"Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида "
"Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида "
Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В статье освещена актуальность уроков социально – бытовой ориентации в начальной школе, способствующих социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Система специального образования в России представляет собой многовариативную модель, включающую в себя разные формы организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время возможность получения специального образования гарантирована лицам с умственной отсталостью разной степени. В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта, как и все дети с ограниченными возможностями здоровья, могут обучаться как в специальных отдельных классах, группах или в отдельных организациях, так и совместно со здоровыми сверстниками. Важнейшим практическим подкреплением этой гарантии, стала организация в специальной (коррекционной) школе классов для обучения детей со сложной структурой дефекта, где требуются свои условия сопровождения и, следовательно, соответствующая им адаптивная образовательная среда.
С каждым годом процент детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, таких учеников нашей школы приходится долго и упорно обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания.
Социализация - важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности.
Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой.
Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью выходит такой предмет как «социально – бытовая ориентация».
Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентации направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Цель учебного процесса — сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей. Задачи предмета: расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме; повышение уровня общего и речевого развития учащихся; формирование нравственных качеств; развитие познавательных способностей; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения.
Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому занятия с детьми по бытовой ориентировке организуются, главным образом, в форме экскурсий и уроков, которые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников.
Материал программы по предмету «Социально – бытовая ориентация» расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность, с одной стороны, постепенно усложнять содержание тем, с другой - постоянно повторять пройденное. Закреплению и повторению материала отводится значительная часть времени на каждом уроке.
Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовать таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны в работе с такими детьми.
Программой по социально-бытовой ориентации для учащихся со сложной структурой дефекта третьего года обучения предусмотрено изучение следующих разделов:
Я и моя семья. Место жительства. Знание и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.
Личная гигиена. Навыки и правила утренней зарядки. Уметь следить за чистотой рук; мыть руки без напоминания после пользования уборной и всякого загрязнения. Уметь чистить зубы, полоскать рот. Уметь самостоятельно, без помощи взрослого выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета (умывание, причесывание, чистка зубов).
Навыки общения и культуры поведения. Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кинотеатре, на экскурсии, магазине, в транспорте. Навыки поведения в школьном буфете и столовой.
Моя школа и мой класс. Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, воспитателей. Знание всех школьных помещений. Четкое соблюдение всех режимных моментов. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы и родителей.
Улица. Правила уличного движения. Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуарам. Экскурсии по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице.
Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями ГПД.
Социализация умственно отсталого ребенка сложна в силу его психофизических дефектов и поэтому должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому ученику.
Работа по социализации учащихся не ограничивается рамками уроков, а продолжается на классных часах и факультативных занятиях.
Литература
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. - М.: «Академия», 2001.
2. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.- М: «ВЛАДОС», 2007.
3. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии.- М.: «Просвещение», 1995.
4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: методическое пособие. - 2-е изд. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.
5. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.- М.: «Академия», 2003.
6. Шипицына Л. М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: «Речь», 2005.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида " »
Л. А. Долгова
г. Ставрополь, ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя», учитель
Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В статье освещена актуальность уроков социально – бытовой ориентации в начальной школе, способствующих социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Система специального образования в России представляет собой многовариативную модель, включающую в себя разные формы организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время возможность получения специального образования гарантирована лицам с умственной отсталостью разной степени. В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта, как и все дети с ограниченными возможностями здоровья, могут обучаться как в специальных отдельных классах, группах или в отдельных организациях, так и совместно со здоровыми сверстниками. Важнейшим практическим подкреплением этой гарантии, стала организация в специальной (коррекционной) школе классов для обучения детей со сложной структурой дефекта, где требуются свои условия сопровождения и, следовательно, соответствующая им адаптивная образовательная среда. С каждым годом процент детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье,таких учеников нашей школы приходитсядолго и упорно обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация - важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности. Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой. Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью выходит такой предмет как «социально – бытовая ориентация». Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентации направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Цель учебного процесса — сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей. Задачи предмета: расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме; повышение уровня общего и речевого развития учащихся; формирование нравственных качеств; развитие познавательных способностей; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения.
Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому занятия с детьми по бытовой ориентировке организуются, главным образом, в форме экскурсий и уроков, которые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников.
Материал программы по предмету «Социально – бытовая ориентация» расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность, с одной стороны, постепенно усложнять содержание тем, с другой - постоянно повторять пройденное. Закреплению и повторению материала отводится значительная часть времени на каждом уроке.
Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовать таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны в работе с такими детьми.
Программой по социально-бытовой ориентации для учащихся со сложной структурой дефекта третьего года обучения предусмотрено изучение следующих разделов:
Я и моя семья. Место жительства. Знание и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.
Личная гигиена. Навыки и правила утренней зарядки. Уметь следить за чистотой рук; мыть руки без напоминания после пользования уборной и всякого загрязнения. Уметь чистить зубы, полоскать рот. Уметь самостоятельно, без помощи взрослого выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета (умывание, причесывание, чистка зубов).
Навыки общения и культуры поведения. Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кинотеатре, на экскурсии, магазине, в транспорте. Навыки поведения в школьном буфете и столовой.
Моя школа и мой класс. Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, воспитателей. Знание всех школьных помещений. Четкое соблюдение всех режимных моментов. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы и родителей.
Улица. Правила уличного движения. Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуарам. Экскурсии по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице.
Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями ГПД.
Социализация умственно отсталого ребенка сложна в силу его психофизических дефектов и поэтому должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому ученику.
Работа по социализации учащихся не ограничивается рамками уроков, а продолжается на классных часах и факультативных занятиях.
Литература
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. - М.: «Академия», 2001.
2. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.- М: «ВЛАДОС», 2007.
3. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии.- М.: «Просвещение», 1995.
4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: методическое пособие. - 2-е изд. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.
5. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.- М.: «Академия», 2003.
6. Шипицына Л. М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: «Речь», 2005.