Проект по экологическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности
Проект по экологическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности
В проекте обозначены цели и задачи экологической работы с учащимися. В нем представлены виды и формы деятельности с детьми. Приведены примеры экологических мероприятий со школьниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по экологическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности»
Тема проекта: «Дороже нет родного края»
Проект по экологическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности учителя географии МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа» Сергиево-Посадского района Московской области Брюховой Светланы Викторовны.
Введение
Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек — единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей совершенно лишены каких-либо экологических знаний и навыков.
Потерю экологической грамотности можно возродить образованием и воспитанием детей, как будущего нашей страны. И чем раньше начнется это воспитание и образование, тем больше шансов на успех.
Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее..
Работая с детьми, начиная со среднего звена, свой проект по экологическому воспитанию я начала с пятиклашками.
Теоретическая часть проекта.
Цель проекта:
Развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школьников, направленное на воспитание чувства любви учащихся к своей малой родине – к Подмосковью.
Задачи проекта:
способствовать углублению знаний обучающихся в области экологии;
показать важность решения экологических проблем Подмосковья и влияние на экологическую ситуацию каждого человека;
воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма;
развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации;
формировать устойчивый интерес учащихся к экологической культуре поведения;
Актуальность проекта:
Данный проект реализуется поэтапно. Главное, на чем основывается – воспитание личности ребенка, который любит свой край, свою страну, понимает, что от него зависит будущее той земли, на которой он живет. Умеет бережно относиться к окружающей среде и имеет активную жизненную позицию. Воплотить это в жизнь на современном этапе важная и трудная задача. На это и нацелен данный проект.
Проект предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Участники проекта: учащиеся 5-6 класса, посещающие кружок «Экологический следопыт»
Виды деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы деятельности: исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; заседания киноклуба.
Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.
Поэтому родители часто участвуют в проводимых нами акциях: выпуск экологических листовок, сбор макулатуры и др.
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Условием экологического воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности бережного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Таким образом, экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные.
В современном мире у всех на слуху такие понятия как «экологическая катастрофа»,
« глобальный экологический кризис» на планете Земля, когда речь идет о загрязнении и оскудении почв, недр земли, океанов, рек, озер, подземных вод, гибели растительности и животных, химическом отравлении атмосферы и многом другом.
Глобальное техногенное изменение природы разрушает здоровье человека вне зависимости от границ, политического строя или уровня развития той или иной страны.
Не является и исключением в этом отношении и Московская область, где проживает более 16 миллионов человек на площади в 46 тыс. кв. км. Прекрасные ландшафты Подмосковья, его реки, озера, биосфера, атмосфера и почвы испытывают колоссальное антропогенное воздействие.
Московская область – крупнейший регион России с мощным народнохозяйственным комплексом, который оказывает сильнейшее влияние на окружающую среду.
Важнейшая задача современного человека осознать необходимость решения экологических проблем. Каждый должен участвовать в изменении нашего отношения к природе.
Выбирая тему проекта, мы считаем актуальным и крайне необходимым рассматривать проблемы своего края, своей малой родины, Подмосковья.
Основные теоретические темы проекта, входящие в программу кружка «Экологический следопыт»
Природа Подмосковья. Работа с атласом Московской области.
Водоемы Московской области. Работа с атласом Московской области.
Состояние питьевых источников в Подмосковье.
Почвы Московской области. Меры по восстановлению почв.
Красная Книга Подмосковья.
Практическая часть проекта.
Деятельность по реализации проекта:
Изучение экологии по программе кружка «Экологический следопыт».
Создание экологических проектов, связанных с экологическими проблемами Московской области.
Выступление с проектами на районных экологических конференциях: «Природа встречает друзей». Проекты на тему: «РАДОН» и природа родного края» (призеры), «Живая вода Подмосковья» (участники), «Волшебный лен. Экологические традиции народов нашего края» (призеры) и др.
Выступление с проектом на областной экологической конференции: «Природа встречает друзей». Проект на тему: «РАДОН» и природа родного края» (участники)
Эколого-просветительская работа: выступления перед учащимися 4-6 классов по теме: «Экология Подмосковья»;
Создание социально - экологического видео ролика «Берегите природу Подмосковья»;
Создание и распространение листовок «Воды Подмосковья в опасности!»
Сбор макулатуры и участие в акции «Сбережем леса».
Посадка деревьев. Работа по благоустройству школьного двора.
Открытое мероприятие на районном семинаре заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе с учащимися кружка «Экологическая мозаика «Бросим природе спасательный круг» (2015 год).
Открытое мероприятие на районном семинаре заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе с учащимися кружка «Экологический репортаж «Дороже нет родной земли»(2016 год).
Заключение.
Происходящее в последние десятилетия интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающей человека среды привело к природному дисбалансу, экологическим катастрофам техногенного характера. Эти явления представляют собой не что иное, как последствия утилитарно-прагматического отношения человечества к природе, проявлений антропоцентрического типа экологического сознания. Обострение экологической обстановки в мире вызвало повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления. Основным вариантом решения проблем в системе «человек-природа» является воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у подрастающего поколения.
Социологические и педагогические исследования, проводимые с целью диагностики экологической воспитанности школьников младшего и среднего звена показывают, что уровень субъектного отношения к миру природы, начиная с младшего школьного возраста к старшему подростковому, резко снижается. Поэтому нужно приложить все силы, использовать всевозможные средства и методы обучения, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Но главное помнить, что самый лучший способ чему либо научить – это показать на собственном примере.
Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.
Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.
В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.
Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.
Выводы:
За время работы над проектом к экологической работе было приобщено более 45 учащихся школы, ведется эколого-просветительская работа в школе и микрорайоне, участники проекта овладели умениями проводить эколого-разъяснительную работу, проведена высадка деревьев и благоустройство школьного двора, было только кружковцами собрано более 130 кг макулатуры, чем спасено несколько деревьев.
Работа над данным проектом будет продолжена и дальше для достижения более существенных результатов в области экологического воспитания школьников.
Используемая литература:
Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.
Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.
Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.
Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.
Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.
Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.
Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995.
Интернет ресурсы
Программы внеурочной деятельности / ФГОС / Методический пресс...
metodpresscentr.ru/blog/fgos/174.ht...
ЗАВУЧ.инфо - Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных...
zavuch.info/methodlib/305/62258/
Экологическое образование и воспитание школьников в урочной и...