Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки"»
Ростовская область, Октябрьский район, хутор Ильичёвка Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 43
Приказ от 30 .08.2019г. № ____
________________
Рабочая программа
по внеурочному курсу «Весёлые нотки»
Уровень общего образования (класс): 5, 6
____ основное общее______________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 68
Учитель: Курилова Наталья Викторовна
Программа разработана на основе Федерального закона от 29.09.2012г. пр. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положениями Трудового кодекса РФ, требований ФГОС СОО от 17.12.2010г. пр. № 1897 (п.18.2.2.), примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования, автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год.
2019 год
Пояснительная записка
Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!
Н. Княжинская
Рабочая программа курса «Весёлые нотки» для учащихся 12-13 лет общеобразовательной школы. Программа составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования, автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Программа переработана и дополнена.
Предусмотрены групповые занятия, которые проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (70 часов в год), где руководитель оставляет за собой право распределять учебные часы: заниматься как со всей группой, частью группы, так и индивидуально, в зависимости от предстоящих концертов, выступлений. Условиями отбора детей в музыкальную студию являются их желание заниматься именно этим видом искусства, музыкальные данные и способность к систематическим занятиям.
В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Программа предусматривает сочетание как групповых, так и индивидуальных занятий.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит курсу вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Курс вокального пения органически сочетает фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цельпрограммы:
Заинтересовать детей музыкальным искусством, как неотъемлемой частью жизни каждого человека, и научить каждого участника курса владеть певческим голосом.
Задачи программы:
Образовательные:
Углубление знаний детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучение детей вокальным навыкам.
Воспитательные:
Привитие навыков общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привитие навыков сценического поведения;
Формирование чувства прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
Развивающие:
Развитие музыкально-эстетического вкуса;
Развитие музыкальных способностей детей.
На курс вокального пения могут приглашаться дети не только 5, 6 классов, но и более младшего школьного возраста. Группы могут формироваться с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
Авторская программа внеурочной деятельности по внеурочному курсу «Весёлые нотки»предназначена для учащихся 5, 6 классов и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), но на основании календарного графика работы школы и производственного календаря на 2020 год количество часов уменьшается на 2 часа.
Содержание изучаемого курса
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
1
Пение как вид музыкальной деятельности.
2
2
2
Формирование детского голоса.
-
15
3
Слушание музыкальных произведений.
3
-
4
Разучивание и исполнение песен.
-
23
5
Игровая деятельность. Театрализация исполняемых песен и музыкальных произведений.
-
9
6
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной исполнительской культуры.
1
3
7
Концертно-исполнительская деятельность.
-
10
Итого:
6
62
Каждое занятие строится по схеме:
настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;
дыхательная гимнастика;
речевые упражнения;
упражнения для развития актёрского мастерства;
распевание;
пение вокализов;
работа над произведением;
анализ занятия.
Концерты и выступления
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников
студии и степени их обученности. Песни с хореографическими движениями или сюжетными действием подбираются значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её
слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Ожидаемые результаты обучения
знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие, затем длинные фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя
бы одну фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
точно повторить заданный звук;
петь чисто и слаженно в унисон;
принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
верно петь выученные песни;
быть внимательными при пении к указаниям учителя;
понимать дирижерские жесты;
петь напевно, легко, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса.
Должны знать и определять на слух:
музыку разного эмоционального содержания;
музыкальные жанры: песня, танец, марш;
куплетную форму;
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, балалайку, баян;