kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект Профилактика употребления ПАВ обучающимися 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема

В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата. Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Потребление ПАВ имеет  негативные социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Употребление ПАВ подростками приводит к ослаблению их физического, умственного и психического потенциала.  

Большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя социум, а конкретно школа, которая призвана обучать и воспитывать, подготовить ребёнка к взрослой, самостоятельной жизни.

Актуальность

В  последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ приняло характер эпидемии.

По данным Всемирной организации здравоохранения общее количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных ПАВ, за исключением курящих табак, составляет более 200 млн.человек. Подростки и молодёжь в периоде от 11 до 17 лет составляет возрастную группу «риска».

Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной  профилактической программы.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект Профилактика употребления ПАВ обучающимися 8 класса »



Педагогический проект

по теме «Профилактика употребления психоактивных веществ обучающимися 8 классов в ОУ»



Проблема

В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата. Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Потребление ПАВ имеет негативные социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Употребление ПАВ подростками приводит к ослаблению их физического, умственного и психического потенциала.

Большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя социум, а конкретно школа, которая призвана обучать и воспитывать, подготовить ребёнка к взрослой, самостоятельной жизни.


Актуальность

В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ приняло характер эпидемии.

По данным Всемирной организации здравоохранения общее количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных ПАВ, за исключением курящих табак, составляет более 200 млн.человек. Подростки и молодёжь в периоде от 11 до 17 лет составляет возрастную группу «риска».

Учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической программы.


Предмет изменений. Система первичной профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися 8-х классов в школе на основе взаимодействия субъектов социально-образовательного пространства.

1. Социальные проблемы молодежи - круг проблем социально – демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обоснования.

2. Потребности – нужда в чем–либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.

4. Социальный контроль- процесс целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, с целью контроля и анализа его поведения и приведения его в соответствии с общепринятыми в данной системе нормами.

5. Коррекция-процесс влияния внешнего социума на конкретного человека с целью исправления определённых свойств личности и характера, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении человека.

6. Помощь-процесс поддержки ребёнка в достижении заявленных им целей.

7. Сопровождение- процесс, направленный на обеспечение, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

8. Досуг – синоним понятия «свободное время».

9. Самооценка – субъективное мнение человека о своих поступках, намерениях.

10. Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.



Анализ ресурсов

Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.

Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).

Классные руководители: организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).

Медико-психолого-педагогическая служба:

Школьный врач обеспечивает активную работу консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений.

Школьный психолог обеспечивает:

 организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;

 психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

 психологическую поддержку педагогического процесса.

 выделение групп риска с помощью поведения тренингов;

 организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несет ответственность:

за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

 организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;

 систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).

Органы ученического самоуправления: проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня.

Районная наркологическая служба организует:

 информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;

 лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних.

 консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.

Материально-технические ресурсы. В школе имеется оборудованный спортивный зал, стадион, медицинский кабинет, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает кабинет социального педагога, психолога.
В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. Оборудованные спортивные площадки: волейбольная, футбольная, баскетбольная, теннисный корт. Компьютерный и учебный классы, оснащенные компьютерами, современной учебной мебелью.

Методические ресурсы. К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением новых технологий, методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесберегающих технологий для педагогов и родителей.
Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

Информационные ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, осуществляется с помощью ежемесячных совместных планов мероприятий заместителя директора, социального педагога, психолога, регулярного обновления сайта школы.


Цель: Создание условий для профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ;

  • овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями:

  • повышение уровня социально-педагогической компетентности учащихся:

  • формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения:

  • снижение вероятности вовлечения учащихся в экспериментирование с ПАВ.

Задачи:

1.Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.

2. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

3.Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

4.Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива.


Целевая аудитория: обучающиеся 8-х классов

Сроки реализации проекта: ноябрь 2014-май 2015 года


Этапы реализации проекта:

Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: ноябрь– декабрь 2014 года.

Цель: изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления табачно-алкогольной продукции. Определить уровень самооценки учащихся.

Задачи:

  1. Определить степень информированности подростков по проблеме;

  2. Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению психоактивных веществ;

  3. Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

  1. Изучение материалов областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы употребления ПАВ обучающимися в целом;

  2. Анкетирование с целью изучения состояния проблемы в школе при работе с определенной группой детей.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

подростки, имеющие опыт употребления табачно-алкогольной продукции;

подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению табачно-алкогольной продукции;

подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению табачно-алкогольной продукции.

План проведения диагностики на первом этапе в 2014 году.

№ пп

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Анкетирование обучающихся по выявлению отношения к употреблению ПАВ

27.11.14

зам. директора

социальный педагог

психолог





2

Анкета «Представление о здоровом образе жизни»

04.12.2014

социальный педагог

3

«Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки»

11.12.2014

социальный педагог

4

Опросник «Одиноки ли вы?»

18.12.2014

зам. директора

социальный педагог

5

Изучение жилищных условий ближайшего окружения ребёнка, склонного к употреблению ПАВ

Ноябрь-декабрь

Социальный педагог

Классный руководитель


Второй этап: организационно – практический.
Время проведения: январь 2015 года - март 2015 года

Цель: реализация профилактической программы «Здоровье» в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Способствовать формированию понимания у обучающихся сущности здоровья и здорового образа жизни.

  2. Способствовать развитию потребности к здоровому образу жизни.

  3. Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.


Методы:

  1. Информационный;

  2. Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных ситуаций);

  3. Конструктивно – позитивный метод (организация тренингов, направление на повышение психологической устойчивости)


Значение этапа:

  1. Развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

  2. Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

  3. Повышение уровня психосоциальной адаптации детей;

  4. Выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.


Мероприятия:

1.Оформление стендов по теме « Родителям и педагогам; всё о наркотиках», « Родители! Будьте рядом», « Здоровый образ жизни- залог здоровья».

2. Классные часы: «Зависимость здоровья человека от окружающей среды», «Витамины – наши друзья», «Вредные привычки и здоровье человека», «От А до Я в стране спорта».

3. Утренняя зарядка перед первым уроком.

4. Конкурс плакатов «Мы выбираем здоровье».

5. Круглый стол «Разговор начистоту».

6. Акция: «День отказа от курения».

7. Встреча со специалистами правоохранительных органов для пропаганды здорового образа жизни, предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

8. Ролевые игры: « Суд над алкоголем», « Губительная сигарета».

9. Родительские собрания: «Здоровье ребенка в руках взрослых».

«Режим труда и учебы». «Здоровая семья, нравственные аспекты».

10. Просмотр документальных фильмов «Исход», Подари мне надежду».

11. Проведение Дней Здоровья, организация спортивно-массовой

деятельности во внеурочное время.


Третий этап: заключительный.
Время проведения: апрель - май 2015 года.

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики употребления психоактивных веществ.

Задачи:

  1. Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.

  2. Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы.

  3. Определить дальнейшее направление работы по предупреждению детского алкоголизма.


Методы:

  1. Анализ отчетной документации.

  2. Опрос, беседа.

  3. Анкетирование.


Значение этапа:

  1. Позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы.

  2. Сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики.

  3. На основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы.

План работы заключительного этапа.

№ пп

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Тест «самооценка стрессоустойчивости личности»

15.04.2015

психолог

2

Анкетирование обучающихся по выявлению отношения к употреблению ПАВ

23.04.2015

зам. директора

социальный педагог

3

Анкета по отношению к табакокурению

13.05.2014

социальный педагог

4

Сравнение результатов диагностик курящих учащихся и употребляющих алкоголь на первом этапе реализации программы и на заключительном.

23.05.2014

зам. директора

социальный педагог


Основные направления:

1. Работа с педагогическими работниками:

    • проведение обучающих семинаров по программе;

    • информирование по проблемам ПАВ и профилактике употребления ПАВ;

    • индивидуальная работа, консультирование.


2. Работа с учащимися:

    • тренинги по профилактике употребления психоактивных веществ;

    • проведение внеурочных мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ (тренинги, классные часы, диспуты и дискуссии, игровые занятия, деловые и ролевые игры и т.д.)

    • спортивные соревнования, Дни здоровья, выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни;

    • тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);

    • организация и проведение индивидуальной работы.

3. Работа с родителями:

  • участие в проведении и организации родительских собраний школы;

  • информационно-консультативная работа;

  • привлечение к участию в тренинговых занятиях.

4. Совместная работа с ОДН и центром «Семья»:

    • ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;

    • организация занятий для подростков по профилактике употребления ПАВ.


Механизмы и основные мероприятия по реализации программы:

  • лекции

  • беседы

  • тренинги

  • ролевые и деловые игры

  • дискуссии

  • конкурсы творческих работ

  • социологический опрос

  • показ видеоматериалов

  • общешкольные мероприятия

  • классные часы.


Способы реализации проекта:

1. Образовательный

2. Психологический

3. Социальный

Ожидаемые результаты

  1. Уменьшение факторов риска употребления ПАВ.

  2. Укрепление психического и духовного здоровья учащихся.

  3. Вовлечение обучающихся и их семей в общественно-значимую деятельность.

  4. Повышение уровня воспитанности обучающихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростков.

  5. Установление более прочных социальных связей с органами системы профилактики употребления ПАВ.


Способы предоставления результатов

  1. Анкетирование

  2. Тестирование

  3. Опросы экспертов

  4. Сочинения

  5. Наблюдения

  6. Аналитический отчет


Критерии оценки результативности программы по целевым группам

1. Целевая группа - учащиеся:

    • увеличение числа учащихся отрицательно относящихся к употреблению ПАВ;

    • снижение степени вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ (скрининг, выявление группы риска наркотизации);

    • динамика роста посещаемости учащимися кружков, секций и клубов по интересам;

    • разнообразие внеурочной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении.

  1. Целевая группа – педагоги и специалисты образовательных учреждений

  • повышение уровня развития педагогического коллектива;

  • положительная мотивация работников образовательного учреждения к антинаркотической профилактической деятельности;

  • сформировавшийся актив.

  1. Целевая группа – родители

  • сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами поддержки семьи

  • поддержка родителями антинаркотической деятельности образовательного учреждения


Ресурсное обеспечение:

  1. Аудитория, актовый зал, спортивный зал.

  2. Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

  3. Доступ к Интернет ресурсам


Список используемой литературы:

  1. Александров А.А. Курение и его профилактика в школе. Методическое пособие для учителей и родителей. Москва, МЕДИА СФЕРА, 1996 г.

  2. Александрова В. Беседа с подростками «Берегите здоровье!»// Воспитание школьников.-1993.-№5.-с.52

  3. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н /Д «Феникс», 2005. – с.288

  4. Кулиниц Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. –с. 272

  5. Ляпина Е.Ю. Профилактика социального поведения школьников: система работы образовательных учреждений - Волгоград: Учитель, 2007. – с.231



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Педагогический проект Профилактика употребления ПАВ обучающимися 8 класса

Автор: Ращупкина Елена Николаевна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Проект "Школа за здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(39) "proiekt-shkola-za-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "168126"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423192302"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства