Технология разработки образовательных программ дополнительного образования детей.Оформление титульного листа, пояснительной записки,разработка учебно - тематического плана, содержание программы, методическое обеспечение.
Программа – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.
Образовательная программа — представляет собой своеобразный стратегический до представлены общие подходы к организации работы с детьми – концептуальные основы, содержание и методика, прогнозируемые результаты.
Работа над образовательной программой детского объединения — предполагает ряд последовательных действий:
- осмысление педагогом собственного опыта;
- обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы;
- создание образа программы — определение разделов учебно-тематического плана, формулирование тем;
- оформление программы, передача ее на обсуждение в Методический совет учреждения дополнительного образования детей, а также на рецензирование в другие организации;
- утверждение программы сначала решением Методического (педагогического) совета учреждения, а затем приказом директора;
- экспериментальная апробация программы (только для программ, разработанных как «проект» будущей образовательной деятельности детского творческого объединения и утвержденных для экспериментальной апробации);
- корректировка (при необходимости) содержания программы, представление программы к окончательному утверждению Методическим и педагогическим советами, директором образовательного учреждения.
Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- определенному уровню образования
(дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- направленностям дополнительных образовательных программ
(научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);
- современным образовательным технологиям, которые отражены в:
- принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
- формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
- методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
- средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Просмотр содержимого презентации
«презентация по программам»
Технология разработки образовательных программ дополнительного образования детей .
На титульном листе необходимо указать: - наименование образовательного учреждения - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название - возраст детей, на которых рассчитана программа - срок реализации - ФИО, должность автора - название населенного пункта , где будет реализовываться программа - год разработки
Пояснительная записка
В пояснительной записке к программе дополнительного образования следует раскрыть:
1. Направленность программы.
2. Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы в образовательный процесс:
- новизна программы;
- актуальность данной образовательной программы;
- педагогическая целесообразность программы;
- практическая значимость программы.
3. Цели и задачи (триединые: обучающие, воспитывающие, развивающие) дополнительной образовательной программы.
4. Отличительные особенности программы.
5. Возраст детей, участвующих в реализации программы и количество обучающихся по годам обучения.
6. Сроки реализации программы
- продолжительность обучения.
- этапы
7. Формы и режим занятий: описание основных форм и способов работы с детьми, планируемых по каждому разделу (индивидуальные, групповые, беседы, походы, и т.д.)
Режим занятий : общее количество часов в год, в неделю, периодичность занятий.
8. Ожидаемые результаты: Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе
- что должны знать (теоретические вопросы) и уметь (практические навыки) по каждому году обучения.
- перечислить качества .которые будут развиты у детей в процессе обучения
- описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе и способы контроля ЗУН.
9. Формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, конкурсы, фестивали и т.д.)
Учебно-тематический план (по годам обучения)
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы должен содержать:
- перечень разделов, тем
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
Оформляется учебно-тематический план в виде таблицы, где указывается наименование разделов и тем, общее количество часов, из них практических и теоретических.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п
Раздела
и темы
Наименование
Разделов и тем
Количество часов
1.
Всего
Введение в программу
2.
Раздел
« Наша Родина- Россия»
Теория
2
2.1.
26
Знакомство с понятиями:
«род», «народ», «человечество»
Практика
2
2.2.
8
-
4
« Человек без родины - что человек без песни
и т.д.
2.3
1
18
« Родину, как и родителей на чужбине на чужбине не найдешь»
и т.д.
3
1
4
Итого
144
5
1
3
38
106
Содержание программы
С одержание программы отражается через краткое описание тем ( теоретических и практических видов занятий).
Описать тему означает:
- указать название темы;
- перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы.
- указать в каких формах организуется образовательный процесс( теоретических, практических).
Изложение ведется в именительном падеже. Первая тема введение в программу.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработка игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций );
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов;
- дидактический и лекционный материал;
- описание форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
На основании учебно-тематического плана программы составляется календарно-тематический план на учебный год, например, 2014/2015 учебный год Содержит: - перечень разделов и тем; - количество часов по каждой теме и всего часов (теоретических и практических); - дата проведения по расписанию. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы. В календарно-тематический план могут быть внесены изменения и дополнения в зависимости от усвоения обучающимися данной программы.
Календарно-тематический план 1 года обучения на 2014 /2015 учебный год
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
1.
1 .1
Всего
Введение в программу
Ознакомление обучающихся с программой. Техника безопасности при работе с музыкальным инструментом и оборудованием
2.
« Наша Родина – Россия»
Теория
2
2.1.
2.2
Знакомство с понятиями ……
26
2
Практика
Дата
проведения
8
…… .
4
01.09.14 г.
18
1
Итого:
03.09.14 г.-
05.10.14 г.
3
144
03.09.14 г.
38
106