Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Разноцветный мир"»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«Разноцветный мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Разноцветный мир» для основной школы разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня на основе:
*требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897) ФГОС ОООМ.: «Просвещение». 2012год;
*норм федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
*примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол № 1/15 от 8.04.2015 г.)
*Основной образовательной программы МАОУ СОШ № 14 протокол педсовета № 1 от 31. 08. 2020 года), с учётом планируемого к использованию УМК «Вертикаль» и примерной образовательной программы по учебным предметам технология и изо.
Программа кружка составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Предлагаемая программа обеспечивает дополнительную систему фундаментальных знаний для обучающихся основной школы.
Кружковая программа в образовательных учреждениях основного общего направлена на достижение следующих целей:
* гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего народа;
* уважительного отношения к труду;
* освоение разнообразных технологий в соответствии с индивидуальными предпочтениями;
* развитие интеллектуально-творческого потенциал ребёнка;
* освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества;
* познание и развитие собственных способностей и возможностей;
* создание условий для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
* патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего народа;
* трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
* ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
* ценностного отношения к природе, окружающей среде;
* ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
* интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
* формирование информационной грамотности современного школьника;
* развитие коммуникативной компетентности;
* формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
* овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Отличительные особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Обучающийся всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия , аппликацией, рисованием, лепкой позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Разноцветный мир» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточно сформированное пространственное восприятие и зрительно-моторная координация являются причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Разноцветный мир» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, аппликации из бумаг, картона, лепка из пластилина) техник. В план работы включены такие виды деятельности: рисование, аппликация, коллаж, лепка.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особенности.
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 135 часов
Из расчёта:
1 час в неделю:
1 класс – 33 часа,
2 класс – 34 часа,
3 класс – 34 часа,
4 класс – 34 часа.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Разноцветный мир»
Прогнозируемый результат:
- скоординированы движения кистей рук обучающихся;
- развито творческое воображение у обучающихся;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения у обучающихся: трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Тематическое планирование
1 класс, 33 часа
№п/п
К-во
часов
Тема
Материал.
1. Радужный мир 9 часов.
1
1
Организационное занятие.
2
1
Краски радуги.
Карандаши, акварель.
3
1
Холодные и тёплые тона.
Карандаши. акварель, гуашь
4
1
Осень. Экскурсия в лес.
5
1
Листопад.
Карандаши, акварель.
6
1
Грибы.
Гуашь
7
1
Грустный дождик.
Карандаши, акварель.
8
1
Силуэт дерева.
Карандаши.
9
1
Волшебная птица осени.
Гуашь.
2. Домашние животные 5 часов.
1
1
Мой верный друг.
Акварель.
2
1
Кошка.
Карандаши.
3
1
Лошадка.
Гуашь
4
1
Петушок.
Акварель.
5
1
Цыплёнок.
Гуашь.
3. В чём красота зимы 8 часов
1
1
Красота снежинок.
Карандаши, акварель.
2
1
Зимушка-зима.
Гуашь.
3
1
Узоры на зимнем окне.
Акварель.
4
1
Ёлочка – красавица.
Карандаши. акварель.
5
1
Снеговик.
Гуашь.
6
1
Деревья зимой.
Карандаш, акварель.
7
1
Зимние гости. Снегирь.
Акварель.
8
Портрет папы.
Карандаши. акварель.
4. Встречаем весну 6 часов
1
1
Подарок маме.
Акварель
2
1
Волшебная птица весны.
Гуашь.
3
1
Встречаем птиц. Скворечник.
Каранлаши.
4
1
Ледоход.
Акварель.
5
1
Весенний букет.
Гуашь.
6
1
Цветы и бабочки.
Акварель.
5. Красота в умелых руках
1
1
Жар - птица
Акварель
2
1
Роспись посуды. Ваза.
Карандаши. гуашь
3
1
Расписной платок.
Акварель
4
1
Подводное царство.
Акварель.
5
1
Свободная тема. Выставка работ.
Карандаши, гуашь
ИТОГО 33 часа
Тематическоепланирование
2 класс, 34 часа
№
п/п
К-во
часов
Тема
Материалы
1. Живопись 15 часов.
1
1
Организационный момент.
2
1
Холодные и тёплые краски.
Акварель, гуашь.
3
1
Осень в деревне.
Карандаши, акварель.
4
1
Иллюстрации к сказке «Гуси – лебеди»
Гуашь.
5
1
Поняие о графике.
Карандаш.
6
1
Создание образа природы: небо с облаками.
Карандаши, акварель.
7
1
Рисование с натуры овощей ( морковь, огурец).
Фломастеры, карандаши.
8
1
Дкоративное рисование. История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы.
Акварель.
9
1
История войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов.
Карандаш.
10
1
Рисование лица человека.
Карандаш.
11
1
Красота в умелых руках. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды».
Акварель.
12
1
Волк.
Карандаш.
13
1
Иллюстрации к произведению С. Есенина
« Берёза».
Акварель.
14
1
Иллюстрациик сказке» Маша и медведь».
Акварель.
15
1
Цветы нашей Родины.
Гуашь.
2. Работа с бумагой 14 часов
Аппликация 5 часов.
1
1
Аппликация из обрывных бумаг. «Львёнок».
Цветная бумага,клей.
2
1
В лес за грибами.
Картон, цветная бумага, клей, ножницы.
3
1
Декоративная аппликация « Букет».
Картон, цветная бумага, клей, ножницы.
4
1
Панно « Цветы».
Цветная бумага, картон, ножницы,клей.
5
1
Аппликация из геометрических фигур «Цыплёнок»
Цветная бумага, шаблоны, ножницы,клей.
Объёмная аппликация 3 часа
1
1
Дубрава.
Гофрированная бумага, картон
2
1
Цветы на ветке.
Цветная бумага, клей,ножницы.
3
1
Новогодняя сказка.
Цветная бумага, картон, ножницы, клей.
Оригами 6 часов
1
1
Курочка.
Цветная бумага
2
1
Волк.
Цветная бумага, клей. ножницы.
3
1
Астра.
Цветная бумага,клей, ножницы.
4
1
Ветка сливы.
Цетная бумага, клей, ножницы.
5
1
Звёздное небо.
Цветная бумага, клей, ножницы, картон.
6
1
Лилии в пруду.
Цветнаябумага. Клей, ножницы.
Лепка 5 часов
1
1
Космический корабль.
Пластилин, тонкая проволока,картон.
2
1
Лепка с натуры фруктов «Осенние подарки природы»
Картон,тпластилин, стека.
3
1
Персонажи из сказки «Репка»
Картон, пластилин, стека.
4
1
Лепка животных. Друг детства.
Пластилин. Тонкая проволока, картон.
5
1
Персонажи из сказки «Колобок». Выставка работ.
Пластилин, стека, картон.
ИТОГО 34 часа
Тематическое планирование
3 класс, 34 часа
№п/п
К-во часов
Тема
Материалы
Живопиь 15 часов.
1
1
Организационный момент.
2
1
Холодные итёплые краски.
Карандаши. акварель.
3
1
Осень. Листопад. Листья сложнойформы.
Акварель.
4
1
Иллюстрирование»Сказки о царе Салтане».
Гуашь.
5
1
Избушка на курьих ножках.
Карандаш.
6
1
Веточка яблони.
Акварель.
7
1
Осенний дождь.
Акварель
8
1
Декоративный рисунок « Матрёшка в осеннем уборе».
Карандаши, гуашь.
9
1
Дары осеннего сада
Карандаши.
10
1
Труд людей осенью и весной
Карандаши.
11
1
Красота в умелых руках. Украшение скатерти.
Акварель
12
1
Мой вернный пёс.
Карандаш.
13
1
Ветка вербы.
Акварель
14
1
Иллюстрации к произведению Н.А. Некрасоа «Дедушка Мазай и зайцы».
Карндаши, фломастеры.
15
1
Прздничный салют.
Гуашь.
Работа с бумагой 14 часов
Аппликация 5 часов.
1
1
Чебурашка.
Цветная бумага, шаблоны, клей, ножницы.
2
1
Орешки для белки
Цветная бумага, клей. картон,ножницы.
3
1
Декоративная аппликация «Скатерть»
Цветная бумага, картон, клей , ножницы.
4
1
Панно «Ёжик и грибы»
Цветная бумага, клей, ножницы.
5
1
Апплиация «Мама»
Цветнная бумага, шаблоы, клей, ножницы.
Объёмная аппликация 3 часа.
1
1
Цветы на поляне.
Цветная бумага. Клей. ножницы.
2
1
Лебеди на озере.
Цветная бумага, клй, ножницы.
3
1
Гусеница.
Цветная бумага. Клей, ножницы.
4. Оригами 6 часов
1
1
Медведь
Цветная бумага, клей, ножницы.
2
1
Собачка
Цветная бумага, клей, ножницы.
3
1
Кошечка
Цветная бумага, клей, ножницы.
4
1
Лилии.
Цветная бумага, клей.
5
1
Звезда
Цветная бумага, клей, ножницы.
6
1
Филин
Цветная бумага, клей, ножницы.
5. Лепка5 часов.
1
1
Чудо - дерево
Пластилин, картон, стека.
2
1
Лепная картина «Овощи в корзинке»
Стекло, пластилин.
3
1
Вишня на ветке.
Картон, пластилин,стека.
4
1
Заяц и зайчата.
Пластилин, стека, картон.
5
1
Персонажи из сказки «Кот, лиса и петух».
Пластилин, стека, картон.
ИТОГО 34 ЧАСА.
Тематическоепланированиеи 4 класс, 34 часа
№п/п
К –во часов
Тема
Материалы
Живопись 15 часов.
1
1
Оргнизационный момент.
2
1
Осенний пейзаж.
Акварель.
3
1
Рисованиеосенних листьев сложной формы.
Карандаши, фломастеры.
4
1
Иллюстрирование сказки «По щучьему велению».
Акварель, карандаши.
5
1
Рисование с натуры «Изба»
Карандаш.
6
1
Рисование с натуры «Родной угол».
Гуашь.
7
1
Ёжик на поляне.
Карандаши.
8
1
Декоративное рисование «Буратино».
Карандаши, акварель.
9
1
Памятник.
Карандаши.
10
1
Герои – защитники.
Карандаш.
11
1
Красота в умелых руках. Роспись вазы в технике гжели.
Акварель.
12
1
Женские образы в народных костюмах.
Гуашь.
13
1
Народные праздники. Ярмарка.
Карандаши, акварель.
14
1
Москва. Кремль.
Карандаши.
15
1
Детство. Моя мечта.
Акварель
Работа бумагой 14 часов
Аппликация 5часов
1
1
Колобок
Цветная бумага,картон, шаблон, клей,ножницы.
2
1
Аппликация – мозаика «Бабочка»
Цветная бумага, картон,клей, ножницы.
3
1
Кукла – неваляшка.
Цветная бумага, картон, шаблоны,клей, ножницы.
4
1
Панно « На лесной полянке».
Цветная бумага, клей, картон.
5
1
Аппликация «Бабушка».
Цветная бумага, клей, картон.
Объёмнаяя аппликация 3 часа
1
1
Веточка мимозы.
Цветная бумага, клей,ножницы.
2
1
Божьи коровки.
Цветнаябумага, клей.
3
1
Лотосы на озере.
Цветная бумага, клей.
Оригами 6 часов.
1
1
Лиса.
Цветная бумага,клей, ножницы.
2
1
Кошечка.
Цветная бумага, клей, ножницы.
3
1
Хризантема.
Цветная бумага, клей.
4
1
Ветка рябины.
Цветная бумага, клей, ножницы.
5
1
Грачи прилетели.
Цветная бумага, клей, ножницы.
6
1
Сова.
Цветная бумага, клей, ножницы.
Лепка 5 часов.
1
1
Корзинка с овощами.
Пластилин, картон, стека.
2
1
Лепная картина « Нарциссы в вазе»
Пластилин, стекло.
3
1
Виноград на ветке
Пластилин, картон, стека.
4
1
Курочка и цыплята.
Пластилин, картон,стека.
5
1
Животные Африки.
Пластилин, картон, стека.
ИТОГО 34 часа.
Результаты ЗУН учащихся, посещающих кружок.
Впознавательной сфере:
* Приобретение и развитие практических навыков и умений художественном творчестве ;
* развитие художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров исскуства;
* формирование целостного восприятия мира;
*овладение средствами и формами графического отображения объектов;
* формирование умений устанавливатьвзаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решенияприкладныхучебныхзадач;
* освоение понравившегося ремесла в изобразительно – творческой деятельности;
*развитиеткритического мышления, способностиаргументировать сою точку зрения поотношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
* назначение материалов, инструментов и оборудования, применяемого при изготовлении изделий;
освоение особенности художественно –выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительном творчестве.
В трудовой сфере:
*планирование процесса выполнения изделия, подбор инструментов, бумаги, краски, пластилина с учётом характера объекта;
* умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, спользуя технику оригами;
* решение художественных задач с опорой на знание о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
*осуществление итогового и пошагового контроля в своей творческой деятельности;
осуществление поиска информации с использованием литературы и средств массовой информации;
соблюдение трудовой дисциплины; соблюдение норм иправил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.