Программа курса «Знатоки родного края» разработана для учащихся 5 класса и опирается на их базовые знания по «Познанию мира». Объем учебного времени 34 часа, 1 час в неделю. Курс содержит материал о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомит с вопросами охраны природы.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время необходимо приобщать детей к пониманию природного своеобразия своего края, воспитывать в детях чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатства своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д. Приобретенные учащимися знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности некоторый материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
Предусмотренное в программе проведение научно-исследовательских работ позволит накапливать эколого-краеведческий материал для использования в учебном процессе.
Программа составлена с учетом сезонности явлений в природе. На занятиях кружка используются наглядные пособия (в том числе собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.
Цели программы:
1. Дать первоначальные знания учащимся об особенностях природы родного края.
2. Сформировать творчески развитую личность ребенка путем совершенствования знаний и умений.
3. Воспитать чувство национальной гордости.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.
- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
2.Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Родине и своему краю;
- воспитание инициативы, ответственности;
- привитие любви к родному краю.
3. Развивающие:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- сформировать умения: формулировать проблему; разрабатывать и проводить эксперимент; делать выводы и предложения; претворять предложения в жизнь.
Формы учебных занятий:
На занятиях применяются различные формы деятельности: конкурсы, викторины, выставки, экскурсии и др. При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра, работа с документами и т.д., а также краеведческие рассказы. Как наглядный материал применяются краеведческие плакаты, краеведческие рисунки и картинки.
Ожидаемые результаты
Приобретенные учащимися знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории.
К концу обучения курса дети должны знать:
- название своего края;
- названия рек;
- растения и животных края;
- проводить простейшие исследования, работать над совместными проектами, обрабатывать собранные материалы.
Содержание программы
Введение (1 час)
Тема 1. Экологическая культура (2 часа)
В содержании темы раскрываются понятия экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значение овладения основами экологии. Практическое занятие предусматривает участие пятиклассников в природоохранных мероприятиях.
Тема 2. Экологический мониторинг (2 часа)
На занятии обсуждаются вопросы, связанные с экологическим мониторингом, его целями и задачами. Рассматриваются виды мониторинга в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный, по методам ведения: дистанционный и наземный. Практическое занятие заключается в работе с детскими журналами и газетами экологического направления в читальном зале городской библиотеки.
Тема 3. Природа - целостная система (6 часов)
В содержании занятия раскрываются понятия о природе как целостной и взаимосвязанной динамической системе. Рассматриваются основные царства живой природы, их краткая характеристика.
Практические занятия проводятся в парке, школьном дворе по сбору листьев, семян. Затем составляются коллекции листьев и семян, изготавливаются осенние букеты из листьев.
Тема 4. Водные ресурсы нашего края (3 часа)
В содержании занятия актуализируются знания учащихся из курса «Познания мира» о водных ресурсах и источниках их загрязнения. Затем знакомятся с географией водных ресурсов Карагандинской области. На практическом занятии проводится конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.
Тема 5. Растительный мир нашего края (6 часов)
На занятиях заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о значении зеленых растений на земле, их роли в жизни человека. Затем рассматриваются редкие растения Карагандинской области, сезонные изменения жизни человека и растений зимой. На практических занятиях ведется учет площади зеленных насаждений и определение видового состава и состояния деревьев в районе школы. Во время экскурсии в зимний парк проводится конкурс знатоков песен, пословиц, загадок, поговорок о зиме.
Тема 6. Животный мир нашего края (6 часов)
На занятии уделяется внимание значению животного мира края, приспособлению животных к зимней жизни. Далее говорится о редких и исчезающих животных нашей области. Практические занятия посвящены определению наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности, а также проводится конкурс творческих работ, посвященный охране животных.
Тема 7. Сохраним природу нашего края (4 часа)
На занятиях учащиеся знакомятся с основными документами по охране природы и особо охраняемых территориях Карагандинской области. На практических занятиях выявляют экологически неблагоприятные места нашей местности, составляют карты. Работа ведется с Интернет ресурсами.
Тема 8. Охрана степи (3 часа)
Занятия рассматривают вопросы о значении степи и правила поведения туристов в природе. Практическое занятие проводится в виде конкурса рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне.
Итоговое занятие
Завершает занятия кружка итоговое внеклассное мероприятие "Берегите природу!