Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок « В мире театра»
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок « В мире театра»
Образовательной областью данной программы является искусство. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Кружок « В мире театра» является предметом внеурочной деятельности в школе. Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус. Значимость работы в этом направлении обусловлена в современном мире тем, что большинство детей подвержены уже в раннем возрасте сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. Очень важно, что театральная деятельность создает условия для более успешной социализации личности. Социализация включает в себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения.Занятия курса взаимосвязаны с уроками технологии, музыки, изобразительного искусства, литературного чтения. Занятия организуются исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников, места расположения школы от профессионального театра, материальной базы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок « В мире театра» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наримановского района
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено и рекомендовано к использованию
методическим советом
Протокол № _______
от «____» ______________2014 г.
Согласовано
заместитель директора
по УВР
____________ Камаева Т.В.
«____» ___________2014 г.
Утверждаю
директор школы
___________ С.С.Игохина
«____» __________ 2014 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Кружок « В мире театра»
по художественно –эстетическому направлению
на 2014 – 2015 учебный год
2 «А» класс
Составитель:
Николаева Л.И.,
учитель начальных классов
г.Нариманов
2014г
Пояснительная записка
Программа занятий кружка разработана на основе документов:
-Федерального государственного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно – нравственного воспитания российского школьника.
-авторской программы педагога дополнительного образования М.Н.Игнашовой, ЦДТ г. Раменское, Московской области, 2011г .
Курс « В мире театра» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций формируем цели:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы формирования образовательных запросов и потребностей детей. Через театральное искусство помочь ребенку в процессе самопознания и саморазвития максимально развить творческие возможности;
- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка. Занятия в театральном коллективе помогают маленькому человеку овладеть навыками межличностного общения и сотрудничества, приучает к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
- активизация познавательных интересов, расширение рамок познания;
- формировать эстетический вкус, обогатить внутренний мир ребенка посредством знакомства с театральным искусством. Профилактика асоциального поведения детей.
Задачи:
Закрепить знания и умения , полученные в первый год обучения.
Учить сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания , исключая из поля внимания помехи извне.
Ознакомить с профессиями художника – декоратора, гримёра, музыканта, хореографа. Помочь студийцам в организации театрального процесса.
Учить ориентироваться в пространстве.
Развивать умение действовать на сцене по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
Учить обозначать место действия, подключая, в том числе, вещественный мир.
Раскрыть и развить голосовые возможности каждого ребёнка.
Развивать у детей интерес к истории зарубежного театра в разные исторические эпохи.
Общая характеристика курса
Занятия в кружке проводятся с детьми младшего школьного возраста. Оптимальное количество учащихся для занятий в кружке 10 – 15 человек.
Образовательной областью данной программы является искусство. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Кружок « В мире театра» является предметом внеурочной деятельности в школе. Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус. Значимость работы в этом направлении обусловлена в современном мире тем, что большинство детей подвержены уже в раннем возрасте сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости и занимательности, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения, являющегося локомотивом всей его творческой деятельности, общего развития, реализуемых в игровой форме. Кроме того, в период психологической адаптации ребенка к школе часто возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. В последнее время возросло количество детей эмоционально неблагополучных, детей с заниженной самооценкой, гиперактивных или наоборот медлительных, а также тревожных, беспокойных. Решению этих проблем во многом помогает занятия театром. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить. Очень важно, что театральная деятельность создает условия для более успешной социализации личности. Социализация включает в себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает активное познание человеком окружающей его социальной действительности, овладение им навыками индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого способностей. Процесс театральных занятий строится на основе творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка – способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка. Актёрский тренинг широко использует элемент игры. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия курса воспитывают понимающего, умного, воспитанного, театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, широким кругозором, собственным мнение. Большая роль в курсе «В мире театра » отводится регулярному тренингу, который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Тренинг пробуждает творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Занятия курса взаимосвязаны с уроками технологии, музыки, изобразительного искусства, литературного чтения. Занятия организуются исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников, места расположения школы от профессионального театра, материальной базы.
Методологические принципы
1.Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры.
2.Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию. 3. Принцип деятельностной основы занятий.
Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
4. Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Формы проведения занятий:
Теоретические и практические занятия
Индивидуальные, групповые, коллективные
Театральные игры
Беседы
Тренинги
Экскурсии в театр
Сценарии
Формы подведения итогов работы:
- показ спектакля;
- организация выставки работ;
- проект;
- игровая программа;
Методы:
Репродуктивный
Иллюстративный
Проблемный
Эвристический
Наблюдение
Упражнение
Поощрение
Объяснение
Личный пример
Праздники
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, - чтении по ролям и инсценирование.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть 10 стихотворений русских авторов.
В конце года дети должны уметь:
- Выполнять упражнения актёрского тренинга в присутствии постороннего человека.
- Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на реплику зрителей.
- Распределиться по площадке, не перекрывая друг друга.
- Выполнять упражнения по памяти.
- Запоминать предложенные этюды, сцены.
- Организовать коллективную работу на этюдами.
- Нарисовать эскиз костюма своего персонажа.
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Содержание программы
Раздел «Актерское мастерство»
На втором году обучения актёрскому мастерству педагог может применить метод, согласно которому хорошо успевающие учащиеся обучают тому, что знают сами, менее подготовленных(под наблюдением педагога). Благодаря этому, у студийцев быстро развиваются коллективизм и ответственность. Здесь хорошо использовать приём сопоставления, основанный на принципе «Истина познаётся в сравнении». Он побуждает к обсуждению, оценке, предупреждает формальное копирование, подражательство и учит детей сопоставлять особенности исполнения этюдов и упражнений 2-х и более учащихся. Так создаётся атмосфера здорового состязания среди учащихся.
Раздел «Сценическая речь»
На втором году обучения занятия по сценической речи включают в себя обязательную дыхательную гимнастику Л. Н. Стрельниковой, артикуляционную гимнастику, голосовые упражнения, культуру и технику речи.
Раздел «История театра»
На втором году обучения вводятся темы по истории театра. История зарубежного театра представляет собой одну из областей человеческой культуры. Совершая «путешествия» от античного театра к современному, дети смогут многое узнать и о человеке, о изменениях его сознания, нравственности, этики и даже психики, происходивших в ту или иную историческую эпоху.
Содержание курса
Раздел «Сценическая речь»
1.Введение. Голос и речь человека.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: сюжет, фрагмент. Выполнение речевых упражнений, развитие правильного дыхания через упражнения.
Практическая работа: разыгрывание сценок из школьной жизни.
2.Игры по развитию четкой дикции, логики речи, орфоэпии. Гримёр
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: сценическая речь .
Выполнение речевых упражнений, развитие правильного дыхания, используя чистоговорки« Испорченный телефон», «Ручеек», фраза по кругу.
Практическая работа: разыгрывание сценок из школьной жизни.
3.Выразительность бессловесного поведения человека.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: действенная формула (исходное событие, конфликтная ситуация, финал).Исполнение пластической импровизации: «повтори фигуру».
Практическая работа: разыгрывание сценок из школьной жизни.
4.Занятия по технике речи. Артикуляционная и голосовая гимнастики.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: пьеса. Развивать правильное дыхание через упражнения «Обратите внимание»; логическое ударение.
Практическая работа: сценические этюды: поведение в магазине, транспорте, во время телефонных разговоров
5.Оформление афиш. Работа с текстом.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: режиссерский замысел. Работа с чистоговорками «Переброс», работа над дикцией (тренировка языка и губ).
Практическая работа: разучивание ролей для сценки «Лисица-ученица»
6.Изображение различных звуков и шумов. Дикционные упражнения.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: сверхзадача спектакля . Развивать правильное дыхание через упражнения « Треугольник», упражнения с мячом (чистоговорки).
Практическая работа: разучивание ролей для сценки «Лисица-ученица»
Раздел «Актерское мастерство»
7.Введение. Повторение элементов актёрского мастерства.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: опера, балет. Работа с чистоговорками « Испорченный телефон», «Ручеек», фраза по кругу
Практическая работа: разучивание ролей для экологического спектакля «Заповедная крепость»
8.Театр и жизнь.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: сверхзадача спектакля . Развивать правильное дыхание через упражнения игры со свечой, «мыльные пузыри».
Практическая работа: разогрев мышц «Орешки».
9.Сюжет
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики : сюжет. Работа со скороговорками: « испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу. Выполнение эскиза афиши к экологической сказке.
Практическая работа: упражнения на расслабление и напряжение мышц.
10.Фрагмент – часть сюжета
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики : фрагмент- часть сюжета . Развиваем правильное дыхание: «Обратите внимание», « Перекличка в лесу».
Практическая работа: работа с воображаемыми предметами, элементы пантомимы
11.Жест, мимика, движение. Музыкант.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики : сценический этюд. Развиваем правильное дыхание, используя артикуляционные упражнения: «Хомячок», «Я»
Практическая работа: разучивание ролей для экологического спектакля «Заповедная крепость», элементы пантомимы на упражнении «Тумбочка»
12.Техника чтения монологов (работа над логическим ударением). Хореограф.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики : внутренний монолог. Развиваем правильное дыхание, используя упражнения «Обратите внимание», « Колыбельная»
Практическая работа: разучивание ролей для экологического спектакля «Заповедная крепость»,
13.Искусство диалога (работа над мимикой). Зрители.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: внутренний монолог. Развиваем правильное дыхание, Практическая работа: разучивание ролей для экологического спектакля «Заповедная крепость»,
14.Творческое взаимодействие с партнером. Создатели спектакля.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: реплика. Развиваем правильное дыхание: «Соединение гласной и согласной», артикуляционное упражнение: «Хомячок».
Практическая работа: разучивание ролей для экологического спектакля «Заповедная крепость».
15. Технология общения в процессе взаимодействия людей. Художник в театре.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: декламация . Работа над дикцией (тренировка языка и губ).
Практическая работа: разучивание ролей для экологического спектакля «Заповедная крепость», игра « Что мы видели не скажем, что делали -покажем».
Практическая работа: роли для спектакля «Баллада о королевском бутерброде»
17.Этюды на движение
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: премьера . Развиваем правильное дыхание: «Капризный мотор
Практическая работа: разучивание ролей для спектакля «Баллада о королевском бутерброде», упражнения на расслабление и напряжение мышц «Качели»
18.Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: водевиль. Работа над дикцией: « Диалог», « Прокол».
Практическая работа: разучивание ролей для спектакля «Баллада о королевском бутерброде»
19. Характер персонажа
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: амплуа. Работа над дикцией: «Настольный теннис», работа над шипящими ( « Косарь»)
Практическая работа: разучивание ролей для спектакля «Баллада о королевском бутерброде»
20.Образ героя. Характер и отбор действий.Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: актерское искусство. Работа над дикцией: « Комар»,« Телеграмма»
Практическая работа: работа над баснями И.А.Крылова, пластические импровизации: Лиса, ворона, стрекоза, муравей (образы из басен И.А.Крылова).
21.Имитация поведения животных.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: динамика. Работа над дикцией (тренировка языка и губ). Чистоговорка в образе.
Практическая работа: деятельность детей в роли обитателей леса и его защитников.
22.Азы нанесения грима.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: светотень. Развиваем правильное дыхание: « Радиограмма»; полетность звука: «Глашатай»
Практическая работа: деятельность детей в роли обитателей леса и его защитников.
23. Обыгрывание элементов костюмов.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: действенная формула (исходное событие, конфликтная ситуация, финал) . Развитие диапазона голоса: «Аквалангист», чистоговорки
Практическая работа: репетиция ролей для экологического спектакля «Заповедная крепость»
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: борьба – активное сценическое действие. Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, помехоустойчивость звука «Всего 4 ноты».
Практическая работа: подготовка к отчетному спектаклю, пластические импровизации: «Куда меня занесло?»
27. Занятия по технике движения. Развитие пластики.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: мышечная свобода. Развиваем правильное дыхание: Развиваем правильное дыхание: «Соединение гласной и согласной», полетность звука «Зазывалы»
Практическая работа: Подготовка к отчетному спектаклю
28. Осанка и походка.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: вес – подсознательное ощущение веса собственного тела. Чистоговорки
Практическая работа: индивидуальная работа над главными ролями
Раздел «История театра»
29. Римский театр.
Введение в словарный запас детей слов театральной лексики: реквизит. Распределение выдоха «Считалочка»
Массовые и обрядовые игры. Современный зарубежный театр.
Театральный словарь: бенефис
Пластические импровизации: «Угадай», «Пытка».
Развиваем правильное дыхание: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»
Подготовка к отчетному спектаклю
32
Репетиции, подготовка оформления спектакля.
Реквизит спектакля, репетиция
33
Отчетное представление для родителей
Представление для родителей.
34
Итоги за год. Анализ спектакля. Рефлексия
Итоги за год. Анализ спектакля. Рефлексия
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
1.
2.
3.
Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для детей.
Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2004.
Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки».
Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:
Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья.
Усачёв А.А. Жили-были ёжики.
Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат.
Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006.
Рассказы Н. Сладкова о животных.
Русские народные сказки о животных.
Скороговорки, пословицы.
Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой.
Хрестоматия для учащихся начальных классов.
Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для взрослых.
Безымянная. О. С., Школьный театр, М., Вако,2011.
Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 288 с.: ил..
ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2011.