Программа воспитания и социализации учащихся 1-4 классов "Мы растем"
Программа воспитания и социализации учащихся 1-4 классов "Мы растем"
Программа воспитания и социализации учащихся представляет интерес для учителей начальных классов, заместителей директоров по воспитательной работе. Цель данной программы заключается в создании условий для воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации учащихся 1-4 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации учащихся 1-4 классов "Мы растем" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Большетарховская общеобразовательная средняя школа”
Программа
воспитания и социализации учащихся 1-4 классов
«Мы растем»
с. Большетархово
2013 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование документа
Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения “Большетарховская общеобразовательная средняя школа” «Мы растем»
Наименование образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Большетарховская общеобразовательная средняя школа”
Контактные данные образовательного учреждения
628642, ул. Лесная, 2, с. Большетархово, Нижневартовский район, ХМАО-Югра, Тюменская обл.
Цель программы
Создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся 1-4 классов.
Задачи Программы
способствовать формированию основ культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;
способствовать воспитанию умения ориентироваться в социальной, культурной жизни общества;
способствовать развитию социального партнерства классных коллективов с субъектами в решении задач воспитания детей;
способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности;
обеспечить преемственность воспитания дошкольного, начального и среднего школьного образования;
способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
Учредители Программы
Администрация Муниципального бюджетного образовательного учреждения “Большетарховская общеобразовательная средняя школа”
Вид Программы
Комплексная
Ожидаемые результаты
1.У обучающихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества.
2.У большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума.
3. Достигнуто взаимодействие классных коллективов с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей.
4.Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний.
5.Обеспечена успешная адаптация обучающихся при переходе в начальное, среднее звено.
6.У большинства обучающихся сформировано уважительное отношение к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
Сроки реализации
4 года
Источники финансирования Программы
Бюджет образовательного учреждения.
Законодательная база для разработки Программы
Конституция Российской Федерации
Конвенция о правах ребёнка
Семейный кодекс РФ
Федеральный государственный стандарт общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24с.- (Стандарты второго поколения)
Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .
Законы ХМАО: «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе», «О дополнительных гарантиях по социально-экономической поддержке учащихся, студенческой молодежи».
Постановления, Распоряжения Губернатора, Правительства ХМАО: «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни, развитию и воспитанию детей», «О спортивно-оздоровительной программе для детей ХМАО «Губернаторские состязания», «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве ХМАО», «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.
Окружная программа «Дети Югры»
Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Устав школы
Программа развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения “Большетарховская общеобразовательная средняя школа”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном государственном стандарте общего образования (далее — Стандарт) развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Воспитание и социализация, согласно Стандарту, Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы развития и воспитания учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Воспитание детей в образовательном учреждении должно быть основано
на приоритете права и свободы человека, гражданского мира и согласия, почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождения, сохранения и неуклонного развития духовных, культурных и интернациональных традиций;
на стремлении обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.
Воспитание - это педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Согласно Распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года» приоритетными направлениями в области воспитания были определены:
-духовно - нравственное воспитание обучающихся;
-гражданско-патриотическое воспитание;
-воспитание здорового образа жизни обучающихся;
-правовое воспитание
через:
-расширение государственно-общественного управления образованием, деятельность органов ученического самоуправления;
-работу с родителями и социальными партнерами;
-интеграцию дополнительного и общего образования;
-повышение роли классного руководителя в организации воспитательного процесса;
-внедрение новых педагогических технологий в воспитательный процесс;
-участие в конкурсах, в целях обеспечения функционирования образовательного учреждения в режиме развития.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся 1-4 классов
Задачи:
способствовать формированию основ культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;
способствовать воспитанию умения ориентироваться в социальной, культурной жизни общества;
способствовать развитию социального партнерства классных коллективов с субъектами в решении задач воспитания детей;
способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности;
обеспечить преемственность воспитания дошкольного, начального и среднего школьного образования;
способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
Принципы реализации
Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:
Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.
Принцип гуманистической направленности воспитания - отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого-педагогической помощи детям.
Принцип природосообразности воспитания - научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.
Принцип воспитания в коллективе - воспитание, осуществляемое в детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни
Принцип преемственности в воспитании - непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций.
Ожидаемые результаты:
У обучающихся сформированы:
основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;
умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;
обеспечена успешная адаптация обучающихся при переходе в начальное, среднее звено;
у большинства обучающихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям;
достигнуто взаимодействие классных коллективов с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;
достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа «Мы растем» (далее Программа) нацелена на комплексное решение вопросов по организации воспитательной работы у обучающихся 1-4 классов.
Программа рассчитана на четыре года. Задачи, которые необходимо решать в ходе ее реализации включают различные направления деятельности и соответствующие мероприятия. Реализация данной Программы позволяет сформировать основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества. Исходя из принципов программы, комплекс мероприятий дифференцирован с учетом личностного подхода.
2.1. В рамках реализации Программы используются следующие формы работы:
беседы;
тематические классные часы;
круглые столы;
экскурсии;
индивидуальные консультации для детей и родителей (законных представителей);
групповые занятия с родителями (законными представителями) и детьми;
формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники);
ролевые игры;
лекции информационно-просветительские для родителей (законных представителей);
анкетирование обучающихся, родителей (законных представителей);
индивидуальные и семейные консультации по запросам.
2.2.В рамках реализации Программы используются следующие методы работы:
словесные;
наглядные;
практические;
проблемно-поисковые.
2.3. Основные направления реализации программы определяются ее целями и задачами и включают в себя:
духовно – нравственное воспитание;
гражданско-патриотическое воспитание;
спортивно-оздоровительное воспитание;
экологическое воспитание;
трудовое воспитание;
работа с родителями (законными представителями).
2.3.1. Духовно-нравственное воспитание
Цель: создание условий для формирования у обучающихся знаний этических норм и правил поведения, нравственных качеств, воспитания толерантности.
Задачи воспитательной работы:
Сформировать у обучающихся первоначальные представления о нравственных ценностях,
Сформировать у обучающихся знания о культуре речи, о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе.
Сформировать у обучающихся уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, бережное, гуманное отношение ко всему живому.
Способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
2.3.2. Гражданско-патриотическое воспитание
Цель воспитательной работы: создание условий для воспитания у обучающихся основ гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи воспитательной работы:
Сформировать у обучающихся знания о символах государства – флаге, гербе, России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.
Способствовать формированию у обучающихся элементарных представлений о политическом устройстве российского государства, о его важнейших законах, о национальных героях и важнейших событиях истории России.
Дать элементарные представления обучающимся о правах и обязанностях гражданина России.
Способствовать формированию у обучающихся любви к школе, своему селу, уважения к защитникам Родины.
2.3.3.Спортивно-оздоровительное воспитание
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Задачи воспитательной работы:
Формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников.
Формировать у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека.
Способствовать соблюдению обучающимися здоровьесберегающего режима дня.
Вовлечь максимальное количество обучающихся 1-4 классов в спортивные соревнования.
Формировать у обучающихся первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
2.3.4.Экологическое воспитание
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Задачи воспитательной работы:
Способствовать развитию у обучающихся интереса к природе, природным явлениям и понимания активной роли человека в природе;
Формировать у обучающихся ценностное отношение к природе, элементарный опыт природоохранительной деятельности.
2.3.5. Трудовое воспитание
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, основ знаний о профессиях.
Задачи воспитательной работы:
Формировать у обучающихся элементарные представления о роли знаний, науки в жизни человека, ценностное отношение к учебе, как виду трудовой деятельности.
Формировать у обучающихся уважение к труду и творчеству старших и сверстников, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей.
Способствовать формированию у обучающихся первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.
Способствовать формированию у обучающихся умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Сформировать у обучающихся элементарные представления об основных профессиях.
Работа с родителями (законными представителями)
Цель воспитательной работы: создание условий для эффективного взаимодействия педагогов школы с родителями (законными представителями).
Задачи воспитательной работы:
Привлечь родителей (законных представителей) в разнообразные сферы жизнедеятельности школы;
Способствовать повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятие
Цели
Сроки
исполнения
Ожидаемый результат
Духовно-нравственное воспитание
День знаний. Праздник 1-го звонка.
Создать условия для формирования у обучающихся правил поведения в школе, на уроке.
Сентябрь
Ежегодно в течение реализации программы
Будут разработаны сценарий торжественной линейки, планы-конспекты классных часов.
День Матери
Создать условия для формирования у обучающихся заботливого отношения к матери.
Ноябрь
Ежегодно в течение реализации программы
Проявление обучающимися заботливого отношения к мамам, проявление творческих способностей.
Новогодний праздник
Создать условия для формирования у обучающихся правил и культуры поведения при проведении массовых мероприятий.
Декабрь
Ежегодно в течение реализации программы
Проявление обучающимися культуры поведения на Новогоднем утреннике
Праздничная программа, посвященная 8 Марта
Создать условия для формирования у обучающихся заботливого отношения к матери, бабушке, сестре, девочке.
Март
Ежегодно в течение реализации программы
Проявление обучающимися заботливого отношения к мамам, бабушке, сестре, девочке проявление творческих способностей.
Праздник «Прощание с Азбукой»
Создать условия для формирования у обучающихся знаний этических норм и правил поведения, нравственных качеств.
Апрель
Ежегодно в течение реализации программы
Проявление обучающимися навыков социального поведения.
Гражданско-патриотическое воспитание
Посвящение в первоклассники «Теперь мы первоклассники»
Создать условия для формирования любви к школе, осознание социального статуса школьника.
Октябрь
Ежегодно в течение реализации программы
Большинство первоклассников успешно прошли адаптацию.
День народного единства
Создать условия для формирования знаний о национальных героях и важнейших событиях истории России.
Ноябрь
Ежегодно в течение реализации программы
Сформированы знания о национальных героях Отечества и об истории возникновения праздника День народного единства.
Декада коренных народов Севера
Сформировать у обучающихся первоначальные знания о символике ХМАО-Югры, истории округа, коренных жителях, их традициях, образе жизни, о местных поэтах, природе родного края.
Декабрь
Ежегодно в течение реализации программы
Обучающиеся узнали произведения местных поэтов, познакомились с их биографией, получили первоначальные знания из истории округа, об образе жизни и традициях коренных жителей ХМАО, о природе родного края.
День Конституции
Дать элементарные представления обучающимся о правах и обязанностях гражданина России, о политическом устройстве российского государства, о его важнейших законах;
Декабрь
Ежегодно в течение реализации программы
У большинства обучающихся сформированы представления о правах и обязанностях гражданина России, о политическом устройстве российского государства, о существовании важнейших законах;
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества
Способствовать формированию у обучающихся уважения к защитникам Родины.
Февраль
Ежегодно в течение реализации программы
У большинства обучающихся сформированы уважения к защитникам Родины.
У большинства обучающихся сформированы любовь к Родине, гордость за героев Отечества, уважение к памяти павших в годы Великой Отечественной войны.
Линейки, посвященные Дням воинской славы России
Создать условия для формирования у обучающихся уважительного отношения к историческому прошлому России.
В течение учебного года
У большинства обучающихсясформировано уважительное отношение к историческому прошлому России.
Спортивно-оздоровительное воспитание
День Здоровья
Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.
В течение учебного года
Обучающиеся приобретут потребность в здоровом образе жизни.
Акция «Мы выбираем будущее»
Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.
Май
Ежегодно в течение реализации программы
Большинство обучающиеся приобретут потребность в здоровом образе жизни, разработаны буклеты и памятки, призывающие к здоровому образу жизни.
Акция «Первый среди равных»
Формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью.
Октябрь
Ежегодно в течение реализации программы
У большинства обучающихся сформировано ценностное отношение к здоровью.
Декада здорового образа жизни
Способствовать соблюдению обучающимися здоровьесберегающего режима дня; формировать у обучающихся первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Апрель
Ежегодно в течение реализации программы
Большинство обучающихся соблюдают здоровьесберегающий режим дня, изготовлены и распространены памятки о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
Способствовать сплочению классного коллектива, формированию у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
Май
Ежегодно в течение реализации программы
Достигнут достаточный уровень сплочения классного коллектива, сформировано положительное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников, организован совместный досуг с родителями.
Экологическое воспитание
Акция «Школьный двор»
Благоустройство пришкольной территории
Май
Ежегодно в течение реализации программы
Благоустроена пришкольная территория.
Экологическая декада
Способствовать развитию у обучающихся интереса к природе, природным явлениям и понимания активной роли человека в природе;
Сентябрь
Ежегодно в течение реализации программы
Реализован план мероприятий, сформированы у обучающихся интерес к природе, природным явлениям и понимание активной роли человека в природе.
Участие в Акции «Спасти и сохранить!»
Формировать у обучающихся ценностное отношение к природе, элементарный опыт природоохранной деятельности.
Апрель
Ежегодно в течение реализации программы
Реализован план мероприятий Акции, Сформировано у большинства обучающихся ценностное отношение к природе, приобретен элементарный опыт природоохранной деятельности.
Трудовое воспитание
Акция «Школьный двор»
Благоустройство школьной территории, способствовать формированию у обучающихся первоначальных навыков коллективной работы
Май
Ежегодно в течение реализации программы
Очищена школьная территория, у большинства обучающихся сформированы первоначальные навыки коллективной работы.
Операция «Забота»
Оказание посильной помощи людям пожилого возраста, инвалидам.
В течение учебного года
Оказана посильная помощь людям пожилого возраста, инвалидам.
Мастерская Деда Мороза
Способствовать формированию у обучающихся умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий.
Декабрь
Ежегодно в течение реализации программы
У большинства обучающихся сформировано умение настойчиво выполнять трудовые задания, построен ледовый городок, изготовлены новогодние игрушки, поделки.
Организация дежурства в классе
Создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к труду и первоначальных навыков самоуправления.
Постоянно в период реализации программы
У большинства обучающихся сформированы сознательное отношение к труду и первоначальные навыки самоуправления.
Работа с родителями (законными представителями)
Уточнение банка данных семей.
Создание условий для формирования банка данных семей (паспорт класса)
Сентябрь
Ежегодно в течение реализации программы
Создан банк данных семей.
День семьи
Привлечение родителей (законных представителей) в разнообразные сферы жизнедеятельности школы
Май
Ежегодно в течение реализации программы
Большинство родителей (законных представителей) участвуют в совместных мероприятиях, посещают открытые уроки.
Проведение педагогического всеобуча.
Способствовать повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).
Постоянно в период реализации программы
Родители (законные представители) получили знания о воспитании детей, памятки.
Классные родительские собрания
Способствовать повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).
1 раз в четверть в течение реализации программы
Родители (законные представители) получили знания о воспитании детей, памятки, реальное повышение педагогической культуры
Общешкольные родительские собрания
Способствовать повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).
1 раз в четверть в течение реализации программы
Родители (законные представители) получили знания о воспитании детей, памятки, реальное повышение педагогической культуры
Работа Школы родителя
Способствовать повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).
3 раза в год в период реализации программы
Положительная динамика посещений Школы родителя, повышение педагогической культуры у родителей (законных представителей) обучающихся
Выявление семей, нуждающихся в социальной поддержке.
Выявить семьи, нуждающиеся в социальной поддержке.
В течение года в период реализации программы
Выявлены семьи, нуждающиеся в социальной поддержке.
Организация родительского патруля
Совместное решение проблем, способствующих профилактике правонарушений среди обучающихся школы.
В течение года в период реализации программы
Организована работа родительского патруля, отсутствие правонарушений с участием обучающихся школы.
Индивидуальные консультации с родителями (законными представителями).
Создание условий для оказания консультативной помощи родителям в решении проблемы.
В течение года в период реализации программы
Организована консультативная помощь в решении проблем.
Привлечение родителей (законных представителей) к проведению классных и общешкольных мероприятий.
Привлечение родителей (законных представителей) в разнообразные сферы жизнедеятельности школы;
В течение года в период реализации программы
Большинство родителей (законных представителей) участвуют в совместных мероприятиях, посещают открытые уроки.
РАЗДЕЛ III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Этапы и сроки реализации Программы
Подготовительный этап – август (ежегодно)
Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по разработке и утверждению данной Программы;
подготовка методического материала для проведения мероприятий;
работа с кадрами по составлению необходимой документации.
Основной этап – сентябрь. – май (ежегодно)
реализация Программы;
вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
формирование инициативных групп, корректировка годового общешкольного плана работы.
Заключительный этап – июнь (ежегодно)
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами;
выработка перспектив деятельности;
социально-педагогический анализ результатов: анализ предложений обучающимися, родителями, педагогами, внесенными по итогам реализации Программы.
Программа реализуется на первой ступени школы (на уровне начального общего образования).
Условия реализации Программы
Кадровое обеспечение:
заместитель директора по воспитательной работе;
социальный педагог;
классные руководители;
преподаватель-организатор ОБЖ;
учителя физического воспитания;
педагоги дополнительного образования;
библиотекарь.
3.2.2. Организационное обеспечение
Управление Программой
В процессе управления Программой осуществляется взаимодействие администрации, педагогов школы.
Взаимодействие в реализации Программы
В реализации Программы осуществляется творческое взаимодействие администрации, педагогов школы, обучающихся, родителей (законных представителей), учреждений дополнительного образования, организаций, заинтересованных в воспитании обучающихся, общественности.
3.2.3. Научно-методическое обеспечение
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Конституция Российской Федерации
Конвенция о правах ребёнка
Семейный кодекс РФ
Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24 с. (Стандарты второго поколения)
Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Законы ХМАО: «Об основах системы образования вХанты-Мансийском автономном округе», «О дополнительных гарантиях по социально-экономической поддержке учащихся, студенческой молодежи».
Постановления, Распоряжения Губернатора, Правительства ХМАО: «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни, развитию и воспитанию детей», «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве ХМАО», «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.
Окружная программа «Дети Югры»,
Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Нормативно-правовые акты Департамента образования и науки округа
Устав школы.
Программа развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения “Большетарховская общеобразовательная средняя школа”.
Материально – техническое обеспечение
Для реализации Программы воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов в образовательном учреждении имеется:
учебные кабинеты;
библиотека;
медицинский кабинет;
столовая;
компьютерный класс;
спортивный зал;
комбинированная мастерская;
настольные игры.
3.2.5. Информационные ресурсы
Информационная база школы оснащена: электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет;
действует школьный сайт.
3.2.6.Финансовое обеспечение
Реализация данной Программы предполагает использование средств федерального, регионального и муниципального бюджетов.
РАЗДЕЛ IV.КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Планируемые результаты
Для оценки эффективности результатов реализации Программы определены следующие качественные и количественные показатели:
Планируемые результаты
Качественные изменения
Количественные изменения
У обучающихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества.
Не менее 70% обучающихся имеют основы культуры общения и навыки здорового образа жизни.
Не менее 70% обучающихся соблюдают правила поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе.
Не менее 80% обучающихся проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, к сверстникам и младшим, бережно относятся ко всему живому.
Повысился уровень воспитанности на 5%:
Снижен процент заболеваемости обучающихся на 3%.
У большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума.
Не менее 70% обучающихся проявляют умения ориентироваться в социальной и культурной жизни социума.
Реализованы 100% мероприятий, направленных на формирование умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума.
Достигнуто взаимодействие классных коллективов с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания обучающихся.
Повышение удовлетворенности родителей (законных представителей) и педагогов воспитательным процессом и его результатами.
Увеличение на 5%, количества мероприятий по проблемам воспитания детей с участием родителей, специалистов школы.
Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей), активное участие представителей общественности в мероприятиях школы.
Позитивная динамика посещения родителями (законными представителями) родительских собраний, Школы родителя, увеличение количества мероприятий по проблемам семейного воспитания с участием представителей общественности.
Обеспечена успешная адаптация обучающихся при переходе с одного уровня образования на другой.
90% обучающихся успешно адаптированы в новых условиях обучения, 10% обучающихся имеют достаточный уровень школьной адаптации.
Отсутствие обучающихся с низким уровнем школьной адаптации
У большинства обучающихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
Проявление уважения к людям другой национальности (на высоком уровне у 80% обучающихся, на достаточном уровне у 20% обучающихся)
Положительная динамика уровня толерантности у обучающихся.
4.2. Контроль за реализацией Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность процесса воспитания, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
4.3. Критериями оценки эффективности реализации программы являются:
количественные и качественные показатели вовлеченности детей в разнообразные виды деятельности, количественные и качественные показатели проведенных дел;
динамика развития способностей и личностных качеств обучающихся;
результаты творческой деятельности (поделки, рисунки, листовки, плакаты, сценарии, концертные и театральные постановки, творческие, исследовательские проекты и др.);
личностные достижения детей, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках, победах в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, умении конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
наличие фото, видеоматериалов;
наличие традиций;
наличие методических материалов педагогов;
удовлетворённость детей, родителей (законных представителей) организацией работы школы.
4.4. Орган, осуществляющий контроль – Совет школы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барышников, Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] : Учебно-методическое пособие/ Е.Н. Барышников. - СПб.: СПбАППО, 2005. - 242с.
Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе. [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. – М.: «% за знания», 2006. – 176 с.
Олиференко, Л.Я. Работа классного руководителя в системе воспитания школьника [Текст]/ Л.Я. Олиференко, М.И. Мухин //Справочник классного руководителя. – 2007. - №1. – С.74 – 79.
Стрекозова, З.М. Создание и развитие воспитательной среды [Текст]/З.М. Стрекозова, О.С. Казаева //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №3. – С.24 – 37.
Хиврич, Е.В. План воспитательной работы класса [Текст]/Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.19 – 24.
Шишов, А.Н. Совершенствование планирования воспитательной работы в школе [Текст] / А.Н. Шишов//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №3. – С.122 – 139.
Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения).
Губаревич Н. Я., Меликова А. Е. Школа социальной защиты-//Открытая школа. 2000,№ 2. С. 19 - 23.
Пономарева М.В. «Система воспитания толерантности в школе» - 2011.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения.
Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:
Наш класс очень дружный и сплоченный.
Наш класс дружный.
В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.
В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
В нашем классе принято помогать другим без напоминания.
В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
В нашем классе не принято помогать друг другу.
В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Ход проведения.
Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4-совершенно согласен;
3-согласен;
2-трудно сказать;
1-не согласен;
0-совершенно не согласен.
1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой.
2. Меня устраивает составленное расписание уроков.
3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально.
4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней.
5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.
6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать.
7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы.
8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск.
9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения.
10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.
11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы.
12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации.
13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.
14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету.
15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.
16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования.
17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.
18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе.
19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства, 20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты.
Обработка полученных результатов.
Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное отделения общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, если коэффициент (У) равен или больше трех, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности;
если он равен или больше двух, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности;
если же данный коэффициент меньше двух, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:
организация труда (утверждения 1-4);
возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (утверждения 5-8);
отношениями с учителями и администрацией учебного заведения (утверждения 9-12);
отношения с учащимися и их родителями (утверждения 13-16);
обеспечение деятельности педагога (утверждения 17-20).
Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения.
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4- совершенно согласен;
3- согласен;
2- трудно сказать;
1- не согласен;
совершенно не согласен.
Я иду утром в школу с радостью.
В школе у меня обычно хорошее настроение.
В нашем классе хороший классный руководитель.
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помо щью в трудной жизненной ситуации.
У меня есть любимый учитель.
В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
У меня есть любимые школьные предметы.
Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.
Если «У» больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности,
если же «У» больше 2, но меньше 3 или «У» меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методика Е.Н. Степановым «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход проведения.
На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4- совершенно согласен;
3- согласен;
2- трудно сказать;
1- не согласен;
0- совершенно не согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы «У» определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент «У» равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности;
если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности;
если же коэффициент «У» меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Учащимся предлагается выполнить следующую инструкцию: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "-". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".
Перечень вопросов:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 6---------11----------16
2--------7---------12----------17
3--------8---------13----------18
4--------9---------14----------19
5 -------10--------15----------20
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 и отрицательных ответов на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
низкий уровень - 0,1 - 0,45;
ниже среднего - 0,46 - 0,55;
средний уровень - 0,56 - 0,65;
выше среднего - 0,66 - 0,75;
высокий уровень - 0,76 - 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Методика М.И. Рожкова .для изучения социализированности личности учащихся. Определение уровня толерантности.
Цель методики: выявить уровень социальной адаптации, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Просим Вас оценить данные суждения по пятибалльной шкале.
Если данное суждение по пятибалльной шкале.
Если данное суждение полностью совпадает с Вашим поведение и вы согласны с ним, то оцениваете его баллом – 4.
Если Вы поступаете так почти всегда, поставьте оценку 3.
Если Вы поступаете так иногда, оцените себя 2 баллами.
Если Вы очень редко поступаете так, оцените 1 баллом.
0 баллов ставится в том случае, если вы не поступаете так иногда.
4б. – всегда.
3б. – почти всегда.
2б. – иногда.
1б. – редко.
0б. – никогда.
Укажите пол
Показатель
Суждение
Балл 01234
Самовоспитание
1.Стараюсь следить за своим внешним видом.
2 Я управляю собой, своим поведением, эмоциями.
3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.
4. Умею организовывать свое время:
смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни.
Отношение к здоровью
5. Соблюдаю правила личной гигиены.
6.Стараюсь отказаться от вредных привычек.
7.Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).
8.Стараюсь правильно и регулярно питаться.
9.Соблюдаю режим дня.
Патриотизм
10.С уважением отношусь к государственной символике.
11.Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа.
12.Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу.
13. Я осознаю гражданские права и обязанности.
14. Терпимо отношусь к людям другой национальности.
Отношение к искусству
15.Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).
16.Умею находить прекрасное в жизни.
17.Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы).
18.Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни.
19.Занимаюсь художественным или прикладным творчеством
Отношение к природе
20.Бережно отношусь к растительному миру.
21.Бережно отношусь к животному миру.
22. Стараюсь сохранять природу.
23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).
24.Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.)
Адаптированность
25.Прислушиваюсь к мнению старших.
26.Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей.
27.Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.
28.Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились.
29.Стремлюсь не ссориться с друзьями.
Автономность
30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
31.Мне хочется быть впереди других в любом деле.
32.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
34.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
Социальная активность
35.За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
36.Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
37.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
38.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
39.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
Нравственность
40.Я умею прощать людей.
41.Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
42. Мне нравится помогать другим.
43.Переживаю неприятности других как свои.
44.Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Социальная толерантность
45.Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.
46.Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах.
47.Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше.
Методика обработки анкеты:
Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на количество показателей.
Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей по таблице:
№ п/п
Показатели
Средний балл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
и т.д.
ср.б
На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности.
Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: