Программа по внеурочной деятельности "Психология общения"
Программа по внеурочной деятельности "Психология общения"
Предлагаемая программа «Психология общения» направлена на развитие культуры межличностных отношений и навыков продуктивного сотрудничества обучающихся с педагогами и работниками колонии.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно действовать в конфликтных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Психология общения"»
КОУ «Средняя школа №4 (очно-заочная)»
Рассмотрено на заседании МС «Согласовано»: «Утверждаю»:
руководитель МС зам. директора по УВР Директор школы
_________________________ ________ ____________ _______Т.П. Рыковская Пр.№ __от «___»____2015 г. «___»________2015 г. «___»___________2015 г.
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Направление – духовно-нравственное
1 час в неделю
Составитель: учитель русского языка и литературы Бондарик Галина Григорьевна
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного
развития личности, которую возможно решить при наличии психологических знаний о себе, своих личностных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Проведения специальной работы с контингентом, находящихся в местах лишения свободы, требует от педагога значительного физического и психического напряжения, большой выдержки и устойчивости.
В специфических условиях содержания в исправительных учреждениях у обучающихся возрастает тревожность, напряжённость в отношениях друг с другом, острые конфликты, нередко возникающие по внешне ничтожным поводам, переходящим порой в насильственные преступные действия.
Проблема общения относится к числу важнейших для лиц, находящихся в условии изоляции от общества. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование личности. Поэтому развитие навыков общения и сотрудничества, готовности и способности вести диалог с другими людьми, добиваться в нем взаимопонимания становиться весьма актуальным. Актуальность особо возрастает на данном этапе реформы образования и развития общества в целом, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.п.
Проблема общения изучалась и изучается многими авторами, как зарубежными, так и отечественными. Так А.Н. Леонтьев (1974) считает, что общение – это определенная сторона деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.М. Соковкин (1974) анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев (1969) подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. А ученые, изучавшие возрастные особенности
человечества (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978), Кон И.С.(1989) и др.) свидетельствуют о том, что общение является одним из основных видов деятельности.
Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым молодым человеком. Поэтому обучение молодых людей способам бесконфликтного общения, повышение их культуры в вопросах ролевого взаимодействия, совершенствование их знаний и умений в области продуктивного сотрудничества является особенно актуальной в современных социальных условиях и в условиях требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Предлагаемая программа «Психология общения» направлена на развитие культуры межличностных отношений и навыков продуктивного сотрудничества обучающихся с педагогами и работниками колонии.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно действовать в конфликтных ситуациях.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Познакомить участников образовательного процесса с психологическими аспектами отношений и взаимодействия между людьми.
Способствовать формированию представлений о ненасильственном общении.
Развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях.
Научить понимать чувства и потребности свои и другого, научить выражать это понимание.
Сформировать навыки работы по преодолению обиды, раздражения, гнева, стресса.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Группы учащихся формируются по принципу добровольности. Целесообразно включать в группу обучающихся примерно одинакового возраста. Возрастной диапазон не должен превышать двух лет. Количественный состав группы – 10–12 человек. Меньший или больший состав группы допускается, но требует корректировки используемых форм и методов работы.
Для участия обучающегося в данной дополнительной образовательной программе необходимо личное согласие. Согласие обучающихся предполагает их информированность о целях и формах взаимодействия ведущего и участников группы, а также об ожидаемых результатах.
Каждое занятие с учащимися рассчитано на 1 академический час, частота проведения – один раз в неделю.
Количество часов: 34 ч.
Категория участников: обучающиеся 5-9 классов основной школы.
В ходе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования универсальных учебных действий:
Личностных
- ориентация в системе моральных норм, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
0бучающийся получит возможность для формирования:
- умения конструктивно разрешать конфликты.
- адекватной позитивной самооценки и Я - концепции;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивных
Обучающийся получит возможность научиться:
- уметь самостоятельно контролировать своё поведение в эмоционально-напряжённой обстановке и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе выбора социально приемлемых форм поведения;
- владеть навыками слушания и понимания собеседника;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативных
Обучающийся научится:
- учитывать при принятии решения разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- коммуникативной рефлексии.
Познавательных
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения этических задач в зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые при изучении этических норм и правил поведения человека.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
Информационная часть
Практическая часть
Рефлексия.
Реализация данной программы является условием создания коллектива, созданном благодаря формированию коммуникативных умений обучающихся, оказанию помощи в понимании своего места и роли в социальных группах, повышению компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояния других людей, формированию навыков разрешения конфликтов, проблем общения, участию в событиях общественного характера.
Планируемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.
Обучающиеся научатся:
Способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного взаимодействия.
Обучающиеся получат возможность научиться: исследовать особенности поведения человека в различных ситуациях, понимать партнёра, используя вербальные и невербальные способы общения, аргументировано и убедительно излагать свою точку зрения.
Для достижения данного уровня результатов при реализации программы используются упражнения, направленные на самопознание, тесты, опросники, эссе, рефлексивные упражнения, ролевые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.
У обучающихся будут сформированы: позитивное восприятие себя, уважительное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, к людям с ограниченными возможностями здоровья, потребность следовать закону и нравственным нормам.
Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от возраста, особенностей, статуса.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет использование в ходе занятий ролевых и имитационных игр, дискуссий, диспутов.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Обучающиеся должны приобрести опыт межличностного взаимодействия (различные способы информирования, ведение переговоров, выявление потребностей нуждающихся в помощи) на основе нравственных норм.
Обучающиеся получат возможность приобретение опыта взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, оказания им посильной помощи.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с социумом при выходе на свободу.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Проведение занятий по темам программы «Психология общения» предполагает использование разнообразных методов и форм работы:
Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания.
Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
Анализ статей научно-популярной литературы.
Систематическое повторение ранее изученного материала.
Проверка и самопроверка знаний.
В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.
При оценке результатов обучения целесообразно использовать опросный метод. По окончании курса предлагается выполнить творческую работу (эссе, рефлексивное сочинение, творческое исследование по одной из тем) по выбору учащихся.
Содержание курса
Тема: «Самопознание и саморазвитие» (3 ч.)
Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя. Причины самопознания.
Степень их проявления. Определение собственных личностных качеств. Способы самопознания. Кто я? Какой я? Я глазами других людей. Многообразие личностных качеств.
Тема: «Открытое общение» (8 ч.)
Вводное занятие: знакомство с предметом курса «Общение без проблем». Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация. Общение как взаимодействие. Деловое общение. Общение как обмен информацией ( коммуникативная сторона общения). Методы развития коммуникативных способностей.
Тема: «Этические формы общения» ( 7 ч.)
Этика и этикет. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Общение по телефону. Развитие навыков общения. Правила искусства убеждения. Схема убеждения.
Тема: «Конфликты и способы их разрешения» (6 ч.)
Знакомство с понятием «конфликт». Конфликтные типы личности, Формула конфликта.
Поведение при возникшей конфликтной ситуации. Управление конфликтом. Правила бесконфликтного общения. Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.
Тема: «Ненасильственное общение» (2 ч.)
Определение и виды издевательств. Психологическая характеристика поведения «Жертвы » и «обидчика». Освоение алгоритма ненасильственного общения, выражение просьбы, отказа, благодарности на основе «языка жирафа».
Тема: « Манипуляции» ( 1 ч.)
Скрытое управление собеседником против его воли. Блок – схема «Защита от манипуляций».
Тема: «Общение в группе». ( 7 ч.)
Малая и большая группы. Группа и коллектив.Положение человека в группе и коллективе. Психологический климат в группе и коллективе.Формальные инеформальные группы. Итоговое занятие. Групповые коммуникативные игры на сплочение коллектива «Ниточка и иголочка», «Принятие решений».
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
1
Самопознание и саморазвитие
3
2
Открытое общение
8
3
Этические формы общения
7
4
Конфликты и способы их разрешения
6
5
Ненасильственное общение
2
6
Манипуляции
1
7
Общение в группе
7
Итого:
34 ч.
Учебно-тематическое планирование программы
№ п/п
Тема занятия
Всего учебных часов
Из них
Информационная часть
Практическая часть
3
2
1
Самопознание и саморазвитие ( 2 ч. + 1 ч.)
1.
Что такое самопознание? Зачем нужно знать себя. Причины самопознания.
1
2.
Способы самопознания. Кто я? Какой я? Я глазами других людей. Многообразие личностных качеств.
1
3.
Тренинговые упражнения : «Кто я? Какой я?». Рефлексия.
Приветствие. Упражнение «Вежливые слова». Теория (конфликтные типы личности).Формула конфликта.
1
24.
Беседа ( как себя вести, если возникла конфликтная ситуация?). Управление конфликтом.
1
25.
Правила бесконфликтного общения.
1
26.
Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.
1
27.
Практическое занятие: ролевая коммуникативная игра «Как разрешить конфликт». Рефлексия, упражнение «Живая анкета». Проигрывание поведения в стрессовой ситуации.
1
Манипуляции. ( 1 ч. +1 ч.) 2 1 1
28.
Скрытое управление собеседником против его воли. Блок –схема «Защита от манипуляций
1
29.
Практическое занятие: проигрывание «выхода из неудобных ситуаций, не теряя чувства собственного достоинства ».
1
Общение в группе ( 6 ч. + 1 ч.)
7
6
1
30.
Что такое малая и большая группы. Группа и коллектив.
1
31.
Положение человека в группе и коллективе. психологический климат в группе и коллективе.
1
32.
Формальные и неформальные группы.
1
33.
Радиослушатели и телезрители как большие социальные группы.
1
34.
Реклама как способ воздействия на людей.
1
35.
Пользователи Интернета как большая группа.
1
36.
Групповая коммуникативная игра на сплочение «Ниточка и иголочка», «Принятие решений»
1
Итого:
36
27
9
Планируемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.
Обучающиеся научатся:
Способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного взаимодействия.
Обучающиеся получат возможность научиться: исследовать особенности поведения человека в различных ситуациях, понимать партнёра, используя вербальные и невербальные способы общения, аргументировано и убедительно излагать свою точку зрения.
Для достижения данного уровня результатов при реализации программы используются упражнения, направленные на самопознание, тесты, опросники, эссе, рефлексивные упражнения, ролевые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.
У обучающихся будут сформированы: позитивное восприятие себя, уважительное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, к людям с ограниченными возможностями здоровья, потребность следовать закону и нравственным нормам.
Обучающиеся получат возможность научиться в соответствии с ситуацией проявлять уважение, сочувствие, эмпатию по отношению к другим людям независимо от возраста, особенностей, статуса.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет использование в ходе занятий ролевых и имитационных игр, дискуссий, диспутов.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Обучающиеся должны приобрести опыт межличностного взаимодействия ( различные способы информирования, ведение переговоров, выявление потребностей нуждающихся в помощи) на основе нравственных норм.
Обучающиеся получат возможность приобретение опыта взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, оказания им посильной помощи.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с социумом при выходе на свободу.
И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251с.
Байярд Роб. Т., Байярб Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Академ. Проект, 2006. – 208 с.
Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 198 с.
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.