kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка "В мире этикета" для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Назначение программы.Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Актуальность программы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна,  потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной, семейной культуры и базовых национальных ценностей.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Программа кружка «В мире этикета» рассчитана  на детей 7 – 11 лет. Это позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и практическими возможностями детей, согласно их возрасту. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 год – 33 занятия (33 часа), 2 – 4 год - 34 занятия в год (34 часа). Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия – 35 минут.
Основная цель кружка «В мире этикета»: формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Цель модульного курса «Правила вежливости и этикета» 1 года обучения:Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
-Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
- Прививать  стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Цель  курса «Путешествие в мир этикета» 2 года обучения:
Формирование у ребенка нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи, с помощью которых реализуется цель данной программы:
-Способствовать формированию навыков поведения в обществе.
-Способствовать воспитанию чувства коллективизма.
-Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
-Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Цель модульного курса «Мир этикета»  3 года обучения:
Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
-Закрепить знания школьного и внешкольного этикета, правил общения и культуры внешнего вида.
- Формировать ценностное отношения к семье, её традициям.
-Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
-Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
Цель модульного курса «Этикет и я» 4 года обучения:
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данного курса с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутренней потребности.
Задачи:
-Закрепление основных этических понятий и норм речевого поведения.
-Формирование общественных норм поведения, знакомство с устройством общества, социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (социальными знаниями).
 Профилактика вредных привычек.
- Приобретение опыта самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
-Приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Формы и методы занятий
-Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
-Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  сказок, притч;).
-Практические ( игровые практикумы).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "В мире этикета" для 1-4 классов »

Негосударственное образовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»

















Рабочая программа кружка

«В мире этикета»

1 – 4 класс

общекультурное направление








Разработана

С.К.Ахсановой

воспитателем

,















2013 – 2014 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа по кружку «В мире этикета» составлена в соответствии с:

- Законом от 29.12.2012 №273 - ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании»;

-Типовым положением об образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №196);

- Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

- Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

- Законом РТ от 19.10.1993 №1982 – XII (ред. от 09.07.2012) «Об образовании»;

- ООП НОО НОУ средняя школа №23 «Менеджер» на 2011 – 2015 г. (с изменениями).

Назначение программы.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Актуальность программы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной, семейной культуры и базовых национальных ценностей.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Программа кружка «В мире этикета» рассчитана на детей 7 – 11 лет. Это позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и практическими возможностями детей, согласно их возрасту. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 год – 33 занятия (33 часа), 2 – 4 год - 34 занятия в год (34 часа). Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия – 35 минут.

Цель внеурочной деятельности в начальной школе: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Основная цель кружка «В мире этикета»: формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Цель модульного курса «Правила вежливости и этикета» 1 года обучения:

Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

-Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
- Прививать стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Цель курса «Путешествие в мир этикета» 2 года обучения:

Формирование у ребенка нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи, с помощью которых реализуется цель данной программы:

-Способствовать формированию навыков поведения в обществе.

-Способствовать воспитанию чувства коллективизма.

-Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

-Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.



Цель модульного курса «Мир этикета» 3 года обучения:

Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.



Задачи:

-Закрепить знания школьного и внешкольного этикета, правил общения и культуры внешнего вида.

- Формировать ценностное отношения к семье, её традициям.

-Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

-Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.



Цель модульного курса «Этикет и я» 4 года обучения:

Систематическая, целенаправленная работа по реализации данного курса с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутренней потребности.

Задачи:

-Закрепление основных этических понятий и норм речевого поведения.

-Формирование общественных норм поведения, знакомство с устройством общества, социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (социальными знаниями).

- Профилактика вредных привычек.

- Приобретение опыта самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

-Приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.





Формы и методы занятий



-Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).

-Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч;).

-Практические ( игровые практикумы).


Структура модульного курса «Правила вежливости и этикета» 1 года обучения


Личностные и метапредметные результаты.



Раздел I. Я среди людей (7час.) Понятия «я», «внешний вид», «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище», «верность слову», «честь». Речь – важнейшее средство общения. Правила общения.

УУД:

-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

-Учится организовывать свое рабочее место.

- Учится слушать и понимать речь других.

-Учится работать в паре.

Раздел II. Речевой этикет (7 час.) Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Правила знакомства, представления, обращения, приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. Мимика и жесты.

УУД:

-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

- Учится организовывать свое рабочее место.

- Учится соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

- Учится совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.

- Учится работать в паре.

Раздел III. Культура поведения (14 час.) Отношение к семье, родителям, старшим по возрасту людям, учителям, сверстникам, младшим. Правила поведения в общественных местах, гостях, дома.
УУД:

-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

- Учится организовывать свое рабочее место.

- Учится соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

- Учится совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.

- Учится работать в паре.

- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;


Раздел IV. В мире сказок (3 час.) Добро и зло, правда и ложь.

УУД:

- Учится умению оценивать жизненные ситуации поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

-Учится работать в паре.

- Учится соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

- Учится слушать и понимать речь других.


Раздел IV. Итоговое занятие ( 1 час.)

- Анализировать предлагаемую информацию.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.

-Учится работать в паре.


Личностные УУД:

-Получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

- Уметь чувствовать уважение к своей семье, к своим родственникам.

-Уметь оценивать жизненные ситуации поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


Регулятивные УУД:

- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Учится организовывать свое рабочее место.


Познавательные УУД:

- Умение анализировать предлагаемую информацию.

-Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

-Учится подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.


Коммуникативные УУД:

-Слушать и понимать речь других.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.

-Учится работать в паре.

- Учится соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.


Календарно-тематическое планирование курса в 1 классе


пп.


Наименование темы раздела занятия

Кол-во часов

Элементы содержание

Дата по плану

Дата факт.

1.

Я среди людей


7




1.1.

Кто я и как выгляжу?

1

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.



1.2.

Что в нашем имени?

1

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.



1.3.

Плохо одному

1

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.



1.4.

Товарищи и друзья

1

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.



1.5.

Как завоевывать друзей

1

Правила общения с товарищами и друзьями.



1.6.

Бескорыстие в дружбе

1

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.



1.7.

Верность слову


Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.



2.

Речевой этикет


7




2.1.

Что такое этика и этикет

1

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.



2.2.

Роль мимики, жестов и позы в общении

1

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».



2.3.

О вежливых словах и их применении.

1

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.



2.4

Правила знакомства, представления и обращения

1

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.



2.5.


Правила приветствия и прощания

1

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.



2.6.

Правила извинения и просьбы

1

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.



2.7.

Правила благодарности и отказа

1.

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.



3.

Культура

поведения

14





3.1.

Отношение к старшим

1

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.




3.2.

Отношение к учителю

1


Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.



3.3.

Отношение к малышам

1

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.



3.4.


Как вести себя в школе, на переменах

1

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

21.02.


3.5.

Правила поведения в столовой, за столом

1

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

28.02.


3.6.

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

1

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».



3.7.

Искусство делать подарки

1

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.



3.8.

Как правильно разговаривать по телефону

1

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»



3.9.

Правила поведения в общественном транспорте

1

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».



3.10.


Как вести себя в общественных местах

1

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.



3.11

Правила поведения в театре и кино

1

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.




3.12

Поведение в библиотеке и музее

1

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.



3.13

Как вести себя в кафе

1

Знакомство с правилами поведения в кафе



3.14


Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

1

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.



4.

В мире сказок


3




4.1.

Добро и зло в сказках

1

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.



4.2.

Сказки – волшебство, чудо и правда

1

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.



4.3.

Сказка – ложь, да в ней намек

1

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.



5

Итоговые занятия

2





Что мы узнали и чему научились за год


Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят














Структура курса «Путешествие в мир этикета»

2 года обучения


Раздел I. Что значит быть вежливым? (1 час) Этикет и вежливость. История этикета.

Раздел II. Правила жизни в обществе (11 час.) Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй». Правила знакомства и прощания. Способы выражения благодарности. Формы извинений. Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому человеку. Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты.

Раздел III. Ты сам (13час) История костюма. Гигиенические требования к одежде. Правила ухода за кожей, глазами, зубами. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Понятие «личность». Способы самонастроя, отношение к окружающим. Вред курения, алкоголя, наркотиков. Взаимоотношения девочек и мальчиков.

Раздел IV. Ты – ученик (9 час) Отношение к учителю, учебе, отметке. Взаимоотношения между одноклассниками. Понятия «друг», «дружба». Культура спора. Правила поведения в школе и общественных местах.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД: - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Календарно-тематическое планирование курса во 2 классе


пп.


Наименование темы и раздела занятия

Кол-во часов

Элементы содержание

Дата по плану

Дата факт.

1.

Что значит быть вежливым?

1

Введение в понятия «этикет», история этикета, виды этикета



2.

Правила жизни в обществе

11




2.1

Приветствие.

1

Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй»



2.2.

Давайте познакомимся…

1

Правила знакомства



2.3.

Прощание.

1

Слова прощания



2.4.

Благодарность.

1

Значение слова «спасибо», способы выражения благодарности



2.5.

Извинения.

1

Формы извинений



2.6.

Разговор в обществе

1

Начало разговора: Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? И др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.



2.7.

Обращение к собеседнику. Наши имена

1

Обращение по имени и отчеству. Возможный выбор обращения по имени



2.8.

Ты и Вы

1




2.9.

Слова и жесты

1

Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты



2.10.

Внимание к собеседнику.

1

Культура поведения во время беседы



2.11

Вежливые слова.

Решение этикетных задач


Знакомство с вежливыми словами. Создание и решение этикетных ситуаций.



3

Ты сам


13




3.1

Твой внешний вид.


1

История костюма. Гигиенические требования к одежде



3.2.-3.3.

Уроки гигиены.

1

Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д.;



3.4.


Кое-что о правильном питании.

1

Принципы здорового питания, понятие о полезной пище



3.5.

Твое настроение.

1

Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим



3.6.

Тайна моего «Я». Умение владеть собой

1

Дать понятие «личность» со своим внутренним миром.



3.7.

Как мы видим друг друга

1

Восприятие другого человека.




3.8.

Вредные и полезные привычки.

1

Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков.



3.9

Не только платье красит человека.

1

О хороших манерах.



3.10

Одежда, костюм, мода

1

Умение одеваться со вкусом, аккуратно, по фигуре, по погоде, в соответствии с ситуацией.



3.11

Мода на Руси


1

История костюма .



3.12

Не только платье красит человека.

1

Использование косметики и парфюмерии.



3.13

Только о мальчиках. Только о девочках.

1

О взаимоотношениях девочек и мальчиков.



3.14

Решение этикетных задач

1

Создание и решение этикетных ситуаций.



4.

Ты – ученик

8




4.1.

Твое отношение к учебе и учителям

1


Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю, отметке, умение доказать свое мнение. Изучение «Устава школы».



4.2.

Общение с одноклассниками.

1

Взаимоотношения между одноклассниками, отношение мальчиков и девочек, мини-тест «Примерный ученик»



4.3

О дружбе

1

Понятия «друг», «дружба». Ценность и необходимость дружбы, вежливое отношение друг к другу.



4.4.

Как решать конфликты.

1

«Правила поссорившихся сторон»



4.5.

Культура спора

1

Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь) Основы нравственного самовоспитания.



4.6.

В библиотеке, в столовой, в гардеробе.

1

Правила поведения в библиотеке, столовой, гардеробе



4.7

Загородная прогулка с классом

1

Правила поведения в общественных местах, на природе, бережное отношение к природе



4.8.

Смеемся вместе

1

Умение посмеяться над своими недостатками. О громком смехе, смехе без причины.






Структура модульного курса «Мир этикета» 3 года обучения


Раздел I. Правила жизни в обществе (14 час.) Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения. Посещение больного. Правила поведения в общественных местах. Особенности этикета в разных странах мира. Культура разговора по телефону. Правила работы с электронной почтой.
Раздел II. Дом и семья (7 час.) Интерес к своей родословной, к предкам, уважения к своей семье. Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям. Семейного торжества, семейные традиции. Правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира. Добрые слова. Забота и ответственность за жизнь и здоровье домашних животных.
Раздел III. Гость – хозяину радость (12 час.) Правила приема гостей. Традиции гостеприимства у разных народов. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков и открытки. Подбираем и дарим цветы, подарки. Комплименты. Белый танец.
Раздел IV. Итоговое занятие

На основании результатов итоговой диагностики, проведенной в конце 2 класса и в соответствии с возрастными особенностями учащихся, продолжить работу над формированием следующих УУД

Личностные и метапредметные результаты.


Личностными результатами: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные УУД: - Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценок и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Слушать и понимать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Календарно-тематическое планирование курса в 3 классе

пп.


Наименование темы и раздела занятия

Кол-во часов

Элементы содержание

Дата по плану

Дата факт.

1.

Правила жизни в обществе


14




1.1.

На прогулке

1

Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения, (словарь)



1.2.

В магазине.

1

Правила поведения в общественных местах.



1.3.

В больнице. Врач и пациент


1

Посещение больного



1.4.

В общественном транспорте

1

Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение «Прав и обязанностей пассажиров» (словарь).




1.5.

В театре, в кино.

1

Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь).




1.6.

В музее

1

Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам.




1.7.

На концерте, на стадионе


1

Правила поведения в общественных местах, (словарь).



1.8.

Путешествия

1

Как собраться в путешествие, поведение в поезде, самолете. Жизнь в палаточном городке.




1.9.

В гостинице

1

Правила проживания в гостиницах.




1.10

Национальный этикет


1

Особенности этикета в разных странах мира.



1.11

У меня зазвонил телефон…

1

Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь).




1.12

Пишем письма.

1.

Упражнения по написанию писем. Правила оформления письма.




1.13

Интернет и Этикет

1

Правила работы с электронной почтой.




1.14

Решение этикетных задач


1

Создание и решение этикетных ситуаций.



2.

Дом и семья


7




2.1.

Портрет семьи


1

Развитие интереса к своей родословной, к предкам, уважения к своей семье.




2.2.

У себя дома, что хочу, то и ворочу?

1

Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям.
 




2.3.

За столом.

1

Простые правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира.




2.4.

Семейные праздники.

1

Культура организации семейного торжества, семейные традиции. Повышение культуры быта.



2.5.

Доброе имя семьи


1

Умение гордится добрым именем своей семьи. Повышение интереса к своей родословной.




2.6.

Добрые слова. Слова утешения

1

Связывать свои поступки с нормами этического поведения. Находить добрые слова для окружающих.





2.7.

Домашние питомцы.


1

Забота и ответственность за жизнь и здоровье домашних животных.




3.

Гость – хозяину радость


12




3.1.

Гостеприимство


1

Правила приема гостей. Традиции гостеприимства у разных народов.




3.2.-

3.3.

Мы идем в гости.

2

Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение этикетных ситуаций.




3.4.-

3.5

Приглашаем гостей

2

Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение этикетных ситуаций.




3.6.

Даты и торжества.


1

Правила поведения на торжественном мероприятии.




3.7.

Поздравления. Приглашения

1

Правила оформления поздравительной открытки, (словарь).




3.8.

О подарках.

1

Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков.




3.9.

Цветочный этикет


1

Правильно подбираем и дарим цветы.




3.10

О комплиментах


1

Умение говорить и принимать комплименты.




3.11

Дама и кавалер. Потанцуем?

1

Отношения между мальчиками и девочками, приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец».




3.12

Обобщающее занятие


1

Подведение итогов. Решение этикетных задач.





Структура модульного курса «Этикет и я » 4 года обучения


Раздел I. Введение (3)


Раздел II. Школьный и внешкольный этикет (6)

Нравственные нормы, правила, требования. Положительные привычки, основы культуры поведения, построения межличностных отношений;


Раздел III. Правила общения. Культура внешнего вида (16) Основные этические понятия и нормы речевого поведения. Культуры нравственного поведения. Ценностное отношение к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему. Профилактика вредных привычек.

Раздел IY. Семь наших «Я» (8)Основы нравственного самовоспитания. Видеть, понимать и ценить самого себя. Умение соотносить свое поведение с мнением окружающих, анализировать свое поведение. Трудолюбие, ответственное отношения к учению и труду. Потребность в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;

Раздел Y. Обобщающее занятие (1)



Личностные и метапредметные результаты.


Личностными результатами:

-Ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, мир, природа, семья, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого.

-Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД:

-Давать самооценку.

- Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу …

Познавательные УУД:

-Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Коммуникативные УУД:

-Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

-Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


Календарно-тематическое планирование курса в 4 классе


пп.


Наименование темы и раздела занятия

Кол-во часов

Элементы содержание

Дата по плану

Дата факт.

1.

Введение

3




1.1

Перелистывая страницы 3 класса

1




1.2.

Из истории этикета.


2

История этикета разных стран.



2.

Школьный и внешкольный этикет

6




2.1-2.2.

Как себя вести


2

Практикумы по культуре поведения. Умение вести в различных ситуациях в соответствии с нормами, правилами поведения, правилами этикета.



2.3.

Праздники в жизни человека

1

Понятие слова «праздник». Роль праздника в жизни человека. Правила поведения на празднике.



2.4.

Поездка в гости и прием приезжих гостей.


1

Правила приема и поведения в гостях.



2.5.

Поведение за столом во время банкета. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.

1

Правила сервировки стола, порядок подачи блюд чем развлечь гостей. Решение ситуаций



2.6.

Об этикете на официальных мероприятиях. Приемы.

1

Нормы и правила поведения в обществе. Культура общения.



3

Правила общения. Культура внешнего вида.


16




3.1.

Что значит быть вежливым.


1

Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. Связь вежливости с точностью и аккуратностью




3.2.

Критика в общении и этикет.


1

Как критиковать, не обидев собеседника. Культура общения.



3.3.

Правила этикета при обращении.


1

Общепринятые нормы и формы речи при обращении, приветствии.



3.4.

Правила этикета при представлении.


1

Общепринятые нормы и формы речи при представлении одного человека другому.




3.5.

Церемонии.


1

Воспитание хороших манер при церемониях.



3.6.

Искусство ведения беседы.


1

Развитие навыков общения. Корректность в беседе.



3.7.

Правила беседы. Разговор по телефону. Культура спора.


1

Культура общения. Правила вежливого общения по телефону.



3.8.

Этикетные выражения, мимика и жесты при извинении и прощении


1

Понятия «мимика», «жест». Роль мимики и жестов в речевом этикете.



3.9.

Дуэли и современные способы реакций на оскорбление.


1

Правила адекватного реагирования на оскорбления.



3.10-3.11

Достижение успеха при публичном выступлении.


2

Культура речи, стиль в одежде, хорошие манеры.



3.12

Как не прослыть неприятным человеком.


1

Умение взглянуть на себя со стороны, избавление от плохих манер.



3.13

Деловая и светская беседа.

1

Умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.



3.14

Культура здорового образа жизни


1

Ценностное отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему.



3.15-3.16

Хорошие и плохие привычки.


2

Как избавится от плохих привычек и вредных пристрастий.



4.

Семь наших «Я».


8




4.1.

Я- личность

1

Понятие «личность». Умение видеть, понимать и ценить самого себя. Умение соотносить свое поведение с мнением окружающих, анализировать свое поведение.




4.2.

Об отношении к старшим и младшим


1

Отношение к старшим и младшим по возрасту.



4.3.

О дружбе и товариществе.


1

Правила настоящей дружбы, честной игры и состязаний.



4.4.

Честен тот, кто работает на совесть


1

Честность, верность слову и обещаниям.



4.5.

Вежда или невежда.

1

Навыки самонаблюдения, самоанализа, умение считаться с мнением других.



4.6.

Ответственное поведение


1

Умение смотреть на себя со стороны. Анализировать свое поведение, соотносить его с мнением окружающих.



4.7.

Загляни в мамины глаза


1

Чуткое отношение к маме, уважение к девочкам, девушкам, женщинам.



4.8.

О дружбе мальчиков и девочек.


1

Нормы этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам.



5.

Итоговое занятие

1








Результативность курса


К концу 1-го года обучения ребенок получит знания:

о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

К концу 1-го года обучения ребенок должен выйти на 1-й уровень воспитательных резуль­татов, а именно: приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и по­вседневной жизни (знания о правилах групповой работы, способах самостоятельного поиска дополнительной информации).

К концу 2-го года обучения обучающийся получит знания:


Взаимоотношения на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащийся получит опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


Научится:

- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

- улучшит свои коммуникативные способности и приобретет навыки работы в коллективе;

По результатам 2-го и 3-го года обучения учащийся выйдет на 2-й уровень воспитатель­ных результатов, а именно: приобретет опыт позитивного отношения к истине, знаниям, учению.


К концу 3-го года обучения обучающийся научится:

Взаимодействовать с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.


К концу 4-го года обучения обучающийся научится:

-будет знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;

-познакомится с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания);

-приобретет опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;

-приобретет опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

-получит первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.


К концу 4-го года обучения учащийся выйдет на 3-й уровень воспитательных результатов, а именно: приобретет опыт самостоятельного социального действия, т. е. опыта самоорга­низации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.


Воспитательные результаты реализации программы оцениваются по 3-м уровням.


Первый уровень результатов (1-й год обучения) - приобретение школьником социаль­ных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального зна­ния и повседневного опыта.

Второй уровень результатов (2-3-е годы обучения) - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной со­циальной среде. Именно в этой среде ребенок получает (или не получает) первое практи­ческое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или от­вергает).

Третий уровень результатов (4-й год обучения) - получение школьником опыта само­стоятельного общественного действия за пределами дружественной среды школы.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

-начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.


Формы учета оценки планируемых результатов

1.Опрос

2.Наблюдение

3.Диагностика:

- нравственной самооценки;

- этики поведения;

- отношения к жизненным ценностям;

- нравственной мотивации.

4.Анкетирование учащихся и родителей





Информационно-методическое обеспечение

Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)


Ж. «Завуч начальной школы», № 5, 2004.


Интернересурсы:


http://sob.znate.ru/docs/233/index-11941.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа кружка "В мире этикета" для 1-4 классов

Автор: Ахсанова Сафия Каюмовна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199723

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "240181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444967025"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа кружка по английскому языку для 3- 4 класса "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-kruzhka-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-3-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "221857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435638964"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа кружка «Умелые руки» в начальных классах. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-kruzhka-umielyie-ruki-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116157"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412274513"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа кружка "Школа этикета" для учащихся 4 класса "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-kruzhka-shkola-etikieta-dlia-uchashchikhsia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "153970"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421083250"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа кружка "Этика-азбука добра" "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-kruzhka-etika-azbuka-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "139257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692023"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства