kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Основы автомоделирования и конструирования» разработана для обучающихся 1-8 классов на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ; Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы автомоделирования и конструирования» по содержанию и тематической направленности является технической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – кружковой,  по типу – модифицированной.
Новизной программы является содержание, направленное на развитие навыков в проектной деятельности, художественного и эстетического вкуса, учащихся творческого объединения. Оригинальность программы в том, что учащийся не просто строит модель, но и разрабатывает для каждой модели индивидуальный внешний вид. Реализация программы «Основы автомоделирования и конструирования» позволяет решить проблему эффективной организации досуга детей среднего школьного возраста и предоставляет возможность для их разностороннего развития и расширения технического кругозора, приобретения навыков технического конструирования и моделирования. Сегодня, когда в промышленности, существует проблема острой нехватки технических специалистов: инженеров, механиков, слесарей–ремонтников, электриков, деревообработчиков, программа, как никогда, актуальна. Хорошего, квалифицированного специалиста надо воспитывать и обучать с детства.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Основы автомоделирования и конструирования» разработана для обучающихся 1-8 классов на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ; Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы автомоделирования и конструирования» по содержанию и тематической направленности является технической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – кружковой, по типу – модифицированной.

Новизной программы является содержание, направленное на развитие навыков в проектной деятельности, художественного и эстетического вкуса, учащихся творческого объединения. Оригинальность программы в том, что учащийся не просто строит модель, но и разрабатывает для каждой модели индивидуальный внешний вид. Реализация программы «Основы автомоделирования и конструирования» позволяет решить проблему эффективной организации досуга детей среднего школьного возраста и предоставляет возможность для их разностороннего развития и расширения технического кругозора, приобретения навыков технического конструирования и моделирования. Сегодня, когда в промышленности, существует проблема острой нехватки технических специалистов: инженеров, механиков, слесарей–ремонтников, электриков, деревообработчиков, программа, как никогда, актуальна. Хорошего, квалифицированного специалиста надо воспитывать и обучать с детства.

Актуальность программы заключается в том, что умения и навыки, полученные на занятиях, готовят школьников к конструкторско-технологической деятельности, дают ориентацию в выборе профессии. Изучение программы актуально в связи с современными тенденциями в новых социально экономических условиях, так как развитие технического творчества рассматривается как одно из условий ускорения социально-экономического развития страны. Актуальность обусловлена также практической значимостью программы. Дети могут применять полученные навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук: физики, математики, а также трудового обучения в общеобразовательной школе.

Педагогическая целесообразность заключается в развитии творческой, познавательной, социальной активности детей. С педагогической точки зрения важен не только сам факт изготовления ребятами моделей и участия в соревнованиях моделистов, в выставках, а приобретенный детьми в процессе этой работы устойчивый интерес к технике и профессиональной направленности.

Под автомоделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

Кружок «Основы автомоделирования и конструирования» – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям. Работа в кружке позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить школьников к конструкторско-технологической деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Занятия детей в кружке способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности.

Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Неоценима роль моделирования в умственном развитии детей. Изготавливая то или иное техническое изделие, учащиеся знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и значением. Получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные поделки.

Цель программы: создание условий развития личности, способной к техническому творчеству.

Задачи программы:

  • расширить сведения об инструментах и материалах технического творчества, о машинах, двигателях, орудиях, о технических сооружениях;

  • расширять политехнический кругозор обучающихся;

  • формировать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости;

  • работать по техническим описаниям, шаблонам.

  • развивать творческое, конструкторское мышление;

  • расширить знания о видах техники;

  • развивать интерес к технике;

  • развивать наблюдательность, самостоятельность в работе.

  • воспитывать культуру труда, трудолюбие, самостоятельность.

  • воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности, целеустремленности.


Адресат программы и еѐ объѐм

Рабочая программа «Основы автомоделирования и конструирования» предназначена для учащихся 7-15 лет. Количество обучающихся в группе 15 человек. Набор обучающихся в объединение свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется.


Режим занятий

Программа работы творческого объединения рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. На реализацию программы отводится 140 часов.





Формы проведения занятий:

Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Программа предусматривает сочетание как групповых, так и индивидуальных форм занятий.


Форма обучения – очная


Особенности организации учебного процесса

Объединения могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.

В объединении существует внутренний распорядок. На занятиях присутствует форма свободного общения детей, что способствует более быстрому обучению и очень нравится детям. Занятия проходят с использованием игровых ситуаций, что заинтересовывает обучающихся, создает мотивационную ситуацию и позволяет педагогу ненавязчиво дать детям необходимые знания в течение занятия не в виде сообщения, а путем активной познавательной игры. Занятие состоит из нескольких частей, предполагающих

обязательное разнообразие различных видов деятельности.

Методы обучения.

На занятиях автомодельного объединения применяют различные методы обучения, которые обеспечивают получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков, активизируют их мышление, развивают и поддерживают интерес к автомоделизму.

Излагается теоретический материал, используя словесные методы: рассказ, объяснение или беседу; сочетать с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций.

Чтобы выработать у учащихся практические умения и навыки, им вначале предлагается изготовить несложные модели. Затем, усложняя задание, учащиеся приучаются к самостоятельности, вводятся элементы творчества.

Основной метод проведения занятий объединения – практические работы как важнейшее средство связи теории и практики в обучении. Их цель — закрепить и углубить полученные теоретические знания учащимися, сформировать соответствующие навыки и умения.

На выбор методов обучения существенно влияет материально-техническая база объединения: наличие материалов, инструмента, оборудования.

Основное место в практической работе занимает постройка легковых автомобилей. Практическую работу по постройке автомобилей проводится по плану, с учетом индивидуальной подготовленности учащихся, их склонностей, способностей и производственных навыков, то есть умения владеть инструментом и приемами обработки материалов. Методы обучения определяются по источникам информации и включают в себя следующие виды:

- словесные;

- демонстрационные;

- практические;

- интерактивные.

На каждом занятии педагог проводит инструктаж по технике безопасности.

В процессе реализации данной программы используются следующие принципы обучения:

  • Принцип самоорганизующего обучения.

  • Принцип связи теории с практикой.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип доступности в обучении и посильности труда.

  • Принцип систематичности и последовательности в обучении.

  • Принцип сознательности и активности обучающегося.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ


Год обучения

Результаты

1-й год

Должны знать:

- Основные свойства материалов для моделирования;

- Простейшие правила организации рабочего места;

- Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

- Названия основных деталей и частей техники;

- Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Должны уметь:

- Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;

- Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

- Работать простейшими ручным инструментом;

- Окрашивать модель кистью.

2-й год

Должны знать:

- Основные свойства материалов для моделирования;

- Простейшие правила организации рабочего места;

- Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;

- Названия основных деталей и частей техники.

Должны уметь:

- Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;

- Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

- Работать простейшими ручным инструментом;

- Окрашивать детали модели и модель кистью;

- Разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;

самостоятельно изготовить модель от начала до конца



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Введение. Беседа «Значение техники в жизни человека».

3

-

3

Основы безопасности труда. Графическая подготовка и конструирование.

-

3

3

Автомоделирование. Общие понятия о машинах, механизмах, видах транспорта.

3

-

3

Наземный транспорт. Легковые автомобили.

3

12

15

Грузовые автомобили.

3

21

24

Автобусы.

3

6

9

Сельскохозяйственная техника.

3

24

27

Специальные автомобили.

3

11

14

Военная техника.

3

21

24

Гоночные автомобили.

3

13

16

Заключительное занятие.

Промежуточная аттестация учащихся.

-

2

2


ИТОГО:

27

113

140



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение. Беседа «Значение техники в жизни человека». (3 часа)

Правила поведения и краткая беседа по ПДД. Планирование работы на год, демонстрация моделей.

2. Основы безопасности труда. Графическая подготовка и конструирование. (3 часа)

Знакомство с инструментами, материалами, ТБ. Организация рабочего места. Практическая работа. Изготовление поделок на свободную тему из одного листа бумаги.

3. Автомоделирование. Общие понятия о машинах, механизмах, видах транспорта. (3 часа).

Основные части автомобиля и его модели (двигатель, движитель, передающий механизм, механизм управления и контроля, рама). Знакомство с терминологией, применяемой в автомобилестроении.

Практическая работа. Работа над чертежами легковых автомобилей.

4. Наземный транспорт. Легковые автомобили. (15 часов).

Технология изготовления макетов и моделей автомобилей. Работа над чертежами.

Особенности изготовления колес. Элементы технической эстетики.

Практическая работа. Изготовление моделей легковых автомобилей.

Задания: изготовление модели легкового автомобиля «Мерседес», «Тойота», Машина ВАЗ 2112, машина LADA PRIORA.

5. Грузовые автомобили. (24 часа).

Электронная презентация «Знакомьтесь: грузовой автомобиль!»

Изготовление простейших моделей грузовика, изготовление чертежа, сбор модели, оформление модели.

Практическая работа. Изготовление простейших моделей грузовика.

Задания: Изготовление моделей грузового автомобиля «МАЗ», грузового автомобиля «БЕЛАЗ», автофургон DAF. Игры и соревнования с автомоделями.

6. Автобусы. (9 часов)

Презентация «Общественный транспорт».

Практическая работа. Изготовление моделей автобусов.

Задания: изготовление модели автобуса SPEKTR -1, LIAZ – 677M.

Изготовление модели двухэтажного автобуса, оформление.

7.Сельскохозяйственная техника. (27 часов).

Беседа « Сельскохозяйственная техника на полях нашей республики».

Тракторы. Технология изготовления колес большого и малого диаметров и «гусениц».

Практическая работа. Изготовление моделей тракторов.

Задания: изготовление модели «Трактора К-700», оформление модели.

Изготовление модели трактора ДТ - 75, работа над чертежами, изготовление «гусениц». Изготовление чертежа простейшей модели трактора «Беларусь», оформление. Изготовление прицепа к трактору.

8.Специальные автомобили. (14 часов).

Электронная презентация «Современные достижения и задачи дальнейшего развития автомобильного транспорта».

Практическая работа. Изготовление моделей спецмашин.

Задания: изготовление моделей «Скорая помощь», «Пожарная машина», полицейская машина Ваз 21099

9.Военная техника. (24 часа).

Беседа «Вооружённые Силы России» - история нашей Родины и ее Вооруженных сил.

Практическая работа. Изготовление моделей военной техники.

Задания: изготовление модели «Танк Т-34», полноприводный грузовик ЯГ-12. Изготовление макета ракетной установки "Катюша".

10.Гоночные автомобили. (16 часов).

Беседа «Техническая мысль — двигатель спортивного автомобилестроения».

Практическая работа. Изготовление моделей гоночных автомобилей.

Задания: изготовление зарубежных моделей автомобилей (Subaru, Ford Focus, Shevrolet Camaro). Изготовление моделей автомобилей марки ВАЗ.

Формы и методы контроля

1-й год обучения


Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года





Текущий (по мере изучения материала)


Середина года


1. Технология изготовления моделей методом сгибания из бумаги и картона


2.Судо-, авиа-, автостроительная терминология.


3.Технология изготовления плоских и объёмных моделей.

Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией.


Знание специализированных названий деталей.


Знание технологии изготовления контурных моделей.

Наблюдение, опрос.




Опрос




Наблюдение



Умения

Начало года






Начало года



Середина и конец года




Текущий (по мере готовности моделей)


1. Разметка: точность и правильность.





2. Изготовление деталей моделей по шаблону.


3.Изготовление деталей по эскизу и чертежу.




4.Окраска

Умение работать с чертёжными инструментами, точность разметки деталей.


Работа с шаблонами деталей моделей.


Умение вычерчивать детали по эскизу, точность изготовления деталей и сборки.


Умение окрасить детали модели кистью.

Наблюдение, контрольное задание.




Наблюдение.



Наблюдение, контрольное задание.



Наблюдение.




Навыки

Текущий





Текущий (по мере изучения материала)




Постоянно









Итоговый (в конце года)

1.Работа ручным инструментом.




2.Качество изготовления деталей модели





3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль.








4. Качество изготовления модели в целом

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.


Навыки работы чертёжным, ручным и др. инструментом, качество изготовления деталей и моделей.


Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе.


Участие в конкурсах и выставках

Наблюдение.





Наблюдение, контроль за работой.





Наблюдение.








Результативность участия в выставках и конкурсах.



2-й год обучения


Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года





Текущий (по мере изучения материала)

1.Технологии, применяемые при изготовлении корпусов и деталей моделей.


2.Устройство технических объектов

Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией.


Знание названий и назначение деталей технических объектов.

Наблюдение





Опрос

Умение

Начало года








Середина года






Текущий (по мере готовности моделей)


Конец года


1. Изготовление корпуса модели







2.Изготовление деталей модели.





3.Окраска.



4.Подготовка модели к выставкам и конкурсам. Составление паспорта модели






Умения в постройке корпуса модели: работа с теоретическим чертежом, чертёжным инструментом, точность разметки и изготовления деталей модели.


Умения работы с чертежом и эскизами деталей насыщения: правильность и точность.


Умения в окраске корпуса и деталей кистью.


Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам.

Наблюдение, контроль за работой.






Наблюдение, контроль за работой.






Наблюдение.

Навыки

Текущий




Постоянный





Постоянный







Итоговый

(в конце года)

1.Работа с ручным инструментом



2.Качество изготовления деталей модели




3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль.






4.Качество изготовления модели в целом


Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.


Навыки качественного изготовления деталей и модели.



Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе.


Участие в выставках и конкурсах.

Наблюдение.




Наблюдение, контроль за работой.



Наблюдение.







Результативность участия в выставках и конкурсах.














МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Для организации занятий требуется учебный кабинет и определенное оснащение образовательного процесса.

Оборудование: столы, стулья, шкафы для размещения готовых изделий, красок, инструментов.

  • Инструменты: ножницы, резак, шило, иглы, карандаш, линейка, циркуль, угольник, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, банки для воды, кисти разных размеров и прочие инструменты.

  • Материалы: цветная, текстурная, копировальная и самоклеющаяся бумага, картон, калька, фольга, ватман, цветные нити, тесьма, вата, клей ПВА, клей «Момент», скотч, проволока, гуашь, акварельные и водоэмульсионная краски, лак, зубочистки, деревянные рейки, спичечные коробки, бросовый материал (пластиковые бутылки).

  • Ноутбуки

  • Принтер

  • Интерактивная доска

  • Документ-камера

  • Сканер



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение», 1998.

2. Т.Халл. Самоделки из бумаги – издательский дом «Дрофа», Москва, 1995.

3. Безопасность – мой выбор! / сост. М.В. Светлакова, Е.В. Жданова, Гопаненко В.Л.- Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 2008.

4. Воспитываем патриота и гражданина.5-11 классы /авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова.- Волгоград: Учитель, 2009.- 221с.

5. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова.-М.: Айрис-пресс, 2003.-178с.- (Методика).

6. Автомобили и оружие. Модели для мальчиков. Издательство АСТ ПРЕСС

7. Журнал «Моделист – конструктор» М.:

8. Журнал «Юный техник»,

9. Журнал «Юный моделист-конструктор»

10. Журнал «Бумажное моделирование»

11. Осипов Г.П. Юные корабелы.

12. Приложение к журналу «Юный техник» – «Левша», 1991-2012 гг.

13. Приложение к журналу «Юный техник» – «Для умелых рук»,

14. Энциклопедия самоделок. Издательство АСТ ПРЕСС




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа дополнительного образования

Автор: Сейчук Анатолий Яковлевич

Дата: 14.05.2019

Номер свидетельства: 510233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Задания к зачетам «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»"
    ["seo_title"] => string(160) "zadaniia-k-zachietam-orghanizatsiia-i-proviedieniie-vnieurochnoi-raboty-i-zaniatii-po-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "253627"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447613426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа дополнительного образования "Калейдоскоп" "
    ["seo_title"] => string(54) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-kalieidoskop"
    ["file_id"] => string(6) "153601"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421052622"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Требования к образовательным программам дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(74) "triebovaniia-k-obrazovatiel-nym-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "197699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428297644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа дополнительного образования  «Фантазия»"
    ["seo_title"] => string(47) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiafantaziia"
    ["file_id"] => string(6) "256182"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448088433"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа дополнительного образования "Юный турист""
    ["seo_title"] => string(54) "proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_iunyi_turist"
    ["file_id"] => string(6) "378807"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484290293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства