kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Клуб "Отечество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

        Школьный краеведческий кружок обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные исторические знания учащихся. Важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

         Программа кружка «Клуб Отечество»  направлена на изучение истории своей Малой Родины, ее местных событий, явлений  в трех временных измерениях: прошлого – настоящего -  будущего.

       Путешествуя по родному краю, изучая  памятники  истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными в музеях и архивах,  учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории и  культуре  своего города,  учатся понимать, как  история малой Родины связана с историей России, как различные исторические,  политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире,  влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

         Изучая жизнью выдающихся земляков, ученики приходят к пониманию, что история России – это история людей. И  что они, ученики, являются  творцами этой истории. В этой форме работы заложен большой воспитательный потенциал формирования гражданской активности и высоких патриотических чувств у обучающихся.

         Краеведческая работа дает ученикам моральное удовлетворение, способствует  быстрому росту чувства человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы духа.

        Материал кружка актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений.

      Программа «Клуба Отечество» рассчитана на 4 года обучения, предназначена для учащихся 6 - 9 классов, как внеклассное занятие  по 1 часу в неделю (34 часа в год). Итого 136 часов.      

     Программа основана на достигнутых результатах в деятельности кружка. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе кружка. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и гимназии.     

     Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, гимназии.

Цель программы: краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.

Задачи программы:

1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей

2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.

3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.

4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.

5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа кружка "Клуб "Отечество" »

МОУ «Гимназия г. Болхова»


Рассмотрена на Рассмотрена и рекомендована «Утверждаю»

Заседании МО учителей к утверждению управляющим Директор

гуманитарного цикла Советом гимназии МОУ гимназия г. Болхова

протокол № 1 протокол № 18 ________________ Баева О. В

от 31 августа 2011 г. от 19 сентября 2011 г.




Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

Педагогическим советом гимназии

протокол № 1 от 31 августа 2011 г.






ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА

«КЛУБ ОТЕЧЕСТВО»

(для обучающихся, имеющих повышенную мотивацию к учению)







Составитель:

Филева И. А.

учитель истории и обществознания













2011 г.

Паспорт программы

 Наименование Образовательной программы

Программа краеведческого кружка «Клуб Отечество»

Назначение программы

Программа предназначена для изучения истории г. Болхова и Болховского района, для формирования навыка проектной и исследовательской деятельн6ости обучающихся.

Сроки реализации программы

4 года

Разработчик программы

Учитель истории и обществознания Филева Ирина Анатольевна

Дата рассмотрения программы и решение об утверждении

Протокол педагогического совета

№ 1 от 31 августа 2011 г.


Цели программы

краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.


Задачи программы

1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей

2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.

3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.

4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.

5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.


Прогнозируемый результат реализации программы

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Возможности внесения коррективов в программу

Изменения в содержание программы вносятся в случае корректировки тематического планирования курса с учетом изменения содержания кодификатора контрольно-измерительных материалов, потребностей обучающихся.

• изменение социального и государственного заказа

Перечень документов, на основании которых разработана программа

 

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области";

Программа развития гимназии;

Концепция модернизации российского образования (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756 - р);

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 803);

Национальная инициатива «Наша новая школа»;

Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему (проект);

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (2011 год);

Устав Гимназии.

Пояснительная записка

Школьный краеведческий кружок обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные исторические знания учащихся. Важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

Программа кружка «Клуб Отечество» направлена на изучение истории своей Малой Родины, ее местных событий, явлений в трех временных измерениях: прошлого – настоящего - будущего.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории и культуре своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Изучая жизнью выдающихся земляков, ученики приходят к пониманию, что история России – это история людей. И что они, ученики, являются творцами этой истории. В этой форме работы заложен большой воспитательный потенциал формирования гражданской активности и высоких патриотических чувств у обучающихся.

Краеведческая работа дает ученикам моральное удовлетворение, способствует быстрому росту чувства человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы духа.

Материал кружка актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений.

Программа «Клуба Отечество» рассчитана на 4 года обучения, предназначена для учащихся 6 - 9 классов, как внеклассное занятие по 1 часу в неделю (34 часа в год). Итого 136 часов.

Программа основана на достигнутых результатах в деятельности кружка. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе кружка. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и гимназии.

Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, гимназии.

Цель программы: краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.

Задачи программы:

1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей

2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.

3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.

4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.

5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Тематический план

краеведческого кружка

«Клуб Отечество»


Наименование темы

Всего часов

Лекция

Проект. деятельность

Круглые столы

Исслед. работа

6 класс -34 часа

1.

Введение. Краеведение - наука о родном крае.

1



1


2.

Город, в котором я живу.

4

1


1

2

3.

История улиц г. Болхова

4


3

1


4.

Герои - земляки

3


3



5.

Герои труда

3


3



6.

Болхов – город церквей

4



1

3

7.

Семейные традиции, праздники г.Болхова.

3



1

2

8.

«Не позволяй душе лениться»

3



3


9.

Юные - экскурсоводы

4


3

1


10.

Путеводитель г. Болхова

3

1

1


1

11.

Город, в котором я живу.

2



2


7 класс - 34 часа

1.

Вводное занятие.

Откуда мы знаем о прошлом нашего края

3

1


1

1

2.

Орловский край в составе Киевской Руси

3

1



2

3.

На страже южных границ государства

3

1



2


Царица из Болхова

1




1

4

Крестьянские восстания в нашем крае

3

1



2

5.

Развитие хозяйства в нашем крае

3

1


2


6.

Культура и быт Орловского края

X-XVII вв

4

1

1

1

1

7.

Юные - экскурсоводы

3


3



8.

«Культура и быт Орловского края

X-XVII вв »

3

1

1


1

9.

Православные праздники

3


1

1

1

10.

Православные праздники

3


1

1

1

11.

Город, в котором я живу.

2


2



8 класс - 34 часа

1.

Вводное занятие.

1



1


2.

Образование Орловской губернии 1778 год

2

1



1

3.

Заглянем в век XIX

3

1

1

1


4

Участие орловцев в Отечественной войне

1812года

3

1

1


1

5-6.

200-лет Бородинской битве

5

1

1

1

2

7

Наши земляки - декабристы

2



1

1

8.

Народная культура, быт, обычаи болховчан

2


1


1

9.

Писатели – орловцы.

6

1

3

1

1

10

Поэты - земляки

2



1

1

11.

Театр С.М. Каменского

2



1

1

12.

Выдающиеся уроженцы и жители г.Болхова

3


1

1

1

13.

Они прославили мой край

2


2



14.

Итоговое занятие

1



1


9 класс - 34 часа

1.

Вводное занятие

1



1


2.

Орловский край в период революционных потрясений

2



1

1

3.

Болхов в 1918- 1920 годах

3


1

1

1

4

Болховский район в годы ВОВ

3

1


1

1

5

Все силы для борьбы с врагом.

3

1

1

1


-6.

Наши земляки - Герои Советского Союза

2


2



7

История улиц г. Болхова

5


3

1

1

8.

Почетные граждане г, Болхова

2


2



9.

Наш край с 1945 по 2000 годы

2

1



1

10

Почетные граждане г. Орла

2



1

1

11.

История гимназии г. Болхова

3


3



12.

Памятники истории и культуры

5


3

1

1

13.

Итоговое занятие

1



1





Содержание занятий кружка


6 класс

Введение. Краеведение - наука о родном крае (1 час).

Человек и его окружение. Что изучает краеведение.


Город, в котором я живу (4 часа).

История основания города, легенды и сказания. Посещение гимназического и городского краеведческого музея. Подбор материала к папке «История основания г. Болхова».


История улиц г. Болхова (4 часа).

Первые улицы города, улицы поэтов, писателей, участников Великой Отечественной войны. Подбор материала к папке «История улиц г.Болхова».


Герои – земляки (3 часа).

Сбор материала о героях Советского Союза, участниках ВОВ Болховского района.


Герои труда (3 часа).

Сбор материала о людях ратного подвига (ученых, артистах, поэтах…).


Болхов – город церквей (4 часа).

Сбор материала о церквях, монастырях города. Изучение истории соборов и церквей г. Болхова и Болховского района.


Семейные традиции, праздники г. Болхова (3 часа).

Сбор пословиц, поговорок, загадок орловщины. Изучение семейных традиций и праздников жителей г. Болхова, Болховского района, Орловской области.


«Не позволяй душе лениться» (3 часа)

Оформление собранного материала в папку «Путеводитель г. Болхова».


Юные - экскурсоводы (4 часа).

Что значит быть экскурсоводом. Подготовка экскурсных докладов о достопримечательностях г. Болхова. Подготовка и проведение экскурсии.


Путеводитель г. Болхова (3 часа).

Проведение заочной экскурсии для учащихся младших классов.


Город, в котором я живу (2 часа).

Анализ, обобщение работы кружка.


7 класс (34 часа)

Вводное занятие. Откуда мы знаем о прошлом нашего края (3 часа).

Источники изучения родного края. Творческое задание, подобрать из СМИ материал о нашем крае.


Орловский край в составе Киевской Руси (3 часа).

Наши предки – вятичи. Орловский край в период борьбы с монголо-татарами.


На страже южных границ государства (4 часа).

Основание г.Болхова, как боевого форпоста России. Основание г. Орла.

Посещение Иваном IV г.Болхова и г.Орла. Царица из Болхова Боярыня Мария Милославская.


Крестьянские восстания в нашем крае (3 часа).

Восстание И. Болотникова. Поход Лжедмитрия II.


Развитие хозяйства в нашем крае (3 часа).

Развитие сельского хозяйства, животноводства, ремесел.


Культура и быт Орловского края X-XVII вв. (4 часа).

Изучение культуры и быта г. Болхова, Болховского района, Орловской области. Подбор материала к папке «Культура и быт Орловского края X-XVII вв».

Юные – экскурсоводы (3 часа).

Искусство быть экскурсоводом. Подготовка экскурсоводов. Тема экскурсии: «Заглянем к бабушке в избу».


«Культура и быт Орловского края X-XVII вв» (3 часа).

Проведение заочной экскурсии «Заглянем к бабушке в избу» для учащихся младших классов.


Православные праздники (3 часа).

Подбор материала к папке «Православные праздники» (Коляда, Рождество, Святки, Масленица, Троица, Иван Купала, Петров день.


Православные праздники (3 часа)

Оформление поисково-исследовательского материала по теме «Православные праздники».


Город, в котором я живу (2 часа)

Подведение итогов работы кружка за год. Защита исследовательских проектов.


8 класс (34 часа)

Вводное занятие (1 час).

Беседа с членами кружка о предстоящих задачах работы, о путях поиска краеведческого материала.


Образование Орловской губернии 1778 год (2 часа).

Указ Екатерины II об учреждении Орловской губернии. Герб г. Орла. символика.


Заглянем в век XIX (3 часа).

Развитие хозяйства края. Откуп купцов Болхова от строительства железной дороги.


Участие орловцев в Отечественной войне 1812 года (3 часа)

Военные действия 1812 года на территории Орловской области. Сбор материал о генерале А.П.Ермолове, унтер – офицере С. Макарове, гусаре Д.В.Давыдове.


200 - лет Бородинской битве (5 часов)

Исторические факты, описывающие сражение при Бородино. Подготовка презентации «Отечественная война 1812 года». Час мужества для учащихся среднего звена.


Наши земляки – декабристы (2 часа).

Биография земляков-декабристов. Подбор материала к папке «Земляки - декабристы».


Народная культура, быт, обычаи болховчан (2 часа).

Семейно-обрядовые традиции: сватовство, причитания, заговоры.


Писатели – орловцы (6 часов).

Сбор информации о писателях и поэтах Орловщины XIX века. Посещение БЦ библиотеки. Оформление альбома «Писатели – земляки».


Поэты – земляки (2 часа).

Знакомство с поэтами – земляками. Встреча с поэтом А.Лущенко, В. Быковым, К. Балашовой. Оформление альбома «Поэты – земляки».


Театр С.М. Каменского (2 часа).

Сбор информации о театре С.М. Каменского.


Выдающиеся уроженцы и жители г. Болхова (3 часа).

Подготовка и оформление презентации «Они прославили мой край».


Они прославили мой край (3 часа).

Подготовка и проведение литературно – музыкальной композиции для учащихся среднего звена об известных жителях г. Болхова и Болховского района.


9 класс (34 часа)

Орловский край в период революционных потрясений (3 часа)

Вводное занятие. Подбор материала об уроженцах г. Болхова - участниках

в Февральской и Октябрьской революциях.


Болхов в 1918-1920 годах (3 часа).

Гражданская война на территории г. Болхова и Болховского района. Подбор материала об участниках Гражданской войны.


Болховский район в годы ВОВ (3 часа).

Болхов в оккупации 1941-1943 гг. Кривцовская высота 1942 год. Орловская дуга 1943 год.


Все силы для борьбы с врагом (3 часа).

Подбор материала по теме «Фронт в тылу врага», о партизанском движении на Орловщине.


Наши земляки - Герои Советского Союза (2 часа)

Подбор фото - материала по теме: «Герои-земляки». Выпуск школьной стенгазеты «Герои-земляки».


История улиц г. Болхова (5 часов).

Изучение истории улиц г. Болхова. Подбор материала по теме: «Их именами названы улицы г. Болхова». Оформление материала в виде исследовательского проекта.


Почетные граждане г. Болхова (2 часа).

Формирование исследовательского материала о почетных гражданах г. Болхова. Подбор фото-материала по теме «Почетные граждане г. Болхова».


Наш край с 1945 по 2000 годы (2 часа).

Развитие промышленности и сельского хозяйства Болховского района.


Почетные граждане г. Орла (2 часа).

Формирование исследовательского материала о почетных гражданах г. Орла. Подбор фото - материала по теме «Почетные граждане г. Орла» и оформление буклета.


История гимназии г. Болхова (3 часа).

Формирование исследовательского материала об истории гимназии, педагогах, работавших в гимназии, знаменитых выпускниках, современном развитии гимназии. Создание социального проекта «История гимназии в судьбе моей страны».


Памятники истории и культуры (5 часов)

История храмов и церквей г. Болхова и Болховского района. Оформление буклета о святых местах района. Проведение заочных экскурсий «Святыни Болховского района».


Итоговое занятие (1 час).

Подведение итогов работы в кружке «Клуб Отечество». Награждение активных участников поисково-исследовательской деятельности.

Рекомендуемая литература:

1. Край наш Орловский. Рассказы о природе и истории родного края. 4 класс. Авт.Кострица А.Ф. Изд. Приокское кн. изд-во. Тула. 1984

2. Край наш Орловский. Часть I. Учеб.пособ.по истории для уч-ся 7-8 классов. Авт. А.Ф. Кострица Приокское кн. изд-во. Тула.1986

3. Край наш Орловский. Часть II. Учеб.пособ.по истории для уч-ся 9-10 классов. Авт. Воробьева В.Я., Емельянов И.Н., Кострица А.Ф. Изд. Приокское кн. изд-во. Тула.1986

4. История Орловского края. Часть I. С древнейших времен до конца XIX века. Рук.авт. коллектива Е.И.Чапкевич. Орел. 2004.

5. Историко-литературный альманах Болховские были. Изд.Вешние воды.Орел.1994

6. Их Родина – Орловский край. Орловское книжное издательство.1962

7. Почетные граждане города Орла. Авт. Гольцева А.В., Еремин В.П., Лысенко. Изд. Вешние воды.1998

8. Болхов –город церквей. Исторические очерки и святыни. Авт.диакон Берташ А., Живолуп Н., Казакова Е. С- ПетербургАГАТ 2005

9. Краеведческие записки. Сборник.К 100-летию Орловского краеведческого музея. Выпуск первый, Орел 1995

10. Болхов. Колокольное имя твое… Лысенко А.И. Изд. Вешние воды.2009

11. История Орловского края в лицах.ПолынкинА.,Орел-2011г



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
программа кружка "Клуб "Отечество"

Автор: Филёва Ирина Анатольевна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Программа объединения Родина "
    ["seo_title"] => string(31) "proghramma-obiedinieniia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "186304"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426321788"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Проект "Растим сынов Отечества" "
    ["seo_title"] => string(33) "proiekt-rastim-synov-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "186313"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426323298"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства