Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативными документами:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»- (с изменениями на 3 июля 2016 года, редакция, действующая с 1 сентября 2016 года).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»).
- Основная образовательная программа начального общего образования.
Полная реализация курса рассчитана на 34 часа в рамках внеурочной деятельности (на 1 час в неделю). Программа адаптирована на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского.-2-е изд,- М. :Просвещение, 2011.
Цель занятий — выявление и развитие задатков и способностей лидера и других способностей, помогающих достичь успеха в общественной деятельности в работе органов ученического самоуправления.
Задачи: обучить коммуникативным умениям, правилам проведения социологических опросов; познакомить с опытом работы известных общественных деятелей; научить пользоваться специальной литературой и компьютерными программами при обработке результатов опросов и анкетирования; воспитать интерес к интеллектуальной деятельности.
В основе курса лежит идея А. С. Прутченкова о механизмах развития общественно-полезной деятельности школьников. Результаты занятий могут быть подведены в период выборов в органы ученического самоуправления.
Оборудование для обучающихся по курсу: компьютер с выходом в Интернет; множительная техника; телефон; телевизор; фотоаппарат.
Результатом освоения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Понятие об основных этапах развития демократического движения в России. Особенности терминологии. Основные источники информации. Роль СМИ в развитии открытого общества. Школьные СМИ.
Понятие о содержании Устава школы и Устава «Школьной республики». Разработка модели организационной структуры органов школьного самоуправления. Защита проекта модели.
Понятие о функциях органов муниципального самоуправления. Место и роль органов школьного самоуправления в системе муниципального самоуправления.
Закон о выборах. Мониторинг интереса населения, особенности проведения социологического опроса. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты местного самоуправления. Проведение выборов в органы самоуправления «Школьной республики».
Понятие об основных социальных партнёрах. Использование индивидуальных компьютерных технологий для расширения и развития деятельности «Школьной республики».
№ п/п | Наименование раздела и тем занятий | Количество часов | Личностные результаты | Метапредметные результаты |
Всего | Теория | Практика |
1. | Демократическое движение в России | 3 | 1 | 2 | | |
1.1. | Понятие об основных этапах развития демократического движения в России. | | 1 | | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Слушать и понимать речь других. Учиться работать по предложенному учителем плану.
|
1.2. | Особенности терминологии. Основные источники информации. | | | 1 | В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
1.3. | Роль СМИ в развитии открытого общества. Школьные СМИ. | | | 1 | В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии |
2. | Сущность и механизмы самоуправления | 3 | 1 | 2 | | |
2.1. | Понятие о сущности и механизмах развития деятельности органов местного самоуправления. | | 1 | | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
2.2. | История развития различных самодеятельных добровольных объединений граждан по интересам в России | | | 1 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
|
2.3. | Работа с нормативными документами о самоуправлении; обработка анкет соцопроса. | | | 1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Проводить социологические опросы. Обрабатывать данные, полученные при опросах. Уметь пользоваться специальной литературой при анкетировании. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
3. | Устав «Школьной республики» | 3 | 1 | 2 | | |
3.1. | Понятие о содержании Устава школы и Устава «Школьной республики» | | 1 | | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
3.2. | Разработка модели организационной структуры органов школьного самоуправления. Защита проекта модели. | | | 1 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Разрабатывать модели организационной структуры органов школьного самоуправления. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
3.3. | Деловая игра по теме «Наш устав». | | | 1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии |
4. | Система муниципального самоуправления | 5 | 1 | 4 | | |
4.1. | Понятие о функциях органов муниципального самоуправления. | | 1 | | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
4.2.-4.3. | Место и роль органов школьного самоуправления в системе муниципального самоуправления. | | | 2 | В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Проводить социологические опросы. Обрабатывать данные, полученные при опросах. Уметь пользоваться специальной литературой при анкетировании. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
4.4.-4.5. | Подготовка презентации школьного самоуправления в системе муниципального самоуправления. | | | 2 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
5. | Выборы в органы самоуправления | 5 | 1 | 4 | | |
5.1. | Закон о выборах. | | 1 | | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми). Учиться работать по предложенному учителем плану. |
5.2. | Мониторинг интереса населения, особенности проведения социологического опроса | | | 1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Проводить социологические опросы. Обрабатывать данные, полученные при опросах. Уметь пользоваться специальной литературой при анкетировании. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
5.3. | Порядок выдвижения кандидатов в депутаты местного самоуправления. | | | 1 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Проводить социологические опросы. Обрабатывать данные, полученные при опросах. Разрабатывать свою предвыборную программу. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии |
5.4. | Мастер-класс «Моя предвыборная программа». | | | 1 | В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Разрабатывать свою предвыборную программу. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии |
5.5. | Проведение выборов в органы самоуправления «Школьной республики». | | | 1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Учиться работать по предложенному учителем плану. |
6. | Самообразование актива органов местного самоуправления | 5 | 1 | 4 | | |
6.1. | Что такое актив органов самоуправления? | | 1 | | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Учиться работать по предложенному учителем плану.
|
6.2. | Содержание обучения и самообразования актива органов самоуправления «Школьной республики». | | | 1 | В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться работать по предложенному учителем плану.
|
6.3. | Методы и формы организации обучения и самообразования актива органов самоуправления «Школьной республики». | | | 1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
6.4.-6.5. | Подготовка фестиваля «Наша школьная республика». | | | 2 | В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми). Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии |
7. | Социальные партнёры | 5 | 1 | 4 | | |
7.1. | Понятие об основных социальных партнёрах. | | 1 | | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
|
7.2. | Использование индивидуальных компьютерных технологий для расширения и развития деятельности «Школьной республики». | | | 1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе. Учиться работать по предложенному учителем плану.
|
7.3.-7.4. | Подготовка социальных проектов. | | | 2 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Проводить социологические опросы. Обрабатывать данные, полученные при опросах. Уметь пользоваться специальной литературой при анкетировании. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
7.5. | Защита социальных проектов. | | | 1 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии |
8. | Результаты деятельности органов самоуправления | 5 | 1 | 4 | | |
8.1.-8.2. | Подготовка презентации результатов деятельности органов самоуправления «Школьной республики» (работа с текстом и таблицами в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point) | | | 2 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
8.3.-8.4. | Подготовка презентации результатов деятельности органов самоуправления «Школьной республики» (работа с фотоматериалом в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point) | | | 2 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
8.5. | Подведение итогов | | 1 | | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. |
| | 34 | 8 | 26 | | |