Рабочая программа кружка "Школа этикета" для учащихся 4 класса
Рабочая программа кружка "Школа этикета" для учащихся 4 класса
Изучение курса готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Этот курс помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.
Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи:
1) знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
2) развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
3) обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
4) формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5) развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
I.Общая характеристика учебного предмета
Новый учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» вводится в содержание основного общего образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность многообразия. Курс является культурологическим, он систематизирует, обобщает знания о морали, нравственности, истории, культуре, которые учащиеся получают в начальной школе, расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных традиций многонациональной культуры России, раскрывает их значение в жизни современного общества. Освоение курса призвано заложить мировоззренческую основу для их духовно-нравственного развития школьников на последующих этапах обучения.
Основное содержание курса «Основы религиозных культур народов России» представляет историю возникновения и развития традиционных религий в хронологической последовательности и краткое описание вероучений основных религий, распространенных в регионе. Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования гармоничной толерантной личности.
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Цели изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики.
Основы светской этики»
Требования ФГОС для начальной школы к результатам изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»
1-я линия развития личности – понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
1. Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
2. Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
2-я линия развития личности – уметь и хотеть действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (личностно-оценочные и коммуникативные действия):
1. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
2. Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
3. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
1.Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
7. Осознание ценности человеческой жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
к 1-й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
III.Содержание учебного предмета
Введение. Россия – наша Родина!(3ч) Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Как отличить добро от зла?(5ч) Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.
Каковы истоки правил морали?(4ч) Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.
Какие правила морали особенно важны в школе?(3ч) Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.
Что такое хорошо и как не делать плохо?(5ч) Сокровища нравственности. Разные ценности. Нематериальные ценности. Жизнь по законам чести. Выбор своего пути на развилке жизненных дорог. Правила дружбы. Доброе слово и дело. Человек слова. Что значит держать слово? Как научиться держать слово? Строитель своей души. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Врач и скульптор своего внутреннего мира. Чтобы стать лучше, нужна сила воли. Представление проектов по теме.
Какие правила мужские, а какие женские?(5ч) Образцы мужского поведения. Мир – театр, люди – актёры, но жизнь – не игра. Духовная среда общества. Роли в обществе. Кодексы поведения. Разные представления о настоящем мужчине. Кодексы мужского поведения в разные времена. Кодекс чести рыцаря (Западная Европа, XI–XVI века). Дворянский кодекс чести (Россия, XVIII–XIX века). Кодекс светского аристократа (Европа, Америка, Россия, XIX век). Свод правил Василия Кесарийского. Роли в семье. Образцы женского поведения. Кодексы женского поведения в разные времена. Правила поведения благонравной девицы (Россия, XVI–XIX века). Требования дворянского общества к воспитанию девочек и поведению женщин (Россия, XIX век). Моральный кодекс Екатерининского института благородных девиц (Россия, XIX век). Кодекс современной леди. Женские роли в семье. Классический взгляд на положение женщины в семье. Кто такая леди? Кто такой джентльмен? Представление проектов по теме.
Что можно и что нельзя людям разных призваний?(5ч) Кодексы чести разных профессий. Уточнение понятия чести. Люди играют роли, роли определяют людей. Разные правила для людей разных профессий. Варианты общественных ролей одного человека. Честь рабочего человека. Честь делового человека. Мораль российских предпринимателей XIX века. Порядочность истинного интеллигента. Интеллигентность – состояние души, обострённое чувство справедливости. Мир добрых соседей. Что такое толерантность? Представление проектов по теме.
Что хранит многоликую Россию?(4ч) Чувство родной страны. Разные представления граждан России о своей малой родине. Любовь к родине у каждого своя. Представление проектов по теме.
IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
Выпускник научится:
1) приобретать социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
2) получать опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
3) получать опыт самостоятельного общественного действия..
V. Использование национально-регионального компонента.
Введение регионального компонента в предмет необходим для обогащения внутреннего мира учащихся посредством приобщения учащихся к народным традициям, к искусству слова и раскрытия их душевного потенциала на региональном содержании. Темы: «Обычаи и обряды народов Татарстана», «Татарское застолье», «Семейные традиции».
VI. Сведения о дополнительной литературе.
Студеникин М. Т. Основы светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. Учебное пособие. Москва.: «Русское слово», 2012.
Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012.
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение», 2010.
Мир словарей.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Энциклопедия «Вокруг света».
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М. : Просвещение, 2010. – 32 с.
Из истории мировой гуманистической мысли/Сост. А.Ф. Малышевский.- М.: Просвещение,1995.
Учебно-тематическое планирование для 4 Б класса
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Виды учебной деятельности
Виды контроля
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения
план
факт
1.
Россия-Родина моя
1
Комбиниров.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Текущий
Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.
3.09
2.
Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества.
1
Комбиниров.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Построение логической цепи рассуждений.
Текущий
Уметь объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.
10.09
3.
Культура и мораль.
1
Комбиниров.
Установление причинно-следственных связей.
Текущий
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
17.09
4.
Этика и этикет
1
Комбиниров.
Становление гуманистичес-ких и демократических ценностных ориентаций.
Текущий
Умение слушать собеседника.
24.09
5.
Ценность родства и семейные ценности.
1
Комбиниров.
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Текущий
Составление плана и последовательности действий.
1.10
6.
Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
1
Комбиниров.
Развитие навыков сотрудничества
Текущий
Уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать.
8.10
7.
Образцы нравственности в культурах разных народов
1
Комбиниров.
Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Текущий
Уметь осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости
15.10
8.
Нравственный образец богатыря.
1
Комбиниров.
Участвовать в беседе, дискутировать.
Текущий
Аргументировано обосновывать свою точку зрения.
22.10
9.
Дворянский кодекс чести
1
Комбиниров.
Наблюдение за пантомимой, используя пластику, мимику, жесты
Текущий
Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.
29.10
10.
Джентельмен и леди. Дружба и порядочность
1
Комбиниров.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Текущий
Уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе
12.11
11.
Государство и мораль гражданина
1
Комбиниров.
Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.
Текущий
Соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома, в гостях.
19.11
12.
Образцы нравственности в культуре Отечества. Честность и искренность
1
Комбиниров.
Сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности.
Текущий
Проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи
26.11
13.
Мораль защитника Отечества.
1
Комбиниров.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Текущий
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
3.12
14.
Гордость и гордыня
1
Комбиниров.
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть.
Текущий
Уметь проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня.
10.12
15.
Порядочность .
1
Комбиниров.
Раскрывать замысел художественного произведения
Текущий
Знать законы гостеприимства
17.12
16
Добро и зло
1
Комбиниров.
Составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
Текущий
Знать особенности бракосочетания в современной России.
24.12
17.
Интеллигентность
1
Комбиниров.
Восприятие информации .Знакомство с этикетом царского обеда.
Текущий
Уметь подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом.
14.01
18.
Долг и совесть
1
Комбиниров.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Текущий
Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.
21.01
19.
Честь и достоинство
1
Комбиниров.
Значение слова честь. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность.
Текущий
Аргументировано обосновывать свою точку зрения.
28.01
20.
Трудовая мораль.Нравственные традиции предпринимательства.
1
Комбиниров.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
Текущий
Сознательно выполнять правила поведения за столом
4.02
21.
Высшие нравственные ценности
1
Комбиниров.
Становление гуманистичес-ких и демократических ценностных ориентаций.
Текущий
Уметь поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ.
11.02
22.
Семья. Семейные традиции
1
Комбиниров.
Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Текущий
Формулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение;
18.02
23.
Идеалы
1
Комбиниров.
Осуществлять информационный поиск
Текущий
Проявить творчество в выполнении проекта
25.02
24.
Принципы морали
1
Комбиниров.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Текущий
Составление плана и последовательности действий.
4.03
25.
Моральный кодекс в школе
1
Комбиниров.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Текущий
Подобрать художественные произведения по теме урока
11.03
26.
Смысл жизни и счастье
1
Комбиниров.
Аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Текущий
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
18.03
27.
Нормы морали.Этикет.
1
Комбиниров.
Сервировка стола
Текущий
Уметь сервировать стол для чаепития
1.04
28.
Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против»
1
Комбиниров.
Готовность слушать собеседника и вести диалог
Текущий
Построение логической цепи рассуждений.
8.04
29.
Праздники народов России
1
Комбиниров.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях праздников
Текущий
Составить календарь школьных праздников
15.04
30.
Образование как нравственная норма
1
Комбиниров.
Соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Текущий
Знать названия дней Масленицы
22.04
31.
Человек – то, что он из себя сделал.
1
Комбиниров.
Соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Текущий
Сочинить загадку про Сабантуй
29.04
32.
Методы нравственного самосовершенствования. Защитники Отечества.
1
Комбиниров.
Определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия
Текущий
Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
6.05
33
Что значит «быть нравственным» в наше время?
1
Комбиниров.
Оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Текущий
Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
13.05
34
Защита проектов
1
Комбиниров.
Оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Текущий
Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.