kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Лепим из глины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лепим из глины" предназначена для организации внеурочной деятельности в начальной школе. Срок реализации программы 4 года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Лепим из глины"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Собинского района

Детский (подростковый) центр г. Лакинска



Принята

на заседании педсовета

31.08. 2017 г

протокол №1

Утверждаю

Директор МБУ ДО ДПЦ г. Лакинска __________ Н.В. Букина

приказ № 63 от 01.09. 2017





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЛЕПИМ ИЗ ГЛИНЫ»



Возраст обучающихся 7– 11 лет

Срок реализации 4 года






Автор-составитель

педагог дополнительного образования

1 квалификационной категории

Страздинь Александра Емельяновна








г. Лакинск

2017 год




ВВЕДЕНИЕ

Пять тысяч лет тому назад в Месопотамии была изобретена письменность, а первой бумагой служили глиняные таблички. Они стали страницами самых первых книг. Таблички после выполнения записей лишь хорошо просушивались на солнце, а наиболее ценные обжигались.

Люди с незапамятных времён лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду и культовую скульптуру.

Обожжённая в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который получил впоследствии название «керамика».

С развитием техники, отформованные и высушенные глиняные изделия, стали обжигаться не в кострах, а в специальных печках-горнах. На Руси само слово «гончар» произошло от названия обжиговых печей. В старину мастеров, работающих с глиной, называли «горнчарами», но со временем буква «р», затруднявшая произношение была утрачена.

Керамические изделия - самые распространённые находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниёт и не горит, не окисляется подобно металлу. Многие глиняные изделия дошли до нас в первозданном виде.

В Собинском районе гончарным делом занимались с древних времён, так как запасы глины очень значительные.




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Лепим из глины» посвящена сохранению и развитию этого вида народного творчества.

Её цель - воспитать интерес к народному творчеству, вовлечь учащихся в творческую деятельность, дать определённые навыки в освоении этого ремесла.

Направленность программы – художественная.

Актуальность программы определена развитием мотивации обучающихся к изготовлению глиняных изделий, эстетическим воспитанием детей, пониманием красоты и изящества, а также занятостью в рамках внеурочной деятельности.

Новизна программы состоит в том, что при разработке программы широко использован местный материал.

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС начального общего образования. Программа каждого года обучения является самостоятельной единицей. Ребёнок может завершить курс после одного года реализации программы, а может продолжать обучение в последующие годы.

Программа для детей младшего школьного возраста рассчитана на срок от 1 года до 4 лет с количеством занятий 1 час в неделю в течение учебного года. Всего 34 часа в год. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Основной единицей учебного процесса является учебное занятие, которое может быть проведено в форме игры, путешествия, беседы и др.

В процессе реализации программы осуществляется системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса.

Изготовление изделий из глины развивает мелкую моторику детей, закрепляет познавательный интерес, способствует развитию творческого мышления и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, выбирать, анализировать.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность детей основаны на их природной любознательности, которую и следует поддерживать, развивать и направлять.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

• Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к изготовлению изделий из глины, стремление развивать творческие возможности учащихся.

• Системность. Курс строится в соответствии с принципом от частного (особенности изготовления отдельных изделий) к общему (способы изготовления глиняных изделий в целом).

• Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение специальной терминологии, на изготовление изделий из глины, которые могут использоваться в быту.

• Реалистичность. Усвоение основного содержания программы возможно за количество занятий, заявленных в программе.

Цель программы - воспитать интерес к народному творчеству, вовлечь учащихся в творческую деятельность, дать определённые навыки в освоении гончарного ремесла и лепки из глины.

Программа решает следующие задачи:

  • научить учащихся понимать и любить искусство лепки;

  • познакомить их с основными свойствами и особенностями природного материала глина, в том числе добываемой в Собинском районе;

  • научить различать жирные и тощие глины района;

  • дать общие понятия основ технологии керамического производства;

  • познакомить учащихся с изготовлением глиняной игрушки и посуды;

  • дать первоначальные сведения о русской народной игрушке и помочь усвоить им понятия «декоративность» и «народность».

В ходе занятий учащиеся познакомятся с некоторыми технологическими операциями производства глиняных изделий несложных форм и игрушки: приготовлением глиняной массы традиционными и современными способами, ручной лепкой посуды с учётом традиционных технологий, используемых в нашем районе в конце XIX века. Кроме того, даются краткие сведения по работе с гончарным (ножным) кругом, а также механическим способом (отливка в гипсовые формы), оправкой, сушкой изделий и обжигом, как в муфельной печи, так и в костре, и в буржуйке. При этом главное внимание уделяется ручным способам изготовления и декорирования изделий, отмеченным в Собинском районе во время бесед со старожилами в бывших гончарных центрах района: лепке сосудов ленточным способом, дымлению, лощению полному и частичному, тиснению и ангобированию. Детям даются сведения по кистевой росписи, работе с пипеткой.

Программа ориентирована на приобщение детей к творчеству и носит образовательный характер. Она дополняет и углубляет школьные программы «Основы художественной культуры», «Художественный труд».

В процессе обучения предусматривается не только передача обучающимся определённых знаний и практических умений, но и развитие их творческих способностей, поощрение стремления к самостоятельному творческому труду, одним словом, формирование универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия помогают:

  • самостоятельно обучаться;

  • ставить учебные цели;

  • искать необходимые средства их достижения;

  • контролировать свою деятельность и её результаты;

  • создавать условия развития личности и её самореализации на основе сотрудничества с взрослыми и детьми;

  • обеспечивать формирование картины мира в любой творческой области познания.

Программа обеспечивает цельность культурного и познавательного развития личности, преемственность и последовательность всех этапов образовательного процесса, способствует усвоению учебного содержания, регуляции любой творческой деятельности учащегося.

Личностные универсальные учебные действия формируют:

  • мотивационную основу художественно-творческой деятельности, включая социальные и познавательные мотивы;

  • устойчивый интерес к новым, нетрадиционным видам прикладного творчества в работе с глиной, новым способам и неожиданным решениям в технологии и материаловедении, новым способам самовыражения.

Программа поможет учащемуся адекватно понимать причины успешности или неуспешности творческой работы, формировать устойчивый интерес к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия помогут:

  • осознавать поставленную учебно-творческую задачу;

  • соблюдать этапы работы;

  • планировать свои действия;

  • контролировать свои шаги в работе;

  • правильно воспринимать оценку педагога и учащихся;

  • вносить изменения, учитывая сделанные ошибки;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия учат:

  • искать нужную информацию для выполнения творческой задачи;

  • использовать символы, схемы для решения творческих задач;

  • анализировать объекты;

  • проводить сравнение, классификацию, синтез по разным критериям;

  • проводить наблюдения и эксперименты;

  • делать выводы.

Учащийся получит возможность осуществить расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют:

  • пониманию возможности существования разных точек зрения и вариантов выполнения поставленной задачи;

  • умению аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • формированию навыков сотрудничества при работе в группе;

  • формированию собственного мнения и позиции;

  • умению договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдению корректности и умению задавать вопросы по существу;

Предметные универсальные учебные действия учат:

  • строго соблюдать правила безопасности труда;

  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд и рабочее место;

  • понимать рисунки, эскизы, определять размеры;

  • знать названия, правила пользования инструментами и приспособлениями для обработки глины;

  • самостоятельно выполнять изделия по образцу, рисунку, эскизу.


Учебный процесс основан на обучении основным приёмам и технологии изготовления игрушки и прочих декоративных изделий из природного материала, сочетающих в себе эстетические и практически - полезные качества.

Дети приобретают теоретические и практические знания и умения в работе с глиной. В процессе работы у детей развивается чувство ритма, цвета, тренируются пальцы рук, глазомер, воспитывается наблюдательность, усидчивость, эстетическое восприятие мира, формируются понятия о красоте изделий, созданных своими руками.

Творческий подход к работе дети перенесут в дальнейшем во все виды

общественно-полезной деятельности.

При реализации программы используются различные методы:

  • словесные: лекции, рассказы, беседы;

  • наглядные: репродукции, слайды, фото и видеосюжеты, образцы изделий;

  • частично поисковые: изготовление наглядных пособий, инструментов, приспособлений, изделий, самостоятельная подготовка глиняной основы необходимой консистенции.

В учебный план включаются экскурсии в краеведческие музеи, организуются встречи с народными мастерами и умельцами.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема

Кол-во часов

Формы контроля (аттестации)

Всего

Теория

Практика


1. Вводное занятие. Цели и задачи обучения.

1

-

1


2. Особенности народного искусства и художественных промыслов России. Копирование в глине.

1

0,5

0,5


3. Выполнение, оправка и декорирование изделий по желанию обучающихся.

2

0,5

1,5


4. Красные и белые глины Собинского района. Творческая работа.

2

-

2

Мини-выставка

5. Мелкая пластика. Фарфор, фаянс: Гжель, Дулёво. Выполнение барышни по мотивам Дулёво.

2

0,5

1,5

Мини-выставка

6. Обжиг, роспись кистью по черепку Обжиг, роспись кистью по черепку Обжиг, роспись кистью по черепку.

1


1


7. История Скопинской керамики. Заготовка по желанию детей.

1

0,5

0,5

Мини-выставка

8. Творческая работа на выбор (птица, олень, лошадка, человек)

2

-

2

Мини-выставка

9. Изделие из пласта. Выполнение, оправка и декорирование.

2

0,5

1,5


10. Роспись акриловыми красителями. Творческая работа.

2

0,5

1,5

Мини-выставка

11. Ангобы - природные глиняные краски. Обучение росписи по сырому фону.

3

0,5

2,5


12. Геометрическое тиснение сюжетной игрушки.

3

0,5

2,5


13. Тема труда в русской керамической игрушке. Выполнение, оправка и декорирование композиции.

5

1

4

Мини-выставка

14. Знакомство с различными формами отливки и тиснения глиняных изделий.

5

1

4


15. Итоговая выставка.

2

1

1

Итоговая выставка

И Т О Г О

34

7

27







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Правила внутреннего распорядка в мастерской. Инструменты и приспособления. Основное оборудование. Правила безопасности труда и личная гигиена. Организация рабочего места.

Тема 2.Особенности народного искусства и художественные промыслы России.

Беседа о народном искусстве, его основных видах: художественная керамика, художественная резьба и роспись по дереву, металлу, художественная резьба по кости, художественное вышивание, узорное ткачество, лакированная миниатюра, обработка кожи, рога, камня и т.д. Специфические особенности произведений народных мастеров.

Тема 3. Выполнение, оправка и декорирование изделий по желанию обучающихся.

Обучение подготовке глиняного теста, выполнению заготовок, оправке и декорированию по сырому фону.

Тема 4. Красные и белые глины Собинского района. Творческая работа.

Сравнительный анализ красных и белых глин из села Ратмирово. Обучение копированию в глине.

Тема 5. Мелкая пластика. Фарфор, фаянс: Гжель, Дулёво. Выполнение барышни по мотивам Дулёво. Знакомство с мелкой пластикой. Лепка фигурки барышни по мотивам Дулёво.

Тема 6. Обжиг, роспись кистью по черепку. Теоретическое знакомство с разными способами обжига. Обучение росписи кистью по черепку.

Тема 7. История Скопинской керамики. Заготовка по желанию детей.

Знакомство с особенностями Скопинской керамики. Выполнение изделий по мотивам Скопина.

Тема 8. Творческая работа на выбор (птица, олень, лошадка, человек)

Практическая работа. Лепка простых игрушек - птичка, рыбка, лошадка, олень, фигура человека. Создание самостоятельных игрушек. Декорирование по сырому фону.

Тема 9. Изделие из пласта. Выполнение, оправка и декорирование.

Обучение выполнению, оправке и декорированию изделий из пласта.

Тема 10. Роспись акриловыми красителями. Творческая работа

Обучение навыкам работы с кистью. Теоретическое знакомство с элементами росписи. Кисти: круглые, плоские. Способы держания кисти.

Практическая работа. Выполнение мазков. Виды мазков. Растительные и геометрические мотивы в росписи по глине.

Тема 11. Ангобы - природные глиняные краски. Обучение росписи по сырому фону.

Знакомство с ангобами. Практическая работа. Обучение и отработка навыков росписи по сырому фону.

Тема 12. Геометрическое тиснение сюжетной игрушки.

Ознакомление с геометрическим орнаментом. Практическая работа. Тиснение по сырому на заготовках.

Тема 13. Тема труда в русской керамической игрушке. Выполнение, оправка и декорирование композиции.

Обучение самостоятельному выполнению композиций на тему традиционных занятий русского народа.

Тема 14. Знакомство с различными формами отливки и тиснения глиняных изделий.

Знакомство с формами и способами тиражирования отливки и тиснения глиняных изделий. Практическая работа.

Тема 15. Подготовка к итоговой выставке.

Трудовая практика: закрепление знаний, умений и навыков декорирования художественных керамических изделий. Приёмы лепки, роспись керамических изделий.

К концу года дети должны знать:

  • месторождения глины в природе;

  • технику безопасности в работе с глиной;

  • разновидности глины по жирности;

  • некоторые центры гончарства и мастеров-гончаров; основные центры российской классической игрушки.

К концу года дети должны уметь:

  • практически приготовить глиняное тесто и опробовать его на готовность;

  • слепить простые формы и подобрать подходящий декор;

  • усвоить технологию изготовления круглых, полых изделий и игрушки - миниатюры обобщенных форм.




УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Второй год обучения (34 часа, 1 час в неделю).

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1. Способы изготовления, декорирования, сушки и обжига изделий.

1

0,5

0,5

2. Подготовка глиняной массы. Глины деревень Пестерюгино и Степаньково. Сравнение опытным путём.

1

0,5

0,5

3. Классификация художественной керамики.

1

0,5

0,5

4. Декорирование керамики. Особенности местного промысла.

3

0,5

2,5

5. Особенности росписи по грубой и тонкой керамике. Кистевая роспись заготовок. /Грубая керамика/.

3

0,5

2,5

6. Разработка композиций в круге, квадрате. Изразцы.

4

0,5

3,5

7. Изготовление авторской игрушки на различные сюжеты. Тематика игрушки.

5

0,5

4,5

8. Изготовление свистульки в форме птицы. Обучение озвучиванию.

4

0,5

3,5

9. Растительные и геометрические орнаменты в керамике.

5

1

4

10.Самостоятельное создание игрушки.

5

1

4

11. Итоговая выставка.

2

1

1

ИТОГО:

34

7

27


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

(2 год обучения)

Тема 1. Способы изготовления, декорирования, сушки и обжига изделия на воздухе.

Ручные и механические способы изготовления изделий.

Практическая работа. Приёмы лепки и известные способы декорирования, оправка и сушка изделий перед обжигом. Особенности обжига в муфельной печи и на открытом воздухе.

Тема 2. Подготовка глиняной массы. Глины деревень Пестерюгино и Степанъково. Сравнение опытным путём.

Знакомство с отмучиванием. Куриловские глины как самые удобные для заготовки и доставки. Глины деревень Степаньково и Пестерюкино.

Практическая работа. Подготовка глиняной массы традиционным /перемин/ и усовершенствованным способом /отмучивание/.

Тема 3. Классификация художественной керамики.

Основные понятия классификации художественной керамики: гончарные изделия, майолика, фаянс, фарфор. Демонстрация изделий художественной керамики, иллюстраций, слайдов, диапозитивов.

Практическая работа. Копирование (образец выбирается по желанию обучающегося). Типичные особенности.

Тема 4. Декорирование керамики. Особенности местного промысла.

Основные виды декорирования художественных керамических изделий: ангобирование/грушей, оплеском, сплошным покрытием/ и глазурное покрытие. Особенности местного промысла: лощение, томление, свинцовая глазурь.

Практическая работа. Обучение ангобированию и лощению по сырому фону.

Тема 5. Особенности росписи по грубой и тонкой керамике.

Декоративная роспись - один из распространенных способов украшения художественной керамики. Значение декоративной росписи в декорировании изделий на предприятиях народных промыслов по художественной керамике.

Основные виды росписи: роспись кистью, пипеткой. Различные виды декоративной росписи. Особенности росписи в зависимости от материала /роспись на грубой керамике, фаянсе, фарфоре/.

Практическая работа. Роспись кистью по заранее заготовленному черепку

Тема 6. Разработка композиций в круге, квадрате. Изразцы.

Знакомство с изразцами. Разработка вариантов заданной композиции. Практическая работа. Выполнение самостоятельных несложных композиций, соблюдение масштаба, распределение элементов композиций. Разработка композиций на бумаге в круге, прямоугольнике, квадрате. Выполнение изразцов и пластин на региональную тему.

Тема 7. Изготовление авторской игрушки на различные сюжеты. Тематика игрушки.

Особенности местных свистулек в сравнении с известными промыслами игрушек.

Практическая работа. Лепка игрушки на различные сюжеты. Фигура человека. Изготовление многофигурных композиций. Проявление индивидуальности в разработке игрушек. Зависимость форм изделия /посуды, игрушки/ от пластичности глины. Тиснение как один из древнейших способов декорирования глиняных изделий.

Тема 8. Изготовление свистульки в форме птицы. Обучение озвучиванию.

Знакомство с русской свистулькой. Различные виды и способы озвучивания свистулек. Практическая работа. Изготовление свистульки. Оправка, декорирование и озвучивание.

Тема 9. Растительные и геометрические элементы в керамике.

Основные понятия об орнаменте. Его особенности в керамике. Орнаментальный строй. Растительный и геометрический орнаменты. Демонстрация различных орнаментов на образцах изделий художественных промыслов /вышивка, дерево, керамика/. Символика в орнаментах. Отражение языческих верований в простейших символах на примере росписи каргопольской игрушки.

Практическая работа. Составление тисненых орнаментов на заготовках по сырому фону.

Тема 10. Самостоятельное создание игрушки.

Подготовка к итоговой выставке. Самостоятельное создание эскиза игрушки по выбранному сюжету.

Практическая работа. Выполнение игрушки, сушка, обжиг. Итоговая выставка. Трудовая практика. Изготовление игрушки, оправка, декорирование, сушка и обжиг на воздухе /костровая яма, костер, буржуйка/.

Тема 11. Подготовка к итоговой выставке

Трудовая практика: закрепление знаний, умений и навыков декорирования художественных керамических изделий. Приёмы лепки, роспись керамических изделий.

К концу года дети должны знать:

  • основные технологии изготовления и декорирования местных умельцев;

  • разнообразные технологические способы изготовления глиняных изделий;

  • правила безопасности в работе с глиной, в частности при обжиге в буржуйке и костровой яме;

  • углубить знания о местных умельцах и способах декорирования их работ.

К концу года дети должны уметь:

  • различать изделия по специфике изготовления и декорирования старых мастеров;

  • уметь приготовить глину способом «отмучивания» и «перемин»;

  • украшать изделия ангобом при помощи кисти и груши по сырому фону;

  • понимать орнаментальный строй и выполнять тисненый и ангобный орнамент.













УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Третий год обучения (34 часа, 1 час в неделю)


Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1. Творчество Коваленко Д.А. Заключительный этап гончарного промысла Собинского района.

1

0,5

0,5

2. Керамика в области на современном этапе. Ведущие мастера.

1

0,5

0,5

3. Виды мелкой пластики, керамическая игрушка, фарфоровая и фаянсовая скульптура Дымки, Каргополя, Твери.

5

1

4

4. Текстурное и фактурное декорирование изделий в сыром виде.

5

1

4

5. Ангобы, глазури и защитное покрытие в местном промысле. Выполнение игрушки по мотивам.

5

1

4

6. Роль геометрического тиснения в сюжетной игрушке.

3

0,5

2,5

7. Тема творческой и трудовой деятельности в игрушке. Составление эскизов и выполнение.

6

1

5

8.Самостоятельное изготовление игрушки. Эскизы. Оценка творческой деятельности.

6

1

5

9. Итоговая выставка.

2

1

1

ИТОГО:

34

7,5

26,5


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

(3 год обучения)

Тема 1. Вводное занятие.

Творчество Коваленко Д.А. - заключительный этап в гончарном промысле Собинского района. Рязанская керамика в районе, игрушка. Древнейшие связи Рязанцев с местными промыслами.

Практическая работа. Копирование местной и рязанской керамики в глине.


Тема 2. Керамики в области на современном этапе. Ведущие мастера.

Гончарный промысел и художественная керамика в области на современном этапе. Традиции и новаторство. Ведущие мастера Владимирской керамики Варцава P.M., Слинькова Т.П..

Практическая работа. Творческая работа по копированию изделий владимирских мастеров.


Тема 3. Виды мелкой пластики, керамическая игрушка, фарфоровая и фаянсовая скульптура Дымки, Каргополя и Твери.

Мелкая пластика в керамике. Виды мелкой пластики. Материалы, применяемые в керамике для изготовления скульптуры. Керамическая игрушка, фарфоровая и фаянсовая скульптура. Значение мелкой пластики.

Тема 4. Текстурное и фактурное декорирование изделий в сыром виде.

Ознакомление с механизированными способами декорирования. Текстурное декорирование: украшение поверхности рельефа и приставных деталей /налепы/; фактурное декорирование: лощение, дымление, пастилаж; механизированные способы декорирования; аэрографное покрытие /напыление/, штамп, гравировка.

Практическая работа. Декорирование на заготовках по выбору учащихся.


Тема 5. Ангобы. Глазури и защитное покрытие в местном промысле.

Материалы для декорирования изделий художественной керамики. Ангобы. Теоретические сведения о глазурных покрытиях, легких свинцовых глазурях. Трудоемкость глазурования в костре и в костровой яме легкими глазурями. Имитация глазури. Лакирование по сырому черепку.

Практическая работа. Копирование изделий. Ангобирование по сырому черепку и лакирование по обожженному.


Тема 6. Роль геометрического тиснения в сюжетной игрушке.

Геометрический орнамент, выполненный тиснением, как наиболее ярко выраженный материал. Роль его в современной мелкой пластике, как деталь, придающая колорит русской сюжетной игрушке на современном этапе. Обращение к традиционным декоративным решениям.

Практическая работа. Выполнение игрушки с тисненым орнаментом.


Тема 7. Тема Творческой и трудовой деятельности в игрушке. Создание эскизов и выполнение игрушки.


Тема 8. Самостоятельное изготовление игрушки.

Практическая работа. Выполнение самостоятельной композиции в традициях местного промысла с проработкой форм и декора игрушки. Самостоятельная оправка, декорирование и обжиг изделий.


Тема 9. Итоговая выставка.

Подготовка к итоговой выставке. Отбор экспонатов. Заготовка глиняной массы на следующий год.


К концу года дети должны знать:

  • работы и технику исполнения известных гончаров нашего региона, уметь отличать их работы;

  • теорию декорирования по сырому фону, как наиболее свойственному нашему региону;

  • технику безопасности при обжиге в костре и буржуйке.

К концу года дети должны уметь:

  • различать жирные, тощие и средние глины разных мест;

  • самостоятельно подготавливать глиняное тесто для работы;

  • изготавливать различные приспособления из подручного материала;

  • самостоятельно лепить и озвучивать фигурки человека, животных, птиц;

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Четвёртый год (34 часа, 1 час в неделю)

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. Технология изготовления керамических изделий.

1

0,5

0,5

2. Мастера-керамисты Московской и Владимирской областей (Калашников, Варцава, Слинькова)

2

0,5

1,5

3.Керамическая игрушка г. Коврова. Сюжеты и темы.

4

1

3

4.Закрепление видов декорирования по сырому фону по мотивам Ковровской игрушки.

4

0,5

3,5

5.Роспись кистью акриловыми красителями. Различные кисти (круглые, плоские).

5

0,5

4,5

6.Тема русских праздников в фигурных композициях. Эскизы и выполнение работ по ним.

5

0,5

4,5

7.»Национальный хоровод» в керамической игрушке РФ (Балхар, Карелия, Сибирь, Дальний Восток)

5

0,5

4,5

8.Самостоятельная работа над игрушкой. Индивидуальные проекты к выставке.

6

0,5

5,5

9.Итоговая выставка.

2

1,5

4

ИТОГО:

34

5

29


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

(4 год обучения)

Тема 1. Вводное занятие.

Закрепление технологии изготовления керамических изделий. Разнообразие обжига в печах и костровых ямах.


Тема 2. Центральный регион и разнообразие мастеров и стилей.

Знакомство с произведениями авторов и их индивидуальностью. Работа по мотивам. Копирование в глине.


Тема 3. Знакомство с творчеством мастеров Ковровской игрушки.

Сюжеты и темы, взятые из жизни и народного творчества.

Практическая работа с глиной.

Тема 4. Декорирование по сырому фону Ковровской игрушки.

Декорирование по сырому фону с использованием мотивов Ковровской игрушки.

Тема 5. Практическая работа.

Работа кистью (круглой, плоской) в декорировании по черепку.


Тема 6. Творческая работа по темам русских праздников по выбору учащихся.

Оформление замысла, выбор выразительных средств и способов декорирования.


Тема 7. Интернациональное воспитание через работу над темой «Национальный хоровод».

Групповая творческая работа


Тема 8. Индивидуальное творческое проектирование

Проектирование учащимися фигурной композиции (не менее двух фигур). Индивидуальная помощь.


Тема 9. Итоговая выставка.

Защита своих работ.


К концу года дети должны знать:

  • тематическую направленность Ковровской игрушки, фольклорные и традиционные мотивы в сюжетах;

  • технологический процесс изготовления и обжига лепных изделий;

  • отличия механического и ручного способа выполнения лепных изделий и отдельных элементов задуманных композиций;

  • национальные и этнические особенности народов, населяющих территорию РФ, взаимовлияние и взаимодействие культур через искусство керамики.


К концу года дети должны уметь:

  • переносить задуманные сюжеты в мелкую пластику и игрушку;

  • самостоятельно выполнять заготовку и оправку задуманного изделия, продумывать композицию многофигурных работ;

  • аккуратно декорировать по сырому фону, тщательно заглаживать поверхность перед просушиванием;

  • обосновать выбор темы и сюжетов, декоративных средств и способов;

  • владеть различными кистями при ручной росписи по обожженному черепку.




УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Методическое обеспечение

  1. Наглядные пособия: образцы изделий, иллюстрации, рисунки;

  2. Дидактический и информационный материал по всем учебным темам.

  3. Игры, конкурсы, сценарии для проведения викторин и игр.

  4. Новые педагогические технологии в творческой работе с глиной.

  5. Литература по разделу «Народное творчество».

  6. Пособия и репродукции по темам «Сокровища народного творчества», «Народные промыслы Владимирщины».

Инструменты и материалы

  1. Стеки деревянные, различной формы.

  2. Пластиковые доски и куски ткани произвольного размера, но не менее 30×30.

  3. Штампы самодельные и из подручного материала, фактурные детали детских игрушек.

  4. Глина и ёмкость для выстаивания глины.

  5. Наглядный материал: иллюстрации, образцы, рисунки, эскизы.

  6. Муфельная печь для обжига.


МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Диагностика умений и навыков в начале, середине, конце учебного года.

  2. Мини-выставки по пройденным темам. В конце года лучшие работы выставляются на итоговой выставке центра.

  3. Заполнение индивидуальной карточки обучающегося для определения творческого роста.

  4. Зачёты по темам.

  5. Защита конкурсной работы.

  6. Тестирование.

  7. Защита работы по итогам занятия.













ЛИТЕРАТУРА

  1. Арбат, Ю. Путешествие за красотой / Ю.Арбат. – М.: Искусство, 1986. – 125 с.

  2. Бажин, А. О работе с глиной в ДХШ // Юный художник, 1988, №6 с.24-38

  3. Вильданова, Т.А. Рукотворное чудо дымки / Т.А. Вильданова. – М.: Искусство, 1998. – 98 с.

  4. Газарян, С. Прекрасное - своими руками. Народные художественные ремесла / С. Газарян. – М.; Искусство, 1987. – 228 с.

  5. Григорьева , Н.С. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Русского музея / Н.С. Григорьева. – М.: Искусство, 1987. – 218 с.

  6. Ерлыкин, Л.А. Поделки своими руками. Изготовление гипсовых форм / Л.А. Ерлыкин. – М.: ТРИЭН, 1997. – 320 с.

  7. Купцов, И.И. Родина - жар-птица / И.И. Купцов. – М.: «Советская Россия» 1983. – 196 с.

  8. Некрасова, М.А. Народные мастера. Традиции и школы. Выпуск №1 «Изобразительное искусство» 1985г.

Календарный учебный график 1-го года обучения


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля




Беседа

1

Вводное занятие

Учебный кабинет





Демонстрация

1

Народное искусство и художественные промыслы России

Учебный кабинет





Показ

Практическая работа

2

Выполнение, оправка, декорирование изделий

Учебный кабинет

Защита работ




Беседа

Творческая работа

2

Глины Собинского района. Красные и белые глины. Тощие и жирные глины.

Учебный кабинет

Зачёт





2

Мелкая пластика. Фарфор. Фаянс




Беседа

Срвнение

1

Фарфор Гжели и Дулёво.

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Выполнение барышни по мотивам Дулёво

Учебный кабинет

Защита работ




Беседа

Практическая работа

1

Обжиг. Роспись кистью по черепку.

Учебный кабинет

Защита работ




Беседа

Практическая работа

1

Скопинская керамика. Лепка по мотивам.

Учебный кабинет

Защита работ




Творческая работа

2

Изготовление фигуры: птица, олень, лошадка, человек.

Учебный кабинет

Мини-выставка





2

Изделие из пласта.




Беседа

Практическая работа

1

Раскатывание различными способами

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Выполнение по трафарету, оправка, декорирование изделия

Учебный кабинет

Мини-выставка





2

Роспись акрилом




Беседа

Практическая работа

1

Знакомство с различными видами кисти. Работа кистью.

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Творческая работа

Учебный кабинет

Мини-выставка





3

Ангобы – природные глиняные краски




Беседа

Практическая работа

1

Знакомство и пробы

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Обучение росписи

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Творческая работа на закрепление навыков

Учебный кабинет

Мини-выставка





3

Геометрическое тиснение сюжетной игрушки




Беседа

Практическая работа

1

Понятие тиснения. Выразительность тиснения

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Отработка навыка тиснения

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Творческая работа

Учебный кабинет

Мини-выставка





5

Тема труда в русской керамической игрушке




Беседа

Практическая работа

1

Обдумывание замыла. Сюжет

Учебный кабинет





1

Выполнение заготовки

Учебный кабинет





1

Оправка

Учебный кабинет





1

Декорирование по сырому фону

Учебный кабинет

Защита работы




1

Заглаживание

Учебный кабинет

Мини-выставка





5

Отливка и тиснение в формах




Беседа

Практическая работа

Показ

1

Способы тиражирования

Учебный кабинет





1

Отливка в гипсовых формах

Учебный кабинет





1

Отработка навыка

Учебный кабинет





1

Вдавливание в формы

Учебный кабинет





1

Творческая работа

Учебный кабинет

Защита работ





2

Итоговая выставка

Учебный кабинет



















Календарный учебный график 2-го года обучения


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля




Беседа

1

Вводное занятие. Техника безопасности

Учебный кабинет





Демонстрация

Беседа

1

Подготовка глиняной массы

Учебный кабинет





Беседа

Показ

1

Классификация художественной керамики







3

Декорирование керамики




Беседа

Показ

1

Особенности местного промысла

Учебный кабинет





Практическая работа

Показ

1

Декорирование по черепку

Учебный кабинет





Практическая работа

Показ

1

Декорирование по сырому фону

Учебный кабинет

Защита работ





3

Роспись в грубой и тонкой керамике




Беседа

Демонстрация

1

Сравнение росписей

Учебный кабинет





Беседа

Демонстрация

1

Гжель и Дулёво

Учебный кабинет





Беседа

Демонстрация

1

Дымка, Каргополь, Филимоново

Учебный кабинет

Тестирование





4

Композиции в фигурах





1

Композиции в круге

Учебный кабинет

Защита работ





1

Композиции в квадрате. Изразцы

Учебный кабинет

Защита работ





1

Творческая работа

Учебный кабинет

Защита работ





1

Декорирование по сырому фону

Учебный кабинет

Защита работ





5

Авторская игрушка




Беседа

1

Замысел и заготовка

Учебный кабинет





Практическая работа

Показ


1

Оправка и заглаживание

Учебный кабинет





1

Декорирование по сырому фону

Учебный кабинет





1

Досушивание и обжиг

Учебный кабинет





1

Роспись

Учебный кабинет

Мини-выставка





4

Изготовление свистульки




Практическая работа

Показ

Беседа

1

Замысел и заготовка

Учебный кабинет

Защита сюжета




2

Оправка и озвучивание

Учебный кабинет





1

Декорирование по сырому фону

Учебный кабинет

Мини-выставка





5

Растительные и геометрические орнаменты в керамике




Практическая работа

Показ

Беседа

1

Сравнение и выбор

Учебный кабинет





1

Заготовка под орнамент

Учебный кабинет





1

Оправка и декорирование

Учебный кабинет





1

Декорирование по сырому фону

Учебный кабинет





1

Досушка и обжиг

Учебный кабинет

Мини-выставка





5

Самостоятельная творческая работа




Практическая работа

Показ

Беседа


Заготовка по замыслу

Учебный кабинет






Оправка и декорирование

Учебный кабинет






Декорирование по сырому фону

Учебный кабинет






Досушка и обжиг

Учебный кабинет






Роспись по черепку

Учебный кабинет

Защита работ





2

Итоговая выставка

Учебный кабинет

Итоговая выставка



















Календарный учебный график 3-го года обучения


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля




Беседа

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Творчество Коваленко Д.А.

Учебный кабинет





Демонстрация

Беседа

1

Керамика в области на современном этапе. Ведущие мастера

Учебный кабинет






5

Виды мелкой пластики






Демонстрация

Беседа

1

Игрушки. Фарфоровые скульптуры

Учебный кабинет





Демонстрация

Беседа

1

Фарфор и фаянс. Майолика

Учебный кабинет





Демонстрация

Беседа

1

Тверская майолика

Учебный кабинет





Практическая работа

2

Творческая работа по мотивам. Оправка

Учебный кабинет

Защита работ





5

Текстурное и фактурное декорирование




Практическая работа

1

Заготовка из пласта

Учебный кабинет





Практическая работа

Беседа

1

Текстурный декор из разной глины

Учебный кабинет





Практическая работа

Беседа

1

Заготовка под фактурный декор

Учебный кабинет





Практическая работа

Беседа

1

Оправка и декор приспособлениями

Учебный кабинет





Практическая работа

Беседа

1

Досушивание и обжиг

Учебный кабинет

Мини-выставка





5

Ангобы, глазури и защитные покрытия




Тестирование

1

Обобщение известных средств

Учебный кабинет

Тестирование




Практическая работа

Беседа

Показ

1

Заготовка под ангобы

Учебный кабинет





1

Оправка

Учебный кабинет





1

Роспись ангобами

Учебный кабинет

Защита работ




1

Досушивание

Учебный кабинет

Мини-выставка





3

Геометрическое тиснение штампами




Практическая работа

Беседа

Показ

1

Заготовка (лошадка, олень)

Учебный кабинет





1

Оправка и тиснение

Учебный кабинет

Защита работ




1

Лощение и подготовка к обжигу

Учебный кабинет

Мини-выставка





6

Тема труда и творчества в русской игрушке




Практическая работа

Беседа

Показ

1

Оформление замысла. Эскизы.

Учебный кабинет





1

Заготовка

Учебный кабинет





1

Оправка

Учебный кабинет





1

Декорирование по сырому фону

Учебный кабинет





1

Лощение и подготовка к обжигу

Учебный кабинет

Защита работ




1

Обжиг. Сушка

Учебный кабинет

Мини-выставка





6

Изготовление игрушки по авторскому замыслу




Самостоятельная проектная деятельность

1

Оформление проекта

Учебный кабинет





1

Заготовка

Учебный кабинет





1

Оправка и заглаживание

Учебный кабинет





1

Декорирование по сырому фону

Учебный кабинет





1

Декорирование штампами

Учебный кабинет





1

Озвучивание игрушки

Учебный кабинет

Защита проекта





2

Подготовка и проведение итоговой выставки

Учебный кабинет

Итоговая выставка


















Календарный учебный график 4-го года обучения


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля




Беседа

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Цели и задачи

Учебный кабинет





Демонстрация

Беседа

1

Керамика Владимира, Суздаля, Подмосковья

Учебный кабинет

Тестирование





4

Ковровская керамическая игрушка




Демонстрация

Беседа

1

Сюжет и темы

Учебный кабинет





Демонстрация

Беседа

1

Декоративные средства

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Заготовка по мотивам

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Декорирование и подготовка к обжигу

Учебный кабинет

Защита работ




Практическая работа

4

Закрепление видов декорирования по сырому фону Ковровской игрушки


Мини-выставка





5

Роспись по черепку




Практическая работа

Беседа

Показ

1

Обучение росписям с помощью трафарета

Учебный кабинет

Зачёт




Беседа

Показ

1

Цветовой ритм Ковровской игрушки

Учебный кабинет





Практическая работа

3

Закрепление навыков

Учебный кабинет

Зачёт





5

Народные праздники в композициях




Практическая работа

Беседа


1

Сюжет. Оформление замысла

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Заготовки фигур

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Оправка заготовок

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Декор по сырому фону

Учебный кабинет

Защита работ




Практическая работа

1

Подготовка к обжигу

Учебный кабинет

Мини-выставка





5

Национальный хоровод в керамической игрушке (Балхар, Карелия, Сибирь, Русский Север, Дальний Восток)




Беседа

Показ

1

Сюжет. Оформление замыслов

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Заготовка фигур

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Оправка заготовки

Учебный кабинет





Практическая работа

1

Декоративные средства по сырому фону

Учебный кабинет

Защита работ




Практическая работа

1

Досушивание

Учебный кабинет

Выставка




Работа над проектом

6

Самостоятельная работа над игрушкой. Индивидуальные проекты к итоговой выставке

Учебный кабинет

Защита проекта





2

Итоговая выставка. Подведение итогов за год

Учебный кабинет

Обсуждение и защита работ



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "Лепим из глины"

Автор: Страздинь Александра Емельяновна

Дата: 19.11.2017

Номер свидетельства: 439510

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лепим из...." "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liepim-iz"
    ["file_id"] => string(6) "182053"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425459183"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Программа внеурочной деятельности «Лепка из соленого теста». "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liepka-iz-solienogho-tiesta"
    ["file_id"] => string(6) "112423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408611805"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Программа по занимательному часу Лепим яблоко в 1 ГУО классе"
    ["seo_title"] => string(66) "proghramma-po-zanimatiel-nomu-chasu-liepim-iabloko-v-1-guo-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "299267"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456488789"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по изобразительному искусству "Гжельская роспись""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-gzhiel-skaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "250605"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447092260"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Доклад на тему: Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства "
    ["seo_title"] => string(100) "doklad-na-tiemu-primienieniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "190562"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427193369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства