kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "«Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

             Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых дети – с разной интеллектуальной подготовкой - сильные и слабые – могли  бы решать нетиповые, поиско-творческие задания, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, т. к. решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.

Цель программы: преодоление трудностей в развитии познавательных процессов при обучении в школе.
              Задачи:

  1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
  2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
  3. Развить волевую сферу.
  4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
  5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
  6. Формировать  социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
  7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

            Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. В него должны быть включены все дети.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

           Данная программа объёмом 33 часа (22 часа аудиторных занятий с детьми, 28 часов внеаудиторных занятий) ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). Частота групповых встреч – 1 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 40 минут. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Внеаудиторные занятия проводятся в форме соревнования или психогимнастики, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают  «баллы» и дают  оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический подход создает условия для развития у детей познавательных интересов.

Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. 

Предполагаемые результаты реализации программы

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о познавательных процессах, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки различных упражнений.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом): коррекция и развитие различных параметров внимания: концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения, помехоустойчивости, наблюдательности; коррекция и развитие других психических процессов взаимосвязанных с вниманием; развитие эмоциональной сферы, произвольности поведения, общения.

3.Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник приобретает опыт общения с одноклассниками, с социальным окружением; опыт успешного выполнения упражнений, связанных с развитием познавательных процессов; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "«Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» »

Введение

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольном периодом детства.

Источниками полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают 2 вида деятельности:

- во-первых, любой ребенок развивается за счет приобщения к современной ему культуре; в основе этого процесса лежит учебная деятельность, направленная на овладение ребенком знаниями, умениями, необходимыми для жизни в обществе;

- во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых дети – с разной интеллектуальной подготовкой - сильные и слабые – могли бы решать нетиповые, поиско-творческие задания, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, т. к. решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.

Цель программы: преодоление трудностей в развитии познавательных процессов при обучении в школе.
Задачи:

  1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.

  2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.

  3. Развить волевую сферу.

  4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.

  5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

  6. Формировать  социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.

  7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. В него должны быть включены все дети.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Данная программа объёмом 33 часа (22 часа аудиторных занятий с детьми, 28 часов внеаудиторных занятий) ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). Частота групповых встреч – 1 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 40 минут. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Внеаудиторные занятия проводятся в форме соревнования или психогимнастики, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают  «баллы» и дают  оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический подход создает условия для развития у детей познавательных интересов.

Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Примерное содержание занятий

Раздел 1. Занятия по развитию внимания (9 часов)

1.Вводная беседа. Игра «Звезды – имена». Упражнение «Чуткие руки». Задание «Подарок классу» (1 час). Создание условий для знакомства будущих первоклассников с психологом и друг с другом. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

2.Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания (1 час). Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, слуховой и кинестетической памяти, логического мышления, временной ориентации.

3. Игры на развитие внимания «Что слышно?», «Будь внимателен!», «Слушай звуки!», «Слушай хлопки!», «Зеваки» (1 час). Поведение в играх. Стимулирование внимания, быстрота и точность реагирования на сигналы. Преодоление замкнутости, двигательное раскрепощение учащихся; возможность проявления себя пассивных детей.

4.Игра «Раз, два, три, шепни!». Игра «Море волнуется раз…». Задание «Что в портфеле?» Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества. Развитие навыков совместных действий. Создание условий для осознания детьми своего нового статуса.

5.Развитие объема и распределения внимания; зрительной памяти; конвергентного мышления; воображения (1 час). Развитие концентрации, объёма и распределения внимания, зрительной памяти, конвергентного мышления, воображения. Внимание к деталям, умение слышать друг друга.

6.Игры на развитие волевого внимания «Четыре стихии», «Пишущая машинка», «Слушай хлопки!» (1 час). Развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов. Развитие активного внимания.

7 Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления (1 час). Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания, пространственной ориентации, гибкости мышления, воображения. Развитие речевых навыков и логического мышления.

8.Развитие активного внимания «Слушай сигнал!», развитие произвольного внимания «Совушка», «Карлики и великаны», «Запомни свой цвет!» (1 час). Развитие произвольного внимания.

9.Развитие распределения, объёма внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения (1 час). Игра на развитие объёма, распределения и переключения внимания: «Небо – земля – вода». Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка».
Упражнение на развитие устойчивости внимания, гибкости мышления «Заполнить пропуски в словах».

Раздел 2. Занятия по развитию памяти (7 часов)

1.Развитие зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения (1 час). Игра, направленная на активизацию участников, развитие объёма внимания, слуховой памяти «Путешествие сказочных героев». Игра на развитие наблюдательности, воображения «Испорченный телефон».

2.Игра-путешествие «Виды памяти» (1 час). Знакомство с различными видами памяти (слуховой, двигательной, зрительной, речедвигальной, памятью на запахи).

3.Развитие смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления (1 час). Упражнение на развитие концентрации внимания, смысловой памяти «Пиктограммы». Упражнение на развитие устойчивости внимания и логического мышления «Вставь недостающее число». Игра, направленная на развитие концентрации, объёма внимания, гибкости мышления «Бег ассоциаций».

4. Игры на развитие моторно-слуховой памяти «Повтори за мной», «Запомни движения»; игры на развитие внимания и памяти «Слушай и исполняй!», «Запомни порядок!» (1 час). Развитие моторно-слуховой памяти, внимания.

5. Игры на развитие памяти и наблюдательности «Кто что делал?», «Художник», «В магазине зеркал» (1 час). Развитие наблюдательности, внимания, памяти.

6.Развитие смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности (1 час). Игра развитие концентрации внимания, активизация на работу «Узнай по голосу». Упражнение, направленное на развитие концентрации внимания и смысловой памяти «Слова – признаки». Упражнение на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации «Человечек».

7. Игры, способствующие успокоению и организации «Слушай команду!», «Смотри на руки!», «Кто за кем?» (1 час). Тренировка эмоционально-волевой сферы у детей. Успокоение возбужденных детей, их организация.

Раздел 3. Занятия по развитию познавательных процессов (9 часов).

1.Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления (1 час). Игра развитие концентрации внимания, активизация на работу «Узнай по голосу». Упражнение на развитие распределения внимания и логического мышления «Закодированные примеры». Упражнение на развитие концентрации внимания: «Улови сразу».

2.Игры на развитие внимания, памяти «Флажок», «Запретный номер» (1 час). Развитие памяти, внимания.

3. Игры на развитие памяти, внимания, наблюдательности «Будь внимателен!», «Художник»; на снятие напряженности «Дракон кусает свой хвост» (1 час). Стимулирование внимания, умение быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Снятие напряженности учащихся.

4.Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки (1 час). Игра "Аплодисменты". Игра, направленная на активизацию игроков, развитие умения договариваться «Мышь и мышеловка».
Упражнение, направленное на развитие концентрации, объёма внимания, мышления, усложнённого запоминанием «Что за буква?». Упражнение на развитие творческого воображения «Дорисуй».

5. Игры на развитие памяти, внимания «Нос, рот, потолок», «Рыба, птица, зверь». Упражнение «Для чего ходят в школу?» (1 час). Развитие внимания, памяти.

6.Упражнение на развитие внимания «Один или два», игра «Эхо» (1 час). Развитие внимания.

7. Развитие концентрации, объёма внимания; зрительной памяти; звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости мышления (1 час). Игра, направленная на развитие концентрации, объёма внимания, гибкости мышления «Бег ассоциаций».
Игра на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Весёлые человечки». Упражнение на развитие оригинальности мышления «Универсальный предмет».

8. Игры на развитие наблюдательности и эмпатии друг к другу «Комплименты», «Чем мы похожи?», «Аплодисменты» (1 час). Снятие агрессии, развитие невербального мышления, снятие эмоционального напряжения. Развитие навыков совместных действий, снятие мышечного напряжения.

9.Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения (1 час). Упражнение, направленное на развитие концентрации, устойчивости внимания, смысловой памяти «Слова – синонимы». Упражнение на развитие воображения, связной речи «Чего на свете не бывает?»
Упражнение на развитие концентрации и объёма внимания «Найди фигуры».

Раздел 4. Занятия по развитию познавательных процессов, на расслабление, этюды на выражение различных эмоций (9 часов).

1.Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения (1 час). Упражнение на развитие концентрации и объёма внимания «Найди фигуры». Игра на развитие концентрации внимания «Не пропусти профессию». Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания, звукового восприятия «Внимательные руки». Упражнение на развитие концентрации внимания, логического мышления «Правильный вывод».

2.Упражнения на расслабление мышц рук «Кулачки», «Олени», на расслабление мышц ног «»Пружинки», «Загораем» (1 час). Обучение приемам расслабления детей.

3.Этюды на выразительность жестов «Это я! Это мое!», «Заколдованный ребенок», «Сколько звуков», «Не покажу!», «Я не знаю», Игра в снежки» (1 час). Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.

4.Этюды на расслабление мышц «Насос и мяч», «Качели». Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточения «Сосредоточенность», «Раздумье» (1 час). Обучение двигательному раскрепощению, приемам расслабления. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

5.Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти; логического мышления; грамматических навыков (1 час). Игра на развитие концентрации внимания и закрепления математических навыков «Назови соседей». Игра на развитие концентрации внимания «Пишущая машинка».Упражнение на развитие концентрации внимания, смысловой памяти «Пиктограммы».Игра на развитие концентрации внимания, логического мышления «Кем был?». Упражнение на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Мышки спрятались в норки».

6.Этюды на выражение удивления «Круглые глаза», «Вожатый удивился», на выражение удовольствия и радости «Жар-птица», «Встреча с другом», «Ключ нашелся», «Праздничное настроение» (1 час). Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы учащихся.

7.Этюды на выражение гнева «Сердитый дедушка», «Хмурый орел», «Гневная гиена», «Разъяренная медведица», «Два сердитых мальчика» (1 час). Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы учащихся.

8. Игра на развитие памяти «Первоклассное путешествие» (1 час). Игра на развитие коммуникативных способностей, развитие речи, сплочение коллектива.

Предполагаемые результаты реализации программы

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о познавательных процессах, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки различных упражнений.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом): коррекция и развитие различных параметров внимания: концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения, помехоустойчивости, наблюдательности; коррекция и развитие других психических процессов взаимосвязанных с вниманием; развитие эмоциональной сферы, произвольности поведения, общения.

3.Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник приобретает опыт общения с одноклассниками, с социальным окружением; опыт успешного выполнения упражнений, связанных с развитием познавательных процессов; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Францева Лариса Анатольевна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья "Значение имаготерапии в развитии детей младшего школьного возраста""
    ["seo_title"] => string(76) "statiaznachieniieimaghotierapiivrazvitiidietieimladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "339171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471023823"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Программа внеурочной деятельности «НАРОДНЫЕ ЗАБАВЫ» "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-narodnyie-zabavy"
    ["file_id"] => string(6) "110763"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406566376"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "" Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_mezhlichnostnykh_otnoshenii_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_nar"
    ["file_id"] => string(6) "527287"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573980170"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья  "Современные здоровьесберегающие технологии в образовании" "
    ["seo_title"] => string(79) "stat-ia-sovriemiennyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "169449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423409486"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства