kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа работы творческого объединения «Сувенир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево, глина, солома, камень. Но не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху бурного развития науки и техники, человек охотно использует природные материалы для изготовления различных вещей и сувениров. На вводных занятиях руководитель рассказывает о содержании работ в учебном году, знакомит с распорядком работы в кабинете, выбирается староста. Для воспитания творческой активности кружковцев все этапы работы сопровожда¬ются поиском и сбором материала, который может быть представлен в виде карандашных набросков, зарисовок, открыток, фотографий. Этот материал целесообразно хранить кружковцам и руководителю в своих творческих папках. Практически работая со срезами веток, наблюдая многообразие расцветок и текстуры древесины, юные любители мозаики из срезов проникаются уважением к родной природе. Дети начинают смотреть на зеленое богатство страны глазами внимательных исследователей и рачительных хозяев. Правильно организованная работа кружка по трудовому и эстетическому воспитанию способствует развитию у школьников интереса и активной творческой деятельности, объединению их в дружный коллектив. Работа над сувенирами может быть как индивидуальной, так и коллективной. Коллективные работы кружковцы выполняют группами из трех и более человек. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца. Коллективной работой могут быть произведения декоративного характера, предназначенные для оформления игровых комнат. Коллективное создание эскизов работ, а также обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство взаимопомощи и ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению работы. Работа на кружке «Сувенир» таит в себе большие воспитательные возможности: в е? процессе у ребят развивается чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер, тренируется рука, воспитываются качества, необходимые человеку любой профессии. В процессе работы на кружке при изготовлении различных сувениров воспитывается эстетический вкус учащихся, дети приобретают более глубокие знания и умения в области декоративно-прикладного творчества. Одна из главных задач занятий объединения – развитие творческой смекалки, воспитание высокой культуры труда школьников. В процессе работы учащиеся имеют возможность в увлекательной форме практически закреплять, совершенствовать знания, которые они получили на уроках труда в школе. Для закрепления изучаемого материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса учащихся предусмотрены экскурсии в музеи, дом ремесел. Объекты труда планируются заранее. Это могут быть сувениры со срезов веток деревьев, панно из семян тыквы, арбуза, калины, декоративные панно из соломки. Образцы сувениров не должны лишь копироваться учащимися. С первых же занятий следует найти творческий подход к выполнению работ – это способствует развитию у ребят творческой инициативы. Предлагаемая программа определяет содержание и требования к организации образовательного процесса объединения «Сувенир», и не имеет разработанной и утвержденной типовой основы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы творческого объединения «Сувенир»»

13

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Богучарский районный Центр детского творчества»















программа

творческого объединения

«СУВЕНИР»



Педагог дополнительного образования

Ковалева Елена Николаевна

















Богучар

2015 г.










Пояснительная записка


С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево, глина, солома, камень ...

Но не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху бурного развития науки и техники, человек охотно использует природные материалы для изготовления различных вещей и сувениров.

На вводных занятиях руководитель рассказывает о содержании работ в учебном году, знакомит с распорядком работы в кабинете, выбирается староста.

Для воспитания творческой активности кружковцев все этапы работы сопровожда­ются поиском и сбором материала, который может быть представлен в виде карандашных набросков, зарисовок, открыток, фотографий. Этот материал целесообразно хранить кружковцам и руководителю в своих творческих папках.

Практически работая со срезами веток, наблюдая многообразие расцветок и текстуры древесины, юные любители мозаики из срезов проникаются уважением к родной природе. Дети начинают смотреть на зеленое богатство страны глазами внимательных исследователей и рачительных хозяев.

Правильно организованная работа кружка по трудовому и эстетическому воспитанию способствует развитию у школьников интереса и активной творческой деятельности, объединению их в дружный коллектив.

Работа над сувенирами может быть как индивидуальной, так и коллективной.

Коллективные работы кружковцы выполняют группами из трех и более человек. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца. Коллективной работой могут быть произведения декоративного характера, предназначенные для оформления игровых комнат. Коллективное создание эскизов работ, а также обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство взаимопомощи и ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению работы.

Работа на кружке «Сувенир» таит в себе большие воспитательные возможности: в е¸ процессе у ребят развивается чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер, тренируется рука, воспитываются качества, необходимые человеку любой профессии. В процессе работы на кружке при изготовлении различных сувениров воспитывается эстетический вкус учащихся, дети приобретают более глубокие знания и умения в области декоративно-прикладного творчества. Одна из главных задач занятий объединения – развитие творческой смекалки, воспитание высокой культуры труда школьников.

В процессе работы учащиеся имеют возможность в увлекательной форме практически закреплять, совершенствовать знания, которые они получили на уроках труда в школе.

Для закрепления изучаемого материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса учащихся предусмотрены экскурсии в музеи, дом ремесел.

Объекты труда планируются заранее. Это могут быть сувениры со срезов веток деревьев, панно из семян тыквы, арбуза, калины, декоративные панно из соломки.

Образцы сувениров не должны лишь копироваться учащимися. С первых же занятий следует найти творческий подход к выполнению работ – это способствует развитию у ребят творческой инициативы.

Предлагаемая программа определяет содержание и требования к организации образовательного процесса объединения «Сувенир», и не имеет разработанной и утвержденной типовой основы.

Цель программы

Содействие педагогическими средствами качественному переходу от первоначальных бытовых умений и навыков детей младшего школьного возраста в области декоративно-прикладного творчества к умению и навыкам профессионального характера, позволяющим полностью самореализовать себя в данном виде творчества.

Задачи

- Обучение детей творческому подходу к работе в объединении.

- Умение работать в коллективе.

- Воспитание усидчивости и аккуратности.

Сведения об учебном коллективе

Выполнение программы рассчитано на два года и состоит, в зависимости от возрастных особенностей, из двух этапов: моторики руки, восприятия материала, затраты времени на изготовление поделок и сувениров, уровня эстетического воспитания.

В группах первого и второго года обучения рекомендуется комплектование детей не более 12 человек, так как учащиеся 7-9 лет требуют особого подхода в освоении простейших операций с инструментами и повышенного внимания преподавателя, особого акцента на соблюдение правил техники безопасности.

Вновь принятый ребенок должен владеть основами работы с ножницами, клеем, бумагой, соблюдать общие трудовые нормы, быть внимательным и усидчивым.

Очень хорошо, когда основной состав группы является постоянным.

Формы занятий объединения используются разнообразные: групповые, индивидуальные, практические и творческие. Но чаще в учебном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебное занятие, экскурсия, беседа, игра. Первый и второй год обучения – два занятия в неделю по два часа.

Основные направления содержания деятельности

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и развитию у них творческих способностей.

Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков не должно быть самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. Чаще в учебном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебное занятие, экскурсия, поход, игра.

Но очень часто с детьми на учебных занятиях приходится использовать и нетрадиционные формы: занятие-соревнование, занятие-сюрприз, встречи с народными умельцами.

Наше учреждение дополнительного образования детей не заставляет ребенка учиться, а создает условие для выбора занятий по душе. Ребенок приходит в ЦДТ свободное время от основных занятий в школе. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ребенка. Организовать творческую деятельность детей.

Условия реализации программы

Содержание программы реализуется в системе теоретических и практических занятий.

Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление учащегося с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения, с технологией художественной обработки соломки, соленого теста.

В процессе занятий необходимо знакомить учащихся с литературой и иллюстративным материалом, характеризующими историю промыслов, творчество народных мастеров, местных умельцев.

Целесообразно провести несколько занятий в музее. Это наглядно покажет местные традиции.

Каждое практическое занятие содержит инструктаж, направленный на безопасное и правильное выполнение работ, бережное обращение с инструментом, экономное расходование материалов, эффективное использование учебного времени.

Весь процесс обучения должен быть творческим, носить воспитательный характер, а выполненные изделия иметь яркий национальный колорит, высокое качество исполнения, отвечать эстетическим требованиям, быть общественно-полезным.

Этапы педагогического контроля


Контролируемые знания, умения, навыки

Сроки

Формы проверки

1. Беседа по технике безопасности

Октябрь

Опрос

2. Итоговая беседа по основам материаловедения

Октябрь–ноябрь

Конкурс-выставка

3. Открытое занятие на тему «Работа с семечками дыни, тыквы, клена, арбуза»

Ноябрь

Открытое занятие

(беседа, викторина)

4. Выставка-конкурс к рождественским и новогодним праздникам

Декабрь-январь

Творческий конкурс

1 и 2 года обучения

5. Итоговая выставка работ

Май

Рецензирование изделий учащихся 1 и 2 года обучения

6. Комплексное наблюдение, анализ текущих результатов кружковцев

В течение года

Учебные занятия, беседы


Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты работы с педагогами. Контроль позволяет педагогу и детям увидеть результаты своего труда.

План воспитательной работы


Мероприятие

Место

проведения

Задачи

Сроки

Ответственный

1. Вечер отдыха «Осенний листопад»


2. Выставка поделок из природного материала


3. Оформление зала к Новогодним праздникам


4. Выставка подарков-сувениров к 8 марта

Вечер «Мисс ЦДТ-2003 г.»


5. Выставка детского творчества «Чему я научился на занятиях кружка»

ЦДТ



ЦДТ



ЦДТ



ЦДТ




ЦДТ


Увидеть результаты занятий на кружке.


Обучение детей творческому подходу к занятиям.

Октябрь



Ноябрь



Декабрь



Март




Май


Ковалева Е.Н.



Ковалева Е.Н.



Ковалева Е.Н.



Ковалева Е.Н.




Ковалева Е.Н.


Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся


По окончании второго года обучения в объединении учащиеся должны знать:

- историю развития и возникновения местных промыслов, их роли в экономике края;

- о видах и свойствах материалов, применяемых в работе;

- основы композиции, принципы декоративного оформления плоскости;

- виды и свойства применяемых материалов, инструментов, оборудования;

- правила безопасности труда;

- требования к организации рабочего места.


Учащиеся должны уметь:

- различать виды декоративно-прикладного искусства по их характерным особенностям;

- осуществлять зарисовки с образцов изделий;

- выполнять элементы и мотивы орнамента;

- проектировать и изготовлять изделия;

- самостоятельно разработать и выполнить композицию;

- соблюдать правила безопасного труда.


План методической работы


Содержание

Сроки

Ответственный

Место проведе­ния

1. Оформление кабинета объединения


2. Создание экспозиции выставки (второй год обучения)


3. Участие в выставках и конкурсах


4. Оформление книги-раскладушки наиболее интересных сувениров


5. Учебно-рекламные выходы в школы


6. Участие в мероприятиях ЦДТ


7. Изготовление технологических карт наи­более интересных сувениров

Сентябрь - октябрь

Ноябрь



Сентябрь - май

Апрель



Октябрь-апрель

Сентябрь - май

В течение года

Ковалева Е.Н


Ковалева Е.Н



Ковалева Е.Н


Ковалева Е.Н



Ковалева Е.Н


Ковалева Е.Н


Ковалева Е.Н


Кабинет объединения

Кабинет объединения


ЦДТ


Кабинет объединения


БСШ №1

БСШИ №1

ЦДТ


ЦДТ


Тематический план 1-го и 2-го года обучения


Название темы

Количество часов

Теоретических

Практических

Всего

Теоретический план


1. Основные сведения о видах и предприятиях художественных промыслов


2. Охрана труда, электробезопасность при выполнении художественных работ


3. Основы материаловедения для художественных работ


4. Основы композиции


5. Ручная обработка поверхности и технология изготовления изделий


Практическое обучение


6. Экскурсии на художественные выставки


7. Экскурсии в музей кукол, дом ремесел, сувенирный цех


8. Подготовка рабочего места и инструментов к работе


9. Выполнение основных операций по изготовлению сувениров


10. Декорирование готовых изделий


4


2


4

3

4












6

6


4

65


30

17










128


ПРОГРАММА

1-й и 2-й год обучения


Теоретическое обучение.


1. Основные сведения о видах и предприятиях художественных промыслов.

– Возникновение и развитие художественных промыслов.

– Организация творческого процесса.

– Основные сведения о видах народных художественных промыслов, их особенности.

– Ассортимент изделий.

– Межпредметные связи.


2. Охрана труда, производственная санитария, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

-Охрана труда в России.

- Законодательство об охране труда подростков. Требования безопасности труда в учебных мастерских и на рабочих местах учащихся.

– Причины травматизма, меры его предупреждения.

- Основные правила и инструкции по безопасности труда, их выполнение.

- Основные правила электробезопасности.

- Гигиена труда и производственная санитария.

- Факторы производственной среды и их воздействие на организм.

- Значение качественной вентиляции и правильного освещения учебно-производственного помещения.

- Санитарный уход и температурный режим в помещении для работающих.


3. Основы материаловедения и художественных работ.

- Принципы работы с природными материалами (листьями, соломой, срезами, семенами).

- Особенности сбора и хранения природного материала.

- Сушка природного материала.

- Свойства различных природных материалов.

- Композиция, цвет, и колорит при изготовлении сувениров.

- Использование дополнительных материалов (картон, бумага, пластилин).


4. Основы композиции.

- Основные понятия о композиции и е¸ закономерностях в народном декоративно-прикладном искусстве.

- Композиция как средство выражения идеи произведения.

- Единство содержания и формы.

- Средства художественной выразительности композиции.

- Взаимоотношение формы предмета и его декоративного оформления.

- Замкнутая композиция и е¸ виды – круг, квадрат, треугольник.


5. Ручная обработка поверхности и технология изготовления изделий.

- Свойства и характеристики материалов, используемых для изготовления художественного изделия.

- Подготовка материалов, их обработка.

- Требования к качеству художественных изделий.

- Клей. Сведения о клеях, методах их применения.

- Склеивание деталей изделий.


- Итого – 17 часов.

Тематический план

1-й год обучения


01. Организационное занятие. Техника безопасности.

02. Работа с листьями, Семенами

03. Работа с бумагой.

04. Работа с соленым тестом

05. Работа со срезами веток.

06. Сувениры к праздникам.

07. Работа с соломкой.

08. Бумажная мозаика.

09. Изготовление сувениров на свободную тему

10. Работа мастерской Деда Мороза

11. Подготовка к выставкам

12. Беседы. Экскурсии. Выставки.

13. Итоговое занятие.


Тематический план

2-й год обучения


01. Организационное занятие. Техника безопасности. Экскурсия по ЦДТ.

02. Работа с листьями, семенами, цветами.

03. Золотая соломка.

04. Работа со срезами веток.

05. Изготовление сувениров к праздникам.

06. Бумажная мозаика.

07. Работа с соленым тестом.

08. Работа мастерской Деда Мороза.

09. Работа на свободную тему.

10. Беседы. Экскурсии. Выставки.

11. Итоговое занятие.


Тематическое планирование

1-й год обучения


1. Орг. занятие. Техника безопасности


2. Работа с листьями, семенами

- Экскурсия в парк. Сбор осенних листьев.

- Беседа «Растительность нашего края». Засушивание листьев.

- Конкурс букетов (составление, название, защита)

- Объемный букет на пластинке (сухостои, цв. бумага, соломка)

- Мои любимые цветы (панно из семян арбуза, дыни, тыквы)

- «Мир похож на цветной луг» (панно из засушенных листьев, цветов, семян)


3. Бумажная мозаика

- Беседа «Виды бумаги».

- Плоская аппликация. Цветная бумага. Котенок. Щенок.

- Объёмная аппликация. «Ромашковый луг» – коллективная работа.

- Бумажная мозаика. Панно «Царевна-лебедь».

- Бумажная мозаика. Панно «Иван-царевич». (см. п. 7)


4. Работа с солёным тестом

- Технология изготовления поделок из соленого теста

- Экскурсия в Дом ремесел.

- Украшение плошек для цветов. Раскраска. Лакировка.

- Объёмная композиция «Грибы». Раскраска. Лакировка.

- Объёмная композиция «Виноград».

- «Волшебная подкова» – сувенир из соленого теста.

- Работа на свободную тему.


5. Срезы деревьев

- Беседа «Деревья, кустарники моего края».

- Заготовки веточек.

- Заготовки срезов.

- Украшение ваз срезами.

- Аппликация из срезов веток «Веточка рябины». Лакировка.


6. Сувениры к праздникам

- Подарок к Рождеству – Дед Мороз (мягкая игрушка)

- Карнавальная маска «Ночь», «Венеция».

- Писанка – подарок к Пасхе.

- Игольница-сердечко – сувенир ко Дню Святого Валентина.

- Экскурсия в музей кукол.


7. Изготовление сувениров на свободную тему


8. Работа мастерской Деда Мороза

- Разучивание игр, песен.

- Игрушки-самоделки для украшения зала ЦДТ.


9. Подготовка к выставкам

- Выставка поделок ко Дню города.

- Выставка «Благодатная Пасха».

- Выставка поделок к Рождеству.


10. Итоговое занятие «Чему я научился на занятиях кружка».



Тематическое планирование

2-й год обучения


1. Организационное занятие.


2. Работа с листьями, семенами, цветами.

- Беседа «В стране Листопадии. У кого какие листья».

- Экскурсия в парк.

- Сбор осенних листьев, цветов.

- Засушивание листьев.

- Выполнение панно «Ромашки» (из семян клена).

- Выполнение панно «Виноград» (из косточек абрикоса)

- Выполнение аппликации «Осень» (из семян гороха)

- «Цветы осени» (из семян тыквы, дыни, арбуза).

- Украшение блюда семечками, листьями.

- Композиция «Дыхание осени» (листья, семена)

- Конкурс букетов «Осенние листья»


3. Соломенное царство (работа с соломкой)

- Беседа «Соломенное царство» (технология работы с соломкой).

- Разглаживание соломки.

- Аппликация «Грибы» (сплошное изображение).

- Аппликация «Розы» (контурное изображение).

- Аппликация «Журавли» (смешанное изображение).

- Аппликация «Желуди». Лакировка. Изготовление рамки.

- Коллективная работа. Панно «Цветы». Изготовление рамки.

- Экскурсия в Дом ремесел.


4. Работа со срезами веток.

- Экскурсия в лесхоз.

- Заготовка срезов.

- Коллективная работа со срезами «Жар-птица».

- Аппликация «Хризантемы».


5. Изготовление сувениров к праздникам.

- Игольница-сердечко (к Дню святого Валентина).

- Открытка-сюрприз (к 8-му марта).

- Писанка – подарок к Пасхе.

- Подарок к Рождеству «Сапожок».


6. Бумажная мозаика.

- Беседа «Виды бумаги, свойства бумаги».

- Экскурсия в типографию.

- Аппликация «Герои сказок» (бумажная мозаика).

- Объемные поделки из бумаги:

котенок,

щенок,

динозаврик,

мышонок.

- Объемный букет цветов «На полянке».

- Оригами «Бабочка», «Слоненок», «Курочка».


7. Волшебный мир.

- Яичная скорлупа – материал для творчества.

- «Цыпленок» - мозаика из яичной скорлупы.

- «Подводный мир» - поделка из ракушек.

- Поделки из крупы «Матрешки».

- Аппликация из чешуек шишек «Букет».

- Экскурсия в музей кукол.


8. Работа в мастерской Деда Мороза.

- Разучивание игр, песен.

- Игрушки-самоделки для украшения елки, зала ЦДТ.


9. Подготовка к выставкам.

- Выставка поделок к Дню города.

- Выставка писанок к празднику Пасхи.



Литература


  1. Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала.

  2. Игрушки из бумаги (приложение к журналу «Оригами»)

  3. Нагибина М.Г. Природные дары для поделок и игр.

  4. Нагибина М.И Чудеса для детей из ненужных вещей.

  5. Рудакова И. Подарки к Новому году.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Программа работы творческого объединения «Сувенир»

Автор: Ковалева Елена Николаевна

Дата: 27.02.2016

Номер свидетельства: 299574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Программа объединения по рукоделию  «Сувенир» (изготовление открыток и сувениров из бумаги и подручных материалов для детей начальной школы) "
    ["seo_title"] => string(154) "proghramma-obiedinieniia-po-rukodieliiu-suvienir-izghotovlieniie-otkrytok-i-suvienirov-iz-bumaghi-i-podruchnykh-matierialov-dlia-dietiei-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "142310"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418267666"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Мастер-класс по художественному вязанию крючком «Вязаный сувенир «Осьминожек»"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_po_khudozhiestviennomu_viazaniiu_kriuchkom_viazanyi_suvienir_os_mi"
    ["file_id"] => string(6) "402966"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490354508"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Авторская образовательная программа "
    ["seo_title"] => string(39) "avtorskaia-obrazovatiel-naia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "182222"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425481207"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская «Северный сувенир» 1 год обучения"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_khudoz_4"
    ["file_id"] => string(6) "553148"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591898460"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Учебная программа "Цветочные фантазии" "
    ["seo_title"] => string(44) "uchiebnaia-proghramma-tsvietochnyie-fantazii"
    ["file_id"] => string(6) "104193"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402676252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства