Программа объединения по рукоделию «Сувенир» (изготовление открыток и сувениров из бумаги и подручных материалов для детей начальной школы)
Программа объединения по рукоделию «Сувенир» (изготовление открыток и сувениров из бумаги и подручных материалов для детей начальной школы)
Программа объединения «Сувенир» является программой дополнительного образования, имеет художественно – эстетическую направленность и составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Рабочая программа рассчитана для детей 7-11 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Программа рассчитана на 3 месяца развития творческих способностей в малокомплектных группах с возможностью поступления в группу в любое время; занятия проходят во внеурочное время 2 раза в неделю по 60 минут (1,5 академических часа). Занятия направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из бросового материала) и бумажной пластики, а также творческая работа с природным материалом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа объединения по рукоделию «Сувенир» (изготовление открыток и сувениров из бумаги и подручных материалов для детей начальной школы) »
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БЕЗЕНЧУКСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ «ДОМ ДЕТСТВА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКУ СО
«Безенчукский «Дом детства»
__________Т.Г. Железникова
«__» _________2014 г.
Программа
объединения по рукоделию «Сувенир»
(изготовление открыток и сувениров из бумаги и подручных материалов для детей начальной школы)
Автор:
Казьянская Т. М.
педагог
дополнительного образования
п. Безенчук
2014 год
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04 №170-ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей». 1
Различные виды организаций отдыха детей являются частью социальной среды, в которой дети и подростки реализуют свои возможности, потребности в свободное время.
В основу развития и воспитания личности в учреждении для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть положены следующие принципы:
принцип гуманизма, т.е. готовность прийти на помощь ребёнку, способствовать его социальному благополучию, преодолевать трудности в общении;
индивидуальный подходпредусматривает учёт социальных, психологических характеристик ребёнка; стимулирование ребёнка к саморазвитию; активизация их внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройки отношений с окружающими;
формирование воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учёбы, работы.
Благодаря различным направлениям творческой деятельности детям предоставляется возможность открыть в себе новые таланты и способности, позволяет выявить скрытые ресурсы развития личности ребенка.
Программа объединения «Сувенир» является программой дополнительного образования, имеет художественно – эстетическую направленность и составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Рабочая программа рассчитана для детей 7-11 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Программа рассчитана на 3 месяца развития творческих способностей в малокомплектных группах с возможностью поступления в группу в любое время; занятия проходят во внеурочное время 2 раза в неделю по 60 минут (1,5 академических часа). Занятия направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из бросового материала) и бумажной пластики, а также творческая работа с природным материалом.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для полноценного отдыха детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
Задачи программы:
создавать условия для организованного отдыха детей;
приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;
формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Новизна рабочей программы «Сувенир» в том, что она дает возможность освоить технику работы с различными видами материала (бумага, природный материал, пластилин, бросовый материал). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности.
Воспитательная ценность программы «Сувенир» для данной категории детей и подростков состоит в том, что в Доме детства созданы условия для целесообразного и привлекательного досуга, удовлетворения потребностей в творческом развитии, получении знаний и умений жизнедеятельности через художественно-творческую деятельность, общение, игру. В ходе реализации Программа помогает детям:
в приобретении положительного опыта жизнедеятельности;
насыщении детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, полезной информацией;
дружескую помощь;
обращение к позитивным сторонам характера и поведения подростка.
Социальная значимость программы заключается в том, что создавая подарки и сувениры для своих друзей и близких, ребенок постоянно думает о них, вкладывает в изделие свою любовь к ним, тем самым формируется гендерная и семейная принадлежность; воспитывается потребность заботливого отношения к членам своей семьи; учит ориентироваться в родственных отношениях и развивает умение составлять рассказы о своей семье.
Значение данной программы для развития ребенка:
знакомит детей с различным приемам работы с бумагой, ножницами, клеем;
развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуется моторика рук;
способствует концентрации внимания;
развивает умение следовать устным инструкциям и работать по показу;
стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления поделки, приемы и способы, какие используются в процессе;
знакомит с основными геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, понятиями: угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
развивает пространственное воображение;
развивает художественный вкус и творческие способности, активизирует фантазию, развивает креативное мышление;
способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
формирует навыки аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
формирует устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
Программа обеспечивает сотрудничество детей в группе, учит детей делать выбор, помогать друг другу, способствует развитию творческих способностей и, как следствие, решает задачу социализации ребенка в обществе.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Техническое оснащение занятий:
Достаточно просторное помещение для занятий с хорошим дневным освещением. Есть место для размещения выставочных работ, шкаф для хранения инструментов, материалов, образцов готовых изделий. Есть в наличии ноутбук для демонстрации иллюстративного материала, фотоаппарат для фотографирования работ, чтобы впоследствии составить альбом с лучшими детскими работами, участвовать в конкурсах.
Ресурсы:
цветная бумага, картон, гофрированная бумага;
природный материал (сухие листья, веточки и т.д.);
бросовый материал (коробки, баночки, пробки и т.д.);
трафареты
ножницы с тупым концом;
степлер, дырокол,
клей, клеевой пистолет, пластилин;
линейка,
кисточки, краски, карандаш, фломастеры,
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе ребенок:
- освоит различные приемам работы с бумагой, картоном, подручным материалом, ножницами, клеем;
- познакомится с основными геометрическими фигурами и понятиями;
- создаст свои, неповторимые художественно-творческие композиции и изделия;
- познакомится с навыками культуры труда;
- продолжит развивать моторику рук и глазомер, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- улучшит свои коммуникативные способности и приобретет навыки работы в коллективе.
Очевидный результат, который получает ребенок в итоге занятий в объединении:
объективный продукт (на каждом занятии ребенок создает своими руками свой маленький шедевр - открытку, сувенир);
информационная сфера (приобретенные знания и умения);
эмоциональная сфера (коммуникация, презентация своего хобби и знакомство с увлечением других, представление достижений в каких-либо занятиях, оценка успехов в подобной области сверстников).
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной программы
- диагностика;
- составление фотоальбома с фотографиями лучших детских работ;
- проведение выставок детских работ;
- участие в конкурсах.
Примерное тематическое планирование занятий
Предметные задачи:
знать название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
уметь правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Тематический план
№
Содержание
К-во
часов
1
Формирование группы. Знакомство с направлением творческой деятельности - бумагопластикой; рассматривание фотографий. Беседа об инструментах и правилах безопасности при работе с ними.
1
2
Базовая форма - петля; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Цветок №1 (цветик-семицветик на палочке)
1
3
Цветок №2 (ромашка)
1
4
Цветок №3 (хризантема)
1
5
Цветок №4 (фантазия)
1
6
Бабочка №1 (простая одинарная)
1
7
Рыбка №1
1
8
Рыбка №2
1
9
Павлин
1
10
Базовая форма - капля; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Бабочка №31
1
11
Базовая форма - сердечко; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Гирлянда №1
1
12
Фигуры из сердечек. Лебедь
1
13
Базовая форма - кольцо; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Цветок №8
1
14
Овечка
1
15
Базовая форма - гармошка; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Листочек №1 (кленовый)
1
16
Листочек №2 (осиновый)
1
17
Базовая форма - завиток; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Рыбка №3 (золотая рыбка)
1
18
Композиции:
Открытка ко Дню учителя
1
19
Открытка к Новому году
1
20
Открытка к 8 марта
1
21
Открытка к Дню рождения
1
22
Открытка к 23 февраля
1
23
Изделия из подручных материалов. Шкатулка круглая
1
24
Конверты и корзиночки (по шаблону)
1
25
Рамка для фотографий простая
1
26
Рамка для фотографий овальная
1
27
Корзиночка из одноразовых стаканчиков
1
28
Цветок из одноразовых стаканчиков
1
29
Корзиночка из упаковки
1
30
Органайзер из картона
1
Итого:
30
Список литературы:
Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
М.А.Гусакова “Аппликация”, М.: Просвещение, 1987 г.
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, М.:ТЦ "Сфера", 1999 г.
Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», М.: Айрис-пресс, 2006 г.
Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи», М.: Айрис-пресс, 2005 г.
Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г.
Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
В.В. Выгонов «Трехмерное оригами»,М.: Издательский Дом МСП, 2004 г.
Н.С. Ворончихин «Сделай сам из бумаги», Ижевск: Удмуртский университет, 1994 г.
«Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов», М.: Мой мир, 2006г.
Геронимус Т.М. “Школа мастеров” - М., 1998 г.
Геронимус Т.М. “150 уроков труда в 1-4 классах ” - М., Новая школа,1994 г.; Тула: Из-во АРКТОУС, 1996, 1997 г.
Геронимус Т.М. “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах” - М., Новая школа,1994 г.; Тула: издательство АРКТОУС, 1996, 1997 г.
Геронимус Т.М. “Работаем с удовольствием” - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998 г.
1 «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации», Вестник образования России, №9, май 2012.