kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растет год от года. Данная программа даст возможность учителю начальных классов помочь детям преодолеть речевые трудности,что в свою очередь положительно отразится на всем процессе обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа "Развитие речи" »















Рабочая программа





РАЗВИТИЕ РЕЧИ





















Пояснительная записка


Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растет год от года. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР), является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.

Новизна программы данного элективного курса состоит в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:

  • коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • информационная - умение работать со всеми видами информации;

  • автономизационная - умения саморазвития;

  • социальная - умение жить и работать с другими людьми;

  • Основной контингент детей, обучающихся по программе V вида, составляют дети с ОНР III уровня.

Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ОНР характеризуется следующими проявлениями:

- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;

- ограниченным словарным запасом;

- наличием многочисленных словесных замен;

- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений

- связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития. Таким образом, у детей с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).

Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:

– звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.

Появилась необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

В разработанной мной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).





Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:

  • коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • информационная - умение работать со всеми видами информации;

  • автономизационная- умения саморазвития;

  • социальная - умение жить и работать с другими людьми;

Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.


Цель

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.



Задачи

Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия

формирование и развитие фонематических процессов;

уточнение и расширение лексического запаса;

формирование и развитие грамматического строя речи;

формирование полноценной связной устной и письменной речи.


Содержание программы

Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы.


I этап программы “Развитие фонетико-фонематической стороны речи”


  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

  • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения

  • звука в слове;

  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

  • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых

  • обозначений.

  • звуковой анализ состава слогов и слов;

  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;

  • соотнесение букв и звуков.



II этап программы “Развитие лексико-грамматической стороны речи”

  • обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

  • употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений


III этап программы “Развитие связной речи”

  • ответы на вопросы, участие в диалоге;

  • подробный пересказ текста по зрительной опоре;

  • составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок


Первый год обучения

Формирование и развитие фонематических представлений.

Звуки. Обозначение звука буквой. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.

Слог. Ударение.

Формирование лексико-грамматической стороны речи.

Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Речь. Техника речи. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова- действия. Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение».

Развитие связной речи.

Общее понятие о тексте. Тема текста. Опорные слова. Заглавие текста. Деление текста на предложения. Составление предложений на заданную тему. Составление полных, кратких ответов на вопросы. Пересказ с опорой на вопросы, по сюжетным картинкам.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся


К концу первого года коррекционной работы

обучающиеся должны знать:

строение артикуляционного аппарата;

акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

о значении правильного дыхания;

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

называть отличия гласных и согласных звуков;

правильно обозначать звуки буквами;

производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

определять место ударения в слове;

отличать на слух выразительную речь от невыразительной;

уметь пользоваться дыханием и голосом в процессе речи;

вычленять в тексте опорные слова.



Сроки реализации программы

Первый год обучения – предусматривает 33 занятия (часов).

Содержание программы курса развития речи учитывает возрастные и

психологические особенности детей, предусматривает 1 занятие в неделю

продолжительностью 30-40 минут.


1 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Органы речи. Развитие артикуляционной моторики.


2

Звуки речи и буквы.

1

3

Звуки речи: гласные и согласные.

1

4

Алфавит

1

5

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

6

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

7

Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных.

1

8

Деление слов на слоги.

1

9

Деление слов на слоги. Ударение.

1

10

Ударение. Перенос слов.

1

11

Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь.

1

12

Техника речи: дыхание, голос.

1

13

Техника речи: дикция. Скороговорки.

1

14

Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями.

1

15

Слова приветствия и прощания.

1

16

Слова, выражающие просьбу, благодарность, извинение.

1

17

Слова-предметы.

1

18

Слова-признаки.

1

19

Слова-действия

1

20

Антонимы.

1

21

Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение».

1

22

Общее понятие о тексте.

1

23

Тема текста.

1

24

Опорные слова в тексте.

1

25

Заглавие текста.

1

26

Составление предложений на заданную тему по опорным словам.

1

27

Составление предложений –полных ответов на вопросы к тексту.

1

28

Составление предложений- кратких ответов на вопросы к тексту.

1

29

Деление сплошного текста на предложения.

1

30

Пересказ с опорой но вопросы.

1

31

Пересказ по сюжетным картинкам.

1

32

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

1

33

Составление рассказа-описания по картинке.

1


Список использованной литературы


  1. Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2. Предложение. Текст.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 302с.

  2. Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Устная связная речь. Лексика..: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 182 с.

  3. Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Письменная связная речь.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 120 с.

  4. Грабчикова Е.С. Таблицы и тесты по развитию речи для учащихся начальных классов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.-128 с.

  5. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс.- М. Вако, 2009.- 160 с.

  6. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. коррекционная работа со школьниками с Нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.-80с.

  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с.

  8. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей.- СПб: ИД «МиМ», 1997-286 с.

  9. Лалаева Р.И. Нарушение чтение и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие.- СПб.: СОЮЗ,1998.- 224с.

  10. Мали Д. Уроки развития речи в первом классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.

  11. Мали Д. Уроки развития речи во втором классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.

  12. Мали Д. Уроки развития речи в третьем классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.

  13. Мали Д. Уроки развития речи в четвертом классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.

  14. Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.

  15. Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.

  16. Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.

  17. Ястребова А. В.. Т.П.Бессонова. Как помочь детям с недостатками речевого развития..- М.: АРКТИ, 1997.- 131 с.



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
программа "Развитие речи"

Автор: Куденкова Мария Николаевна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Развитие речи через театрализованную деятельность""
    ["seo_title"] => string(51) "razvitie_rechi_cherez_teatralizovannuiu_deiatelnost"
    ["file_id"] => string(6) "532053"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576430066"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Программа  по спецкурсу "Развитие речи", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-po-spietskursu-razvitiie-riechi-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "139289"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417694905"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ФГОС Развитие речи (Английский язык) для учащихся 2 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_po_fgos_razvitiie_riechi_anghli"
    ["file_id"] => string(6) "402807"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1490290948"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "реферат "Развитие речи обучающихся" "
    ["seo_title"] => string(45) "riefierat-razvitiie-riechi-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189422"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426882212"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая адаптированная  программа  по «Письму и развитию речи» для  5  класса "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-adaptirovannaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "133874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства