Проектная технология в процессе формирования УУД в условиях ФГОС
Проектная технология в процессе формирования УУД в условиях ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, а также способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового опыта. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения. Опираясь на мнение членов педагогического сообщества, поддерживаю тот факт, что, несмотря на очевидную необходимость формирования универсальных умений, желаемого результата получить, пока не удаётся. Тогда как же формировать общие учебные умения в должной мере. Казалось бы, они должны сформироваться, если в каждом школьном предмете этому уделяется внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная технология в процессе формирования УУД в условиях ФГОС »
Проектная технология в процессе формирования УУД в условиях ФГОС
Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, а также способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового опыта. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения. Опираясь на мнение членов педагогического сообщества, поддерживаю тот факт, что, несмотря на очевидную необходимость формирования универсальных умений, желаемого результата получить, пока не удаётся. Тогда как же формировать общие учебные умения в должной мере. Казалось бы, они должны сформироваться, если в каждом школьном предмете этому уделяется внимание. Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Возникает проблема: что позволит изменить ситуацию, научит учащихся пользоваться арсеналом разных учебных средств в нестандартной учебно-практической ситуации.
Придерживаюсь мнения, что решить данную проблему можно, применяя технологию проектирования. Преимущества метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностной проблемы. Дети с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Важно, что учебный проект с точки зрения учащегося —
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Поэтому мои ученики с удовольствием вовлекаются в проектную работу.
Я включаю проектную технологию, как в урочную, так и во внеурочную деятельность, формирую тем самым регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные УУД учащихся.
Начиная работу, определила для себя задачи:
1.Изучить и освоить технологию исследовательской деятельности, научиться управлять деятельностью учащихся в ходе исследований.
2.Включать исследовательские методы, как в урочную, так и во внеурочную деятельность, формируя тем самым регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные УУД учащихся.
В своей работе я опираюсь на авторскую методику исследовательского обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова.
Естественно в начальной школе без помощи родителей нам не обойтись. Поэтому работу по организации проектной деятельности начинаю с беседы с родителями, в которой показываю необходимость и значимость исследовательской деятельности в развитии ребенка. Объясняю, что родители, заинтересованные в развитии своего ребенка, пытаются направить ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия. Иногда показываю, как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя. Над исследованием работаем в 2 этапа: сначала тренировочные занятия, а затем самостоятельные исследования.
В работе над проектами я увидела, что на всех этапах формируется положительная динамика познавательных мотивов и исследовательских умений. Осуществлять учебное исследование, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат (продукт) своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу одноклассников.
Все эти умения и являются составной частью универсальных учебных действий, необходимых учащимся для успешного обучения.
Начало любого исследования – это выбор темы, этот этап помогает формировать личностные универсальные учебные действия, а именно установление учащимися связи между деятельностью и её мотивом. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Чтобы ребенок определился с темой, предлагаю ему ряд вопросов: Что тебе интересно больше всего? Чем ты хочешь заниматься в первую очередь? Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Чем ты мог бы гордиться?
Понимаю, что не стоит затягивать и с выбором темы. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Тема должна быть доступной, т.е. проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Иногда формулируем её в виде вопроса или проблемы.
После формулировки темы учу ребенка формулировать цель исследования, тем самым развиваю регулятивные универсальные учебные действия.
Очень важный шаг исследования – это выдвижение гипотезы. Гипотеза выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса. Обучение выдвижению гипотез способствует развитию познавательных универсальных учебных действий.
Следующий этап исследования – составление плана работы Планирование деятельности и работа по плану позволяют развивать регулятивные универсальные учебные действия. Для того чтобы составить план, прошу ответить на вопрос, как мы можем узнать что-то новое о том, что ты исследуешь. Определяем, какими методами мы можем воспользоваться. А затем выстраиваем их по порядку:
Подумать самостоятельно.
Спросить у других людей.
Посмотреть книги о том, что исследуешь.
Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.
Обратиться к компьютеру, посмотреть в Интернете.
Понаблюдать.
Провести эксперимент.
Следующий шаг – это сбор информации. Действовать начинаем по составленному плану.
Обобщение изученных данных и подготовка к представлению результатов - самые сложные этапы исследования. Именно здесь формируются все виды универсальных учебных действий.
Как только информация обобщена, происходит защита исследовательской работы. Как только информация обобщена, происходит защита исследовательской работы. Текст доклада должен быть кратким и составлен по следующему плану:
1.Почему избрана именно эта тема?
2.Какую цель преследовало исследование?
3.Какие ставились задачи?
4.Какие гипотезы проверялись?
5.Какие использовались средства и методы исследования?
6.Каким был план исследования?
7.Какие получены результаты? Какие выводы сделаны по итогам исследования?
8.Что можно исследовать в этом направлении?
Как только дети освоили общую схему деятельности, перехожу к другому этапу работы – самостоятельной исследовательской практике: выполнению групповых работ, индивидуальных с помощью родителей.
Таким образом, постепенно, шаг за шагом дети учатся добывать знания самостоятельно, делать свои маленькие открытия.
Я вижу результат своей работы. Мы, уже много лет с детьми участвуем в конференциях разного уровня. Имеем результаты.
Таким образом, технология проектной деятельности в современном образовании, я думаю, должна рассматриваться как одна из доминирующих.
Литература:
1.А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. -2-е изд., испр. и доп. - Самара: Издательство "Учебная литература", 2007
2.Проектные задачи в начальной школе. Под ред. А.Б.Воронцова, - М.: Просвещение, 2011