Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением
экономики, английского языка, математики, информатики»
«Экономическая школа»
614022, г. Пермь, ул. Карпинского 87а, тел./факс: (342) 223-00-68
П р о г р а м м а
воспитательной работы
«Будущее в настоящем»
7 класс
Тема: «Семь «Я»
Классный руководитель:
Снигирёва Алевтина Юрьевна
г. Пермь
Содержание
Паспорт воспитательной системы………………………………………… 2 - 4
Характеристика класса………………………………….………………… 4 - 5
Проблемно - ориентированный анализ воспитательной системы класса 6 - 8
Концепция…………………………………………………………………. 8 - 11
Формирование видения образа своего класса……………………………… 9
Ресурсы……………………………………………………………………… 11
Основные направления и содержание воспитательной работы……….. 11-12
План реализации программы развития………………………………….. 12 - 16
Литература………………………………………………………………… 17
Паспорт программы развития
Заказчики программы: родители класса
Основные исполнители программы: классный руководитель, учителя-предметники, работающие в классе, родители.
Цель программы: создать условия для развития здорового, жизнелюбивого человека, обогащенного знаниями, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной» среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, способного к самоопределению и самореализации через включение в многообразные виды творческой деятельности.
Основные задачи:
воспитание гуманистической личности;
овладение школьниками культурами национальной, российской,
общечеловеческой;
формирование и воспитание навыков толерантного поведения и сознания;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
формирование учебной мотивации;
совершенствование классного коллектива, способного к совместной творческой деятельности;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
проведение работы по профориентации и самоопределению будущих выпускников;
создание системы работы с родителями
5. Ожидаемые конечные результаты:
Воспитание выпускника школы с показателями:
подготовленность к познавательной деятельности («человек обучающийся»);
подготовленность к реализации сферы досуга («человек отдыхающий»);
сознательное отношение к своему здоровью («человек здоровый»);
творческое отношение к общественной жизни («человек общественный»).
Высокий уровень развития и активной реализации в органическом единстве следующих компонентов:
знаний истории культур народов Пермского края, России;
качеств личности – гуманизма, достоинства, дружбы, толерантности
культуры общения – взаимопонимания, сотрудничества, коммуникабельности, взаимопомощи, миролюбия.
6. Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
Рабочая группа: Снигирева Алевтина Юрьевна - классный руководитель,
Герасименко А.И., Пищальникова Л.В. - члены совета класса.
Отчет о ходе реализации Программы и выполнении действий осуществляется 1 раз в год.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет совет класса и классный руководитель
Характеристика класса
На начало учебного года в 7 классе 20 учащихся:
11-девочки, 9- мальчики.
Материальные и жилищно-бытовые условия у ребят хорошие. Социально - психологические условия в семьях не вызывают тревог. В классе нет детей, проживающих в семьях социальной группы риска.
Физическое здоровье ребят класса:
дети со сниженным зрением – 5;
нарушение осанки -3 ;
С классом работают 15 учителей - предметников.
Из них имеют:
высшую кв. категорию - 5;
1 кв. категорию-4;
2 кв. категорию-6;
Я, как классный руководитель, приняла класс в 2009 учебном году.
Уровень развития познавательных интересов в классе высокий. В классе нет обучающихся на «2» (по итогам года), В классе 10 хорошистов, 1 отличник Они принимают активное участие в школьных и районных мероприятиях по различным предметам, имеют призовые места.
Учащихся, совершивших в минувшем году преступления и состоящих где-либо на учёте, нет.
В классе сложились свои традиции:
Обязательное празднование дней рождения.
Осеннее-весенние походы.
Работа клуба «Мой край»
Посещение театров.
Классно-семейный выезды
Ведение сайта класса
Определены законы жизни классного коллектив «Семь-я»:
«Я-дело»
Взялся за дело-доводи его до конца.
Ни одного дня без доброго дела.
«Я-зеркало»
Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Что посеешь, то и пожнешь.
«Я-друг»
Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.
В дружбе - сила!
4. «Я-энциклопедия»
Стремись объять необъятное.
Знание лучше всякого богатства.
«Я-чемпион»
Здоровому все здорово.
Твои способности в твоей власти.
«Я-звезда»
Твори, выдумывай, пробуй.
«Я-гражданин»
Настоящий человек и сын Отечества одно и то же.
Проблемно - ориентированный анализ состояния воспитательной системы класса
( анализ условий, изменений)
Главное внимание в течение прошлого учебного года уделялось решению следующих основных задач:
организация видов деятельности, способствующих сплочению классного коллектива;
организация интеллектуально - познавательной деятельности учащихся;
создание благоприятных условий для развития индивидуальных и творческих способностей детей;
мотивация здорового образа жизни;
развитие гражданско-патриотических и нравственных качеств;
обеспечение контроля за учебной деятельностью.
Доминирующий вид деятельности, способствующий формированию индивидуальности класса, - учебно-познавательный, спортивный.
В целом, воспитательная работа в классе была многоплановой. Ребята класса принимали активное участие в школьных и районных мероприятиях, спортивных соревнованиях. Есть призёры школьного, районного и краевого и российского уровней.
Классным руководителем был составлен план организации других мероприятий различного характера: работа клуба «Мой край, совместные с родителями поездки и походы, работы по оформлению классного кабинета, интеллектуальные марафоны, игры, конкурсы. Практика показала, что большинство учащиеся всегда хотят принимать участие в таких мероприятиях, заинтересованы в своём досуге. Интересы ребят определяются и вне жизни класса, почти все учащиеся занимаются в различных кружках и секциях. В целом, в данном классе сложилась атмосфера дружбы и взаимопонимания. В классе нет отдельных группировок, существует единый круг общения. Дети комфортно чувствуют себя в своём коллективе, всегда готовы помочь друг другу. Не наблюдалось в течение года конфликтных ситуаций учащихся и педагогов, за исключением 2 учеников.
В классе не замечено ни одного случая проявления жестокости, отклонений от норм правового поведения, пристрастия к спиртным напиткам, наркотикам, были случаи курения среди мальчиков и девочек, по данной проблеме была проведена серьезная работа с учениками и родителями.
Большая работа в прошлом году проводилась также по объединению родителей в коллектив единомышленников. С родителями учащихся сложились добрые отношения сотрудничества. Родительский классный актив оказывал помощь в сплочении родительской общественности, в формировании активной позиции и усилении влияния родителей на процесс воспитания.
Анализ развития коллектива класса
Показатели развитости классного коллектива | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Выводы |
Мобильность при выполнении коллективных дел, стремление к решению творческих задач и активное участие каждого в их решении | п | п | п | п | П |
Товарищеские взаимоотношения, внимание друг к другу | п | п | я | Я | Я |
Мажорное мироощущение | п | п | п | п | П |
Отрицательное отношение к нарушениям норм, принятых в коллективе | п | п | п | п | П |
Ответственность за коллективное дело | п | п | п | п | п |
самостоятельное выдвижение общественно значимых целей и достижение их на основе самоуправления коллектива | С | с | п | п | п |
Трудовые навыки коллектива | п | п | п | я | п |
Условные обозначения:
Я – ярко проявляется, П – проявляется, С – слабо проявляется, Н – не проявляется
Выводы:
1. Товарищеские взаимоотношения – готовность помочь более слабому, уважение достоинства одноклассников, отсутствие третируемых изгоев, способность приходить к взаимопониманию без ссор и обид - стали ярче проявляться к концу учебного года.
2. Мажорное мироощущение, т.е. желание учащихся всегда быть вместе, удовольствие от общения друг с другом; жизнерадостность , бодрость, собранность, отсутствие нытья, жалоб, ябедничанья; чувство юмора, преобладало всегда.
3. У каждого члена коллектива появилось чувство защищенности, уверенности в себе и своих товарищах, т.е. появилась способность остановить нарушителя.
4. Каждый считает общее дело своим личным и несет за него ответственность. Чувство ответственности проявляется в умении детей помнить о порученном деле, знать, кто, когда, где его организует, волноваться за его исход, радоваться успеху и считать себя причастным к нему, а также в оказании помощи по собственной инициативе.
5. Учащиеся самостоятельно могут выдвигать общественно значимые цели и стремятся достичь их. Это свидетельствует о высокой стадии развития коллектива, становлении активной гражданской позиции детей, их стремлении принести пользу. Забота о других, деятельное добро становятся нормой жизни коллектива.
6. Трудовые навыки коллектива стали проявляться в умении работать в классе, школе и за ее пределами.
Концепция
Педагогические теории
педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)
концепция поликультурного образования (Малькова З.М., Макаев В.В., Супрунова Л.Л.)
педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)
педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)
гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)
личностно-ориентированная педагогика (Якиманская Н.А.)
игровые технологии.
Основополагающие образовательные принципы
Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик- родитель».
Демократизм, уважение ученика.
Индивидуальный подход.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе.
Принцип целостности и системности.
Многовариативность и альтернативность.
Воспитание классного коллектива опирается на общечеловеческие нравственные ценности.
Земля – общий дом людей. Земля людей и живой природы.
Отечество – Родина человека, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.
Семья – человеческая общность ребенка, среда его развития.
Труд – основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из животного мира.
Знание – результат творческого труда, средство развития личности.
Культура – духовное и материальное богатство, накопленное в процессе развития человечества.
Мир – покой, согласие между людьми, народами, государствами, условие существования Земли и человечества.
Человек – ценность, цель, объект, результат воспитательной работы.
Формирование видения образа своего класса
(по результатам опроса учащихся)
1. Как жить будем?
- дружно, весело, интересно, увлеченно.
2. К чему стоит стремиться?
- хорошо учиться, выбрать профессию по душе, принимать участие во всех делах
3. Какими хотите быть?
- здоровыми, умными, творческими, трудолюбивыми, жизнерадостными, разносторонне развитыми, активными.
4. Какой деятельностью будем заниматься?
- соревнования, походы, экскурсии, вечера, встречи, конкуры, игры
5. Кто будет нашими партнерами?
- родители, учителя, учащиеся других классов
Принципы организации деятельности в классном коллективе:
Движенье - это жизнь!
Помогай другому в учёбе!
Как можно меньше троек в дневнике!
Ничего без интереса, ничего формально!
Все дела - вместе и творчески!
Основные идеи:
Ценности:
здоровье
знания
общение
коллектив
творчество
самостоятельность
Воспитательные цели и задачи
создание условий для становления интеллигентной конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях; успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах, основанных на передовых технологиях;
создание условий для саморазвития учащегося как субъекта деятельности, как личности, а также удовлетворение его дополнительных образовательных потребностей;
воспитание гуманистически ориентированной личности;
овладение школьниками национальной, российской, общечеловеческой культурой;
внедрение в практику поведения школьников стандартов и культуры толерантного поведения;
воспитание стремления к самообразованию, творчеству;
воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру, ответственного отношения к жизни;
воспитание гражданской правовой культуры, воспитание любви к Родине;
воспитание нравственно-целостной личности с активной «Я-концепцией»;
подготовка учащихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде, воспитание в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культуры.
Пути решения воспитательных задач
Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)
• Стиль взаимоотношений.
• Словесные методы.
• Урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность.
• Творческая деятельность.
• Собственный пример.
• Опора на семью, семейные традиции, поддержку семьи.
Ресурсы
Устав школы;
Программа развития школы;
«Положение о совете класса»;
стенды с информацией, папки, портфолио;
медицинские работники, психолог, педагоги дополнительного образования;
программно - методическое обеспечение;
Основные направления и содержание воспитательной работы
• На уровне учебной деятельности:
- корректировка учебных программ, организация дополнительного образования, информатизация учебного процесса.
• На уровне воспитательной работы:
- формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.
• На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:
- проведение родительских собраний;
- проведение совместных дел, праздников;
- индивидуальная работа с родителями;
- проведение уроков в семьях;
• На уровне профессионального образования педагога:
- повышение квалификационного уровня;
- разработка методики составления авторских программ;
- участие в опытно-экспериментальной работе;
- создание банка интерактивных форм, методов, технологий воспитания.
Формы, методы, приемы, воспитательной работы
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:
• дискуссии, диспуты,
• ролевые, деловые, образовательные игры,
• экскурсии, походы;
• «круглые столы»,
• ток-шоу,
• брейн-ринги,
• соревнования,
• викторины,
• встречи,
• тренинги,
• аукционы знаний,
• заочные путешествия,
• интеллектуальные марафоны,
• проектные игры,
• работа клуба «Мой край»
• уроки в музее,
• акции милосердия.
План реализации воспитательной работы
Программа воспитания классного коллектива реализуется в рамках:
• программы развития школы «Открытое образовательное пространство»
• клубной работы школы
• подпрограмм: «Одаренные дети», «Семья»
Критерии и показатели оценки ожидаемого результата
1. Личностные критерии:
критерии | показатели |
Здоровый ребенок | - динамика заболеваемости - отношение к курению(%) - занятость в секциях и участие в спортивных делах - комфортность самочувствия на уроке, в классе и школе |
Умственное развитие | - снижение количества удовлетворительных оценок по предметам - проявление интереса к знаниям - расширение кругозора - повышение престижности хорошей учёбы - желание посещать дополнительные занятия по предметам, кружки, секции |
2. Процессуальные критерии:
критерии | показатели |
Достижения учащихся класса | - участие в различных мероприятиях в классе и школе - участие в олимпиадах, НПК - творческий подход к делам - конкурс «Ученик года» |
Жизнелюбие | - желание помочь другим - оптимизм - доброжелательное отношение к людям - разносторонние интересы - ответственность за свои поступки |
Механизм реализации программы развития
Компонент «Деятельность»
| Изучение | Просвещение | Включение |
1. | Опросник «Состояние здоровья и самочувствия» | Лекция-беседа «Мы - за здоровый образ жизни» | Игра-доказательство «Суд над вредными привычками» |
2. | Анкетирование «Моё отношение к ЗОЖ» | Беседы: «Подросток и алкоголь»; «Курильщик платит дважды!» | Поход «Моя тропа здоровья» |
3. | Изучение интересов и склонностей учащихся (анкета) | Лекция «Здоровье и выбор профессии» | Экскурсии на предриятия |
4. | Выявление уровня воспитанности | Час вопросов и ответов «В человеке должно быть всё прекрасно!» | Классный час «День хороших манер и хорошего настроения» |
5. | Изучение отношения к насилию | Разговор-диспут | Экскурсия «Храмы города Перми» |
6. | Изучение взаимоотношений юношей и девушек | Семинар «Ведение ЗОЖ – гарантия здоровья будущего России» | Тур. поход «За здоровьем - в лес...» |
Компонент «Среда»
| Изучение | Просвещение | Включение |
1. | Анализ состояния здоровья учащихся | Изучение санитарных норм и требований к школьной мебели | Подбивка парт и стульев в зависимости от роста |
2. | Изучение санитарного состояния кабинета, территории у школы | Классный час «Чистота - залог здоровья» | -Регулярная проверка внешнего вида; - Операция «Чистый класс и блок»; - Оформление странички стенда «Как уберечься от болезней?» |
Компонент «Отношения и взаимоотношения»
| Изучение | Просвещение | Включение |
1. | Анкетирование «Как я отношусь к людям?» | Нравственно-психологический практикум «Моя дорога к себе и другим» | Акция «Спешите делать добро!» Участие в работе школьно клуба «Добрый мир» |
2. | Опросник «Моё отношение к наркотикам» | Диспут «Белая смерть стучится в наши двери!..» | Интеллектуальная игра «Наркотики и здоровье» |
3. | Опросник «Кто я?» | Семинар-практикум «Способы тренировки памяти и внимания» | Викторина « Хочу всё знать!» |
Компонент «Субъекты»
| Изучение | Просвещение | Включение |
1. | Диспансеризация учащихся (изучение здоровья медработниками) | Лекция «Вредным привычкам скажем «нет!» (с приглашением медиков, психолога. работников МВД) | «Круглый стол» по обсуждению проблемы ЗОЖ |
2. | Опросник «Ценности человеческой жизни» | Просмотр кинофильма о ВОВ | Уроки в семейных гнездах |
3. | Изучение возрастных особенностей подростков | Беседа с врачом «Гигиена девушки и юноши» | Игра-соревнование «Сила молодецкая»; Конкурс красоты «Я ль на свете всех милее?» |
4. | Выявление взаимоотношений в семье | Встреча с интересными людьми «Советы мудрых» | Выставка фотографий «Наша история в семейном альбоме» |
Компонент « Управление»
| Изучение | Просвещение | Включение |
1. | Анкетирование учащихся «Отношение к физической культуре» | Беседа «Всем зарядка нужна!» | Проведение «подвижных перемен» (на улице) |
2. | Опрос учащимися родителей «Взаимоотношения отцы и дети» | Семинар для родителей «Суицид среди подростков» | Лыжная прогулка с родителями в выходной день |
3. | Изучение уровня развития самоуправления в коллективе | Знакомство с Уставом школы | Организация дежурства по школе, в классе, выбор актива |
17