ОТЧЁТ
о работе по ФГОС
учителя начальных классов
I квалификационной категории
Деменковой Ю.Л.
2013 г
Ориентируясь на сегодняшнее, информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться»
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В 2012-2013 учебном году я работала в третьем классе по ФГОС.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
И здесь появляются различные трудности. Хорошо бы все ученики имели высокий уровень развития, высокую мотивацию к учебе. Но увы это не так.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Я работаю по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Данная программа нацелена на общее развитие школьника. Что такое общее развитие? Это развитие ума, воли, чувств. В своей работе по ФГОС по данному УМК столкнулась и с плюсами и с минусами. Что же положительного в методике развивающего обучения Л.В. Занкова я обнаружила? Для ответа на этот вопрос необходимо уточнить конечную цель развивающего обучения. Она состоит в сформированности у учащихся обобщенных интеллектуальных умений, таких как: умение анализировать ситуацию и делать выводы; видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи данного объекта с другими; выделять в них существенные признаки; сравнивать объекты, классифицировать их, обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия. Отсюда следует вывод: включение учащихся в творческую деятельность – основной путь развивающего обучения. В своей работе я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях, при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся. Поэтому по возможности стараюсь использовать метод творческих проектов.
В течение года, мы с ребятами работали над проектами: « Моя семья», « Мой класс « Мои домашние питомцы», «Полезно ли мороженое?» .Ребята собирали материал по темам. Но к сожалению не все родители понимают необходимость данных проектов. Такие родители, из- за своей лени, не помогают детям, да еще и отбивают у них охоту что либо делать.
Одной из целью данной программы является - научить детей применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вот это плюс!
В развивающей системе обучения ценятся вопросы проблемного, общего характера, такие, которые предполагают варианты ответов. Постановка общих вопросов предполагает свободное оперирование материалом, выбор аспектов анализа близких ребенку. И вот уже отвечать на проблемные вопросы начинают и слабые дети. Они не боятся показаться глупыми, смешными, к ним прислушиваются. Таким образом, они не теряются на уроке, не чувствуют себя лишними, а принимают активное посильное участие в работе. Сильные же учащиеся обобщают, делают выводы. При такой организации каждый ребенок может и должен иметь успех в деятельности, брать ответственность на себя, контролировать свои знания, свои возможности. Разве это не положительный момент?
На уроках возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину. Мое мнение при этом воспринимается учащимися как одна из возможных точек зрения, которую нужно соотнести с собственной точкой зрения и мнениями других учеников, они могут с ней согласиться или же ее оспорить. Вот еще один положительный момент в системе Занкова – решение проблемы на протяжении нескольких уроков. Ни в коем случае не делайте за детей то, к чему они могут прийти сами!
Минус просматривается в следующем принципе обучения – развитие всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. В школу поступают дети с разной умственной подготовкой. И порой очень сложно, работая со слабыми детьми, реализовывать на практике остальные принципы Леонида Владимировича, а именно: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп в прохождении учебного материала. И опять получается, что слабых тянем до средних, средних до сильных. Слабым же ученикам очень тяжело усвоить информацию в таком объеме. Я считаю, что по развивающей системе Л.В. Занкова должны обучаться дети с высоким уровнем подготовки, иначе будет просматриваться негласное деление детей на сильных и слабых, от чего мы стремимся уйти.
Работая по ФГОС, в конце учебного года была проведена диагностика метапредметных и личностных результатов, позволяющая выявить, насколько успешно у ребёнка формируются УУД и как идёт его личностное развитие.
Учащиеся 3 «Б» класса показали следующие результаты:
Выполняя требования СанПиНа к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования при организации учебного помещения, мы использовали систему зонирования. В классном кабинете есть зона для учебных занятий и игровая зона. Наш класс оснащен компьютером и интерактивной доской. Конечно, жаль, что нет прямого выхода в Интернет.
Большое внимание уделено внеурочной деятельности. Ученики третьего класса посещают кружки: «Я-исследователь», «Если хочешь быть здоров», «Мы-юные граждане России», «В мире животных », «Весёлые нотки».
Для организации пребывания детей в школе во второй половине дня была создана группа продленного дня, расписание кружков, организовано 3-х разовое горячее питание для учащихся.
Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты проектной и внеурочной деятельности – творческие работы учеников.