kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В статье освещена актуальность уроков социально – бытовой ориентации в начальной школе, способствующих социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Система специального образования в России представляет собой многовариативную модель, включающую в себя разные формы организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время возможность получения специального образования гарантирована лицам с умственной отсталостью разной степени. В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта, как и все дети с ограниченными возможностями здоровья, могут обучаться как в специальных отдельных классах, группах или в отдельных организациях, так и  совместно со здоровыми сверстниками. Важнейшим практическим подкреплением этой гарантии, стала организация в специальной (коррекционной) школе  классов для обучения детей со сложной структурой дефекта, где требуются свои условия сопровождения и, следовательно, соответствующая им адаптивная образовательная среда.
         С каждым годом процент детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье,  таких учеников нашей школы приходится долго и упорно обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания.  
           Социализация - важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.

 Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. 
Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности.
         Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой.
Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью выходит такой предмет как «социально – бытовая ориентация».
      Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентации направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
      Цель учебного процесса — сформировать у детей определен­ные представления о близких и конкретных фактах обществен­ной жизни, труда и быта людей. Задачи предмета: расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме; повышение уровня общего и речевого развития учащихся; формирование нравственных качеств; развитие познавательных способностей; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения.

Успешное формирование у воспитанников адекватных пред­ставлений об окружающем во многом определяется умением учи­теля правильно строить педагогический процесс, используя раз­ные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и прак­тической деятельности с реальными предметами. Поэтому заня­тия с детьми по бытовой ориентировке организуются, главным об­разом, в форме экскурсий и уроков, которые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учеб­ной работы наглядность и непосредственная деятельность с пред­метами занимают ведущее место в обучении воспитанников.

Материал программы по предмету «Социально – бытовая ориентация» расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность, с одной стороны, посте­пенно усложнять содержание тем, с другой - постоянно повто­рять пройденное. Закреплению и повторению материала отводит­ся значительная часть времени на каждом уроке.

Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо органи­зовать таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятель­ности взрослых. Пассивные, не сопровождаемые целенап­равленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны в работе с такими деть­ми.

Программой по социально-бытовой ориентации для учащихся со сложной структурой дефекта третьего года обучения предусмотрено изучение следующих разделов:

Я и моя семья. Место жительства. Знание и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших   родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.

Личная гигиена. Навыки и правила утренней зарядки. Уметь следить за чистотой рук; мыть руки без напоминания после пользования уборной и всякого загрязнения. Уметь чистить зубы, полоскать рот. Уметь самостоятельно, без помощи взрослого выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета (умывание, причесывание, чистка зубов).

Навыки общения и культуры поведения. Выработка  навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кинотеатре, на экскурсии, магазине, в транспорте. Навыки поведения в школьном буфете и столовой.

Моя школа и мой класс. Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, воспитателей. Знание всех школьных помещений. Четкое соблюдение всех режимных моментов. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы и родителей.

Улица. Правила уличного движения. Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуарам. Экскурсии по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице.

Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями ГПД.

        Социализация умственно отсталого ребенка сложна в силу его психофизических дефектов и поэтому должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому ученику.

        Работа по социализации учащихся не ограничивается рамками уроков, а продолжается на классных часах и факультативных занятиях.

Литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. - М.: «Академия», 2001.

2. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием  интеллекта.- М: «ВЛАДОС», 2007.

3.  Выготский Л. С. Проблемы дефектологии.- М.: «Просвещение», 1995.

4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: методическое пособие. - 2-е изд. - М.:  НЦ ЭНАС, 2006.

5. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.- М.: «Академия», 2003.

6. Шипицына Л. М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: «Речь», 2005.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида " »

Л. А. Долгова

г. Ставрополь, ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя», учитель

[email protected]


Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В статье освещена актуальность уроков социально – бытовой ориентации в начальной школе, способствующих социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Система специального образования в России представляет собой многовариативную модель, включающую в себя разные формы организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время возможность получения специального образования гарантирована лицам с умственной отсталостью разной степени. В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта, как и все дети с ограниченными возможностями здоровья, могут обучаться как в специальных отдельных классах, группах или в отдельных организациях, так и  совместно со здоровыми сверстниками. Важнейшим практическим подкреплением этой гарантии, стала организация в специальной (коррекционной) школе классов для обучения детей со сложной структурой дефекта, где требуются свои условия сопровождения и, следовательно, соответствующая им адаптивная образовательная среда.
С каждым годом процент детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, таких учеников нашей школы приходится долго и упорно обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания.
Социализация - важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.

Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности.
Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой.
Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью выходит такой предмет как «социально – бытовая ориентация».
Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентации направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Цель учебного процесса — сформировать у детей определен­ные представления о близких и конкретных фактах обществен­ной жизни, труда и быта людей. Задачи предмета: расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме; повышение уровня общего и речевого развития учащихся; формирование нравственных качеств; развитие познавательных способностей; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения.

Успешное формирование у воспитанников адекватных пред­ставлений об окружающем во многом определяется умением учи­теля правильно строить педагогический процесс, используя раз­ные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и прак­тической деятельности с реальными предметами. Поэтому заня­тия с детьми по бытовой ориентировке организуются, главным об­разом, в форме экскурсий и уроков, которые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учеб­ной работы наглядность и непосредственная деятельность с пред­метами занимают ведущее место в обучении воспитанников.

Материал программы по предмету «Социально – бытовая ориентация» расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность, с одной стороны, посте­пенно усложнять содержание тем, с другой - постоянно повто­рять пройденное. Закреплению и повторению материала отводит­ся значительная часть времени на каждом уроке.

Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо органи­зовать таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятель­ности взрослых. Пассивные, не сопровождаемые целенап­равленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны в работе с такими деть­ми.

Программой по социально-бытовой ориентации для учащихся со сложной структурой дефекта третьего года обучения предусмотрено изучение следующих разделов:

Я и моя семья. Место жительства. Знание и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.

Личная гигиена. Навыки и правила утренней зарядки. Уметь следить за чистотой рук; мыть руки без напоминания после пользования уборной и всякого загрязнения. Уметь чистить зубы, полоскать рот. Уметь самостоятельно, без помощи взрослого выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета (умывание, причесывание, чистка зубов).

Навыки общения и культуры поведения. Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кинотеатре, на экскурсии, магазине, в транспорте. Навыки поведения в школьном буфете и столовой.

Моя школа и мой класс. Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, воспитателей. Знание всех школьных помещений. Четкое соблюдение всех режимных моментов. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы и родителей.

Улица. Правила уличного движения. Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуарам. Экскурсии по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице.

Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями ГПД.

Социализация умственно отсталого ребенка сложна в силу его психофизических дефектов и поэтому должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому ученику.

Работа по социализации учащихся не ограничивается рамками уроков, а продолжается на классных часах и факультативных занятиях.

Литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. - М.: «Академия», 2001.

2. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.- М: «ВЛАДОС», 2007.

3. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии.- М.: «Просвещение», 1995.

4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: методическое пособие. - 2-е изд. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.

5. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.- М.: «Академия», 2003.

6. Шипицына Л. М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: «Речь», 2005.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Долгова Лариса Анатольевна

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214509


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства