видеть и выделять прекрасное. развивает наблюдательность и внимание.




Регулятивные:

– самостоятельно формулирует тему и цели занятий;

– составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем.





Коммуникативные: – адекватно использует речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической  формами речи.


Картинки детей с разным поведением для обсуждения


24

«Употребление вежливых слов в общении»

1

-использует в речи слова вежливости;

-участвует в диалоге: высказывает свои суждения по обсуждаемой теме, анализирует высказывания собеседников, добавляет их высказывания




видеоматериал, иллюстрации, проектор, компьютер, рассказы для обсуждения


25

«Этикетные диалоги, речевые привычки»

1

дать понятие «диалог», научить составлять и

правильно оформлять этикетные диалоги;

развивать умение использовать в диалогах вежливые слова;

воспитывать культуру общения.


компьютер, экран, презентация.


26

«Искусство делать комплименты»


1

имеет представление о комплименте как о виде речевых действий, направленных на подбадривание собеседника. 

.Магнитофон, ИКТ.


27

«Вежливый отказ»


1

– Знакомится со средствами, смягчающими отказ:

 вежливыми словами;

 объяснением причины отказа;

 обещанием выполнить просьбу впоследствии;

соответствующими мимикой, жестами, тоном.

– Закрепляет умение вежливо отказывать:

 учится уместной реакции на отказ. Учится употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении.


таблицы с опорными выражениями, фонограмма песни «Улыбка».


28

«Портрет культурного человека»


1

Выясняет что культурно, а что бескультурно?

Показывает положительное влияние на человека культуры.

Формирует мнения о важности приобщения к культуре.


видеоматериал, иллюстрации, проектор, компьютер, рассказы для обсуждения


Правила и законы общения

6 часов

29

«Стили общения»


1

Расширяет представление о стиле общения. – углубляет знания о правилах этикета;

- развивает умение строить позитивные отношения в обществе;

- воспитывает ценностное отношение к себе и другим.


Коммуникативные:

высказывает и обосновывает свою точку зрения;

– слушает и слышит других, пытаться принимать иную  точку зрения, учится быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;

– задает вопросы.

Личностные: –  учится осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– учится чувству прекрасного – умению воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Познавательные:

– пользуется словарями, справочниками;

– осуществляет анализ и синтез;

– устанавливает причинно-следственные связи;

– строит рассуждения.






карточки с текстами-описаниями; фрагмент из мультфильма «Крошка енот»; фонограмма песни «Улыбка», компьютер, проектор


30

«Что такое конфликт?»


1

формирует представление о конфликте, развивает умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находит способы их разрешения.

Бланк теста “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”, ручки шариковые, листы бумаги



31

«Конфликтные эмоции»

1

оценивает адекватно ситуацию и предотвращает конфликты;

-самостоятельно формулирует правила коллективной игры, работы.


Таблицы для выполнения упражнения “Алфавит эмоций”.



32

«Стили поведения в конфликте»

1

Высказывает предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

Бумага для упражнения “Снежинки” и “Рисунок вдвоём”.



33

«Плохо одному»


1

учится преодолевать застенчивость, обретает уверенность в себе, воспитывает чувства товарищества, взаимопомощи

Беседы, разбор ситуаций, игры.



34

«Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

1

передаёт ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам,.

развивает коммуникативные способности 

беседы, видеоматериал, иллюстрации, проектор, компьютер




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Школа общения"

Автор: Волкова Любовь Викторовна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа  внеурочной деятельности. Кружок «  В мире  театра» "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-v-mirie-tieatra"
    ["file_id"] => string(6) "216232"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432907481"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "рабочая программа кружка "Родное слово""
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaiaproghrammakruzhkarodnoieslovo"
    ["file_id"] => string(6) "278314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453053580"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-tam-ghdie-zhivut-kukly-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408473384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства