Программа работы творческого объединения «Сувенир»
Программа работы творческого объединения «Сувенир»
С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево, глина, солома, камень.
Но не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху бурного развития науки и техники, человек охотно использует природные материалы для изготовления различных вещей и сувениров.
На вводных занятиях руководитель рассказывает о содержании работ в учебном году, знакомит с распорядком работы в кабинете, выбирается староста.
Для воспитания творческой активности кружковцев все этапы работы сопровожда¬ются поиском и сбором материала, который может быть представлен в виде карандашных набросков, зарисовок, открыток, фотографий. Этот материал целесообразно хранить кружковцам и руководителю в своих творческих папках.
Практически работая со срезами веток, наблюдая многообразие расцветок и текстуры древесины, юные любители мозаики из срезов проникаются уважением к родной природе. Дети начинают смотреть на зеленое богатство страны глазами внимательных исследователей и рачительных хозяев.
Правильно организованная работа кружка по трудовому и эстетическому воспитанию способствует развитию у школьников интереса и активной творческой деятельности, объединению их в дружный коллектив.
Работа над сувенирами может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Коллективные работы кружковцы выполняют группами из трех и более человек. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца. Коллективной работой могут быть произведения декоративного характера, предназначенные для оформления игровых комнат. Коллективное создание эскизов работ, а также обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство взаимопомощи и ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению работы.
Работа на кружке «Сувенир» таит в себе большие воспитательные возможности: в е? процессе у ребят развивается чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер, тренируется рука, воспитываются качества, необходимые человеку любой профессии. В процессе работы на кружке при изготовлении различных сувениров воспитывается эстетический вкус учащихся, дети приобретают более глубокие знания и умения в области декоративно-прикладного творчества. Одна из главных задач занятий объединения – развитие творческой смекалки, воспитание высокой культуры труда школьников.
В процессе работы учащиеся имеют возможность в увлекательной форме практически закреплять, совершенствовать знания, которые они получили на уроках труда в школе.
Для закрепления изучаемого материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса учащихся предусмотрены экскурсии в музеи, дом ремесел.
Объекты труда планируются заранее. Это могут быть сувениры со срезов веток деревьев, панно из семян тыквы, арбуза, калины, декоративные панно из соломки.
Образцы сувениров не должны лишь копироваться учащимися. С первых же занятий следует найти творческий подход к выполнению работ – это способствует развитию у ребят творческой инициативы.
Предлагаемая программа определяет содержание и требования к организации образовательного процесса объединения «Сувенир», и не имеет разработанной и утвержденной типовой основы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы творческого объединения «Сувенир»»
13
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Богучарский районный Центр детского творчества»
программа
творческого объединения
«СУВЕНИР»
Педагог дополнительного образования
Ковалева Елена Николаевна
Богучар
2015 г.
Пояснительная записка
С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево, глина, солома, камень ...
Но не только в прошлом, но и в наше время, в эпоху бурного развития науки и техники, человек охотно использует природные материалы для изготовления различных вещей и сувениров.
На вводных занятиях руководитель рассказывает о содержании работ в учебном году, знакомит с распорядком работы в кабинете, выбирается староста.
Для воспитания творческой активности кружковцев все этапы работы сопровождаются поиском и сбором материала, который может быть представлен в виде карандашных набросков, зарисовок, открыток, фотографий. Этот материал целесообразно хранить кружковцам и руководителю в своих творческих папках.
Практически работая со срезами веток, наблюдая многообразие расцветок и текстуры древесины, юные любители мозаики из срезов проникаются уважением к родной природе. Дети начинают смотреть на зеленое богатство страны глазами внимательных исследователей и рачительных хозяев.
Правильно организованная работа кружка по трудовому и эстетическому воспитанию способствует развитию у школьников интереса и активной творческой деятельности, объединению их в дружный коллектив.
Работа над сувенирами может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Коллективные работы кружковцы выполняют группами из трех и более человек. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца. Коллективной работой могут быть произведения декоративного характера, предназначенные для оформления игровых комнат. Коллективное создание эскизов работ, а также обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство взаимопомощи и ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению работы.
Работа на кружке «Сувенир» таит в себе большие воспитательные возможности: в е¸ процессе у ребят развивается чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер, тренируется рука, воспитываются качества, необходимые человеку любой профессии. В процессе работы на кружке при изготовлении различных сувениров воспитывается эстетический вкус учащихся, дети приобретают более глубокие знания и умения в области декоративно-прикладного творчества. Одна из главных задач занятий объединения – развитие творческой смекалки, воспитание высокой культуры труда школьников.
В процессе работы учащиеся имеют возможность в увлекательной форме практически закреплять, совершенствовать знания, которые они получили на уроках труда в школе.
Для закрепления изучаемого материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса учащихся предусмотрены экскурсии в музеи, дом ремесел.
Объекты труда планируются заранее. Это могут быть сувениры со срезов веток деревьев, панно из семян тыквы, арбуза, калины, декоративные панно из соломки.
Образцы сувениров не должны лишь копироваться учащимися. С первых же занятий следует найти творческий подход к выполнению работ – это способствует развитию у ребят творческой инициативы.
Предлагаемая программа определяет содержание и требования к организации образовательного процесса объединения «Сувенир», и не имеет разработанной и утвержденной типовой основы.
Цель программы
Содействие педагогическими средствами качественному переходу от первоначальных бытовых умений и навыков детей младшего школьного возраста в области декоративно-прикладного творчества к умению и навыкам профессионального характера, позволяющим полностью самореализовать себя в данном виде творчества.
Задачи
- Обучение детей творческому подходу к работе в объединении.
- Умение работать в коллективе.
- Воспитание усидчивости и аккуратности.
Сведения об учебном коллективе
Выполнение программы рассчитано на два года и состоит, в зависимости от возрастных особенностей, из двух этапов: моторики руки, восприятия материала, затраты времени на изготовление поделок и сувениров, уровня эстетического воспитания.
В группах первого и второго года обучения рекомендуется комплектование детей не более 12 человек, так как учащиеся 7-9 лет требуют особого подхода в освоении простейших операций с инструментами и повышенного внимания преподавателя, особого акцента на соблюдение правил техники безопасности.
Вновь принятый ребенок должен владеть основами работы с ножницами, клеем, бумагой, соблюдать общие трудовые нормы, быть внимательным и усидчивым.
Очень хорошо, когда основной состав группы является постоянным.
Формы занятий объединения используются разнообразные: групповые, индивидуальные, практические и творческие. Но чаще в учебном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебное занятие, экскурсия, беседа, игра. Первый и второй год обучения – два занятия в неделю по два часа.
Основные направления содержания деятельности
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и развитию у них творческих способностей.
Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков не должно быть самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. Чаще в учебном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебное занятие, экскурсия, поход, игра.
Но очень часто с детьми на учебных занятиях приходится использовать и нетрадиционные формы: занятие-соревнование, занятие-сюрприз, встречи с народными умельцами.
Наше учреждение дополнительного образования детей не заставляет ребенка учиться, а создает условие для выбора занятий по душе. Ребенок приходит в ЦДТ свободное время от основных занятий в школе. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ребенка. Организовать творческую деятельность детей.
Условия реализации программы
Содержание программы реализуется в системе теоретических и практических занятий.
Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление учащегося с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения, с технологией художественной обработки соломки, соленого теста.
В процессе занятий необходимо знакомить учащихся с литературой и иллюстративным материалом, характеризующими историю промыслов, творчество народных мастеров, местных умельцев.
Целесообразно провести несколько занятий в музее. Это наглядно покажет местные традиции.
Каждое практическое занятие содержит инструктаж, направленный на безопасное и правильное выполнение работ, бережное обращение с инструментом, экономное расходование материалов, эффективное использование учебного времени.
Весь процесс обучения должен быть творческим, носить воспитательный характер, а выполненные изделия иметь яркий национальный колорит, высокое качество исполнения, отвечать эстетическим требованиям, быть общественно-полезным.
Этапы педагогического контроля
Контролируемые знания, умения, навыки
Сроки
Формы проверки
1. Беседа по технике безопасности
Октябрь
Опрос
2. Итоговая беседа по основам материаловедения
Октябрь–ноябрь
Конкурс-выставка
3. Открытое занятие на тему «Работа с семечками дыни, тыквы, клена, арбуза»
Ноябрь
Открытое занятие
(беседа, викторина)
4. Выставка-конкурс к рождественским и новогодним праздникам
Декабрь-январь
Творческий конкурс
1 и 2 года обучения
5. Итоговая выставка работ
Май
Рецензирование изделий учащихся 1 и 2 года обучения
6. Комплексное наблюдение, анализ текущих результатов кружковцев
В течение года
Учебные занятия, беседы
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты работы с педагогами. Контроль позволяет педагогу и детям увидеть результаты своего труда.
План воспитательной работы
Мероприятие
Место
проведения
Задачи
Сроки
Ответственный
1. Вечер отдыха «Осенний листопад»
2. Выставка поделок из природного материала
3. Оформление зала к Новогодним праздникам
4. Выставка подарков-сувениров к 8 марта
Вечер «Мисс ЦДТ-2003 г.»
5. Выставка детского творчества «Чему я научился на занятиях кружка»
ЦДТ
ЦДТ
ЦДТ
ЦДТ
ЦДТ
Увидеть результаты занятий на кружке.
Обучение детей творческому подходу к занятиям.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Март
Май
Ковалева Е.Н.
Ковалева Е.Н.
Ковалева Е.Н.
Ковалева Е.Н.
Ковалева Е.Н.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
По окончании второго года обучения в объединении учащиеся должны знать:
- историю развития и возникновения местных промыслов, их роли в экономике края;
- о видах и свойствах материалов, применяемых в работе;
- основы композиции, принципы декоративного оформления плоскости;
- виды и свойства применяемых материалов, инструментов, оборудования;
- правила безопасности труда;
- требования к организации рабочего места.
Учащиеся должны уметь:
- различать виды декоративно-прикладного искусства по их характерным особенностям;
- осуществлять зарисовки с образцов изделий;
- выполнять элементы и мотивы орнамента;
- проектировать и изготовлять изделия;
- самостоятельно разработать и выполнить композицию;
- соблюдать правила безопасного труда.
План методической работы
Содержание
Сроки
Ответственный
Место проведения
1. Оформление кабинета объединения
2. Создание экспозиции выставки (второй год обучения)
3. Участие в выставках и конкурсах
4. Оформление книги-раскладушки наиболее интересных сувениров