Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Альметьевская школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Программа по занимательному часу
на тему: «Лепим яблоко»
Автор – составитель
воспитатель 1 ГУО
Матигуллина В.Ф.
Альметьевск 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей.
Современные исследования и практика работы говорят о том, что в результате обучения учащиеся могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, которыми пользуется скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.
Лепка в младшем школьном возрасте – это создание детьми фруктов, вовщей, посуды, различных фигурок. Кроме того детям доступно выполнять небольшие украшения и сувениры. Навыки, полученные детьми в процессе занятий лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
Для успешного овладения навыками лепки преподаватель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. Чем раньше дети будут знакомиться с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.
Ф.И.О воспитателя:
Матигуллина Венера Фаритовна
Занятия:
Лепка
Вид внеучебной деятельности:
игровая и познавательная деятельность;
Возраст детей:
7 лет
Тема:
«Лепим яблоко»
Продолжительность занятия:
25 минут один раз в неделю
Цель:
Обеспечение развития личности обучающегося с ОВЗ, направленного на самореализацию и социальную адаптацию через создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы и развитие моторики рук.
Задачи:
Образовательные
- научить владеть различными материалами: пластилином, глиной, соленым тестом, стекой;
- обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие характерные их признаки;
Развивающие
- развить у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление;
- сформировать умение использовать во время лепки знания формы, пропорций предметов, а также различные приемы лепки;
Воспитательные
- воспитать творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей;
- способствовать проявлению фантазии ребёнка в изображении лепных композиций.
Планируемы результат:
Личностный:
- формирование положительной «Я»-концепции, опыта самопознания и личностной самооценки;
- формирование основ гражданской идентичности;
- начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;
- адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
- выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Познавательные:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием /неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Ресурсы:
Основные ресурсы:
Пластилин, стеки, дощечка.
Дополнительные ресурсы:
Яблоко.
Ход занятия:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленье детки.
(Яблоко)
Дети давайте подготовим свое рабочее место для выполнения задания. Как вы уже поняли из отгаданной вами загадки, мы сегодня на занятии будим лепить из пластилина яблоко. Для этого нам будет необходимо взять:
- пластилин трех цветов: красный, зелёный и коричневый;
- доску для пластилина;
- стек.
Положим все это перед собой на доску. Из красного пластилина мы будем делать основание для яблока из коричневого его веточку а из зелёного листочек. Приступим к работе.
Пошаговое изготовление яблока.
- Основание для яблока.
Берем пластилин красного цвета хорошо разминаем его, чтобы пластилин стал мягким и начинаем из него катать шарик, можно между ладошками, обращая внимания чтобы ладошки были твердыми, можно по столу на доске для пластилина поочередно меняя руки.
- Делаем веточку.
Берем пластилин коричневого цвета катаем шарики, производя те же действия что и при изготовления основания для яблока и из полученного шарика делаем колбаску.
- Делаем листочек.
Берем зелёный пластилин катам шарик и из шарика делаем блинчик зажав его между ладошек или положить на доску прижимая к нему сначала одной рукой а потом другой рукой. Затем перебирая пальцами делаем полученный блинчик более тонким. Ложем полученный тонкий блин на доску, берем стек и рисуем на нем полоски при этом стараясь не прорезать листок.
- Завершающий этап.
Соединяем сначала веточку и листок. Делаем дырочку в яблоке, можно пальцем, можно стеком и вставляем в дырочку ветку с листком.
Подведение итогов:
Молодцы! Вы все сегодня справились с поставленной перед вами задачей. Теперь давайте уберем свое рабочее место.
Список используемой литературы:
Основная:
Людмила Кузнецова: Ручной труд: Учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных образовательных учреждений VIII вида.
Дополнительная:
Учебники Геронимус Т.М. МАЛЕНЬКИЙ МАСТЕР. Учебник 1 класс по трудовому обучению.
Шипилов Н.В., Роговцев Н.И., Анащенкова С.В., Технология. Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс.
Интернет ресурсы:
http://www.numama.ru/