Рабочая программа кружка "В мире этикета" для 1-4 классов
Рабочая программа кружка "В мире этикета" для 1-4 классов
Назначение программы.Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время. Актуальность программы.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной, семейной культуры и базовых национальных ценностей.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Программа кружка «В мире этикета» рассчитана на детей 7 – 11 лет. Это позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и практическими возможностями детей, согласно их возрасту. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 год – 33 занятия (33 часа), 2 – 4 год - 34 занятия в год (34 часа). Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия – 35 минут. Основная цель кружка «В мире этикета»: формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Цель модульного курса «Правила вежливости и этикета» 1 года обучения:Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Задачи:
-Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
- Прививать стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству. Цель курса «Путешествие в мир этикета» 2 года обучения:
Формирование у ребенка нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Задачи, с помощью которых реализуется цель данной программы:
-Способствовать формированию навыков поведения в обществе.
-Способствовать воспитанию чувства коллективизма.
-Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
-Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни. Цель модульного курса «Мир этикета» 3 года обучения:
Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны. Задачи:
-Закрепить знания школьного и внешкольного этикета, правил общения и культуры внешнего вида.
- Формировать ценностное отношения к семье, её традициям.
-Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
-Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения. Цель модульного курса «Этикет и я» 4 года обучения:
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данного курса с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутренней потребности. Задачи:
-Закрепление основных этических понятий и норм речевого поведения.
-Формирование общественных норм поведения, знакомство с устройством общества, социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (социальными знаниями).
Профилактика вредных привычек.
- Приобретение опыта самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
-Приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Формы и методы занятий
-Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
-Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч;).
-Практические ( игровые практикумы).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "В мире этикета" для 1-4 классов »
Негосударственное образовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»
Рабочая программа кружка
«В мире этикета»
1 – 4 класс
общекультурное направление
Разработана
С.К.Ахсановой
воспитателем
,
2013 – 2014 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «В мире этикета» составлена в соответствии с:
- Законом от 29.12.2012 №273 - ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании»;
-Типовым положением об образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №196);
- Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Законом РТ от 19.10.1993 №1982 – XII (ред. от 09.07.2012) «Об образовании»;
- ООП НОО НОУ средняя школа №23 «Менеджер» на 2011 – 2015 г. (с изменениями).
Назначение программы.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время. Актуальность программы.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной, семейной культурыи базовых национальных ценностей.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Программа кружка «В мире этикета» рассчитана на детей 7 – 11 лет. Это позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и практическими возможностями детей, согласно их возрасту. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 год – 33 занятия (33 часа), 2 – 4 год - 34 занятия в год (34 часа). Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия – 35 минут.
Цель внеурочной деятельности в начальной школе:создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основная цель кружка «В мире этикета»: формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Цель модульного курса «Правила вежливости и этикета» 1 года обучения:
Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
-Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. - Прививать стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Цель курса «Путешествие в мир этикета» 2 года обучения:
Формирование у ребенка нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи, с помощью которых реализуется цель данной программы:
-Способствовать формированию навыков поведения в обществе.
-Способствовать воспитанию чувства коллективизма.
-Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
-Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Цель модульного курса «Мир этикета» 3 года обучения:
Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
-Закрепить знания школьного и внешкольного этикета, правил общения и культуры внешнего вида.
- Формировать ценностное отношения к семье, её традициям.
-Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
-Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
Цель модульного курса «Этикет и я» 4 года обучения:
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данного курса с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутренней потребности.
Задачи:
-Закрепление основных этических понятий и норм речевого поведения.
-Формирование общественных норм поведения, знакомство с устройством общества, социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (социальными знаниями).
- Профилактика вредных привычек.
- Приобретение опыта самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
-Приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Формы и методы занятий
-Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
Структура модульного курса «Правила вежливости и этикета» 1 года обучения
Личностные и метапредметные результаты.
Раздел I. Я среди людей (7час.) Понятия «я», «внешний вид», «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище», «верность слову», «честь». Речь – важнейшее средство общения. Правила общения.
УУД:
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
-Учится организовывать свое рабочее место.
- Учится слушать и понимать речь других.
-Учится работать в паре.
Раздел II. Речевой этикет (7 час.) Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Правила знакомства, представления, обращения, приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. Мимика и жесты.
УУД:
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Учится совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
- Учится работать в паре.
Раздел III. Культура поведения (14 час.) Отношение к семье, родителям, старшим по возрасту людям, учителям, сверстникам, младшим. Правила поведения в общественных местах, гостях, дома. УУД:
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Учится совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
- Учится работать в паре.
- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Раздел IV. В мире сказок (3 час.) Добро и зло, правда и ложь.
УУД:
- Учится умению оценивать жизненные ситуации поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
-Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
-Учится работать в паре.
Личностные УУД:
-Получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Уметь чувствовать уважение к своей семье, к своим родственникам.
-Уметь оценивать жизненные ситуации поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД:
- Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Учится организовывать свое рабочее место.
Познавательные УУД:
- Умение анализировать предлагаемую информацию.
-Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
-Учится подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД:
-Слушать и понимать речь других.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
Календарно-тематическое планирование курса в 1 классе
№
пп.
Наименование темы раздела занятия
Кол-во часов
Элементы содержание
Дата по плану
Дата факт.
1.
Я среди людей
7
1.1.
Кто я и как выгляжу?
1
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
1.2.
Что в нашем имени?
1
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
1.3.
Плохо одному
1
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.
1.4.
Товарищи и друзья
1
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
1.5.
Как завоевывать друзей
1
Правила общения с товарищами и друзьями.
1.6.
Бескорыстие в дружбе
1
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
1.7.
Верность слову
Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.
2.
Речевой этикет
7
2.1.
Что такое этика и этикет
1
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
2.2.
Роль мимики, жестов и позы в общении
1
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
2.3.
О вежливых словах и их применении.
1
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.
2.4
Правила знакомства, представления и обращения
1
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
2.5.
Правила приветствия и прощания
1
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
2.6.
Правила извинения и просьбы
1
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
2.7.
Правила благодарности и отказа
1.
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.
3.
Культура
поведения
14
3.1.
Отношение к старшим
1
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
3.2.
Отношение к учителю
1
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
3.3.
Отношение к малышам
1
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
3.4.
Как вести себя в школе, на переменах
1
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
21.02.
3.5.
Правила поведения в столовой, за столом
1
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
28.02.
3.6.
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
1
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
3.7.
Искусство делать подарки
1
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
3.8.
Как правильно разговаривать по телефону
1
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
3.9.
Правила поведения в общественном транспорте
1
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
3.10.
Как вести себя в общественных местах
1
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
3.11
Правила поведения в театре и кино
1
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
3.12
Поведение в библиотеке и музее
1
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
3.13
Как вести себя в кафе
1
Знакомство с правилами поведения в кафе
3.14
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями
1
Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.
4.
В мире сказок
3
4.1.
Добро и зло в сказках
1
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
4.2.
Сказки – волшебство, чудо и правда
1
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
4.3.
Сказка – ложь, да в ней намек
1
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
5
Итоговые занятия
2
Что мы узнали и чему научились за год
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят
Структура курса «Путешествие в мир этикета»
2 года обучения
Раздел I. Что значит быть вежливым? (1 час) Этикет и вежливость. История этикета.
Раздел II. Правила жизни в обществе (11 час.) Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй». Правила знакомства и прощания. Способы выражения благодарности. Формы извинений. Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому человеку. Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты.
Раздел III. Ты сам (13час) История костюма. Гигиенические требования к одежде. Правила ухода за кожей, глазами, зубами. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Понятие «личность». Способы самонастроя, отношение к окружающим. Вред курения, алкоголя, наркотиков. Взаимоотношения девочек и мальчиков.
Раздел IV. Ты – ученик (9 час) Отношение к учителю, учебе, отметке. Взаимоотношения между одноклассниками. Понятия «друг», «дружба». Культура спора. Правила поведения в школе и общественных местах.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД: - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Календарно-тематическое планирование курса во 2 классе
№
пп.
Наименование темы и раздела занятия
Кол-во часов
Элементы содержание
Дата по плану
Дата факт.
1.
Что значит быть вежливым?
1
Введение в понятия «этикет», история этикета, виды этикета
2.
Правила жизни в обществе
11
2.1
Приветствие.
1
Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй»
2.2.
Давайте познакомимся…
1
Правила знакомства
2.3.
Прощание.
1
Слова прощания
2.4.
Благодарность.
1
Значение слова «спасибо», способы выражения благодарности
2.5.
Извинения.
1
Формы извинений
2.6.
Разговор в обществе
1
Начало разговора: Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? И др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.
2.7.
Обращение к собеседнику. Наши имена
1
Обращение по имени и отчеству. Возможный выбор обращения по имени
2.8.
Ты и Вы
1
2.9.
Слова и жесты
1
Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты
2.10.
Внимание к собеседнику.
1
Культура поведения во время беседы
2.11
Вежливые слова.
Решение этикетных задач
Знакомство с вежливыми словами. Создание и решение этикетных ситуаций.
3
Ты сам
13
3.1
Твой внешний вид.
1
История костюма. Гигиенические требования к одежде
3.2.-3.3.
Уроки гигиены.
1
Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д.;
3.4.
Кое-что о правильном питании.
1
Принципы здорового питания, понятие о полезной пище
3.5.
Твое настроение.
1
Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим
3.6.
Тайна моего «Я». Умение владеть собой
1
Дать понятие «личность» со своим внутренним миром.
3.7.
Как мы видим друг друга
1
Восприятие другого человека.
3.8.
Вредные и полезные привычки.
1
Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков.
3.9
Не только платье красит человека.
1
О хороших манерах.
3.10
Одежда, костюм, мода
1
Умение одеваться со вкусом, аккуратно, по фигуре, по погоде, в соответствии с ситуацией.
3.11
Мода на Руси
1
История костюма .
3.12
Не только платье красит человека.
1
Использование косметики и парфюмерии.
3.13
Только о мальчиках. Только о девочках.
1
О взаимоотношениях девочек и мальчиков.
3.14
Решение этикетных задач
1
Создание и решение этикетных ситуаций.
4.
Ты – ученик
8
4.1.
Твое отношение к учебе и учителям
1
Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю, отметке, умение доказать свое мнение. Изучение «Устава школы».
4.2.
Общение с одноклассниками.
1
Взаимоотношения между одноклассниками, отношение мальчиков и девочек, мини-тест «Примерный ученик»
4.3
О дружбе
1
Понятия «друг», «дружба». Ценность и необходимость дружбы, вежливое отношение друг к другу.
4.4.
Как решать конфликты.
1
«Правила поссорившихся сторон»
4.5.
Культура спора
1
Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь) Основы нравственного самовоспитания.
4.6.
В библиотеке, в столовой, в гардеробе.
1
Правила поведения в библиотеке, столовой, гардеробе
4.7
Загородная прогулка с классом
1
Правила поведения в общественных местах, на природе, бережное отношение к природе
4.8.
Смеемся вместе
1
Умение посмеяться над своими недостатками. О громком смехе, смехе без причины.
Структура модульного курса «Мир этикета» 3 года обучения
Раздел I. Правила жизни в обществе (14 час.) Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения. Посещение больного. Правила поведения в общественных местах. Особенности этикета в разных странах мира. Культура разговора по телефону. Правила работы с электронной почтой. Раздел II. Дом и семья (7 час.) Интерес к своей родословной, к предкам, уважения к своей семье. Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям. Семейного торжества, семейные традиции. Правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира. Добрые слова. Забота и ответственность за жизнь и здоровье домашних животных. Раздел III. Гость – хозяину радость (12 час.) Правила приема гостей. Традиции гостеприимства у разных народов. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков и открытки. Подбираем и дарим цветы, подарки. Комплименты. Белый танец. Раздел IV. Итоговое занятие
На основании результатов итоговой диагностики, проведенной в конце 2 класса и в соответствии с возрастными особенностями учащихся, продолжить работу над формированием следующих УУД
Личностные и метапредметные результаты.
Личностными результатами: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные УУД: - Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценок и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Слушать и понимать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Календарно-тематическое планирование курса в 3 классе
№
пп.
Наименование темы и раздела занятия
Кол-во часов
Элементы содержание
Дата по плану
Дата факт.
1.
Правила жизни в обществе
14
1.1.
На прогулке
1
Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения, (словарь)
1.2.
В магазине.
1
Правила поведения в общественных местах.
1.3.
В больнице. Врач и пациент
1
Посещение больного
1.4.
В общественном транспорте
1
Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение «Прав и обязанностей пассажиров» (словарь).
1.5.
В театре, в кино.
1
Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь).
1.6.
В музее
1
Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам.
1.7.
На концерте, на стадионе
1
Правила поведения в общественных местах, (словарь).
1.8.
Путешествия
1
Как собраться в путешествие, поведение в поезде, самолете. Жизнь в палаточном городке.
1.9.
В гостинице
1
Правила проживания в гостиницах.
1.10
Национальный этикет
1
Особенности этикета в разных странах мира.
1.11
У меня зазвонил телефон…
1
Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь).
1.12
Пишем письма.
1.
Упражнения по написанию писем. Правила оформления письма.
1.13
Интернет и Этикет
1
Правила работы с электронной почтой.
1.14
Решение этикетных задач
1
Создание и решение этикетных ситуаций.
2.
Дом и семья
7
2.1.
Портрет семьи
1
Развитие интереса к своей родословной, к предкам, уважения к своей семье.
2.2.
У себя дома, что хочу, то и ворочу?
1
Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям.
2.3.
За столом.
1
Простые правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира.
2.4.
Семейные праздники.
1
Культура организации семейного торжества, семейные традиции. Повышение культуры быта.
2.5.
Доброе имя семьи
1
Умение гордится добрым именем своей семьи. Повышение интереса к своей родословной.
2.6.
Добрые слова. Слова утешения
1
Связывать свои поступки с нормами этического поведения. Находить добрые слова для окружающих.
2.7.
Домашние питомцы.
1
Забота и ответственность за жизнь и здоровье домашних животных.
3.
Гость – хозяину радость
12
3.1.
Гостеприимство
1
Правила приема гостей. Традиции гостеприимства у разных народов.
3.2.-
3.3.
Мы идем в гости.
2
Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение этикетных ситуаций.
3.4.-
3.5
Приглашаем гостей
2
Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение этикетных ситуаций.
3.6.
Даты и торжества.
1
Правила поведения на торжественном мероприятии.
3.7.
Поздравления. Приглашения
1
Правила оформления поздравительной открытки, (словарь).
3.8.
О подарках.
1
Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков.
3.9.
Цветочный этикет
1
Правильно подбираем и дарим цветы.
3.10
О комплиментах
1
Умение говорить и принимать комплименты.
3.11
Дама и кавалер. Потанцуем?
1
Отношения между мальчиками и девочками, приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец».
3.12
Обобщающее занятие
1
Подведение итогов. Решение этикетных задач.
Структура модульного курса «Этикет и я » 4 года обучения
Раздел I.Введение (3)
Раздел II. Школьный и внешкольный этикет (6)
Нравственные нормы, правила, требования. Положительные привычки, основы культуры поведения, построения межличностных отношений;
Раздел III. Правила общения. Культура внешнего вида (16) Основные этические понятия и нормы речевого поведения. Культуры нравственного поведения. Ценностное отношение к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему. Профилактика вредных привычек.
Раздел IY. Семь наших «Я» (8)Основы нравственного самовоспитания. Видеть, понимать и ценить самого себя. Умение соотносить свое поведение с мнением окружающих, анализировать свое поведение. Трудолюбие, ответственное отношения к учению и труду. Потребность в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;
Раздел Y. Обобщающее занятие (1)
Личностные и метапредметные результаты.
Личностными результатами:
-Ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, мир, природа, семья, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого.
-Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Регулятивные УУД:
-Давать самооценку.
- Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу …
Познавательные УУД:
-Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Коммуникативные УУД:
-Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.
-Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Календарно-тематическое планирование курса в 4 классе
№
пп.
Наименование темы и раздела занятия
Кол-во часов
Элементы содержание
Дата по плану
Дата факт.
1.
Введение
3
1.1
Перелистывая страницы 3 класса
1
1.2.
Из истории этикета.
2
История этикета разных стран.
2.
Школьный и внешкольный этикет
6
2.1-2.2.
Как себя вести
2
Практикумы по культуре поведения. Умение вести в различных ситуациях в соответствии с нормами, правилами поведения, правилами этикета.
2.3.
Праздники в жизни человека
1
Понятие слова «праздник». Роль праздника в жизни человека. Правила поведения на празднике.
2.4.
Поездка в гости и прием приезжих гостей.
1
Правила приема и поведения в гостях.
2.5.
Поведение за столом во время банкета. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.
1
Правила сервировки стола, порядок подачи блюд чем развлечь гостей. Решение ситуаций
2.6.
Об этикете на официальных мероприятиях. Приемы.
1
Нормы и правила поведения в обществе. Культура общения.
3
Правила общения. Культура внешнего вида.
16
3.1.
Что значит быть вежливым.
1
Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. Связь вежливости с точностью и аккуратностью
3.2.
Критика в общении и этикет.
1
Как критиковать, не обидев собеседника. Культура общения.
3.3.
Правила этикета при обращении.
1
Общепринятые нормы и формы речи при обращении, приветствии.
3.4.
Правила этикета при представлении.
1
Общепринятые нормы и формы речи при представлении одного человека другому.
3.5.
Церемонии.
1
Воспитание хороших манер при церемониях.
3.6.
Искусство ведения беседы.
1
Развитие навыков общения. Корректность в беседе.
3.7.
Правила беседы. Разговор по телефону. Культура спора.
1
Культура общения. Правила вежливого общения по телефону.
3.8.
Этикетные выражения, мимика и жесты при извинении и прощении
1
Понятия «мимика», «жест». Роль мимики и жестов в речевом этикете.
3.9.
Дуэли и современные способы реакций на оскорбление.
1
Правила адекватного реагирования на оскорбления.
3.10-3.11
Достижение успеха при публичном выступлении.
2
Культура речи, стиль в одежде, хорошие манеры.
3.12
Как не прослыть неприятным человеком.
1
Умение взглянуть на себя со стороны, избавление от плохих манер.
3.13
Деловая и светская беседа.
1
Умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
3.14
Культура здорового образа жизни
1
Ценностное отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему.
3.15-3.16
Хорошие и плохие привычки.
2
Как избавится от плохих привычек и вредных пристрастий.
4.
Семь наших «Я».
8
4.1.
Я- личность
1
Понятие «личность». Умение видеть, понимать и ценить самого себя. Умение соотносить свое поведение с мнением окружающих, анализировать свое поведение.
4.2.
Об отношении к старшим и младшим
1
Отношение к старшим и младшим по возрасту.
4.3.
О дружбе и товариществе.
1
Правила настоящей дружбы, честной игры и состязаний.
4.4.
Честен тот, кто работает на совесть
1
Честность, верность слову и обещаниям.
4.5.
Вежда или невежда.
1
Навыки самонаблюдения, самоанализа, умение считаться с мнением других.
4.6.
Ответственное поведение
1
Умение смотреть на себя со стороны. Анализировать свое поведение, соотносить его с мнением окружающих.
4.7.
Загляни в мамины глаза
1
Чуткое отношение к маме, уважение к девочкам, девушкам, женщинам.
4.8.
О дружбе мальчиков и девочек.
1
Нормы этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам.
5.
Итоговое занятие
1
Результативность курса
К концу 1-го года обучения ребенок получит знания:
о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
К концу 1-го года обучения ребенок должен выйти на 1-й уровень воспитательных результатов, а именно: приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни (знания о правилах групповой работы, способах самостоятельного поиска дополнительной информации).
К концу 2-го года обучения обучающийся получит знания:
Взаимоотношения на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащийся получит опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Научится:
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- улучшит свои коммуникативные способности и приобретет навыки работы в коллективе;
По результатам 2-го и 3-го года обучения учащийся выйдет на 2-й уровень воспитательных результатов, а именно: приобретет опыт позитивного отношения к истине, знаниям, учению.
К концу 3-го года обучения обучающийся научится:
Взаимодействовать с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
К концу 4-го года обучения обучающийся научится:
-будет знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;
-познакомится с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания);
-приобретет опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;
-приобретет опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
-получит первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.
К концу 4-го года обучения учащийся выйдет на 3-й уровень воспитательных результатов, а именно: приобретет опыт самостоятельного социального действия, т. е. опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
Воспитательные результаты реализации программы оцениваются по 3-м уровням.
Первый уровень результатов (1-й год обучения) - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3-е годы обучения) - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в этой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (4-й год обучения) - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной среды школы.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
-начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Формы учета оценки планируемых результатов
1.Опрос
2.Наблюдение
3.Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
4.Анкетирование учащихся и родителей
Информационно-методическое обеспечение
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)