ПРОГРАММА социализации учащихся 3 класса "Познай себя"
ПРОГРАММА социализации учащихся 3 класса "Познай себя"
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Познай себя» являются Закон
«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МОУ «Александровская СОШ».
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы воспитания:
1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
3. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Предполагаемым результатомданной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА социализации учащихся 3 класса "Познай себя" »
МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района РМ
Согласовано:
зам. директора по ВР
_________ И.М. Карпова
«____» _______ 20014г.
Утверждаю:
директор школы
___________ Т.В. Сандина
«________» _________ 2014 г.
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
«Познай себя»
на 2014-2015 уч.г.
составитель:
классный руководитель
Калугина С.А.
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Познай себя» являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МОУ «Александровская СОШ».
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы воспитания:
1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
3. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Предполагаемым результатомданной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Анализ воспитательной работы по итогам 2013-2014 учебного года
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, реализации способностей каждого обучающего и создания условий для индивидуального развития ребенка.
Особенностью обучения в классе является то, что дети с неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. В начале учебного года передо мной стояла главная задача – обеспечение комфортных условий пребывания обучающихся в школе, формирование коммуникативных навыков, культурного поведения; активизация познавательных процессов; раскрытие творческого потенциала детей; развитие умения жить в коллективе, речи и культуры общения; воспитание уважительного отношения к взрослым.
Главный фактор – коллективная деятельность, которая носила личностно – ориентированный и творческий характер. Основу составили традиционные дела: праздник «Здравствуй, школа!», праздник Осени, новогодний утренник, рыцарский турнир, экскурсии, праздник мам, день « Именинников», концерт для участников ВОВ, собрание – концерт «Прощание со вторым классом».
С целью формирования положительного отношения к школьным занятиям и правильному поведению учащихся проведены беседы о правилах поведения в школе на уроках и на переменах, в столовой, во время экскурсий, проведено классное собрание «Законы нашего класса», «Наши поручения», «Как вести себя в школе». Большое внимание уделялось правилам дорожного движения, которые проводились ежемесячно.
С целью воспитания культурно – гигиенических навыков проведены беседы «Здоровье. Как его сберечь», «Режим дня и занятия спортом», «Гигиена школьника».
С целью совершенствования вежливых и разговорных форм в повседневном общении говорили о вежливых и волшебных словах, об уступчивости и просьбах, о правилах поведения за столом, в гостях. Провели устный журнал «школа вежливых наук»», классное собрание «Из истории правил вежливости», беседа «О вежливых словах», совершили путешествие – прогулку «По городу вежливости».
С целью воспитания нравственных качеств говорили о доброте (классный час «Мы все разные: этим и прекрасны мы», вели разговор о животных, провели праздник «Давайте жить дружно», классный час «О братьях наших меньших».
Во внеклассные мероприятия я старалась вовлечь абсолютно всех детей. И это мне удавалось, так как им всем очень нравится участвовать во всевозможных творческих делах. В результате работы дети сдружились, хотя некоторые явно не симпатизируют друг другу, но вспышек агрессии, ненависти, нам удалось избежать.
Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся сыграла работа творческих мастерских с участием детей и родителей. Так учащиеся принимали активное участие в различных конкурсах.
С целью общения устраивались различные праздники, экскурсии вместе с родителями.
Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствовало и регулярное анкетирование на темы: «Исследование «Ваш ребенок».
«Законы класса», «Кадры кинопленки», «Способности школьника». В этом учебном году следует уделять большое внимание индивидуальной работе с учениками и родителями, принимая во внимание результаты диагностик.
В течение года регулярно проводились тематические классные часы.
За прошедший учебный год дети изменились. При выборе актива класса анализировали деловые качества предлагаемых кандидатов. Называли качества, которыми должен обладать член актива: ответственность, исполнительность. За второй год обучения в начальной школе общепризнанными лидерами были 2 человека: Вершинин Данила и Чистов Алексей.
Активно участвовали в жизни класса и школы 100% класса.
Задачи прошлого учебного года, предусматривающие сплочение и развитие классного коллектива, выполнены. Отношения в классе стали более ровными, спокойными.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
1. Формирование детского коллектива
В 3 классе –10 учащихся. Из них 4 девочки и 6 мальчиков. В прошлом учебном году прибыл Суханкин И., в этом году выбыл Катков И.
Дети познакомились со школьными обязанностями и адаптировались к школьной жизни. Класс активно участвует в жизнедеятельности школы. Многие ребята принимают участие в различных конкурсах, мероприятиях, понимая, что тем самым они отстаивают честь класса.
Все учащиеся класса с охотой участвуют в коллективных делах класса и общешкольных мероприятиях. Мальчики больше и охотнее участвуют в спортивных соревнованиях за честь класса. Дети не остаются в стороне и при подготовке и проведении коллективных мероприятий. Большинство ребят инициативные, творческие, стремятся к самостоятельности в составлении плана работы коллектива, горят желанием участвовать в самоуправлении класса.
2. Анализ психофизического здоровья учащихся
Учащиеся класса прошли медицинское обследование перед поступлением в первый класс. В результате медицинского обследования выявлено следующее:
основная группа здоровья – 10 человек
Показатели здоровья у детей можно назвать хорошими.
3. Характеристика интересов учащихся
Все учащиеся активно участвуют в учебной деятельности, у большинства учащихся сформирована стойкая учебная мотивация, выраженная высокой активностью на уроках, стремлением получить хорошую отметку в устной работе на уроке и по письменным работам.
Все дети имеют возможность получать питание в школьной столовой.
Практически все ученики заняты во внеучебное время
Родителям при необходимости разъясняю и советую не бросать на полпути начатое дело. Эти дополнительные занятия укрепляют здоровье детей и способствуют всестороннему развитию личности. Дети не остаются равнодушными друг к другу, поддерживают и одобряют, если у кого-то что-то не получается. Это, без сомнения, сплачивает коллектив.
4. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива.
Коллектив учащихся доброжелателен и открытый, ребята переживают неудачи своих сверстников, пытаются помочь и поддержать в трудной ситуации. Заметны переживания у большинства не только за себя, но и за одноклассников, готовность помочь друг другу.
В классе мирно сосуществуют микрогруппы ребят. Во внеурочное время дети охотно общаются друг с другом.
Социальный паспорт класса
Категория семей
Количество
Семей
Детей
1. Число семей и детей в классе
2. Многодетные семьи (три и более детей)
3.Малообеспеченные семьи
4. Неполные семьи:
4.1. Одинокая мать
(в свидетельстве о рождении отсутствует запись об отце);
4.2. По потере кормильца, из них:
- воспитывает мать;
- воспитывает отец
4.3 Семей в разводе, из них:
- воспитывает мать;
- воспитывает отец
5. Опекаемые дети, из них:
- дети-сироты
- приемные семьи
6. Семьи, в которых есть дети-инвалиды
7. Семьи, в которых есть родители - инвалиды
8. Неблагополучные семьи, из них:
8.1 Многодетные семьи;
8.2 Неполные семьи:
- одинокая мать;
- по потере кормильца:
воспитывает мать;
воспитывает отец
- семей в разводе:
воспитывает мать;
воспитывает отец
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЕЙ.
№
Статус семей
Отец (8)
Мать (10)
1
Руководящие работники
2
Финансово- коммерческая деятельность
3
Медицинские работники
4
Сфера обслуживания
5
Рабочие
6
Домохозяйки
7
Другие
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РОДИТЕЛЕЙ
№
Образование
отец
мать
1
Высшее
2
Среднее (техникум)
3
Начальное (ПТУ)
Родители пытаются создать все необходимые условия для комфортного пребывания ребенка в семье. Родители посещают родительские собрания, уроки в классе, активно участвуют в мероприятиях классного коллектива.
Основная часть родителей настраивает учащихся на позитивное восприятие результатов учебных достижений, стимулирует их к успеху.
Выводы:
Вновь прибывший ученик безболезненно адаптировался в новой обстановке, легко прошло привыкание детей к школе.
Дети активно участвовали в запланированных воспитательных мероприятиях, что, в свою очередь, положительно отразилось на детях.
Коллектив стал сплоченным и дружным, но не всегда и не во всем. Предстоит много поработать в этом направлении и совместными усилиями (педагогов, родителей и самих детей) мы добьемся желаемого результата.
Ожидаемые проблемы: дисциплина на переменах оставляет желать лучшего. Предполагаемое решение – воспитание ответственности за свою судьбу, жесткое планирование времени, индивидуальные беседы с детьми и их родителями, беседы родителей с учителями-предметниками, работающими в классе.
Отношения в классе доброжелательные. Дети со вниманием и уважением относятся друг к другу. К учителям относятся с уважением. В коллективе большинство ребят стремятся получать хорошие и отличные оценки.
Решение – проводитьобщие мероприятия, походы, экскурсии, больше коллективных дел, приучать детей к спорту, здоровому образу жизни.
План реализации программы
Целямивоспитательной работы в 3 классе являются:
развитие познавательного интереса учащихся, формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с окружающими их людьми отношения доверия, уважения и взаимопомощи
Задачи на 2014-2015 учебный год:
развитие эмоциональной регуляции поведения;
повышение уверенности в своих силах;
формирование коммуникативных навыков;
активизация познавательных процессов;
раскрытие творческого потенциала детей;
развитие умения жить в коллективе;
формирование позитивной моральной позиции;
приучать детей к здоровому образу жизни
Тема самообразования:
Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива
ИДЕЯ ГОДА:« МЫ ЭТОЙ ПАМЯТИ ВЕРНЫ »
Основные направления воспитательной работы:
Я
МОЕ
ЗДОРОВЬЕ
МОЕ
ОБЩЕНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТ
ЧЕЛОВЕК
ГРАЖДАНИН
МОЙ
ДОСУГ
МОЯ
СЕМЬЯ
Законы нашего класса:
Закон уважения.Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости. Будь храбрым, не бойся препятствий.
Закон любви. Люби своих друзей, родителей Родину ивсе,что тебя окружает.
Закон доброты. Доброта- это сила. Не бойся быть сильным, дари людям добро.
Закон милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!
Закон трудолюбия. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!
Актив класса
Староста –
Затейники – Чистов Алексей, Суханкин Иван
Книголюбы – Косолапов Егор
Санитары – Ковалева Дарья, Мишакина Карина
Спорторг – Родионычев Виталий
Цветовод – Ефимкина Анна
Редколлегия – Мамаева Арина, Мосевнин Сергей
Сведения об учащихся класса и их родителях
№
ФИ учащегося
Дата рождения
Дом. адрес
ФИО
родителей
Место работы, должность
Сведения о занятости учащихся во внеурочное время
№
Фамилия, имя
Кружки, секции
Поручения в классе
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
План воспитательной работы
1 четверть
ТЕМА:« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА »
Направление
деятельности
Мероприятия
Сроки
Ответственный
МОЕ
ОБЩЕНИЕ
МОЕ
ЗДОРОВЬЕ
ИНТЕЛЛЕКТ
ЧЕЛОВЕК
ГРАЖДАНИН
МОЯ
СЕМЬЯ
Открытие учебного года. Торжественная линейка.
Тематический урок «Житие Сергия Радонежского».
Просмотр презентации
Наши планы на четверть. Выборы актива класса. Заседание актива класса.
Запись в кружки и спортивные секции
Полезные привычки: «Мой характер». Беседа
Полезные привычки: «Учусь оценивать себя». Беседа
Правила поведения в школе.
ПДД: Светофор и дорожные знаки. Беседа с презентацией
ПДД: Перекресток и опасные повороты транспорта.
Беседа с работниками ГИБДД в рамках акции «Внимание, дети!»
ОБЖ: Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту
Инструктаж
Тестирование по определению уровня воспитанности учащихся
Международный день пожилых людей. Конкурс рисунков«Моя бабушка», « Мой дедушка»
Классный час «Бабушка мой лучший друг».
День учителя. Праздничный концерт учащихся для учителей школы «Вы в нашем сердце, учителя»
Участие в интернет-олимпиадах
Операция «Зелёный уголок в классе»
Поздравляем осенних именинников
Осенний бал
Путешествие в мир профессий
Классный час, посвящённый Дню народного единства.
Заседание РК: Расширение и углубление связей школы, семьи и общественности как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса.
РС: Организационное родительское собрание на тему «Проблемы адаптации третьеклассников к школе»
1.09.2014
1.09.2014
1-я неделя сентября
До 1 октября
Кл. руков.
Кл. руков.
Кл. руков.
Кл. руков.
Кл. руков.
Кл. руков.
Кл. руков.
Кл. руков.
Кл. руков
Сотрудники ГИБДД
Учитель ОБЖ
.
Кл. руков.
Кл. руков.
Кл. руков.
Родит. ком.
Кл. руков
Кл. руков.,
родители именинников
Кл. руков.
Кл. руков
Кл. руков.,
Кл. руков.,
родит. ком.
2-я ЧЕТВЕРТЬ.
ТЕМА:«ГЕРОИ СРЕДИ НАС»
Направление
деятельности
Мероприятия
Сроки
Ответственный
МОЕ
ОБЩЕНИЕ
МОЕ
ЗДОРОВЬЕ
ГРАЖДАНИН
МОЙ
ДОСУГ
МОЯ
СЕМЬЯ
Наши планы на четверть.
День толерантности
Все работы хороши, выбирай на вкус(тренинг)
Полезные привычки: «Учусь взаимодействовать».Всемирный день ребенка
ПДД: Правила перехода проезжей части при отсутствии перекрестка.
ОБЖ: Профилактика возможных опасностей в быту. Как вести себя, когда ты дома один
Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков.
Сотрудничество с учителями –предметниками, изучение учебных достижений обучающихся по каждому предмету . Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов. Поддерживание связи с родителями
Способные, но неусидчивые:
Постоянный контроль, беседы, опора на родителей .Контроль посещаемости обучающимися учебных занятий, кружков и других форм учебной деятельности.
Индивидуальная работа с обучающимися и родителями по предупреждению неуспеваемости и деструктивного поведения обучающихся.
Неспособные, но старающиеся :
Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка. Закрепление « сильных» детей за «слабыми», организация взаимопомощи в учебе.
Организация посильной помощи слабым учащимся, проведение с учащимися дополнительных занятий, уделить внимания работе с памятками, карточками, тестами. Индивидуальный подход.
По отношению к общественной жизни
Очень активные:
Пассивные, не желающие принимать участие в общественной жизни:
Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей
Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива.
Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество.
Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение.
Организация и привлечение обучающихся к активному участию в общешкольных мероприятиях, а также мероприятиях обшегосударственного значения.
Воспитание через выполнение посильных поручений.
Организация учебной деятельности обучающихся (сентябрь-май)
Контроль посещаемости учащимися учебных занятий, кружков и других форм учебной деятельности.
Проверка и выставка тетрадей учащихся.
Сотрудничество с учителями- предметниками, изучение учебных достижений учащихся по каждому предмету.
Индивидуальная работа с учащимися и родителями по предупреждению неуспеваемости и деструктивного поведения учащихся.
Индивидуальная работа с одаренными учащимися.
Работа с органами ученического самоуправления
1
Операция «Уют».
Привлечение детей к созданию уюта в классе
сентябрь
Кл.рук.
2
Организация дежурства в классе и столовой
регулярно
Кл.рук.
3
Выборы актива класса и перевыборы при необходимости
Кл.рук.
4
Привлечение детей к уходу за цветами.
регулярно
Кл.рук.
5
Напоминание и повторение обязанностей членам актива класса
по мере необходимости
Кл.рук.
6
Организация контроля за внешним видом учащихся класса, состоянием учебников, тетрадей и дневников, на наличием сменной обуви
регулярно
Кл.рук.
7
Организация питания в школьной столовой
регулярно
Кл.рук.
8
Организация участия в спортивных играх и соревнованиях.