Школьный краеведческий кружок обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные исторические знания учащихся. Важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Программа кружка «Клуб Отечество» направлена на изучение истории своей Малой Родины, ее местных событий, явлений в трех временных измерениях: прошлого – настоящего - будущего.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории и культуре своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Изучая жизнью выдающихся земляков, ученики приходят к пониманию, что история России – это история людей. И что они, ученики, являются творцами этой истории. В этой форме работы заложен большой воспитательный потенциал формирования гражданской активности и высоких патриотических чувств у обучающихся.
Краеведческая работа дает ученикам моральное удовлетворение, способствует быстрому росту чувства человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы духа.
Материал кружка актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений.
Программа «Клуба Отечество» рассчитана на 4 года обучения, предназначена для учащихся 6 - 9 классов, как внеклассное занятие по 1 часу в неделю (34 часа в год). Итого 136 часов.
Программа основана на достигнутых результатах в деятельности кружка. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе кружка. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и гимназии.
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, гимназии.
Цель программы: краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.
Задачи программы:
1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей
2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.
4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.
5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа кружка "Клуб "Отечество" »
МОУ «Гимназия г. Болхова»
Рассмотрена на Рассмотрена и рекомендована «Утверждаю»
Заседании МО учителей к утверждению управляющим Директор
гуманитарного цикла Советом гимназии МОУ гимназия г. Болхова
протокол № 1 протокол № 18 ________________ Баева О. В
от 31 августа 2011 г. от 19 сентября 2011 г.
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
Педагогическим советом гимназии
протокол № 1 от 31 августа 2011 г.
ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА
«КЛУБ ОТЕЧЕСТВО»
(для обучающихся, имеющих повышенную мотивацию к учению)
Составитель:
Филева И. А.
учитель истории и обществознания
2011 г.
Паспорт программы
Наименование Образовательной программы
Программа краеведческого кружка «Клуб Отечество»
Назначение программы
Программа предназначена для изучения истории г. Болхова и Болховского района, для формирования навыка проектной и исследовательской деятельн6ости обучающихся.
Сроки реализации программы
4 года
Разработчик программы
Учитель истории и обществознания Филева Ирина Анатольевна
Дата рассмотрения программы и решение об утверждении
Протокол педагогического совета
№ 1 от 31 августа 2011 г.
Цели программы
краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.
Задачи программы
1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей
2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.
4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.
5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.
Прогнозируемый результат реализации программы
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Возможности внесения коррективов в программу
Изменения в содержание программы вносятся в случае корректировки тематического планирования курса с учетом изменения содержания кодификатора контрольно-измерительных материалов, потребностей обучающихся.
• изменение социального и государственного заказа
Перечень документов, на основании которых разработана программа
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области";
Программа развития гимназии;
Концепция модернизации российского образования (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756 - р);
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 803);
Национальная инициатива «Наша новая школа»;
Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему (проект);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (2011 год);
Устав Гимназии.
Пояснительная записка
Школьный краеведческий кружок обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные исторические знания учащихся. Важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Программа кружка «Клуб Отечество» направлена на изучение истории своей Малой Родины, ее местных событий, явлений в трех временных измерениях: прошлого – настоящего - будущего.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории и культуре своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Изучая жизнью выдающихся земляков, ученики приходят к пониманию, что история России – это история людей. И что они, ученики, являются творцами этой истории. В этой форме работы заложен большой воспитательный потенциал формирования гражданской активности и высоких патриотических чувств у обучающихся.
Краеведческая работа дает ученикам моральное удовлетворение, способствует быстрому росту чувства человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы духа.
Материал кружка актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений.
Программа «Клуба Отечество» рассчитана на 4 года обучения, предназначена для учащихся 6 - 9 классов, как внеклассное занятие по 1 часу в неделю (34 часа в год). Итого 136 часов.
Программа основана на достигнутых результатах в деятельности кружка. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе кружка. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и гимназии.
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, гимназии.
Цель программы: краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.
Задачи программы:
1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей
2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.
4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.
5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Тематический план
краеведческого кружка
«Клуб Отечество»
№
Наименование темы
Всего часов
Лекция
Проект. деятельность
Круглые столы
Исслед. работа
6 класс -34 часа
1.
Введение. Краеведение - наука о родном крае.
1
1
2.
Город, в котором я живу.
4
1
1
2
3.
История улиц г. Болхова
4
3
1
4.
Герои - земляки
3
3
5.
Герои труда
3
3
6.
Болхов – город церквей
4
1
3
7.
Семейные традиции, праздники г.Болхова.
3
1
2
8.
«Не позволяй душе лениться»
3
3
9.
Юные - экскурсоводы
4
3
1
10.
Путеводитель г. Болхова
3
1
1
1
11.
Город, в котором я живу.
2
2
7 класс - 34 часа
1.
Вводное занятие.
Откуда мы знаем о прошлом нашего края
3
1
1
1
2.
Орловский край в составе Киевской Руси
3
1
2
3.
На страже южных границ государства
3
1
2
Царица из Болхова
1
1
4
Крестьянские восстания в нашем крае
3
1
2
5.
Развитие хозяйства в нашем крае
3
1
2
6.
Культура и быт Орловского края
X-XVII вв
4
1
1
1
1
7.
Юные - экскурсоводы
3
3
8.
«Культура и быт Орловского края
X-XVII вв »
3
1
1
1
9.
Православные праздники
3
1
1
1
10.
Православные праздники
3
1
1
1
11.
Город, в котором я живу.
2
2
8 класс - 34 часа
1.
Вводное занятие.
1
1
2.
Образование Орловской губернии 1778 год
2
1
1
3.
Заглянем в век XIX
3
1
1
1
4
Участие орловцев в Отечественной войне
1812года
3
1
1
1
5-6.
200-лет Бородинской битве
5
1
1
1
2
7
Наши земляки - декабристы
2
1
1
8.
Народная культура, быт, обычаи болховчан
2
1
1
9.
Писатели – орловцы.
6
1
3
1
1
10
Поэты - земляки
2
1
1
11.
Театр С.М. Каменского
2
1
1
12.
Выдающиеся уроженцы и жители г.Болхова
3
1
1
1
13.
Они прославили мой край
2
2
14.
Итоговое занятие
1
1
9 класс - 34 часа
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Орловский край в период революционных потрясений
2
1
1
3.
Болхов в 1918- 1920 годах
3
1
1
1
4
Болховский район в годы ВОВ
3
1
1
1
5
Все силы для борьбы с врагом.
3
1
1
1
-6.
Наши земляки - Герои Советского Союза
2
2
7
История улиц г. Болхова
5
3
1
1
8.
Почетные граждане г, Болхова
2
2
9.
Наш край с 1945 по 2000 годы
2
1
1
10
Почетные граждане г. Орла
2
1
1
11.
История гимназии г. Болхова
3
3
12.
Памятники истории и культуры
5
3
1
1
13.
Итоговое занятие
1
1
Содержание занятий кружка
6 класс
Введение. Краеведение - наука о родном крае (1 час).
Человек и его окружение. Что изучает краеведение.
Город, в котором я живу (4 часа).
История основания города, легенды и сказания. Посещение гимназического и городского краеведческого музея. Подбор материала к папке «История основания г. Болхова».
История улиц г. Болхова (4 часа).
Первые улицы города, улицы поэтов, писателей, участников Великой Отечественной войны. Подбор материала к папке «История улиц г.Болхова».
Герои – земляки (3 часа).
Сбор материала о героях Советского Союза, участниках ВОВ Болховского района.
Герои труда (3 часа).
Сбор материала о людях ратного подвига (ученых, артистах, поэтах…).
Болхов – город церквей (4 часа).
Сбор материала о церквях, монастырях города. Изучение истории соборов и церквей г. Болхова и Болховского района.
Семейные традиции, праздники г. Болхова (3 часа).
Сбор пословиц, поговорок, загадок орловщины. Изучение семейных традиций и праздников жителей г. Болхова, Болховского района, Орловской области.
«Не позволяй душе лениться» (3 часа)
Оформление собранного материала в папку «Путеводитель г. Болхова».
Юные - экскурсоводы (4 часа).
Что значит быть экскурсоводом. Подготовка экскурсных докладов о достопримечательностях г. Болхова. Подготовка и проведение экскурсии.
Путеводитель г. Болхова (3 часа).
Проведение заочной экскурсии для учащихся младших классов.
Город, в котором я живу (2 часа).
Анализ, обобщение работы кружка.
7 класс (34 часа)
Вводное занятие. Откуда мы знаем о прошлом нашего края (3 часа).
Источники изучения родного края. Творческое задание, подобрать из СМИ материал о нашем крае.
Орловский край в составе Киевской Руси (3 часа).
Наши предки – вятичи. Орловский край в период борьбы с монголо-татарами.
На страже южных границ государства (4 часа).
Основание г.Болхова, как боевого форпоста России. Основание г. Орла.
Посещение Иваном IV г.Болхова и г.Орла. Царица из Болхова Боярыня Мария Милославская.
Крестьянские восстания в нашем крае (3 часа).
Восстание И. Болотникова. Поход Лжедмитрия II.
Развитие хозяйства в нашем крае (3 часа).
Развитие сельского хозяйства, животноводства, ремесел.
Культура и быт Орловского края X-XVII вв. (4 часа).
Изучение культуры и быта г. Болхова, Болховского района, Орловской области. Подбор материала к папке «Культура и быт Орловского края X-XVII вв».
Юные – экскурсоводы (3 часа).
Искусство быть экскурсоводом. Подготовка экскурсоводов. Тема экскурсии: «Заглянем к бабушке в избу».
«Культура и быт Орловского края X-XVII вв» (3 часа).
Проведение заочной экскурсии «Заглянем к бабушке в избу» для учащихся младших классов.
Православные праздники (3 часа).
Подбор материала к папке «Православные праздники» (Коляда, Рождество, Святки, Масленица, Троица, Иван Купала, Петров день.
Православные праздники (3 часа)
Оформление поисково-исследовательского материала по теме «Православные праздники».
Город, в котором я живу (2 часа)
Подведение итогов работы кружка за год. Защита исследовательских проектов.
8 класс (34 часа)
Вводное занятие (1 час).
Беседа с членами кружка о предстоящих задачах работы, о путях поиска краеведческого материала.
Образование Орловской губернии 1778 год (2 часа).
Указ Екатерины II об учреждении Орловской губернии. Герб г. Орла. символика.
Заглянем в век XIX (3 часа).
Развитие хозяйства края. Откуп купцов Болхова от строительства железной дороги.
Участие орловцев в Отечественной войне 1812 года (3 часа)
Военные действия 1812 года на территории Орловской области. Сбор материал о генерале А.П.Ермолове, унтер – офицере С. Макарове, гусаре Д.В.Давыдове.
200 - лет Бородинской битве (5 часов)
Исторические факты, описывающие сражение при Бородино. Подготовка презентации «Отечественная война 1812 года». Час мужества для учащихся среднего звена.
Наши земляки – декабристы (2 часа).
Биография земляков-декабристов. Подбор материала к папке «Земляки - декабристы».
Народная культура, быт, обычаи болховчан (2 часа).
Сбор информации о писателях и поэтах Орловщины XIX века. Посещение БЦ библиотеки. Оформление альбома «Писатели – земляки».
Поэты – земляки (2 часа).
Знакомство с поэтами – земляками. Встреча с поэтом А.Лущенко, В. Быковым, К. Балашовой. Оформление альбома «Поэты – земляки».
Театр С.М. Каменского (2 часа).
Сбор информации о театре С.М. Каменского.
Выдающиеся уроженцы и жители г. Болхова (3 часа).
Подготовка и оформление презентации «Они прославили мой край».
Они прославили мой край (3 часа).
Подготовка и проведение литературно – музыкальной композиции для учащихся среднего звена об известных жителях г. Болхова и Болховского района.
9 класс (34 часа)
Орловский край в период революционных потрясений (3 часа)
Вводное занятие. Подбор материала об уроженцах г. Болхова - участниках
в Февральской и Октябрьской революциях.
Болхов в 1918-1920 годах (3 часа).
Гражданская война на территории г. Болхова и Болховского района. Подбор материала об участниках Гражданской войны.
Болховский район в годы ВОВ (3 часа).
Болхов в оккупации 1941-1943 гг. Кривцовская высота 1942 год. Орловская дуга 1943 год.
Все силы для борьбы с врагом (3 часа).
Подбор материала по теме «Фронт в тылу врага», о партизанском движении на Орловщине.
Наши земляки - Герои Советского Союза (2 часа)
Подбор фото - материала по теме: «Герои-земляки». Выпуск школьной стенгазеты «Герои-земляки».
История улиц г. Болхова (5 часов).
Изучение истории улиц г. Болхова. Подбор материала по теме: «Их именами названы улицы г. Болхова». Оформление материала в виде исследовательского проекта.
Почетные граждане г. Болхова (2 часа).
Формирование исследовательского материала о почетных гражданах г. Болхова. Подбор фото-материала по теме «Почетные граждане г. Болхова».
Наш край с 1945 по 2000 годы (2 часа).
Развитие промышленности и сельского хозяйства Болховского района.
Почетные граждане г. Орла (2 часа).
Формирование исследовательского материала о почетных гражданах г. Орла. Подбор фото - материала по теме «Почетные граждане г. Орла» и оформление буклета.
История гимназии г. Болхова (3 часа).
Формирование исследовательского материала об истории гимназии, педагогах, работавших в гимназии, знаменитых выпускниках, современном развитии гимназии. Создание социального проекта «История гимназии в судьбе моей страны».
Памятники истории и культуры (5 часов)
История храмов и церквей г. Болхова и Болховского района. Оформление буклета о святых местах района. Проведение заочных экскурсий «Святыни Болховского района».
Итоговое занятие (1 час).
Подведение итогов работы в кружке «Клуб Отечество». Награждение активных участников поисково-исследовательской деятельности.
Рекомендуемая литература:
1. Край наш Орловский. Рассказы о природе и истории родного края. 4 класс. Авт.Кострица А.Ф. Изд. Приокское кн. изд-во. Тула. 1984
2. Край наш Орловский. Часть I. Учеб.пособ.по истории для уч-ся 7-8 классов. Авт. А.Ф. Кострица Приокское кн. изд-во. Тула.1986
3. Край наш Орловский. Часть II. Учеб.пособ.по истории для уч-ся 9-10 классов. Авт. Воробьева В.Я., Емельянов И.Н., Кострица А.Ф. Изд. Приокское кн. изд-во. Тула.1986
4. История Орловского края. Часть I. С древнейших времен до конца XIX века. Рук.авт. коллектива Е.И.Чапкевич. Орел. 2004.