Создание условий для реализации эффективной программы по профилактике употребления ПАВ; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ как способу решения своих проблем или проведения досуга, а также формирование активной жизненной позиции.1. предупреждение возникновения у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;
2. систематизация совместной работы с родителями, педагогами, медиками и общественностью по профилактике употребления ПАВ;
3. обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни, престижность здорового поведения через систему воспитательных мероприятий;
4. создание информационного поля по профилактике ПАВ.
5. развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны;
6. воспитание толерантности к социуму, нравственных и гражданских установок;
7. формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с учащимися, педагогами, родителями;
8. проведение мониторинга и оценки эффективности программной профилактической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике употребления ПАВ»
Программа по профилактике употребления ПАВ
Цель: Создание условий для реализации эффективной программы по профилактике употребления ПАВ; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ как способу решения своих проблем или проведения досуга, а также формирование активной жизненной позиции.
Задачи: 1. предупреждение возникновения у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак; 2. систематизация совместной работы с родителями, педагогами, медиками и общественностью по профилактике употребления ПАВ; 3. обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни, престижность здорового поведения через систему воспитательных мероприятий; 4. создание информационного поля по профилактике ПАВ. 5. развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны; 6. воспитание толерантности к социуму, нравственных и гражданских установок; 7. формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с учащимися, педагогами, родителями; 8. проведение мониторинга и оценки эффективности программной профилактической деятельности.
Направления реализации программы
1. Работа с педагогическими работниками: • проведение обучающих семинаров по программе, обсуждение хода реализации программы на заседаниях кафедры воспитания; • информирование по проблемам ПАВ и профилактике употребления ПАВ; • индивидуальная работа, консультирование.
2. Работа с учащимися: • включение в работу по профилактике употребления ПАВ органов ученического самоуправления; • проведение занятий по превентивным программам «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», «Все цвета, кроме чёрного»; • создание волонтёрской команды «Мы – за здоровый образ жизни!» для организации органами ученического самоуправления волонтёрской работы по профилактике употребления ПАВ; • проведение внеурочных мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ (тренинги, классные часы, диспуты и дискуссии, игровые занятия, деловые и ролевые игры и т.д.) • спортивные соревнования, Дни здоровья, выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток, проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни, создание научно-исследовательских и социальных проектов, проведение КВН, конкурса агитбригад, создание лучшего рекламного ролика, сатирического журнала, выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки, • использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий и т.д.). • тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.); • организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, интервью и т.д.).
3. Работа с родителями: • участие в проведении и организации родительских собраний школы, работы органов ученического самоуправления, клуба «Сверстник»; • работа родительского патруля; • информационно-консультативная работа; • обсуждение проблем в «Родительском кафе» • привлечение к участию в тренинговых занятиях.
4. Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде: • ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями; • проведение рейдов по выявлению каналов распространения и ПАВ; • организация занятий для подростков по профилактике употребления ПАВ.
Методы исследования: • Теоретические: выявление и анализ проблемы, изучение литературы и документации по проблеме ПАВ, анализ ситуации употребления ПАВ в образовательном учреждении, анализ результатов экспериментальной работы. • Практические: диагностические исследования, анкетирование, наблюдение, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта.
Ожидаемые результаты: • уменьшение факторов риска употребления ПАВ; • повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы, развития ученического самоуправления; • увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использовании досуга; • повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростков; • увеличение процента учащихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни; • установление более прочных социальных связей с органами системы профилактики употребления ПАВ.
Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике употребления ПАВ:
Администрация: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом. Учителя-предметники и классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке.
Медико-психолого-педагогическая служба: Заместитель директора по БЖ: курирует работу службы Школьная медсестра: обеспечивает работу медицинского кабинета– одного из важных звеньев профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей. Школьный психолог: обеспечивает: • психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций); • психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся; • организационно целостную психологическую помощь детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы. Социальный педагог несет ответственность: • за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов; • систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска); Органы ученического самоуправления»Парламент2: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в мероприятиях по профилактике употребления ПАВ. Библиотечно-информационный центр: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы. Учреждения дополнительного образования: организуют информационно-просветительскую, работу с родителями, совместное творчество детей, педагогов и родителей, создают условия для активного участия родителей в организации досуга детей. СМИ, в том числе Интернет формируют общественное мнение. Правоохранительные органы: • работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ; • осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании; • обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних; • организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков. Инспектор по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закреплённый за школой профилактическую деятельность строит по трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическими коллективами. Среди основных задач школьного инспектора – профилактика правонарушений.
Схема взаимодействия по профилактике употребления ПАВ среди учащихся
Возрастные этапы профилактической работы
Этапы
Возраст
Характеристика
I
7-9 лет
9-11 лет
Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие навыков самоконтроля. Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды.
II
11–13 лет
Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ).
III
14–17 лет
Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях, связанных с ПАВ умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ!”
Формы реализации программы
Этапы
Класс
Формы работы
I
1 - 2
3- 4
2-4
Игровые ситуации, инсценирование, сказкотерапия, контекстное обучение (включение информации об опасности наркотизации в содержание базовых учебных курсов); тренинги “Загадки необитаемого острова”, “Учимся быть внимательными”; Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение, тренинги “Правила доброты”, “Я учусь владеть собой”; Занятия по программам «Полезные привычки», «Все цвета, кроме чёрного»
II
5 - 7
Тренинги “Уроки общения”, ролевые игры, контекстное обучение, инсценирование, беседы с элементами рассуждения; занятия по программам «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», «Все цвета, кроме чёрного»
III
8 – 9 10 - 11
Тренинги “Мир моих чувств”, тренинг общения, ролевые игры, дискуссии, деловые игры; контекстное обучение, беседы с элементами рассуждения; Тренинги “Мой жизненный выбор”, тренинги толерантности, дискуссии, деловые игры, презентации; занятия по программам «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», «Все цвета, кроме чёрного»
Критерии оценки результативности программы по целевым группам
1. Целевая группа - учащиеся - увеличение числа учащихся отрицательно относящихся к употреблению ПАВ; - снижение степени вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ (скрининг, выявление группы риска наркотизации); - динамика роста посещаемости учащимися кружков, секций и клубов по интересам; - разнообразие внеурочной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении. 2. Целевая группа – педагоги и специалисты образовательного учреждения - повышение уровня развития педагогического коллектива; - положительная мотивация работников образовательного учреждения к антинаркотической профилактической деятельности; - сформировавшийся актив. 3. Целевая группа – родители - сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами поддержки семьи; - поддержка родителями антинаркотической деятельности образовательного учреждения.
Описание модели организации работы по профилактике употребления ПАВ в образовательном учреждении
Согласно положениям Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, утвержденной приказом Министерства образования России от 28.02.2000 № 619, основными направлениями работы в школе по профилактике употребления ПАВ являются следующие: профилактическая работа с родителями, педагогами и обучающимися. В целом успех профилактических мер зависит от их координации: ни одна из предпринимаемых мер не будет эффективной, если ее реализовывать отдельно от других. Например, меры, направленные исключительно на родителей, будут безуспешными, если ничего не делается в рамках образовательного процесса; меры же, направленные исключительно на педагогов, могут встретить сопротивление родительской семьи и детей; а меры, направленные только на детей, могут вызвать сопротивление родительской семьи. То есть изолированное решение проблемы только на одном из уровней целостной системы невозможно. В основе наиболее успешных превентивных стратегий лежит координированное нацеливание профилактических мер на все ключевые группы системы профилактики. Для обеспечения необходимого для эффективности уровня координации и целостности профилактических мер наиболее целесообразна реализация школьной профилактической программы.
Модель организации работы по профилактике употребления ПАВ в образовательном учреждении 3 блока