Программа профилактики употребления ПАВ. Твори добро
Программа профилактики употребления ПАВ. Твори добро
Многочисленные беседы с учащимися, наблюдения за участием детей в различных мероприятиях, направленных на профилактику употребления ПАВ, анкетирования, а также беседы, натолкнули на мысль, что подростки расценивают проводимые нами, взрослыми, мероприятия, как очередную попытку навязать им своё мнение, «прочитать им мораль».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики употребления ПАВ. Твори добро»
Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Не существует панацеи от наркотиков, так как наркомания, как и всякая зависимость, имеет множество причин. Но к профилактике наркотической зависимости совершенно определенно относится право на естественное развитие в детские годы. Потребляя наркотики, ребенок по-своему пытается пережить задним числом то, что не пережил в детстве: доверие к жизни, ко времени, к окружающим людям, пережить тепло отношений и радость жизни. По сути, он уходит от проблем в основном социально-психологического характера.
Многочисленные беседы с учащимися, наблюдения за участием детей в различных мероприятиях, направленных на профилактику употребления ПАВ, анкетирования, а также беседы, натолкнули на мысль, что подростки расценивают проводимые нами, взрослыми, мероприятия, как очередную попытку навязать им своё мнение, «прочитать им мораль».
Поэтому субъектами профилактической работы, рассматриваемой программы, являются школьники- волонтеры. Основными чертами настоящих и будущих волонтеров Школьного Творческого Агентства Борьбы с вредными привычками (ШТАБА ВП) являются социальная активность, ориентация на гуманистические отношения между людьми.
Особенность данной программы состоит в том, что участниками волонтёрского движения становятся ученики пятых классов. Таким образом, программа помогает пятиклассникам преодолеть период адаптации -переход из начальной школы в среднюю. Ребята получают возможность раскрыться, почувствовать уверенность в своих силах. Практика показывает, что самыми активными и результативными становятся те учащиеся, у которых имеются определённые проблемы : социально-эмоциональные, поведенческие , режимные трудности , нарушение речи.
В основу данной рабочей программы легли:
Программа «Остров дружбы» Е.В.Меттус, Е.В.Гончаровой,
Программа «Адаптация» Е.В.Меттус,А.В.Литвиной,
Программа «Здоровье. Здоровый образ жизни» Н.В. Снегирёвой, Е.Д.Буриной ,
Программа «Я выбираю здоровье» В.А.Барабохиной , А.Н.Гавриловой.
Цели:
Первичная профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков;
Развитие ученического добровольческого движения по профилактике употребления ПАВ;
Адаптация детей социального риска в социуме.
Задачи подготовительного этапа:
Привлечение социально – активных подростков к работе ШТАБа ВП.
Отбор среди желающих тех, кто по своим психологическим и личностным характеристикам подходят для работы в ШТАБе ВП
Обучение волонтеров.
Задачи практического этапа:
Совершенствование работы ШТАБа ВП;
Расширение методов и приемов профилактической работы:
использование игровых элементов;
обновление экспонатов музея;
разработка тренинговых занятий в рамках Музея вредных привычек;
выступления агитбригады в рамках заявленных дней борьбы с
вредными привычками;
Создание условий, позволяющих молодым людям вести своими силами пропаганду, направленную на снижение уровня употребления ПАВ;
Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.
Задачи аналитического этапа:
Анализ работы волонтерских групп: выявление основных проблем, определение наиболее интересных форм профилактической работы.
Создание методической базы учебного заведения по профилактике употребления ПАВ.
Выпуск методических рекомендаций.
Эффективность и результативность программы можно выразить в следующих умениях учащихся , которые они приобретают в результате реализации данной программы:
- формирование ответственности за свое поведение;
- формирование умения четко формулировать аргумент против вредных привычек;
- формирование умения противостоять давлению сверстников;
-формирование негативного отношения к наркотикам и их употреблению;
- умение принимать решение;
- критически оценивать информацию;
- сопротивляться групповому давлению;
- конструктивно решать конфликтные ситуации;
- регулировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях.
Тематическое планирование
№ занятия
Тема
Кол-во часов на
Теорет.
виды занятий
Практич.
виды занятий
1
Вводное занятие .
1
2
И в этом классе я учусь… Принятие правил работы.
1
3
Межличностные отношения.
1
4
Разные модели социального поведения.
1
5
Выбор стратегии поведения в ситуациях межличностного общения.
1
6
«Я и Другой»
1
7
«Я и Общество»
1
8
Осознание целей жизни
1
9
Поиск внутренних ресурсов.
1
10
Тренинг личностного роста.
1
11
Конфликты и их разрешение.
1
12
Создание позитивных дружеских отношений.
1
1
13
Беру ответственность на себя.
1
14
Наш классный договор.
1
15
Что такое здоровье
1
16
Отношение к здоровью как к ценности .
1
17
Здоровый образ жизни
1
1
18
Спорт и здоровье
1
19
Красен человек статью
1
20
Утомление и переутомление
1
21
Дыхание и здоровье
1
22
Влияние курения на организм человека
1
1
23
Влияние алкоголя на организм человека
1
1
24
Влияние наркотиков на организм человека
1
1
25
Влияние токсических вещества организм человека
1
1
26
Навыки оказания первой мед.помощи
1
1
27
Профилактика травматизма
1
28
Поведение в экстремальных ситуациях
1
1
29
Питание и здоровье
1
30
Телевизор и компьютер .Друг или враг?
1
1
31
Правила дорожного движения
1
32
Игры на свежем воздухе
1
33
Здоровье и экология
1
34
Итоговое занятие.
1
Описание программы:
ШТАБ ВП состоит из 4 отделов:
Социологический отдел,
Музей вредных привычек,
Агитбригада,
Отдел рекламы и связи с общественностью.
Соответственно целям и задачам проекта работа в Штабе ВП включает в себя следующие компоненты:
Социологический отдел
Подготовка и проведение социологических опросов среди учащихся, педагогов, родителей по темам профилактики ;
Сбор статистических данных из средств массовой информации, Интернета;
Обобщение и анализ полученных данных;
Изучение способов и методов сбора и обработки информации.
Музей вредных привычек
Информационный - включает в себя доступную соответственно возрасту информацию о видах ПАВ, об их действиях и последствиях употребления, причинах и формах заболеваний, связь с ними;
Игровой - включает в себя деловые и ролевые игры, направленные на самопознание; выработку личностных ориентаций и установок на ЗОЖ; более эффективного осознания предложенной информации в музее;
Социально - психологический - позволяет осознать собственные ресурсы, которыми располагает подросток, научиться ими пользоваться и развивать их. К таким ресурсам относятся: способность и возможность осуществлять когнитивную оценку проблемной социальной ситуации, сформированность системы ценностей и позитивной Я-концепции, способность самостоятельно контролировать свой выбор, целый ряд коммуникативных навыков: умение сопереживать, общаться, понимать окружающих и прогнозировать их поведение, повышение социальной компетентности.
Музей не требует стационарного помещения, является передвижным. Он может быть развернут в школьном классе, в актовом зале, на открытой площадке в летнем лагере и т.п.
Содержание каждого « зала» универсально в том смысле, что может быть предложено и младшим школьникам, и подросткам, и старшеклассникам. На материале одной и той же экспозиции проводятся экскурсии для детей разных возрастов и уровня развития. Стенды, экспонаты при этом трансформируются (например, происходит замена фотографий, текстов, упрощаются статистические данные и т.п.), а содержание экскурсий адаптируется под критерий доступности.
Агитбригада
Главная задачи отдела:
Привлечение к проблемам учащихся.
Создание условий для воспитания у детей гражданской активности.
Создание условий для развития у детей стремления к здоровому образу жизни.
Отдел рекламы и связи с общественности
Позволяет подросткам, имеющих лидерские наклонности реализовать их в конкретном деле. Задачей этого отдела является формирование общественного мнения, направленного на поддержание молодёжных инициатив по профилактике вредных привычек.
Цели программы будут достигаться последовательным разрешением определенных задач:
1. Популяризация идеи добровольчества и инициирование добровольческого движения среди целевой группы; определение мотивации добровольца, его интереса к той работе, которую он стремится осуществить.
1.1. Проведение рекламных акций с целью подбора кандидатов для участия в волонтерской работе предполагает:
выпуск стенгазет, оформление тематических стендов, плакатов;.
1.2. Отбор желающих участвовать в волонтерской деятельности по первичной профилактике:
1.3. Обучение волонтеров:
проведение занятий, профилактических тренингов, встреч, бесед с социальным педагогом,
знакомство волонтеров с новыми формами и методами работы по первичной профилактике ПАВ (на базе Музея вредных привычек);
ведение групповых занятий со сверстниками;
2. Совершенствование работы Музея вредных привычек:
наполнением новым содержанием залов и открытие новых экспозиций Музея вредных привычек (СПИД, сквернословие);
освоение новых форм и методов профилактической работы с детьми и подростками.
2.1. Методическая работа:
использование материалов Музея для написания рефератов
2..2. Создание добровольческого ученического объединения на базе работы в ШТАБе ВП
проведение конкурсов на лучший рисунок, плакат «Мы - против!»
разработка и воплощение в жизнь социально-значимых молодёжных проектов;
поддержка участниками проекта ЗОЖ.
3. Обобщение, распространение опыта употребления ПАВ:
создание методической базы МКОУ «Болоховская ООШ №2» по профилактике употребления ПАВ.
Ожидаемые результаты:
Развитие личностных ресурсов, социальной компетентности молодых людей.
Возникновение нового добровольческого объединения молодежи, направленного на профилактику зависимого поведения;
Сбор и систематизация опыта профилактической и адаптационной работы с учащимися.
Привлечение широких слоёв молодежи и взрослых к работе по профилактике ПАВ и адаптации детей в школе.
Оценка результатов
Критерии эффективности реализации программы:
Популярность деятельности волонтерских групп по первичной профилактике
Увеличение числа волонтеров, желающих заниматься профилактической работой.
Данные исследовательской работы волонтеров (анкетирование, отзывы, наблюдения и т.д.)
Механизм оценки результатов:
На входе и выходе работы с волонтерами, с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений .
Ожидаемый конечный результат
Показателями эффективности этой программы в школе будет:
отсутствие случаев употребления и злоупотребления наркотиков и других психоактивных веществ учащимися школы;
сформированные позитивные установки и ценности здорового образа жизни (увеличение количества спортивных секций и участников в них);
снижение уровня подростковой преступности;
увеличение числа лиц, отказавшихся от вредных привычек.
Дальнейшее развитие программы:
Создание Музея волонтерской службы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Лекционный материал по всем темам,
Разработанные презентации.
Красочный демонстрационный материал.
Наглядные пособия;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия,рекомендации/авт.-сост.Е.В.Меттус.-Волгоград:Учитель,2007.-122с.
Маленкова Л.И. Классный руководителль6практические материалы. Учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России ,2005.-272с.