kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вариативная учебная программа "Знатоки родного края" для учащихся 5 классов общеобразовательных школ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Знатоки родного края» разработана  для учащихся 5 класса и опирается на их  базовые знания по «Познанию мира». Объем учебного времени 34 часа, 1 час в неделю.  Курс содержит материал о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомит с вопросами охраны природы. 

Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время необходимо приобщать детей к пониманию природного своеобразия своего края, воспитывать в детях чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатства своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д. Приобретенные учащимися знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности некоторый материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

Предусмотренное в программе проведение  научно-исследовательских  работ позволит накапливать  эколого-краеведческий материал для использования в учебном процессе. 

Программа составлена с учетом сезонности явлений в природе. На занятиях кружка используются наглядные пособия (в том числе собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Цели программы:
1. Дать первоначальные знания учащимся об особенностях природы родного края.
2. Сформировать творчески развитую личность ребенка путем совершенствования знаний и умений.
3. Воспитать чувство национальной гордости.

 Задачи программы:

1. Образовательные:

- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.

- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

- овладение начальными навыками исследовательской работы;

2.Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Родине и своему краю;

- воспитание инициативы, ответственности;

- привитие любви к родному краю.

3. Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

- сформировать умения: формулировать проблему;  разрабатывать и проводить эксперимент;  делать выводы и предложения;  претворять предложения в жизнь.

Формы учебных занятий:

  На занятиях применяются различные формы деятельности: конкурсы, викторины, выставки, экскурсии и др. При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра, работа с документами и т.д., а также краеведческие рассказы. Как наглядный материал применяются краеведческие плакаты, краеведческие рисунки и картинки.

Ожидаемые результаты

  Приобретенные учащимися знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории.

К концу обучения курса дети должны знать:

- название своего края;

- названия рек;

- растения и животных края;

- проводить простейшие исследования, работать над совместными проектами, обрабатывать собранные материалы.

Содержание программы

     Введение  (1 час)

Тема 1. Экологическая культура (2 часа)

В содержании темы раскрываются понятия экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значение овладения основами экологии. Практическое занятие предусматривает участие пятиклассников в природоохранных мероприятиях.

Тема 2. Экологический мониторинг (2 часа)

На занятии обсуждаются вопросы, связанные с экологическим мониторингом, его целями и задачами. Рассматриваются виды мониторинга в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный,  по методам ведения: дистанционный и наземный. Практическое занятие заключается в работе с детскими журналами и газетами экологического направления в читальном зале городской библиотеки.

Тема 3. Природа - целостная система (6 часов)

В содержании занятия раскрываются понятия о природе как целостной и взаимосвязанной динамической системе. Рассматриваются основные царства живой природы, их краткая характеристика.

Практические занятия проводятся в парке, школьном дворе по сбору листьев, семян. Затем составляются коллекции листьев и семян, изготавливаются осенние букеты из листьев.

Тема 4. Водные ресурсы нашего края  (3 часа)

В содержании занятия актуализируются знания учащихся из курса «Познания мира» о водных ресурсах и источниках их загрязнения. Затем знакомятся с географией водных ресурсов Карагандинской области. На практическом занятии проводится конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.

Тема 5.  Растительный мир нашего края (6 часов)

На занятиях заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о значении зеленых растений на земле, их  роли в жизни человека. Затем рассматриваются редкие растения Карагандинской области, сезонные изменения жизни человека и растений зимой. На  практических занятиях ведется учет площади зеленных насаждений и определение видового состава и состояния деревьев в районе школы. Во время экскурсии в зимний парк проводится конкурс знатоков песен, пословиц, загадок, поговорок о зиме.

Тема 6.  Животный мир нашего края (6 часов)

На занятии уделяется внимание значению животного мира края, приспособлению животных  к зимней жизни. Далее говорится о редких и исчезающих животных нашей области. Практические занятия посвящены определению наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности, а также проводится конкурс творческих работ, посвященный охране животных.

Тема 7. Сохраним природу нашего края  (4 часа)

На занятиях учащиеся знакомятся с основными документами по охране природы и  особо охраняемых территориях Карагандинской области. На практических занятиях  выявляют экологически неблагоприятные места нашей местности, составляют карты.  Работа ведется с Интернет ресурсами.

Тема 8. Охрана степи  (3 часа)

Занятия рассматривают вопросы о значении степи и правила поведения туристов в природе. Практическое занятие проводится в виде конкурса рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне.

Итоговое занятие

Завершает занятия кружка итоговое внеклассное мероприятие "Берегите природу!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вариативная учебная программа "Знатоки родного края" для учащихся 5 классов общеобразовательных школ»


Вариативная учебная программа

"Знатоки родного края"

для учащихся 5 классов общеобразовательных школ

Пояснительная записка

Программа курса «Знатоки родного края» разработана для учащихся 5 класса и опирается на их базовые знания по «Познанию мира». Объем учебного времени 34 часа, 1 час в неделю. Курс содержит материал о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомит с вопросами охраны природы.

Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время необходимо приобщать детей к пониманию природного своеобразия своего края, воспитывать в детях чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатства своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д. Приобретенные учащимися знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности некоторый материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

Предусмотренное в программе проведение  научно-исследовательских  работ позволит накапливать  эколого-краеведческий материал для использования в учебном процессе.

Программа составлена с учетом сезонности явлений в природе. На занятиях кружка используются наглядные пособия (в том числе собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Цели программы:
1. Дать первоначальные знания учащимся об особенностях природы родного края.
2. Сформировать творчески развитую личность ребенка путем совершенствования знаний и умений.
3. Воспитать чувство национальной гордости.

 Задачи программы:

1. Образовательные:

- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.

- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

- овладение начальными навыками исследовательской работы;

2.Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Родине и своему краю;

- воспитание инициативы, ответственности;

- привитие любви к родному краю.

3. Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

- сформировать умения: формулировать проблему;  разрабатывать и проводить эксперимент;  делать выводы и предложения;  претворять предложения в жизнь.


Формы учебных занятий:

На занятиях применяются различные формы деятельности: конкурсы, викторины, выставки, экскурсии и др. При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра, работа с документами и т.д., а также краеведческие рассказы. Как наглядный материал применяются краеведческие плакаты, краеведческие рисунки и картинки.

Ожидаемые результаты

Приобретенные учащимися знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории.

К концу обучения курса дети должны знать:

- название своего края;

- названия рек;

- растения и животных края;

- проводить простейшие исследования, работать над совместными проектами, обрабатывать собранные материалы.


Содержание программы

Введение (1 час)

Тема 1. Экологическая культура (2 часа)

В содержании темы раскрываются понятия экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значение овладения основами экологии. Практическое занятие предусматривает участие пятиклассников в природоохранных мероприятиях.

Тема 2. Экологический мониторинг (2 часа)

На занятии обсуждаются вопросы, связанные с экологическим мониторингом, его целями и задачами. Рассматриваются виды мониторинга в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный, по методам ведения: дистанционный и наземный. Практическое занятие заключается в работе с детскими журналами и газетами экологического направления в читальном зале городской библиотеки.

Тема 3. Природа - целостная система (6 часов)

В содержании занятия раскрываются понятия о природе как целостной и взаимосвязанной динамической системе. Рассматриваются основные царства живой природы, их краткая характеристика.

Практические занятия проводятся в парке, школьном дворе по сбору листьев, семян. Затем составляются коллекции листьев и семян, изготавливаются осенние букеты из листьев.

Тема 4. Водные ресурсы нашего края (3 часа)

В содержании занятия актуализируются знания учащихся из курса «Познания мира» о водных ресурсах и источниках их загрязнения. Затем знакомятся с географией водных ресурсов Карагандинской области. На практическом занятии проводится конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.

Тема 5.  Растительный мир нашего края (6 часов)

На занятиях заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о значении зеленых растений на земле, их роли в жизни человека. Затем рассматриваются редкие растения Карагандинской области, сезонные изменения жизни человека и растений зимой. На практических занятиях ведется учет площади зеленных насаждений и определение видового состава и состояния деревьев в районе школы. Во время экскурсии в зимний парк проводится конкурс знатоков песен, пословиц, загадок, поговорок о зиме.

Тема 6.  Животный мир нашего края (6 часов)

На занятии уделяется внимание значению животного мира края, приспособлению животных к зимней жизни. Далее говорится о редких и исчезающих животных нашей области. Практические занятия посвящены определению наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности, а также проводится конкурс творческих работ, посвященный охране животных.

Тема 7. Сохраним природу нашего края (4 часа)

На занятиях учащиеся знакомятся с основными документами по охране природы и особо охраняемых территориях Карагандинской области. На практических занятиях  выявляют экологически неблагоприятные места нашей местности, составляют карты.  Работа ведется с Интернет ресурсами.

Тема 8. Охрана степи (3 часа)

Занятия рассматривают вопросы о значении степи и правила поведения туристов в природе. Практическое занятие проводится в виде конкурса рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне.

Итоговое занятие

Завершает занятия кружка итоговое внеклассное мероприятие "Берегите природу!

Учебно-тематический план курса

№ п/п

Тема

Кол-во часов


Введение (1час)


1.

Вводная беседа. Режим работы кружка. Ознакомление с планом. Беседа о правилах безопасности. Организация рабочего места.

1


Тема 1. Экологическая культура (2 часа)


2.

Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значение овладения основами экологии.

1

3.

Практическое занятие. Участие в природоохранных мероприятиях

1


Тема 2. Экологический мониторинг (2 часа)


4.

Экологический мониторинг, его цели и задачи. Мониторинг в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный. Мониторинг по методам ведения: дистанционный и наземный

1

5.

Практическое занятие. Работа в читальном зале городской библиотеки с детскими журналами и газетами экологического направления.

1


Тема 3. Природа - целостная система (6 часов)


6.

Что такое природа. Природа и мы. Природа - целостная взаимосвязанная динамическая система. Основные царства живой природы, их краткая характеристика.

1

7.

Значение животных и растений в природе и в жизни человека.

1

8.

Практическое занятие:  Сбор листьев, семян.

1

9.

Практическое занятие:  Составление коллекций листьев, семян.

1

10.

Практическое занятие:  Изготовление осенних букетов панно из листьев.

1

11.

Экскурсия в парк. Осенние красоты.

1


Тема 4. Водные ресурсы нашего края (3 часа)


12.

Вода в нашей жизни. Источники загрязнения водоемов.

1

13.

География водных ресурсов Карагандинской области.

1

14.

Практическое занятие: Конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.

1


Тема 5.  Растительный мир нашего края (6 часов)


15.

Зеленые растения – основной источник пищи и кислорода на земле. Роль растений в жизни человека.

1

16.

Редкие растения Карагандинской области. Лекарственные растения края и их использование.

1

17.

Практическое занятие: Учет площади зеленных насаждений в районе школы.

1

18.

Практическое занятие:  Определение видового состава и состояния деревьев в районе школы.

1

19.

Сезонные изменения жизни человека и растений зимой. Приспособление растений к зимней жизни.

1

20.

Экскурсия в зимний парк. Конкурс знатоков песен, пословиц, загадок, поговорок о зиме.

1


Тема 6.  Животный мир нашего края (6 часов)


21.

Обзор животного мира края. Декларация прав живых существ.

1

22.

Приспособление животных к зимней жизни.

1

23.

Редкие и исчезающие животные нашей области. «Красная книга животных Карагандинской области».

1

24.

Практическое занятие: Определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности.

1

25.

Практическое занятие: Конкурс творческих работ, посвященный охране животных.

1

26.

Практическое занятие: Конкурс рисунков животных на снегу. Скульптуры животных из снега.

1


Тема 7. Сохраним природу нашего края (4 часа)


27.

Основные документы по охране природы. Природоохранная деятельность. Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ): памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков.

1

28.

Особо охраняемые территории Карагандинской области.

1

29.

Практическое занятие: Выявление экологически неблагоприятных мест нашей местности, составление карты.  Работа с Интернет ресурсами.

1

30.

Практическое занятие: Участие в посадке деревьев.

1


Тема 8. Охрана степи (3 часа)


31.

Значение степи. Эстетическое значение степи (степь в поэзии, музыке, живописи, литературе).

1

32.

Практическое занятие: Правила поведения туристов в степях.

1

33.

Практическое занятие: Конкурсы рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне.

1

34.

Итоговое занятие

Внеклассное мероприятие "Берегите природу!"

1



Глоссарий



Акклиматизация – приспособление живых организмов к новым условиям существования.

Ботаника – наука о растениях.

Браконьерство – добыча или уничтожение животных с нарушением правил охоты и требований законов по охране животного мира.

Выживание – способность организма сохранять свою жизнь при изменениях окружающей среды.

Заказник – территория, где охраняются один или несколько видов животных или растений.

Заповедник – особо охраняемая территория, где запрещены все виды хозяйственной деятельности.

Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.

Родник – место, где вода вытекает из-под земли.







Список  литературы для учителя

1. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. М.; Просвещение, 1999 г.

2. Живые сокровища Казахстана. Казахстан. А.-А. 1979 г.

3. Имангулова Т.В. Краеведение в школе – эффективное средство формирования казахстанского патриотизма. География в школах и ВУЗах Казахстана. №3. 2008 г.

4. Караганда. Карагандинская область. Энциклопедия. А.-А. 1986 г.

5. Карлисон А.В. О методах и формах экологического воспитания на уроках географии. География в школах и ВУЗах Казахстана. №2. 2007г.

6. Максутова П.А. Физическая география Карагандинской области. Караганда. 2005 г.

7. Международные экологические конвенции в Казахстане. Экологическое образование в Казахстане. №1. 2007 г.

8. Муханов Б. Растительный и животный мир Казахстана. Мектеп. А-А. 1978 г.

9. Нефедова Л.В. Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе. География в школах и ВУЗах Казахстана. №1. 2007г.

10. Сухоруков Г.В. Экологический аудит как составная часть охраны окружающей среды. Экологическое образование в Казахстане. №1. 2007 г.

11. Электронные и энциклопедические справочники.

12. Ресурсы Интернета.


Список литературы для учащихся


1. Живые сокровища Казахстана. Казахстан. А.-А. 1979 г.

2. Муханов Б. Растительный и животный мир Казахстана. Мектеп. А-А. 1978 г.

3. Ресурсы Интернета.

4. Электронные и энциклопедические справочники










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Бурда Людмила Ивановна

Дата: 27.12.2015

Номер свидетельства: 270583

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2220 руб.
3170 руб.
1550 руб.
2220 руб.
1770 руб.
2530 руб.
2130 руб.
3040 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства