Педагогический проект Профилактика употребления ПАВ обучающимися 8 класса
Педагогический проект Профилактика употребления ПАВ обучающимися 8 класса
Проблема
В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата. Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Потребление ПАВ имеет негативные социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Употребление ПАВ подростками приводит к ослаблению их физического, умственного и психического потенциала.
Большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя социум, а конкретно школа, которая призвана обучать и воспитывать, подготовить ребёнка к взрослой, самостоятельной жизни.
Актуальность
В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ приняло характер эпидемии.
По данным Всемирной организации здравоохранения общее количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных ПАВ, за исключением курящих табак, составляет более 200 млн.человек. Подростки и молодёжь в периоде от 11 до 17 лет составляет возрастную группу «риска».
Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект Профилактика употребления ПАВ обучающимися 8 класса »
Педагогический проект
по теме«Профилактика употребления психоактивных веществ обучающимися 8 классов в ОУ»
Проблема
В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата. Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Потребление ПАВ имеет негативные социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Употребление ПАВ подростками приводит к ослаблению их физического, умственного и психического потенциала.
Большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя социум, а конкретно школа, которая призвана обучать и воспитывать, подготовить ребёнка к взрослой, самостоятельной жизни.
Актуальность
В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ приняло характер эпидемии.
По данным Всемирной организации здравоохранения общее количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных ПАВ, за исключением курящих табак, составляет более 200 млн.человек. Подростки и молодёжь в периоде от 11 до 17 лет составляет возрастную группу «риска».
Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической программы.
Предмет изменений. Система первичной профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися 8-х классов в школе на основе взаимодействия субъектов социально-образовательного пространства.
1. Социальные проблемы молодежи - круг проблем социально – демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обоснования.
2. Потребности – нужда в чем–либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.
4. Социальный контроль- процесс целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, с целью контроля и анализа его поведения и приведения его в соответствии с общепринятыми в данной системе нормами.
5. Коррекция-процесс влияния внешнего социума на конкретного человека с целью исправления определённых свойств личности и характера, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении человека.
6. Помощь-процесс поддержки ребёнка в достижении заявленных им целей.
7. Сопровождение- процесс, направленный на обеспечение, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
8. Досуг – синоним понятия «свободное время».
9. Самооценка – субъективное мнение человека о своих поступках, намерениях.
10. Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Анализ ресурсов
Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).
Классные руководители: организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).
Медико-психолого-педагогическая служба:
Школьный врач обеспечивает активную работу консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений.
Школьный психолог обеспечивает:
организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
психологическую поддержку педагогического процесса.
выделение групп риска с помощью поведения тренингов;
организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.
Социальный педагог несет ответственность:
за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;
систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).
Органы ученического самоуправления: проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.
Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня.
Районная наркологическая служба организует:
информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;
лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних.
консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.
Материально-технические ресурсы. В школе имеется оборудованный спортивный зал, стадион, медицинский кабинет, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает кабинет социального педагога, психолога. В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. Оборудованные спортивные площадки: волейбольная, футбольная, баскетбольная, теннисный корт. Компьютерный и учебный классы, оснащенные компьютерами, современной учебной мебелью.
Методические ресурсы. К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением новых технологий, методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесберегающих технологий для педагогов и родителей. Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.
Информационные ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, осуществляется с помощью ежемесячных совместных планов мероприятий заместителя директора, социального педагога, психолога, регулярного обновления сайта школы.
Цель: Создание условий для профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ;
повышение уровня социально-педагогической компетентности учащихся:
формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения:
снижение вероятности вовлечения учащихся в экспериментирование с ПАВ.
Задачи:
1.Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.
2. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.
3.Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.
4.Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива.
Целевая аудитория: обучающиеся 8-х классов
Сроки реализации проекта: ноябрь 2014-май 2015 года
Этапы реализации проекта:
Первый этап: диагностирующий. Время проведения: ноябрь– декабрь 2014 года.
Цель:изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления табачно-алкогольной продукции. Определить уровень самооценки учащихся.
Задачи:
Определить степень информированности подростков по проблеме;
Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению психоактивных веществ;
Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
Изучение материалов областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы употребления ПАВ обучающимися в целом;
Анкетирование с целью изучения состояния проблемы в школе при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
подростки, имеющие опыт употребления табачно-алкогольной продукции;
подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению табачно-алкогольной продукции;
подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению табачно-алкогольной продукции.
План проведения диагностики на первом этапе в 2014 году.
№ пп
Содержание
Сроки
Ответственные
1
Анкетирование обучающихся по выявлению отношения к употреблению ПАВ
27.11.14
зам. директора
социальный педагог
психолог
2
Анкета «Представление о здоровом образе жизни»
04.12.2014
социальный педагог
3
«Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки»
11.12.2014
социальный педагог
4
Опросник «Одиноки ли вы?»
18.12.2014
зам. директора
социальный педагог
5
Изучение жилищных условий ближайшего окружения ребёнка, склонного к употреблению ПАВ
Ноябрь-декабрь
Социальный педагог
Классный руководитель
Второй этап: организационно – практический. Время проведения: январь 2015 года - март 2015 года
Цель: реализация профилактической программы «Здоровье» в образовательном учреждении.
Задачи:
Способствовать формированию понимания у обучающихся сущности здоровья и здорового образа жизни.
Способствовать развитию потребности к здоровому образу жизни.
Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы:
Информационный;
Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных ситуаций);
Конструктивно – позитивный метод (организация тренингов, направление на повышение психологической устойчивости)
Значение этапа:
Развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
Повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
Выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Мероприятия:
1.Оформление стендов по теме « Родителям и педагогам; всё о наркотиках», « Родители! Будьте рядом», « Здоровый образ жизни- залог здоровья».
2. Классные часы: «Зависимость здоровья человека от окружающей среды», «Витамины – наши друзья», «Вредные привычки и здоровье человека», «От А до Я в стране спорта».
3. Утренняя зарядка перед первым уроком.
4. Конкурс плакатов «Мы выбираем здоровье».
5. Круглый стол «Разговор начистоту».
6. Акция: «День отказа от курения».
7. Встреча со специалистами правоохранительных органов для пропаганды здорового образа жизни, предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
8. Ролевые игры: « Суд над алкоголем», « Губительная сигарета».
9. Родительские собрания: «Здоровье ребенка в руках взрослых».
«Режим труда и учебы». «Здоровая семья, нравственные аспекты».
10. Просмотр документальных фильмов «Исход», Подари мне надежду».
11. Проведение Дней Здоровья, организация спортивно-массовой
деятельности во внеурочное время.
Третий этап: заключительный. Время проведения: апрель - май 2015 года.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики употребления психоактивных веществ.
Задачи:
Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы.
Определить дальнейшее направление работы по предупреждению детского алкоголизма.
Методы:
Анализ отчетной документации.
Опрос, беседа.
Анкетирование.
Значение этапа:
Позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы.
Сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики.
На основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы.
План работы заключительного этапа.
№ пп
Содержание
Сроки
Ответственные
1
Тест «самооценка стрессоустойчивости личности»
15.04.2015
психолог
2
Анкетирование обучающихся по выявлению отношения к употреблению ПАВ
23.04.2015
зам. директора
социальный педагог
3
Анкета по отношению к табакокурению
13.05.2014
социальный педагог
4
Сравнение результатов диагностик курящих учащихся и употребляющих алкоголь на первом этапе реализации программы и на заключительном.
23.05.2014
зам. директора
социальный педагог
Основные направления:
1. Работа с педагогическими работниками:
проведение обучающих семинаров по программе;
информирование по проблемам ПАВ и профилактике употребления ПАВ;
индивидуальная работа, консультирование.
2. Работа с учащимися:
тренинги по профилактике употребления психоактивных веществ;
проведение внеурочных мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ (тренинги, классные часы, диспуты и дискуссии, игровые занятия, деловые и ролевые игры и т.д.)
спортивные соревнования, Дни здоровья, выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни;
тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);
организация и проведение индивидуальной работы.
3. Работа с родителями:
участие в проведении и организации родительских собраний школы;
информационно-консультативная работа;
привлечение к участию в тренинговых занятиях.
4. Совместная работа с ОДН и центром «Семья»:
ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;
организация занятий для подростков по профилактике употребления ПАВ.
Механизмы и основные мероприятия по реализации программы:
лекции
беседы
тренинги
ролевые и деловые игры
дискуссии
конкурсы творческих работ
социологический опрос
показ видеоматериалов
общешкольные мероприятия
классные часы.
Способы реализации проекта:
1. Образовательный
2. Психологический
3. Социальный
Ожидаемые результаты
Уменьшение факторов риска употребления ПАВ.
Укрепление психического и духовного здоровья учащихся.
Вовлечение обучающихся и их семей в общественно-значимую деятельность.
Повышение уровня воспитанности обучающихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростков.
Установление более прочных социальных связей с органами системы профилактики употребления ПАВ.
Способы предоставления результатов
Анкетирование
Тестирование
Опросы экспертов
Сочинения
Наблюдения
Аналитический отчет
Критерии оценки результативности программы по целевым группам
1. Целевая группа - учащиеся:
увеличение числа учащихся отрицательно относящихся к употреблению ПАВ;
снижение степени вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ (скрининг, выявление группы риска наркотизации);
динамика роста посещаемости учащимися кружков, секций и клубов по интересам;
разнообразие внеурочной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении.
Целевая группа – педагогии специалисты образовательных учреждений
повышение уровня развития педагогического коллектива;
положительная мотивация работников образовательного учреждения к антинаркотической профилактической деятельности;
сформировавшийся актив.
Целевая группа – родители
сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами поддержки семьи
поддержка родителями антинаркотической деятельности образовательного учреждения
Ресурсное обеспечение:
Аудитория, актовый зал, спортивный зал.
Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Доступ к Интернет ресурсам
Список используемой литературы:
Александров А.А. Курение и его профилактика в школе. Методическое пособие для учителей и родителей. Москва, МЕДИА СФЕРА, 1996 г.
Александрова В. Беседа с подростками «Берегите здоровье!»// Воспитание школьников.-1993.-№5.-с.52
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н /Д «Феникс», 2005. – с.288
Кулиниц Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. –с. 272
Ляпина Е.Ю. Профилактика социального поведения школьников: система работы образовательных учреждений - Волгоград: Учитель, 2007. – с.231