Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Будь успешным"
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Будь успешным"
Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В таких современных условиях жизни, как информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений, эмоциональная сфераребенка подвергается перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных воздействий – обилие негативных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с отсутствием внимания взрослых на эту сторону психической жизни ребенка.
Необходимость введения занятий по программе «Будь успешным» обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения ребенка в коллективе, оперативная помощь и коррекция в совокупности с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Программа разработана на основе методики игровых комплексов И.Н. Захарова, Р.П. Овчаровой, нами составлена программа занятий «Будь успешным».
Содержаниепрограммы «Будь успешным» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.
Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения.
В большей степени реализация программы предполагается в младших классах с обучающимся, у которых низкая познавательная активность, наиболее выражена зависимостью поведения. Также данная программа может быть реализована в младших классах общеобразовательных учреждений.
Содержание данной программы взаимосвязано с учебными предметами, фрагментарно занятия «Будь успешным» можно применять во внеклассной работе и как элементы разгрузки обучающихся на уроках.
Основу программы составляют адаптационно-пропедевтические занятия, основной формой которых является игра.
Данные занятия реализуют целый ряд функций:
1. развлекательная,
2. коммуникативная,
3. диагностическая,
4. коррекционная,
5. пропедевтическая,
6. игротерапевтическая.
Цель программы – снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность
Задачи:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий;
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:
Блок № 1:
«Снятие состояния психического дискомфорта»
Задачи:
1. Снять эмоциональное напряжение;
Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу «безопасности» в группе;
3. Перенести положительный опыт из группы в реальную обстановку;
4. Обучить приемам ауторелаксации;
5. Психомышечная тренировка.
Блок № 2
«Коррекция зависимости от окружающих»
Задачи:
Привить ребенку новые формы поведения;
Научить самостоятельно принимать верные решения;
Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;
Использовать выразительные движения в воспитании эмоций и высших чувств;
Приобретать навыки в саморасслаблении.
Блок № 3
«Гармонизация противоречивости личности»
Задачи:
Снять эмоциональное напряжение;
Корректировать поведение с помощью ролевых игр;
Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам;
Формировать у детей моральные представления;
Тренировать психомоторные функции;
Коррекция памяти, мышления, внимания.
Блок № 4
«Снятие враждебности»
Задачи:
Коррекция поведения с помощью ролевых игр;
Формировать адекватные формы поведения;
Эмоциональное осознание своего поведения;
Нравственное воспитание;
Работать над выразительностью движений;
Регулировать поведение в коллективе;
Обучить приемам ауторелаксации.
Блок № 5
«Коррекция тревожности»
Задачи:
1. Снять эмоциональное напряжение;
2. Уменьшить тревожность;
3. Помочь справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию у детей;
4. Снять страх;
5. Воспитать уверенностьв себе.
Особенности реализации программы:
Программа «Будь успешным» реализуется по социальному направлению внеурочной деятельности вариативной части учебного плана общим объемом 34 часа в год и рассчитана на четыре учебных года в 1- 4 классах.
Занятия проводятся в классах начальной школы, в кабинете психологической разгрузки, в спортивном зале, на свежем воздухе.
Реализация программы предусматривает проведение практических работ, тренингов, бесед, драматизации, активно используется арттерапия, рисование, музыкальная терапия, различные методики определения и коррекции внимания, памяти, мышления, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного отдыха, коммуникативно-лингвистические, психотехнические, оздоровительные, для интенсивного отдыха.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Будь успешным»
В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
выпускник научится:
познавательные
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
у выпускников будут сформированы:
личностные
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни
выпускник научится:
регулятивные
уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
выпускник научится:
коммуникативные
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
В результате освоения программы:
выпускник получит возможность научиться:
иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
выпускник получит возможность для формирования:
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников
Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:
целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Форма учёта умений и навыков – анкетирование, тестирование.
Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:
Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.
Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.
Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»- оценка комфортности обучения в школе.
Методики на оценку познавательных способностей.
Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе
Форма подведения итогов
-открытые занятия;
- театрализованное представление для обучающихся школы;
-выставка творческих работ для ребят подготовительной группы детского сада;
-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.
Тематический план
№
Наименование блоков и тем курса
Всего часов
В том числе
Формы контроля
урок
практич работа
1
2
3
4
5
6
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
Блок № 1. Снятие состояния психического дискомфорта.
Предмет, цели и задачи курса «Игровая психотерапия»
Взаимоотношения в семье.
Эмоции.
Выразительность движений.
Свободное рисование.
Развитие памяти, внимания.
Развитие ощущений, памяти.
1
1
2
1
1
2
2
1
2
1
2
1
1
2
Вводное тестирование
Итого:
10
6
4
2.1
2.2
Блок № 2. Коррекция зависимости от окружающих
Тренинг желательного поведения.
Этюды.
2
2
2
2
Итого:
4
4
3.1
3.2
3.3
3.4
Блок № 3. Гармонизация противоречивости личности.
Тренинг желательного поведения.
Ауторелаксация.
Комплекс «Музыкальная мозаика»
Определение и коррекция развития внимания, памяти.
2
1
1
2
2
1
1
2
Диагностика
Итого:
6
4
2
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Блок № 4. Снятие враждебности.
Эмоции.
Мимика. Пантомимика.
Развитие памяти, внимания.
Аналитическая беседа.
Драматизация.
2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
Итого:
8
6
2
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
Блок № 5. Коррекция тревожности.
Этюды.
Комплекс «Музыкальная мозаика»
Ауторелаксация.
Коррекция нравственного развития.
Обобщение.
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
Диагностика
Итого:
6
5
1
Всего
34
25
9
Содержание спецкурса
«Будь успешным»
Блок № 1. Снятие состояния психического дискомфорта
Тема 1.1. Предмет, цели и задачи курса «Игровая психотерапия»
Знакомство. Эмоциональный фон. Диагностика.
Тема 1.2. Взаимоотношения в семье.
Практическое занятие. Выявление взаимоотношений в семье. Методика «Рисунок семьи».
Тема 1.3. Эмоции.
Упражнение в распознавании эмоций. Имитация. Пантомимика.
Тема 1.4. Выразительность движений.
Беседа по сказке. Инсценировка. Сказки. Саморелаксация.
Тема 1.5. Свободное рисование.
Беседа. Рисование. Рассказ.
Тема 1.6. Развитие памяти, внимания.
Двигательная и эмоциональная разминка. Пантомимика.
Тема 1.7. Развитие памяти, внимания.
Игры на развитие памяти, внимания. Пантомимика.
Тема 1.8. Развитие ощущений, памяти.
Упражнения на развитие ощущений, памяти. Пантомимика. Тренинг.
Тема 1.9. Развитие ощущений, памяти.
Эмоция удивления. Эмоция боли. Тренинг желательного поведения. Ритмичные движения.
Тема 1.10. Эмоции.
Эмоции радости, удовольствия. Исследование ситуации. Песня. Игры на внимание. Движение. Пантомимика.
Блок № 2. Коррекция зависимости от окружающих
Тема 2.1. Тренинг желательного поведения.
Игры на развитие внимания, памяти. Хлопки со сменой ритма. Пантомимика. Эмоции вины, стыда. Тренинг желательного поведения.
Тема 2.2. Этюды.
Этюды. Пантомимика. Развитие памяти. Инсценировка отдельных моментов. Эмоциональное развитие. Свободное рисование.
Тема 2.3. Тренинг желательного поведения.
Эмоциональная разминка. Эмоции радости, удовольствия. Тренинг желательного поведения. Игры на расслабление и напряжение мышц.
Тема 2.4. Этюды.
Подвижные игры. Психомышечная тренировка. Этюды.
Блок № 3. Гармонизация противоречивости личности
Тема 3.1. Тренинг желательного поведения.
Тренаж на узнавание эмоций, горя, испуга, удивления. Этюды. Игры подвижные.
Тема 3.2. Ауторелаксация.
Подвижные игры. Координация движений, внимания. Эмоции удивления, радости. Комплекс на ауторелаксацию.
Васильева, Т.В. Ты меня понимаешь? [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Т.В. Васильева. – Спб.: Акцидент, 1994.- 143 с.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]/ Д. В. Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2010. - 223с.
Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст]: учебное издание / А.З. Зак. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.
Петрусинский, В.В. Игры. Общение. Тренинг. [Текст]: популярное пособие для детей и родителей / В.В. Петрусинский. – М.: Новая школа, 1995. – 231 с.
Примерные программы по внеурочной деятельности[Текст]/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др; под ред.В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.
Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
Селиверстов, В.И.Речевые игры с детьми [Текст]:популярное пособие для родителей и педагогов / В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994.- 64 с.
Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.
Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2001. – 208 с.
Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.
Дополнительная литература
Овчарова, Р.В. Справочная школа школьного психолога[Текст] : справочник для школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1996.-74 с.
Потапова, Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет [Текст] / П.М. Потапова. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000. – 236с.
Радионова, Е.А. Олимпиада «Интеллект» [Текст] / Е.А. Радионова, А.В. Нерадо, А.В. Корниенко и др. – М.: Образование, 2002. – 192с.
Тарабарина, Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык [Текст] / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. -208с.
Цукарь, А.Я. Уроки развития воображения [Текст] / А.Я. Цукарь. – М.: Рольф, 2000. – 304с.
Список литературы для обучающихся
Волина, В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей [Текст]: книга для учителей и родителей / В.В. Волина. - М.: Знание, 1993. – 336с.
Волина, В.В. Русский язык [Текст]: переиздание / В.В. Волина. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 496с.
Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
Леманн, И. 2х2+шутка [Текст]: книга для учащихся / И. Леманн. – Минск: Народная асвета, 1985. – 72с.
Перечень ключевых слов
Адаптация школьников.
Адаптационно-пропедевтические занятия.
Арттерапия.
Вариативная часть.
Гармонизация личности.
Дезадаптация.
Дестабилизация отношений.
Диагностика.
Драматизация.
Игровая психотерапия (ИПТ)
Игровой комплекс.
Информационное изобилие.
Коммуникация.
Коммуникативно-лингвистические игры.
Коррекция.
Музыкальная терапия.
Психологический дискомфорт.
Психотехнические игры.
Релаксация.
Тренаж.
Тренинг.
Функциональная личность.
Эмоциональное напряжение.
План занятий
Игровая психотерапия
Предмет психокоррекции - эмоциональная сфера детей.
Состояние психического дискомфорта.
Зависимость от окружающих.
Противоречивость личности.
Враждебность.
Тревожность.
Объект психокоррекции - младшие школьники.
Блок I «Снятие состояния психического дискомфорта».
Занятие № 1
Тема: «Знакомство»
Знакомство друг с другом (диагностика).
Игра «Жмурки» (диагностика)
Игра «Паровозик» (эмоциональный фон)
Игра «Хоровод».
Занятие № 2
Тема: Выявление взаимоотношений в семье. Методика. Рисунок семьи. 1. Практическое занятие.
Занятие № 3
Тем
«Обезьянки»
1.
«Что слышно?» (внимание)
2.
«Назови мое имя» (имитация).
3.
Загадки.
4.
«Повтори» (пантомима).
5.
«Фотографии» (распознавание эмоций).
Занятие № 4.
Тема: «Музыкальная мозаика»
«Передай рядом стоящему» (работа над выразительностью движений).
Сказка «Про хвастунишку зайца»
Беседа по сказке.
Инсценировка по сказке.
Комплекс «Музыкальная мозаика» (саморелаж)
Занятие № 5
Тема: «Рисуем лето». 1. Беседа о лете.
Свободное рисование (музыкальное оформление).
Рассказ о своем рисунке.
Занятие № 6
Тема: «Игры гномиков»
«Забавные человечки» (двигательная и эмоциональная разминка).
«Будь внимателен!» (пантомима, внимание).
«Бубенчики» (пантомима)
«Непобедимые гномики»
Занятие № 7
Тема
«Игры гномиков»
1.
«Брызгалочки».
2.
«Встряхивание».
3.
«Прыжки сидя».
4.
«В густом лесу».
5.
«Молоточки».
Занятие № 8
Тема: «Магазин игрушек»
Беседа «Любимые игрушки».
«Угадай, что это за игрушки» (развитие ощущений, памяти)
«Чебурашка» (пантомима)
«Спящий продавец»
«Самолет»
«Скакалка»
Занятие № 9
Тема: «Магазин игрушек»
«Ванька-встанька»
«Воздушные шарики»
«Лягушки» (эмоция удивления)
«Что случилось с козленком» (эмоция боли).
«Помоги козленку» (тренинг поведения).
«Паровоз» (ритмичные движения)
Занятие № 10
Тема: «Дождевые червячки»
Узнаем друг друга по голосу, закрыв глаза (внимание).
Передаем друг другу по кругу горячую картошку, ледышку (внимание)
Движение на лыжах, на коньках, скачки на лошади (движение).
«Ледышки».
«Ручейки».
«Червячки перед дождем»
«Ворона и червяки»
«Дождик»
«Холод, лед».
«Ручейки в реку».
«Фонтанчик» (пантомимика)
«Купание в фонтане» (эмоция радости, удовольствия)
Исследование ситуации «если горе велико, если горю не помочь».
«Вот что значит настоящий, верный друг» (песня)
Блок П. «Коррекция зависимости от окружающих»
Занятие № 1
Тема: «Цирк»
«Что наденем, идя в цирк?» (внимание).
Вспомнить кто во что одет (внимание, память)
«Мы опаздываем на представление (сесть и встать бесшумно -внимание, движение)
«Аплодисменты» (хлопки со сменой ритма)
«Антракт».
«Фокусники» (пантомимика).
«Силач с гирями».
«Воздушные акробаты».
«Йог ходит по разбитому стеклу»
«Клоун ходит по разбитому стеклу» (эмоции вины, стыда)
«Клоун смеется и дразнит слона» (тренинг желательного поведения)
Танец клоунов.
Занятие № 2
Этюд «Вот он какой!» (пантомимика)
Этюд «Тень» (развитие памяти)
Этюд «Робкий ребенок»
Этюд «Капитан» (смелость, уверенность в себе)
Этюд «Два маленьких ревнивца»
Беседа о прочитанном рассказе.
Инсценировка отдельных моментов.
Свободное рисование.
Этюд «Штанга»
10. Игра «Спящая царевна» (расслабление мышц)
Занятие № 3
Игра «Передай клубочек» (эмоциональная разминка)
Этюд «У оленя дом большой» (работа над выразительность движений).
Этюд «Кукушонок»
Этюд «Винт»
Этюд «Чунга-чанга» (эмоция радости, удовольствия)
Этюд «Цветок» (эмоция радости)
Этюд «Справедливый папа»
Этюд «Молчок» (тренинг желательного поведения).
Игра с шишками.
10. Игра с пчелкой (на расслабление и напряжение мышц)
Тема: «Здравствуй, лето!» Итоговое занятие. Беседа. Оздоровительные игры на свежем воздухе.
Игры для интенсивного отдыха
Обучающие игры (игровые приемы работы с текстовой информацией)
Сначала полезно научиться интенсивно учиться. Эти игры помогут войти в нужную форму, развить общеучебные умения и навыки на примере усвоения учебных текстов.
Деловой тренинг. Это - фактически деловые игры в миниатюре, позволяющие моделировать и совершенствовать деятельность. Особенность данных игр в том, что каждая вторая игра требует от участников отдельной предварительной подготовки дома или в библиотеке.
Наверное, каждому было бы интересно быстро проверить себя, свои способности. Игры - это своеобразные мини-тесты, позволяющие быстро оценивать ваше состояние, ваши возможности успешной работы в группе.
Подвижные игры на воздухе, спортивные соревнования - необходимый элемент поддержания организма в лучшей форме.
I
1. «Мяч по кругу» «Гуси»
«Прыжки на корточках» «Соревнование раков» «Гигантские шаги»
II
2. «Эстафета с мячом»
«Бег со связанными ногами»
«Бег сороконожек»
«Прыжки боком»
«Бег в мешке»
«Бег в бумажной шапке»
Ш
3. «Бег задом наперед»
«Прыжки с сомкнутыми ногами» «Филин и пташка» «Кот и мышка» «Кошки»
Коммуникативно-лингвистические игры
Тренинг обучения
(искусство общения)
Как важно уметь находить общий язык! Как важно понимать друг друга! Здесь проводятся игры, которые дают возможность устанавливать лучший контакт между собеседниками.