Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР» для детей средней группы»
КГКП «Ясли - сад №1 «Ертегі» ГУ Отдела образования г. Сатпаев
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
для детей средней группы
Подготовила: Кузьмина Х. Б.
г. Сатпаев, 2016-2017 уч. год
1. Содержание Программы:
Содержание Программы.
Пояснительная записка.
Актуальность Программы.
Новизна Программы.
Основная цель Программы.
Задачи Программы.
Ожидаемые результаты.
Этапы реализации Программы.
Формы организации кружковой работы.
Пути реализации Программы.
Список использованной литературы.
для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Всегда можно достигнуть эффективности занятий, если использовать музыку. Она вызывает живой отклик у детей, способствует созданию эмоционального фона.
В программе разработаны 18 интегрированных занятий в рамках образовательной области «Творчество».
В ней прослеживаются межпредметные связи: развитие речи, художественная литература, ознакомление с окружающим, экология и музыка.
Тематика занятий для средней группы составлена с учётом требований Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения республики Казахстан и Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет).
Все занятия в программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: развивает у детей уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает их к творческим поискам и решениям, учит работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами, развивает мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
3. Актуальность Программы.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изобразительной деятельности, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях
Среди самых интересных и загадочных явлений природы творческие способности детей занимают одно из ведущих мест. Интерес к ним в настоящее время очень высок.
Поэтому в ДО необходимо приложить максимум усилий, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей к решению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком, особенно в сочетании с музыкой. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
4. Новизна программы.
Новизной и отличительной особенностью программы по изодеятельности является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционных техник изобрази тельной деятельности. Нетрадиционные техники доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционные техники изодеятельности дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изодеятельности. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- принцип творчества (программа заключает в себе возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей);
- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- принцип динамичности (от простого к сложному);
- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов работы);
- принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- принцип интегративности (синтез искусств).
5. Основная цель Программы.
Цель:Развитие творческих способностей ребёнка среднего дошкольного возраста, способности эмоционально откликаться на произведения искусств, умения владеть необходимыми навыками в области продуктивной изобразительной деятельности и музыкального творчества.
Цель занятий по лепке: формирование интереса к лепке, эстетического вкуса у детей.
Цель занятий по аппликации: формирование умения создавать несложные образы и сюжеты доступными выразительными средствами.
Цель занятий по рисованию: формирование эстетических чувств у детей среднего дошкольного возраста посредством совершенствования изобразительных навыков и умений в разных видах рисования.
6. Задачи Программы:
Образовательные:
- Продолжать закреплять и обогащать знания детей о разных видах изобразительного творчества.
- Продолжать знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
- Продолжать формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Продолжать развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Обогащение знаний детей о разных видах изобразительного творчества.
Ознакомление детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закрепление приобретённых умений и навыков.
Сформированность творческого мышления, устойчивого интереса к художественной деятельности.
Сформированность умений и навыков, необходимых для создания творческих работ.
Сформированность желания экспериментировать.
Развитие трудолюбия.
Развитие внимания, аккуратности, целеустремлённости, творческой
самореализации.
8. Этапы реализации Программы:
I этап «Подготовительный» (июнь - август 2016г.)
Содержание деятельности: разработка Программы кружка.
II этап – «Практический» (сентябрь - май 2016-2017 учебного года).
Содержание деятельности: внедрение Программы в работу с детьми.
III этап – «Итоговый» (май 2017 г.)
Содержание деятельности: подведение итогов работы за 2016-2017 учебный год.
9. Формы проведения кружковой работы:
интегрированные занятия по рисованию, аппликации, лепке и музыке.
время проведения: 2 раза в месяц.
продолжительность занятия: 25 минут.
10. Пути реализации Программы.
(примерные конспекты занятий)
Сентябрь.
Занятие 1.
Тема: «Волшебница осень».
Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции.
Образовательная задача: сформировать представление о цветах, листьях и деревьях осенью.
Развивающая задача: развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость, умение создавать сюжетную композицию из различного материала.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к природным изменениям, любознательность.
Материал к занятию:1/2 часть альбомного листа на каждого ребенка, готовый образец, выполненный воспитателем, осенние цветы и листья, цветной пластилин, гуашь, цветные карандаши, репродукция картины Левитана «Золотая осень», кисти для рисования и для клея, стаканчики с водой, дощечки для пластилина, салфетки, бумага коричневого цвета, мольберт, аудиозапись Чайковского «Осень».
Предварительная работа: рассматривание осенних иллюстраций, чтение стихотворений об осени, беседа об осени, заготовка осенних листьев и цветов, вырезывание деталей дерева.
Словарная работа: осенняя пора, пурпур.
Полилингвальный компонент: осень -, листья -?
Ход занятия:
1 часть. Вступительная.
Организационный момент.
Воспитатель:
Было лето и многие из вас не ходили в детский сад, отдыхали. Лето кончилось, и вы снова пришли в детский сад.
Вопрос к детям: Какое сейчас время года?
Воспитатель: Мы с вами радуемся осеннему солнышку, которое так ярко освещает золото листьев. Ярко-желтые, красные и оранжевые листочки выглядят так нарядно. А какие красивые осенние цветы. Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь, потом наступит октябрь, затем ноябрь.
Дети повторяют названия осенних месяцев.
Рассказ воспитателя:
Осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. В такую пору многие люди испытывают радость, любуясь красотой окружающего мира. Как приятно в это время гулять по дорожкам парка или в лесу! Листья шуршат под ногами. А какой чудесный воздух! Чем он пахнет? Осенью пахнет опавшей листвой, кострами, грибами, осенней свежестью.
Чтение детям стихотворения З. Федоровской:
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите – роща
Золотом одета.
2 часть. Основная.
2.1. Рассматривание картины Левитана «Золотая осень».
2.2. Физминутка «Ветер дует нам в лицо…»
2.3. Показ готового образца.
2.4. Объяснение педагога: на листе бумаги коричневым карандашом дети должны нарисовать «землю», затем наклеить готовые детали деревьев, затем к маленьким веткам из пластилина примазать листья разного цвета (желтые, красные, зеленые, оранжевые), а из сухих листьев, измельчив их, создать листопад, посыпая их на клей. Сухие цветы приклеить на «землю».
2.5. Физминутка.
2.6. Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение.
2.7. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.8. Полилингвальный компонент.
3 часть. Заключительная.
3.1. Выставка работ, их рассматривание.
3.2. Обобщение.
Занятие 2.
Тема: «Рябиновая веточка».
Цель: учить детей изображать гроздь рябины.
Образовательная задача: учить рисовать ягоды и листья отпечатками пальцев.
Развивающая задача: развивать чувство композиции и колорита в процессе использования различных техник, для создания выразительного образа грозди рябины, развивать культурно-гигиенические навыки.
Воспитательная задача: воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.
Материал к занятию: гроздь рябины, гуашь красного и зеленого цветов, влажная салфетка на каждого ребенка, альбомные листы, заготовленные заранее детали дерева рябины, силуэты снегирей, аудиозапись (Чайковский. «Времена года»), кисти для клея, клей, пластилин, стаканчики с водой.
Предварительная работа: рассматривание грозди рябины, чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций; дидактические и словесные игры.
Словарная работа: гроздь.
Полилингвальный компонент: рябина, ветка-?
Ход занятия:
1 часть. Вступительная.
1.1. Организационный момент.
Воспитатель:
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
1.2. Беседа об осени.
Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
(ответы детей)
Вопросы к детям:
Как вы догадались?
Что происходит осенью?
Воспитатель вносит букет из листьев, предлагает его рассмотреть и вспомнить названия листьев различных деревьев.
1.3. Словесная игра «Какой?»:
У березы лист какой?- березовый
У рябины лист какой?-……
У клена лист какой-........
У дуба лист какой?-…….
1.4. Подвижная игра «Осенние листочки».
Дети становятся в круг. На полу разбросаны листья. Воспитанники вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения:
Дует, дует ветер,
Дует-задувает.
(Качаются вправо-влево, руки перед собой)
Желтые листочки
С дерева сдувает!
(Машут руками сверху вниз перед собой)
И летят листочки
Прямо по дорожке,
(Кружатся на месте)
Падают листочки
Прямо нам под ножки!
(Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз)
Воспитатель: Осенние листочки, летите в кузовок.
Мальчики должны собрать березовые листочки, а девочки-кленовые.
Воспитатель проверяет, правильно ли дети справились с заданием.
2 часть. Основная.
2.1. Рассказ воспитателя:
- Осенью в лесу поспевают на рябине ягоды. Любимое лакомство снегирей. Зимой в лесу холодно, голодно, а у птичек еда на веточках.
- Я для вас из леса рябинку принесла. Посмотрите внимательно, какие у неё ягодки дружные, одна возле другой растёт. Ягодок много, они собраны в кисть или гроздь.
Вопрос к детям:
Скажите, а какого цвета ягоды, а какой формы?
Воспитатель продолжает:
- Ребята, я совсем забыла, сегодня утром пролетала Сорока- белобока и рассказала, что в лесу произошла беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине.
- А скоро уже снегири прилетят, а лакомства любимого нет! Давайте поможем снегирям, нарисуем ягоды на рябине.
2.2. Физминутка.
2.3. Рассматривание готового образца.
2.4. Объяснение воспитателя последовательности работы.
Приклеить на лист вырезанные заранее детали дерева, чтобы получилась рябина, копчиками пальцев нарисовать ягоды и листья, к каждой ягодке приклеить маленькие шарики черного пластилина.
2.5. Самостоятельная работа детей под музыку Чайковского «Осень».
2,6. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.7. Полилингвальный компонент.
3 часть. Заключительная.
3.1. Анализ.
3.2. Выставка работ. Сюрпризный момент (на мольберте выставляются силуэты снегирей).
Воспитатель:
- Ой! Смотрите, снегири к нам прилетели. Как им нравятся ваши работы, молодцы постарались, спасли снегирей от голодной зимы.
3.3 Обобщение.
Октябрь.
Занятие 3.
Тема: «Мой любимый дождик».
Цель: продолжить знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Образовательная задача: показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности, познакомить с обрывной аппликацией.
Развивающая задача: развивать чувство композиции.
Воспитательная задача: воспитывать аккуратность.
Методические приемы: наглядный, игровой, словесный и практический.
Материал к занятию: образец, выполненный воспитателем, лист формата А4 светло-серого цвета, салфетки голубого цвета, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации с изображением дождя, аудиозапись со звуком дождика.
Предварительная работа: чтение стихотворений о дождике, рассматривание иллюстраций, беседы об осенних явлениях природы (о дожде).
Полилингвальный компонент: туча, дождь -?
Ход занятия:
1 часть. Вступительная.
Организационный момент.
Воспитатель:
Если нетy настpоенья,
Если yлица пpомокла,
Дождь pазмазывает слёзы
По асфальтy и по стёклам,
если дети на пpогyлкy
Hе высовывают носа,
Это значит - потеpяла
Разноцветный зонтик Осень.
1.2. Игра средней подвижности «Солнышко и дождик».
2 часть. Основная.
2.1. Показ образца, его рассматривание.
2.2. Объяснение воспитателя последовательности работы (из голубых салфеток методом обрывания «сделать тучки», затем пальчиками нарисовать точки (дождь) и линии, идущие вниз (ливень).
2.3. Физминутка.
2.4. Самостоятельная работа детей под музыку.
2.5. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.6. Полилингвальный компонент.
3 часть. Заключительная.
3.1. Выставка работ, их рассматривание.
3.2. Обобщение.
Занятие 4.
Тема: «Веселые мухоморы».
Цель: учить создавать элементарный коллаж.
Образовательные задачи: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить технические навыки рисования. Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками на ватмане). Учить украшать работу сухими листьями. Закрепить навыки наклеивания.
Развивающая задача: развивать интерес к изобразительной деятельности.
Воспитательная задача: воспитывать любовь к природе.
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный и практический.
Материал к занятию: Листы формата А4 голубого или серого цвета, гуашь, кисти для рисования, сухие листья, салфетки, вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, кисти для клея, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов, картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов для игры «Что лишнее?».
Предварительная работа: беседа о грибах, закрепление названий съедобных и несъедобных грибов, заготовка гербария из осенних листьев.
Словарная работа: мухомор.
Полилингвальный компонент: гриб, мухомор -?
Ход занятия:
1 часть. Вступительная.
1.1. Организационный момент.
Воспитатель загадывает загадку:
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годный.
1.2. Дидактическая игра «Что лишнее?»
1.3. Рассматривание иллюстраций или муляжей мухомора.
1.4. Беседа.
Вопросы к детям:
Как называется этот гриб?
Можно ли его употреблять человеку в пищу?
Почему?
Как вы думаете, почему у мухомора такая яркая окраска?
2 часть. Основная.
2.1. Показ образца, его рассматривание.
2.2. Объяснение воспитателя последовательности работы (на цветной лист бумаги наклеить шаблон гриба, раскрасить шляпку, соблюдая правила закрашивания, пальчиком нанести точки белого цвета на красную шляпку гриба, затем наклеить травку, вырезанную из бумаги и сухие листья).
2.3. Физминутка.
2.4. Самостоятельная работа детей.
2.5. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.6. Полилингвальный компонент.
3 часть. Заключительная.
3.1. Выставка работ, их рассматривание.
3.2. Обобщение.
Ноябрь.
Занятие 5.
Тема: «Маленький гномик».
Цель: учить детей передавать в выполненной работе образ маленького человечка – лесного гномика.
Образовательная задача: учить составлять изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки.
Развивающая задача: развивать умение рисовать красками и кистью.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к изодеятельности.
Демонстрационный материал: картинки с изображением гномов, театральная кукла – гном, колокольчик, деревянные башмачки, аудиозапись песни Екатерины Семеновой «Маленький гном», сказка Е. Невиловой «Гномы-помощники», образец, изготовленный воспитателем.
Раздаточный материал: альбомные листы на каждого ребенка, простые карандаши, ластики, гуашь, кисти, стаканчики с водой, пластилин, дощечки для пластилина, цветная бумага, клей, кисти для клея, салфетки.
Полилингвальный компонент: веселый, маленький-?
Ход занятия:
1 часть. Вступительная.
1.1. Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение:
Весёлый Гном.
Я маленький весёлый гном,
Любимец всех детей.
Весельем будет полон дом,
Коль буду жить я в нём!
Всегда и всем готов помочь
Прогнать обиду, боль и скуку…
И всё плохое превозмочь.
Скорей давай мне руку!
Не жди, а забирай меня!
Неси быстрее в дом!
Я символ счастья и удач-
Весёлый милый гном!
Воспитатель продолжает:
Ребята, сегодня мы познакомимся с маленькими человечками!
- Как вы думаете кто это такие? Они такие же маленькие, как и вы. Бывают еще и меньше (показываю картинки).
- Покажите мне какие они маленькие? (показываем пальчиками все вместе). Вот какие бывают гномики!
1.2. Рассматривание гномиков.
Воспитатель:
-Давайте посмотрим, что же есть у гномов? (борода). Есть борода, длинная - предлинная борода (показываем). На ногах у гномиков есть деревянные башмачки (показывает башмачки, сделанные из дерева), которые громко стучат.
Вопросы к детям:
1. Как стучат деревянные каблучки? (дети топают ножками).
2. А что у гномов на головке одето? (колпачки). Но непросто колпачок, а забавный с колокольчиком, который звенит динь – динь (показывает настоящий колокольчик, и как он звенит).
3. Ребята, а вы знаете где живут гномы? Гномы живут в лесной пещере. В пещере гномики любят играть со своим дедушкой в хлопушки.
1.3. Чтение стихотворения И. Евдокимова
На опушке старый дом, в нем живет веселый гном
Иногда он так хохочет, словно где – то грянул гром.
Как увидит все большое, рассмеётся: «Что такое?
Я такого не видал, потому что ростом мал».
Днем обычно гном играет, ночью звезды зажигает –
Для него это пустяк! Вот так гном! Какой чудак!
Лес – одна его семья, звери – лучшие друзья,
Вот бы мне с ним подружиться! Может, гномом стану я?
Игра средней подвижности с куклой-гномом.
Воспитатель объясняет правила игры детям:
Вы станете гномиками, а у меня есть кукла – дедушка гном. Когда дедушка будет хлопать в ладоши, вы будете шагать к нему, а если он запоет «ля – ля – ля» вы станете прыгать.
2 часть. Основная.
2.1. Показ образца, изготовленного воспитателем. Его рассматривание.
2.2. Объяснение педагога:
На лист бумаги наклеивается конусообразная рубашка яркого цвета (малиновая, красная, оранжевая), затем руки (полоски), далее простым карандашом дорисовывается голова и колпачок (треугольник), закрашиваются гуашью, а потом из пластилина приклеиваются глазки и ротик.
2.3. Самостоятельная работа под музыку Екатерины Семеновой «Маленький гном».
2.4. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.5. Полилингвальный компонент.
2.6. Физминутка
3 часть. Заключительная.
3.1. Выставка работ, их рассматривание.
3.2. Чтение сказки «Гномы-помощники» Е. Невиловой.
3.3. Обобщение.
Занятие 6.
Тема: «Мы творим, что хотим» (по замыслу).
Цель: совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Образовательная задача: учить детей задумывать сюжет.
Развивающая задача: развивать умение подбирать необходимый материал для задуманного сюжета.
Воспитательная задача: воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал к занятию: образец, выполненный воспитателем, лист картона темно-синего цвета формата А4, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, кисти для рисования, эскизы, иллюстрации, заранее заготовленные из коричневой бумаги стволы деревьев, коричневый пластилин, кисти для клея, клей, «снежки», аудиозапись Чайковского «Зима».
Предварительная работа: беседа о зиме, чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций.
Полилингвальный компонент: дерево, снегопад?
Ход занятия:
1 часть. Вступительная.
Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение:
Снегопад
Тихий-тихий снегопад
Все вокруг белым-бело,
Я снежинкам очень рад,
Ведь от них везде светло.
Это звездочки летят,
На деревья и дома,
Их укрыть они хотят,
Это зимушка-зима!
1.2. Игра средней подвижности «Снежки».
2 часть. Основная.
2.1. Рассматривание иллюстраций, эскизов.
2.2. Рассматривание образца воспитателя.
2.3. Объяснение педагога: на лист темно-синего картона наклеить ствол дерева, к нему приклеить изготовленные из пластилина большие ветки, затем прорисовать гуашью маленькие веточки, далее пальцами нарисовать снег на ветках дерева, а печатками снежинки по всему листу.
2.4. Самостоятельная работа под музыку Чайковского «Зима».
2.5. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.6. Полилингвальный компонент.
2.7. Физминутка
3 часть. Заключительная.
3.1. Выставка работ, их рассматривание.
3.2. Обобщение.
Занятие 8.
Тема: «Мои рукавички».
Цель: упражнять в технике печатания.
Образовательная задача: закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
Материал к занятию: образец, выполненный воспитателем, вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки, серия картинок с изображением зимних вещей и картинки, не входящие в этот ряд, для игры «Что лишнее?».
Полилингвальный компонент: зима, рукавички.
Ход занятия:
1 часть. Вступительная.
1.1. Организационный момент.
Воспитатель загадывает загадку:
Не гуляем друг без дружки.
Мы - двойняшки, мы - сестрички.
Неразлучные подружки
Наше имя…(рукавички)!
1.2. Дидактическая игра «Что лишнее?»
2 часть. Основная.
2.1. Чтение сказки «Рукавичка».
2.2. Рассматривание выставки рукавичек, узоров на них.
2.3. Показ образца. Его рассматривание.
2.4. Объяснение воспитателя: рисунок наносится с помощью печаток, ритмичным движением руки, заполняя всю рукавичку.
2.5. Самостоятельная работа детей.
2.4. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.5. Полилингвальный компонент.
2.6. Физминутка
3 часть. Заключительная.
3.1. Выставка работ, их рассматривание.
3.2. Обобщение.
Январь.
Занятие 9.
Тема: «Маленькой елочке холодно зимой».
Цель: Закрепить умение рисовать пальчиками и печатками.
Образовательная задача: закрепить умение рисовать пальчиками, наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Закрепить навыки наклеивания.
Развивающая задача: развивать чувство композиции.
Воспитательная задача: воспитывать аккуратность.
Методические приемы: игровой, словесный, наглядный и практический.
Материал к занятию: образец, изготовленный воспитателем, тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), кисть для клея, белая гуашь в мисочке, салфетки, одна – две елочки, вырезанные из зеленой бумаги, клей, аудиозапись песни «Маленькой елочке холодно зимой», серия картинок с изображением вечнозеленых деревьев и картинок, не входящих в этот ряд.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, заготовка деталей для елочки (треугольники из зеленой бумаги).
Полилингвальный компонент: елочка, холодно-?
Ход занятия:
1 часть. Вступительная.
1.1. Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение:
Елочка (в сокращении)
- Елочка, елка,
Колкая иголка,
Где ты выросла?
- В лесу.
- Что ты видела?
- Лису.
- Что в лесу?
- Морозы,
Голые березы,
Волки да медведи -
Вот и все соседи...
М. Ивенсен
1.2. Дидактическая игра «Что лишнее?»
2 часть. Основная.
2.1. Слушание песни «Маленькой елочке холодно зимой».
Воспитатель предлагает согреть елочку
2.2. Показ образца.
2.3. Объяснение педагога: на тонированный лист бумаги наклеить большую и маленькую елочки, затем пальчиками нарисовать комочки на елочках., печатками снежинки вокруг елочек и по всему листу ритмичными движениями руки.
2.4. Самостоятельная работа детей.
2.5. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.6. Полилингвальный компонент.
2.7. Физминутка
3 часть. Заключительная.
3.1. Выставка работ, их рассматривание.
3.2. Обобщение.
Занятие 10.
Тема: «Снеговик и друзья».
Цель: создание красивого образа снеговика из разных материалов.
Образовательная задача: продолжать обучатьнетрадиционным способам рисования и аппликации.
Материал к занятию: образец, выполненный воспитателем, лист, тонированный голубым цветом, гуашь, елка, цветная бумага по количеству детей, краски, клей, кисточки, тряпочки, комочки из салфеток, ватные палочки, тампон из салфетки для отпечатков каждого ребенка.
Предварительная работа: беседа о зимних явлениях (снегопад, метель, мороз), чтение сказки «Снегурочка», просмотр мультфильмов про снеговика, лепка снеговиков из снега на участке детского сада, скатывание комочков из салфеток, украшение уголка природы.
- Когда в наши края приходит зима, когда снег покрывает землю пушистым, белым ковром, все дети весело проводят время, они строят из снега горки, катаются на санках и лепят веселых, смешных снеговиков.
- Сегодня утром я шла в детский сад и по дороге встретила снеговика, но он был невеселый. Снеговик стоял один и был очень грустный.
1.3. Беседа о снеговике.
Вопросы к детям:
1. Как вы думаете, почему снеговик грустный? (подвести к тому, что он один, у него нет друзей).
2. А мы сможем помочь снеговику?
3. Как мы сможем помочь снеговику? (подвести к тому, что можно слепить, нарисовать или наклеить, друзей снеговику).
2 часть. Основная.
2.1. Словесная игра «Назови «зимние» слова.
2.2. Показ образца.
2.3. Объяснение воспитателя: начинаем работу с дорожки на которой стоит снеговик: Берем кисточку, набираем на кисточку клей и наносим клей на нижнюю часть листа -это будет снежная дорожка .Затем берем комочки из салфеток и приклеиваем их, они белые ,мягкие, похожи на снег .Раз –комочек ,раз-снежочек, два-снежочек. Вот и получилась снежная дорожка, на которой будет стоять Снеговик. Берем большой тампон за «хвостик», опускаем в белую краску, а теперь делаем отпечатки тампоном. Первый снежный ком на дорожке, второй посередине, а третий голова. Глаза и все остальное рисуем ватными палочками.
2.4. Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяем в замок).
Воспитательная задача: воспитывать желание рисовать, используя различные техники рисования, бережное отношение к посуде через чтение сказки «Федорино горе».
Методические приемы: наглядный, словесный, игровой и практический.
Материал к занятию: образец, выполненный воспитателем, салфетки, гуашь, кисть, серия картинок для игры «Что лишнее?»
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и выставки посуды, заготовка чашек из соленого теста.
Материал к занятию: образец, выполненный воспитателем, открытки из цветной бумаги, вырезанные листья мимозы, салфетки (4на4), гуашь желтого цвета в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, ветка мимозы (иллюстрация, муляж), кисти для рисования, фломастеры.
Предварительная работа: беседа о маме, о женском дне, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений по теме.
Словарная работа: мимоза.
Полилингвальный компонент: открытка, мама-?
Ход занятия:
1 часть. Вступительная.
1.1. Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение:
Мама - это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама - это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама - это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама - в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама - это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ!
2 часть. Основная.
2.1. Чтение сказки «Айога»:
В роду Самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка - Айога. Красивая девочка. Все её очень любили...
Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
- Пойди принеси воды, Айога!
Дочка отвечает:
- Я в воду упаду.
- А ты за куст держись, - говорит ей мать.
- Куст оборвётся! - отвечает Айога.
- А ты за крепкий куст возьмись.
- Руки поцарапаю...
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
- Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла воды.
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:
- Дай мне лепёшку, мать!
- Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать.
- Я рукавицы надену, - говорит Айога.
- Рукавицы мокрые.
- Я их на солнце высушу.
- Покоробятся они, - отвечает мать.
- Я их мялкой разомну.
- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.
А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:
- Возьми лепёшку. Мне не жалко!
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у неё в крылья превратились.
- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.
- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
2.2. Краткая беседа по содержанию сказки.
2.3. Показ образца.
2.4. Объяснение педагога: фломастером нарисовать веточку, затем к ней наклеить скатанные комочки из салфеток, обмакнув их в желтую гуашь.
2.5. Самостоятельная работа детей.
2.6. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.7. Полилингвальный компонент.
3 часть. Заключительная.
3.1. Выставка работ, их рассматривание.
3.2. Обобщение.
Занятие 14.
Тема: «Мы творим, что хотим» (по замыслу).
Цель: совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Образовательная задача: учить детей задумывать сюжет.
Развивающая задача: развивать умение подбирать необходимый материал для задуманного сюжета.
Воспитательная задача: воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал к занятию: образец, выполненный воспитателем, лист А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые и половинки (для головы и туловища), клей, фломастеры, салфетки для рук, шапочки цыплят для игры и погремушки, эскизы и иллюстрации.
Предварительная работа: беседа о цыплятах, рассматривание иллюстраций.
Полилингвальный компонент: желтый, цыпленок -?
Ход занятия:
1 часть Вступительная.
1.1 Организационный момент.
Воспитатель загадывает загадку о цыпленке:
Жёлтые пищат комочки,
Это всё сыны и дочки
Квохчет мама: Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Не играйте с мамой в прятки.
Детки кто её? … (Цыплятки)
Воспитатель читает стихотворение:
Мы - цыплятки, мы - братишки.
Знают все нас ребятишки,
Может, в ручках нас держали?
Или гладили? Едва ли!
Боязливые мы крошки.
Больше всех боимся кошки.
1.2. Музыкально-дидактическая игра «Курочка и цыплята»:
В игре по развитию неречевого звукоразличения у детей среднего дошкольного возраста целесообразнее использовать индивидуальную работу: в связке – ребенок-педагог.
Детям предлагается разбиться парами-5-6 пар (цыплят-погремушек, резко различающихся по звучанию). Ребенок подбирает цыплят одинаковых по звуку. Игра заканчивается, когда каждому цыпленку подобрана пара, абсолютно сходная по звучанию.
2 часть. Основная.
2.1. Рассматривание эскизов и иллюстраций.
2.2. Показ образца.
2.3. Объяснение воспитателя: из комочков желтой салфетки наклеить туловище, затем из половинки салфетки вырезать и наклеить голову, затем фломастерами дорисовать глаза, клюв и ножки, а восковыми мелками траву и цветы.
2.4. Самостоятельная деятельность детей.
2.5. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.6. Полилингвальный компонент.
2.7. Физминутка
3 часть. Заключительная.
3.1. Выставка работ, их рассматривание.
3.2. Обобщение.
Май.
Занятие 17.
Тема: «Весеннее дерево».
Цель: закрепить умение рисовать деревья.
Образовательная задача: учить рисовать деревья восковыми мелками и наклеивать листья и траву из обрывков салфеток зеленого цвета.
Методические приемы: наглядный, словесный, игровой и практический.
Материал к занятию: образец, выполненный воспитателем, ½ альбомного листа, восковые мелки, салфетки зеленого цвета, клей, салфетки для рук, иллюстрации, картинки из серии «деревья» и «кустарники» для игры «Что лишнее?»
Предварительная работа: беседа о весне, рассматривание деревьев на участке, чтение произведений о деревьях.
Полилингвальный компонент: весна, дерево -?
Ход занятия:
1 часть. Вступительная.
1.1. Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение:
автор: Марина Блинникова
На свете так много деревьев различных,
давайте посмотрим, а в чём их отличие.
Ведь имя у каждого дерева есть.
Давайте узнать их попробуем здесь.
Он под солнцем южным рос --
это сладкий абрикос.
Это дерево южанка
и под солнцем ей не жарко
Вкус не сахар, не халва,
чуть с кислинкою айва.
Он оранжевый и яркий –
солнца ласкового сын.
Ароматный, кисло-сладкий,
дарит радость апельсин.
Тёмно-красные серёжки
спелых ягод, будто вышли
прогуляться в сад матрёшки --
замечательные вишни.
Жёлтым, розовым, бордовым
светом ягоды горят.
Приглашает в лето снова
гроздью ягод виноград.
Пахнет мёдом, ты покушай
спелая на ветке груша.
Помогают от ангины
гроздья красные калины.
Из глухих таёжных недр
шлёт орешки мудрый кедр.
На ветвях её орешки
в тишине лесной растут
Этот маленький орешник
все лещиною зовут.
Витаминами силён
цитрус жёлтенький — лимон.
Ветки облепила лихо
янтарями облепиха.
Нежным солнышком сияет
и пушком чуть-чуть оброс.
Все его конечно знают,
в жарких странах персик рос.
Осенью алеет дивно
кистью красною рябина.
С фиолетовым отливом
на ветвях созрела слива.
Как с орешками сундук --
рос на солнышке фундук.
Словно был он в парафине --
рос на пальме сладкий финик.
Будто солнышко сама
светит янтарём хурма.
Так похож он на лимон,
называется цитрон.
Вот красавица в серёжках,
млеет от тепла немножко.
Вы узнали? Ну конечно
это сладкая — черешня.
Ягодам в листве не скрыться
много их на шелковице.
Хрустким яблоком качая
осень яблоня встречает.
Дидактическая игра «Что лишнее?» (деревья, кустарники).
2 часть. Основная.
2.1. Показ образца.
2.2. Объяснение воспитателя: на листе бумаги коричневым мелком нарисовать дерево, а листья и траву – методом обрывания наклеить на дерево и внизу листа.
2.3. Самостоятельная деятельность детей.
2.4. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.5. Полилингвальный компонент.
2.6. Физминутка
3 часть. Заключительная.
3.1. Выставка работ, их рассматривание.
3.2. Обобщение.
Занятие 18.
Тема: «Мы творим, что хотим» (по замыслу).
Цель: совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Образовательная задача: учить детей задумывать сюжет.
Развивающая задача: развивать умение подбирать необходимый материал для задуманного сюжета.
Воспитательная задача: воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
2.3. Индивидуальная помощь детям со стороны воспитателя при необходимости.
2.4. Полилингвальный компонент.
2.5. Физминутка
3 часть. Заключительная.
3.1. Выставка работ, их рассматривание.
3.2. Обобщение.
11. Список использованной литературы:
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования и обучения, 2016.
2.Типовые Правила деятельности дошкольных организаций. Утверждены Постановлением правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года за № 499.
3. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, 2016.
4.Программа «Қарлығаш», «Арман-ПВ», Астана, 2007
5.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы.
6.Государственной программы развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.
7. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
9. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
10. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей Москва, 2001.
11. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.