Программа кружка по краеведению "Край родной, познакомимся с тобой"
Программа кружка по краеведению "Край родной, познакомимся с тобой"
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.
Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.
Занятия по краеведению в школе позволяют решить целый ряд познавательных задач, развивают школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дают импульс к самостоятельной деятельности. Занятия по изучению родного края способствуют формированию нравственных убеждений, творческих способностей, помогают учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалеком будущем.
Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы высококультурной разносторонней личности. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по краеведению "Край родной, познакомимся с тобой" »
Программа внеклассных занятий
«Край родной, познакомимся с тобой»
Пояснительная записка
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.
Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.
Занятия по краеведению в школе позволяют решить целый ряд познавательных задач, развивают школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дают импульс к самостоятельной деятельности. Занятия по изучению родного края способствуют формированию нравственных убеждений, творческих способностей, помогают учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалеком будущем.
Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы высококультурной разносторонней личности. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.
Назначение программы
Данная программа отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Программа является обучающей и воспитывающей. Она опирается на важнейшие принципы, обозначенные в Законе РФ «Об образовании», таких как:
индивидуальность каждого подростка, его возможности и способности, самобытности.
Программа «Край родной, познакомимся с тобой» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Пикалево на гражданско-патриотическое направление отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеаудиторной занятости.(Занятия проводятся на группе продлённого дня)
Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через историю своей семьи;
приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;
познакомить ребят с историей села, в котором они проживают;
организовать познавательную деятельность младших школьников.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации.
Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.
Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине.
-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- проявлять свою любознательность, инициативность;
- выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине
Предметные результаты:
- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах.
Формы проведения внеурочных занятий:
теоретические занятия,
экскурсии по своему городу, в лес, поле, на озеро,
встречи с интересными людьми, живущими рядом,
работа в школьном краеведческом музее,
сбор краеведческого материала,
тематические экскурсии по музею,
просмотр видеофильмов;
защита проектов,
исследовательская деятельность,
викторины,
конкурс сочинений, сказок,
лекции;
литературные и исторические гостиные;
киносеансы,
исторические игры,
использование интернет – технологий,
создание видеопрезентаций.
Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Ребята создают простейшие коллекции, гербарий растений нашей местности. На основе индивидуальных детских работ создаются коллективные: тематические книжки-раскладушки, газеты, выставки. Программа направлена на закрепление умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем уроков окружающего мира.
Использование и популяризация новых технологий образования происходят в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников, педагогов дополнительного образования, родителей.
Планируемые результаты реализации программы занятий ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результатыпервого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Срок реализации – 4 года
Срок реализации программы четыре года, занятия проводятся один раз в неделю. Общий объем программы – 135часов: 1 класс - 33 часа, 2-4 классы - по 34 часа. Продолжительность занятия – 35 минут в 1 классе, 40 минут – во 2, 3, 4 классах, согласно СанПиН.
Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование родителей;
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:
- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
- создание фотоальбомов;
- открытые занятия;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- итоговые концерты для родителей.
Содержание курса.
1 класс
Тема 1:«Я и моя семья» - 9 часов.
Занятие 1.Введение. Что такое краеведение?
Знакомство с целями и задачами занятий. Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.
Занятие 2. «Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе.
Занятие 3. «Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках. Моя родословная.
Занятие 4. «Своя хатка – родная матка». Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы так любим его. Создание папки «Семейный архив».
Занятие 5. «Лень в дому – бери суму».
Ролевая игра «Распределим обязанности в моей семье».
Занятие 6. «На свет народился, с людьми породнился». Семейные будни, праздники, традиции семьи.
Занятие 6.Конкурс знатоков флоры Бокситогорского района.
Тема 6: «Путешествие в страну книг» - 3 часа
Занятие 1. Экскурсия в детскую библиотеку. Знакомство с писателями и поэтами Бокситогорского района.
Занятие 2. Посещение центральнойбиблиотеки. Знакомство с её фондами, краеведческим отделом.
Занятие 3. Литературная гостиная. Практическая работа: разучивание понравившихся стихов местных поэтов.
Занятие 34.Подведение итогов работы за год. Награждение самых активных.
3 класс
Тема 1:«Нет в мире краше Родины нашей» - 15 часов.
Занятие 1 -2. Познавательная прогулка по городу: «Названия улиц нашего города».
Занятие 3. Герб и флаг Бокситогорского района.
Занятие 4. Викторина «Люблю природу в любую погоду».
Занятие 5 - 6. Проект «Экологическое путешествие во времена года».
Занятие 7. Выставка рисунков «Сезонные изменения в нашем крае».
Занятие 8. Познавательная игра «Земля – кормилица наша».
Занятие 9. Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице.
Занятие 10. В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по ягоды».
Занятие 11. Проект «Грибы – лекари». Тест «Умники и умницы».
Занятие 12. Творческое задание. Растения и животные Бокситогорского района, занесенные в Красную Книгу.
Занятие 13. Составление Правил поведения в природе.
Занятие 14.. Правила здорового образа жизни.
Занятие 15. Проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Тема 2:«Без прошлого нет настоящего» - 11 часов
Занятие 1-2. Историческая гостиная «Точка на карте».
Занятие 3. Храмы Бокситогорского района.
Занятие 4 - 5. Проект. История создания церквей Бокситогорского района. Выставка рисунков, фотографий.
Занятие 6.«Загадка – для ума зарядка». (О предметах быта наших предков).
Занятие 7 . Викторина «Добрые соседи».
Занятие 8. Ролевая игра «Расскажи гостю о жителях нашего города, их занятиях».
Занятие 9. Викторина «Из истории нашего города».
Занятие 10 - 11. Проектная работа «Без прошлого нет настоящего».
Тема 3:Учреждения культуры нашего города» - 7 часов.
Занятие 1. Знакомство с песенными и танцевальными коллективами нашего города.
Занятие 2.Посещение концерта.
Занятие 3. Встреча с известными людьми нашего города «Ими гордится Пикалёво!»
Занятие 4. Создание презентации «Золотые звезды Пикалёво».
Занятие 5. Посещение выставки в центральной библиотеке.
Занятие 6. Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о нашем крае.
Занятие 7. Викторина«Знаешь ли ты свой район?»
Занятие 34. Подведение итогов работы за год. Награждение самых активных.
4 класс
Тема 1:«Береги землю родную, как мать любимую» -14 часов.
Занятие 1. Игра «Памятники природы Бокситогорского района».
Занятие 2. Выставка рисунков « Щедрая земля…»
Какие культуры выращиваются в наше районе?
Занятие 3. Игра «О каком растении идет речь?»
Занятие 4. Исследование «Интересные факты о растениях нашей местности». Составление кроссворда «Цветы в моем саду».
Занятие 5. Творческое задание : «Природа у порога нашего дома» Описание травянистых растений.
Занятие 6. Съедобные и несъедобные грибы. Игра «Узнай гриб по описанию».
Занятие 7. Проект-исследование «На берегу реки Рядани».
Занятие 8. «Люблю природу в любую погоду» . Описание любимого времени года.
Занятие 9. Семинар «Подземные сокровища нашего района».
Занятие 10-11. Составление миниэнциклопедии «Полезные ископаемые нашей местности.
Занятие 12 - 13. Проектная работа :«Какую пользу приносят птицы нашему саду, огороду?»
Занятие 14. Кроссворд «Охрана природы». Плакат «Береги природу!» Экологические проблемы нашего города.
Тема 2.«Земля отцов – моя земля» -13 часов
Занятие 1.Урок мужества «Мои земляки в годы войны».
Занятие 2. Практическая работа. Подготовка сообщений о героях-земляках.
Занятие 3- 4.Проектная работа«Мои родственники – участники ВОВ». Малолетние узники. Работа с архивными источниками.
.
Занятие 5. Мой край в годы войны с фашистами.
Занятие 6. Труженики тыла нашего края.
Занятие 7. Экскурсия к мемориальным доскам.
Занятие 8 – 9. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Занятие 10 - 11. Автобусная экскурсия «По местам боевой славы».
Занятие 12. Автобусная экскурсия в город Бокситогорск в школьный военный музей.
Занятие 13. Встреча с известными людьми города «Ими гордится Пикалёво!»
Тема 3. «Мы жители Ленинградской области».
Занятие 1. Герб и флаг Ленинградской области.
Занятие 2.Газеты нашего района.
Занятие 3. Экскурсия в редакцию газеты «Рабочее слово».
Занятие 4. Телевидение нашего города. Экскурсия на канал «Диалог».
Занятие 5.«Будущее Пикалёва – это мы».
Занятие 6. . Сочинение «Моя малая Родина».
Занятие 7.Викторина «Знаешь ли ты свой край?» Подведение итогов работы за год. Награждение самых активных.
Предполагаемые результаты.
В процессе освоения содержания программы «Край родной, познакомимся с тобой» обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
К концу четвёртого года обучения дети должны:
Знать (теория)
Уметь (практика)
Основные исторические местности и улицы города и краткие исторические сведения о них.
Составлять план – схему своего двора, карту города, создавать слайд-проекты, в полной мере владеть информацией о культурных и исторических ценностях своего края
Основные памятники истории города, памятные места.
Уметь создавать презентации, защищать творческие проекты, составлять эскизы.
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ, обычаи предков, легенды края
Составлять родословную, пересказывать легенды края, создавать презентации, иметь представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей, традициях и обычаях.
Основные правила поведения в местной окружающей среде
Импровизировать полученные знания, сочинять, проектировать, творчески осмысливать задачи и воплощать их в своем творчестве.
Об экологии растений и животных
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных своей местности (2-3 изученных представителя); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
Особенности времен года своей местности, полезные ископаемые своей местности
Различать и описывать отдельных представителей растительного и животного мира, знать и называть культурные, сорные, ядовитые, лекарственные растения своей местности Бокситогорского района; различать съедобные и несъедобные грибы своей местности
Названия края; города и населенные пункты Бокситогорского района; географические и климатические особенности
Показывать на карте и глобусе горы, равнины, реки, озера родного края (родной город (село), еще 1-2 города);
О Красной книге Ленинградской области и природоохранных мероприятиях
Анализировать экологическую ситуацию своей местности и делать соответствующие выводы;
Формы и средства контроля
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путём6
- тестирования, анкетирования;
- участия в школьных конкурсах, соревнованиях;
- участия в работе школьной историко-краеведческой неделе.
Отслеживание результатов освоения данной программы происходит с помощью следующих методов:
- наблюдение – оценка и текущий анализ работ учащихся;
- защита проектов;
- тестовые задания;
- викторины;
Данная программа имеет оценочно-результативный блок, который включает в себя авторскую разработку тестовых заданий и позволяет определить уровень освоения знаний, умений, навыков ребенка, его творческую активность. Подведение итогов по теме в виде опроса (чаще в тестовой форме) с последующим проведением игры-викторины, творческие занятия, разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении задания.
Технические средства обучения
- мультимедийный проектор ,компьютер.
Фотоотчёт
Посещение выставки в краеведческом музее «Разные лики духовности»
Экскурсия «Откуда к нам в дом приходит вода?»
На берегу реки Рядань
Границы нашего города
Церкви нашего города
Квест – игра . Проводят студенты колледжа.
Экскурсия в школьный музей п.Ефимовский
У памятника воинам Великой Отечественной войны, умершим в Ефимовском госпитале.
Село Сомино. Памятник Петру 1.
Встречи с интересными людьми
Экскурсия на почту
Экскурсия в газовую службу Награждение победителей «Куклы разные бывают»