Программа воспитания и социализации учащихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, который обеспечивает создание соответствующей социальной среды развития учащихся, включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся и основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.Программа воспитания и социализации учащихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации учащихся»
Программа воспитания и социализации учащихся
1.Программа воспитания и социализации учащихся
на уровне основного общего образования
Программа воспитания и социализации учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа » (далее Учреждение) предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, который обеспечивает создание соответствующей социальной среды развития учащихся, включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся и основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации учащихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
2.Цель и задачи воспитания и социализации учащихся
Целью воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны и укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На уровне основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации учащихся решаются следующие задачи:
В области формирования личностной культуры:
•формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно- игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
•формирование основ нравственного самосознания личности (совести)— способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
•формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
•формирование морали — осознанной учащимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение учащимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
•развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм
•формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
•формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
•формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях.
•формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
•формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
•формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• укрепление у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь ;
•формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
•знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
3. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
Организациядуховно-нравственного развития и воспитания учащихсяв Учреждении осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
(ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности
(ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
(ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
(ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
(ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание
(ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
4.Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации учащихся
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. В содержании программы актуализированы идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство Учреждения. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты оказывают Учреждению содействие в формировании у учащихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру— ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно- нравственного развития учащегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательной деятельности делает возможным ее организацию на диалогической основе.
Принцип идентификации. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков обусловлена согласованной социально-педагогической деятельностью различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности учащихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач учащиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
•жизненного опыта своих родителей и прародителей;
•общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
5. Основное содержание воспитания и социализации учащихся
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
• системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих учащимся успешно действовать в современном обществе;
• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
— социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
— социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
— социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
•формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
• любовь к школе, своему городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
• понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
• понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
• присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
• осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
•знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
• профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ ;
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
• осознание нравственных основ образования, осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы
по графику и в срок, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
• общее знакомство с трудовым законодательством;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• представление об искусстве народов России.
6. Виды деятельности и формы занятий с учащимися
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства :Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Кемеровской области.
Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, заочных путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).
Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, изучения учебных дисциплин).
Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).
Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях).
Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении военно-спортивной игры «Зарница», конкурсов и спортивных соревнований, фестиваля солдатской песни «Виктория», конкурса патриотической песни «Красная гвоздика», встреч с ветеранами и тружениками тыла, военнослужащими.
Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).
Участвуют в Днях правовых знаний, во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Воспитание социальной ответственности и компетентности
Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.
Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби). Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.
Активно участвуют в работе школьной Детско - юношеской организаци «Алые паруса» , Ученического совета. Участвуют в принятии решений Управляющего совета школы; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства в школе; контролируют выполнение учащимися основных прав и обязанностей; защищают права учащихся на всех уровнях управления школой .
Разрабатывают на основе поученных знаний и активно участвуют в реализации посильных проектов, решающих конкретную социальную проблему школы, сельского поселения.
Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.
Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, сельскому поселению.
Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия (Осенняя и Весенняя недели добра), в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе (акции: «Добрая помощь заботливых рук», «Вниманием согретые года», «Зеленая школа», «Очистим мир от мусора», «Помоги птицам зимой»)
Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед, диспутов о дружбе, любви, нравственных отношениях.
Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе профилактических акций «Мы за здоровый образ жизни», «Школа –территория здоровья», « Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Родительский урок», «Призывник», бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).
Участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни — проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Проводят диспуты, часы общения с приглашениями сотрудников наркоконтроля, психологов, врачей.
Учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, трудовых десантов, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).
Участвуют в проведении школьных мероприятий: День Земли, День воды, День птиц, спартакиада, экологические эстафеты, туристический слёт, акция «Родник». Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу.
Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды.
Учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьным психологом, медицинским работником, родителями).
Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от психоактивных веществ.
Разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты. Участвуют в ежегодном муниципальном конкурсе школьных учебно-опытных участков, научно-практической конференции школьного научного общества учащихся «Поиск».
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Участвуют в проведении тренингов, экскурсий по учебным заведениям города, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями и возможностями их приобретения. Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей. Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности , в олимпиадах по учебным предметам.
Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий: конкурс рисунков, конкурс защиты профессий, раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.
Участвуют во встречах с выпускниками своей школы, знакомятся по материалам музея школы «Память» с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)
Учащиеся знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. (в сотрудничестве с учреждениями культуры Мариинского муниципального района через посещение музеев, выставок, просмотр фильмов, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, проведение школьной ярмарки «В Новый год со скоморохами», фестиваля детского творчества «Школьная звезда», конкурса чтецов «Живая классика».).
Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках изобразительного искусства, музыки, технологии, во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.
Участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, в экскурсионно-краеведческой деятельности. Участвуют в оформлении класса и школы, озеленении классного кабинета, школы, пришкольного участка и школьной территории.
Получают опыт воспитания эстетического вкуса в одежде, соблюдая требования к деловому стилю школьной одежды и к функциональной одежде (спортивной, праздничной).
7. Совместная деятельность Учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации учащихся.
Успех развития Учреждения частично зависит от внешних факторов. Выходя на уровень самодостаточности, Учреждение целенаправленно работает с социальными партнерами, общественными и управляющими организациями.
Социальное партнерство в организации воспитания, развития и социализации учащихся
КДН и ЗП
ПДН
МБОУ
«ЦДК»
МБОУ «Сусловская СОШ»
Управление образования Мариинского муниципального района
МУ ЦБС
«Сусловская
модельная
библиотека»
ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Мариинский»
МБОУ ДОД
«ЦДОД»
МБОУ ДОД
«Детско-юношескаяспортивная школа»
МБОУ ДОД
«Детская музыкальнаяшкола №80»
МБОУ ДОД
«ДДТ №3»
МДОУ
«Березка»
МДОУ
«Ёлочка»
ГОУСПО «Мариинский педагогический колледж»
Редакция газеты «Вперед»
МБУ
«КЦСОН»
Приход святых
Петра и Павла
села Суслово
МБУК
музей-заповедник «Мариинск исторический»
Женсовет
села
Совет
ветеранов
ООО
«Сусловский леспромхоз»
МУЗ ЦГБ «Сусловская участковаябольница»
МБУК
«СусловскийСДК»
ГБУКО
«Дом милосердия»
8.Основные формы организации педагогической поддержки социализации учащихся
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации учащихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация учащихся в ходе познавательной деятельности, социализация учащихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Спектр социальных функций учащихся в рамках системы школьного самоуправления широк. В рамках этого вида деятельности учащиеся имеют возможность:
• решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе ( дежурство класса по школе);
• контролировать выполнение учащимися основных прав и обязанностей;
•защищать права учащихся на всех уровнях управления школой ( Управляющий совет школы, Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений).
Деятельность школьной детско – юношеской организации « Алые паруса» и органов ученического самоуправления в школе создаёт условия для реализации учащимися собственных социальных инициатив, а также:
• придания общественного характера системе управления образовательной и воспитательной деятельностью учреждения;
•создания общешкольного уклада, комфортного для учеников и педагогов, способствующего активной общественной жизни учреждения.
Важным условием педагогической поддержки социализации учащихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики.
Месяц
Содержание
Август
сентябрь
Праздник « День Знаний»
Месячник безопасности
Урок парламентаризма
Октябрь
Месячник « Будущее без наркотиков»
Осенняя неделя Добра
Акция « Вниманием согретые года»
Праздник «День учителя»
День самоуправления
День рождения Творческого объединения младших школьников «Свежий ветер»
Ноябрь
Месячник правовой культуры «Человек в мире права»
День народного единства
День рождения ШДЮО «Алые паруса»
Акция «Помоги птицам зимой»
Декабрь
Акция «Сохраним елочку»
Мастерская Деда Мороза
Ярмарка «В Новый год со скоморохами»
Новогодние карнавалы
Январь
Ученик года
Февраль
Месячник «Военно-патриотической работы»
Фестиваль «Школа - территория Здоровья»
Акция «Письмо солдату»
Март
Акция «Поздравительная открытка»
Конкурс рисунков «Букет любимой маме»
Конкурс «Минута славы»
Вечер встречи школьных друзей
Апрель
Месячник Экологической культуры
Всекузбасский субботник
Конкурс патриотической песни «Красная гвоздика»
Акция «Памятник»
Акция «Пятерка в дневнике»
Май
Акции «Звездочка», «Красный флажок»
Акция «Вниманием согретые года»
Вахта Памяти
Июнь
День защиты детей
Выпускной вечер
Социализация учащихся средствами трудовой деятельности направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности учащихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно-полезная работа) предусматривает привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей учащихся.
9. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.
МОДУЛЬ 1— комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у учащихся:
• способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;
• умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;
•знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
МОДУЛЬ 2— комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у учащихся:
• представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;
• умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.
Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.
МОДУЛЬ 3— комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у учащихся:
• навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;
• навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;
• владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;
• навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;
• навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.
В результате реализации данного модуля учащиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.
МОДУЛЬ 4— комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у учащихся:
• представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
•знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
• интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
В результате реализации данного модуля учащиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).
МОДУЛЬ 5 — комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:
• развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний учащихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
•формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
• включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;
• ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга, развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.
• развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;
• развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;
•формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.
месяц
содержание
классы
модуль
Сентябрь
Школьная программа «Здоровье»
Групповое занятие «Портрет успешного ученика»
Творческие проекты «Мой режим дня»
Психологическая диагностика индивидуальных особенностей учащихся
1-11
2-11
2-8
1-5
1-6
1-6
2
3
Октябрь
Круглый стол (для родителей) «Мы в ответе за здоровье своих детей»
Беседа «Болезни века»
Консультация для родителей и учащихся «Закаливание»
1-11
7-11
1-4, 5-9
5
5
2
Ноябрь
Классный час « Меню для интеллектуалов»
Беседа «Питание. Этикет»
Круглый стол «Вред курения и алкоголя на растущий организм »
9-11
5-9
4-9
4
4
5
Декабрь
Психологическая диагностика индивидуальных особенностей учащихся
Классный час «Общительный ли я человек»
Классный час «Толерантность-дорога к миру»
1,5,10
3-6
7-11
3
6
6
6
Январь
Психологическая игра «Азбука хороших слов»
(профилактика сквернословия)
Мозговой штурм «Моя позиция - мой выбор»
(Отношение подростков к употреблению наркотиков, алкоголя и курению)
Дискуссия «Ты хочешь знать, как добиться успеха в жизни? Тогда давай поговорим!»
1
6
Апрель
Беседы «Каковы последствия потребления ПАВ среди молодых людей?» «Осторожно.Спайсы убивают»
Праздник здоровья
7-11
1-4
5
4,5,6
Май
Классные часы «Профилактика укусов клеща»
Игровые и релаксационные упражнения « Управляй собой»
Советы психолога «Впереди экзамены»
3-8
4-8
9.11
5
3
3,4,6
10. Деятельность общеобразовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования учащихся
Экологическая здоровьесберегающая деятельность Учреждения на уровне основного общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности учащихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы и просветительской работы с родителями (законными представителями). Она способствует формированию у учащихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
• соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда учащихся и работников учреждения;
• наличие и необходимое оснащение помещений для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи;
• организация качественного горячего питания учащихся;
• оснащённость кабинетов, физкультурных залов необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
• наличие медицинского кабинета;
•наличие необходимого (в расчёте на количество учащихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (учителей физической культуры, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника);
Для проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий в учреждении имеются:
Спортивные залы - 2,
Столовая - 1,
Медицинский кабинет -1,
Музей школы «Память»- 1,
Кабинет педагога-психолога-1,
Кабинет социального педагога-1
Основные формы обеспечения здоровьесберегающей образовательной среды
Месяц
Содержание
Август
Сентябрь
Месячник безопасности. Инструктаж по ОТ, ПБ на рабочем месте. Отработка практических навыков эвакуации при возникновении пожара.
Октябрь
Обучение персонала по программе ОТ. Работа брокеражной комиссии.
Ноябрь
Охрана труда и ТБ. . Отработка практических навыков эвакуации.
Декабрь
Контроль ОТ и ПБ в кабинетах повышенной опасности. Отработка практических навыков при террористическом акте
Январь
.
Февраль
Проведение инструктажа по ОТ на рабочем месте и пожарной безопасности.
Март
Обучение сотрудников учреждения по программе антитеррор.
Апрель
Отработка практических навыков эвакуации при возникновении пожара. Профилактическая работа с родителями (законными представителями) по клещевому энцефалиту.
Май
Месячник безопасности. Правила поведения на водоеме
Июнь
Переосвидетельствование огнетушителей. Контроль ТБ при проведении ремонта в учреждении.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся направлена на повышение эффективности учебной деятельности, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха учащихся и включает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);
• обучение учащихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности).
• рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья учащихся и формирование культуры здоровья, включает:
• полноценную и эффективную работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
• рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития учащихся организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
• организацию занятий по лечебной физкультуре;
• организацию часа активных движений (динамической паузы) ;
•организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организацию работы спортивных секций, слётов, соревнований,
создание условий для их эффективного функционирования;
Спортивно-туристический праздник, посвященный окончанию учебного года
Спортивно-оздоровительная площадка
Май
май
июнь -
август
11. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
•знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, Кемеровской области, основных прав и обязанностей граждан России;
• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
•знание национальных героев и важнейших событий истории России;
•знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
• позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
• умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество сельского поселения, неформальные подростковые общности), определение своего места и роли в этих сообществах;
• умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
• умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
• умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективах, сельском поселении;
• ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.
• ценностное отношение к школе, своей малой родине, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
•знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
• готовность сознательно выполнять правила для учащихся, понимание необходимости самодисциплины;
• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
12. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации учащихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы воспитания и социализации учащихся.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы воспитания и социализации учащихся выступают:
1.Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательную и воспитательную деятельность учреждения.
Таким образом, Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.
Модель выпускника основной школы
Ценностный потенциал:
• восприятие ценности достоинства человека;
• уважение к своей Родине-России;
• тактичность;
• трудолюбие;
• чуткость;
• реализм
Познавательный потенциал:
• знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям
конкретного школьника
• знания широкого спектра профессиональной деятельности человека (прежде
всего экологической и правовой);
• знание своих психофизических особенностей;
• абстрактно-логическое мышление
• сформированность индивидуального стиля учебной деятельности,
устойчивых учебных интересов и склонностей,
• умение развивать и управлять познавательными процессами личности,
• способность адекватно действовать в ситуации выбора.
Коммуникативный потенциал:
• усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать
и отстаивать свою точку зрения;
• овладение навыками неконфликтного общения;
• способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми,
отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и
другим признакам.
• профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам,
• осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я»,
овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания,
ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и
самоутверждения.
• готовность объективно оценивать себя, отстаивать свою собственную
позицию, отвечать за свои поступки и действия.
• активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в
жизнедеятельности, умение планировать, готовить, проводить и
анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.
Физический потенциал:
• развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы
и выносливости;
• овладение простейшими туристическими умениями и навыками;
• знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями;
• способность разработать и реализовать индивидуальную программу
физического совершенствования.
Мониторинг воспитания и социализации учащихся
Сроки
Название методики
Методологический
инструментарий
Цель диагностики
Ответственный
Сентябрь
Диагностика уровня нравствен-
ной воспитанности по методике
М.И. Шиловой
Опросник
Уровень воспитанности учащихся
Классный руководитель
Октябрь
Оценка уровня тревожности Филипса «Шкала тревожности»
Тест
Эмоциональное состояние (уровень тревожности). Психологический климат коллектива.
Педагог - психолог
Ноябрь
Мониторинг адаптации 1,5,10 классов
Тест
Диагностика:
а) мотивационная сфера;
б) уровень тревожности;
в) выявление проблем в общение.
Педагог - психолог
Декабрь
Соблюдение социальных и этнических норм
Включенное наблюдение
Уровень сформированности нравственных чувств, этического сознания.
Классный руководитель
Февраль
Определение профориентационной направленности
Тест
Диагностика:
а) мотивы выбора профессии;
б)изучение интересов учащихся;
в) тип общих способностей.
Педагог - психолог
Март
Психологическая диагностика :
а) САН;
б) напряженность учебного процесса;
в) «Насколько благополучно я чувствую себя в классе»
Анкеты
Профилактическая и коррекционная работа по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Педагог – психолог, классный руководитель
Апрель
Оценка уровня тревожности Филипса «Шкала тревожности»
Диагностика уровня развития классного коллектива
Тест
Эмоциональное состояние (уровень тревожности). Психологический климат коллектива.
Педагог – психолог
Классный руководитель
Май
Ты и твоя школа
Анкета
Удовлетворен-ность качеством образования.
Классный руководитель
13.Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации учащихся путём анализа результатов и способов выполнения учащимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях учащихся. Для оценки эффективности деятельности Учреждения по воспитанию и социализации учащихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов учащихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью — вербально - коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и учащимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования, направленными на оценку эффективности работы учреждения по воспитанию и социализации учащихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов учащихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации учащихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания учащихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся направлен на изучение динамики всей деятельности учреждения по воспитанию и социализации учащихся.
Критерии эффективности
Критериями эффективности реализации учреждением Программы воспитания и социализации учащихся является динамика основных показателей воспитания и социализации учащихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательную деятельность.
Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации учащихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития учащихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации учащихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации учащихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у учащихся, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей является одной из характеристик положительной динамики деятельности учреждения по воспитанию и социализации учащихся.