kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вариативная учебная программа "Знатоки родного края" для учащихся 5 классов общеобразовательных школ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Знатоки родного края» разработана  для учащихся 5 класса и опирается на их  базовые знания по «Познанию мира». Объем учебного времени 34 часа, 1 час в неделю.  Курс содержит материал о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомит с вопросами охраны природы. 

Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время необходимо приобщать детей к пониманию природного своеобразия своего края, воспитывать в детях чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатства своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д. Приобретенные учащимися знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности некоторый материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

Предусмотренное в программе проведение  научно-исследовательских  работ позволит накапливать  эколого-краеведческий материал для использования в учебном процессе. 

Программа составлена с учетом сезонности явлений в природе. На занятиях кружка используются наглядные пособия (в том числе собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Цели программы:
1. Дать первоначальные знания учащимся об особенностях природы родного края.
2. Сформировать творчески развитую личность ребенка путем совершенствования знаний и умений.
3. Воспитать чувство национальной гордости.

 Задачи программы:

1. Образовательные:

- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.

- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

- овладение начальными навыками исследовательской работы;

2.Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Родине и своему краю;

- воспитание инициативы, ответственности;

- привитие любви к родному краю.

3. Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

- сформировать умения: формулировать проблему;  разрабатывать и проводить эксперимент;  делать выводы и предложения;  претворять предложения в жизнь.

Формы учебных занятий:

  На занятиях применяются различные формы деятельности: конкурсы, викторины, выставки, экскурсии и др. При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра, работа с документами и т.д., а также краеведческие рассказы. Как наглядный материал применяются краеведческие плакаты, краеведческие рисунки и картинки.

Ожидаемые результаты

  Приобретенные учащимися знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории.

К концу обучения курса дети должны знать:

- название своего края;

- названия рек;

- растения и животных края;

- проводить простейшие исследования, работать над совместными проектами, обрабатывать собранные материалы.

Содержание программы

     Введение  (1 час)

Тема 1. Экологическая культура (2 часа)

В содержании темы раскрываются понятия экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значение овладения основами экологии. Практическое занятие предусматривает участие пятиклассников в природоохранных мероприятиях.

Тема 2. Экологический мониторинг (2 часа)

На занятии обсуждаются вопросы, связанные с экологическим мониторингом, его целями и задачами. Рассматриваются виды мониторинга в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный,  по методам ведения: дистанционный и наземный. Практическое занятие заключается в работе с детскими журналами и газетами экологического направления в читальном зале городской библиотеки.

Тема 3. Природа - целостная система (6 часов)

В содержании занятия раскрываются понятия о природе как целостной и взаимосвязанной динамической системе. Рассматриваются основные царства живой природы, их краткая характеристика.

Практические занятия проводятся в парке, школьном дворе по сбору листьев, семян. Затем составляются коллекции листьев и семян, изготавливаются осенние букеты из листьев.

Тема 4. Водные ресурсы нашего края  (3 часа)

В содержании занятия актуализируются знания учащихся из курса «Познания мира» о водных ресурсах и источниках их загрязнения. Затем знакомятся с географией водных ресурсов Карагандинской области. На практическом занятии проводится конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.

Тема 5.  Растительный мир нашего края (6 часов)

На занятиях заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о значении зеленых растений на земле, их  роли в жизни человека. Затем рассматриваются редкие растения Карагандинской области, сезонные изменения жизни человека и растений зимой. На  практических занятиях ведется учет площади зеленных насаждений и определение видового состава и состояния деревьев в районе школы. Во время экскурсии в зимний парк проводится конкурс знатоков песен, пословиц, загадок, поговорок о зиме.

Тема 6.  Животный мир нашего края (6 часов)

На занятии уделяется внимание значению животного мира края, приспособлению животных  к зимней жизни. Далее говорится о редких и исчезающих животных нашей области. Практические занятия посвящены определению наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности, а также проводится конкурс творческих работ, посвященный охране животных.

Тема 7. Сохраним природу нашего края  (4 часа)

На занятиях учащиеся знакомятся с основными документами по охране природы и  особо охраняемых территориях Карагандинской области. На практических занятиях  выявляют экологически неблагоприятные места нашей местности, составляют карты.  Работа ведется с Интернет ресурсами.

Тема 8. Охрана степи  (3 часа)

Занятия рассматривают вопросы о значении степи и правила поведения туристов в природе. Практическое занятие проводится в виде конкурса рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне.

Итоговое занятие

Завершает занятия кружка итоговое внеклассное мероприятие "Берегите природу!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вариативная учебная программа "Знатоки родного края" для учащихся 5 классов общеобразовательных школ»


Вариативная учебная программа

"Знатоки родного края"

для учащихся 5 классов общеобразовательных школ

Пояснительная записка

Программа курса «Знатоки родного края» разработана для учащихся 5 класса и опирается на их базовые знания по «Познанию мира». Объем учебного времени 34 часа, 1 час в неделю. Курс содержит материал о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомит с вопросами охраны природы.

Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время необходимо приобщать детей к пониманию природного своеобразия своего края, воспитывать в детях чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатства своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д. Приобретенные учащимися знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности некоторый материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

Предусмотренное в программе проведение  научно-исследовательских  работ позволит накапливать  эколого-краеведческий материал для использования в учебном процессе.

Программа составлена с учетом сезонности явлений в природе. На занятиях кружка используются наглядные пособия (в том числе собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Цели программы:
1. Дать первоначальные знания учащимся об особенностях природы родного края.
2. Сформировать творчески развитую личность ребенка путем совершенствования знаний и умений.
3. Воспитать чувство национальной гордости.

 Задачи программы:

1. Образовательные:

- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.

- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

- овладение начальными навыками исследовательской работы;

2.Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Родине и своему краю;

- воспитание инициативы, ответственности;

- привитие любви к родному краю.

3. Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

- сформировать умения: формулировать проблему;  разрабатывать и проводить эксперимент;  делать выводы и предложения;  претворять предложения в жизнь.


Формы учебных занятий:

На занятиях применяются различные формы деятельности: конкурсы, викторины, выставки, экскурсии и др. При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра, работа с документами и т.д., а также краеведческие рассказы. Как наглядный материал применяются краеведческие плакаты, краеведческие рисунки и картинки.

Ожидаемые результаты

Приобретенные учащимися знания станут фундаментом для дальнейшего изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории.

К концу обучения курса дети должны знать:

- название своего края;

- названия рек;

- растения и животных края;

- проводить простейшие исследования, работать над совместными проектами, обрабатывать собранные материалы.


Содержание программы

Введение (1 час)

Тема 1. Экологическая культура (2 часа)

В содержании темы раскрываются понятия экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значение овладения основами экологии. Практическое занятие предусматривает участие пятиклассников в природоохранных мероприятиях.

Тема 2. Экологический мониторинг (2 часа)

На занятии обсуждаются вопросы, связанные с экологическим мониторингом, его целями и задачами. Рассматриваются виды мониторинга в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный, по методам ведения: дистанционный и наземный. Практическое занятие заключается в работе с детскими журналами и газетами экологического направления в читальном зале городской библиотеки.

Тема 3. Природа - целостная система (6 часов)

В содержании занятия раскрываются понятия о природе как целостной и взаимосвязанной динамической системе. Рассматриваются основные царства живой природы, их краткая характеристика.

Практические занятия проводятся в парке, школьном дворе по сбору листьев, семян. Затем составляются коллекции листьев и семян, изготавливаются осенние букеты из листьев.

Тема 4. Водные ресурсы нашего края (3 часа)

В содержании занятия актуализируются знания учащихся из курса «Познания мира» о водных ресурсах и источниках их загрязнения. Затем знакомятся с географией водных ресурсов Карагандинской области. На практическом занятии проводится конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.

Тема 5.  Растительный мир нашего края (6 часов)

На занятиях заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о значении зеленых растений на земле, их роли в жизни человека. Затем рассматриваются редкие растения Карагандинской области, сезонные изменения жизни человека и растений зимой. На практических занятиях ведется учет площади зеленных насаждений и определение видового состава и состояния деревьев в районе школы. Во время экскурсии в зимний парк проводится конкурс знатоков песен, пословиц, загадок, поговорок о зиме.

Тема 6.  Животный мир нашего края (6 часов)

На занятии уделяется внимание значению животного мира края, приспособлению животных к зимней жизни. Далее говорится о редких и исчезающих животных нашей области. Практические занятия посвящены определению наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности, а также проводится конкурс творческих работ, посвященный охране животных.

Тема 7. Сохраним природу нашего края (4 часа)

На занятиях учащиеся знакомятся с основными документами по охране природы и особо охраняемых территориях Карагандинской области. На практических занятиях  выявляют экологически неблагоприятные места нашей местности, составляют карты.  Работа ведется с Интернет ресурсами.

Тема 8. Охрана степи (3 часа)

Занятия рассматривают вопросы о значении степи и правила поведения туристов в природе. Практическое занятие проводится в виде конкурса рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне.

Итоговое занятие

Завершает занятия кружка итоговое внеклассное мероприятие "Берегите природу!

Учебно-тематический план курса

№ п/п

Тема

Кол-во часов


Введение (1час)


1.

Вводная беседа. Режим работы кружка. Ознакомление с планом. Беседа о правилах безопасности. Организация рабочего места.

1


Тема 1. Экологическая культура (2 часа)


2.

Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значение овладения основами экологии.

1

3.

Практическое занятие. Участие в природоохранных мероприятиях

1


Тема 2. Экологический мониторинг (2 часа)


4.

Экологический мониторинг, его цели и задачи. Мониторинг в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный. Мониторинг по методам ведения: дистанционный и наземный

1

5.

Практическое занятие. Работа в читальном зале городской библиотеки с детскими журналами и газетами экологического направления.

1


Тема 3. Природа - целостная система (6 часов)


6.

Что такое природа. Природа и мы. Природа - целостная взаимосвязанная динамическая система. Основные царства живой природы, их краткая характеристика.

1

7.

Значение животных и растений в природе и в жизни человека.

1

8.

Практическое занятие:  Сбор листьев, семян.

1

9.

Практическое занятие:  Составление коллекций листьев, семян.

1

10.

Практическое занятие:  Изготовление осенних букетов панно из листьев.

1

11.

Экскурсия в парк. Осенние красоты.

1


Тема 4. Водные ресурсы нашего края (3 часа)


12.

Вода в нашей жизни. Источники загрязнения водоемов.

1

13.

География водных ресурсов Карагандинской области.

1

14.

Практическое занятие: Конкурс рисунков, плакатов, листовок в защиту воды.

1


Тема 5.  Растительный мир нашего края (6 часов)


15.

Зеленые растения – основной источник пищи и кислорода на земле. Роль растений в жизни человека.

1

16.

Редкие растения Карагандинской области. Лекарственные растения края и их использование.

1

17.

Практическое занятие: Учет площади зеленных насаждений в районе школы.

1

18.

Практическое занятие:  Определение видового состава и состояния деревьев в районе школы.

1

19.

Сезонные изменения жизни человека и растений зимой. Приспособление растений к зимней жизни.

1

20.

Экскурсия в зимний парк. Конкурс знатоков песен, пословиц, загадок, поговорок о зиме.

1


Тема 6.  Животный мир нашего края (6 часов)


21.

Обзор животного мира края. Декларация прав живых существ.

1

22.

Приспособление животных к зимней жизни.

1

23.

Редкие и исчезающие животные нашей области. «Красная книга животных Карагандинской области».

1

24.

Практическое занятие: Определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности.

1

25.

Практическое занятие: Конкурс творческих работ, посвященный охране животных.

1

26.

Практическое занятие: Конкурс рисунков животных на снегу. Скульптуры животных из снега.

1


Тема 7. Сохраним природу нашего края (4 часа)


27.

Основные документы по охране природы. Природоохранная деятельность. Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ): памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков.

1

28.

Особо охраняемые территории Карагандинской области.

1

29.

Практическое занятие: Выявление экологически неблагоприятных мест нашей местности, составление карты.  Работа с Интернет ресурсами.

1

30.

Практическое занятие: Участие в посадке деревьев.

1


Тема 8. Охрана степи (3 часа)


31.

Значение степи. Эстетическое значение степи (степь в поэзии, музыке, живописи, литературе).

1

32.

Практическое занятие: Правила поведения туристов в степях.

1

33.

Практическое занятие: Конкурсы рисунков, стихов, пословиц и поговорок о весне.

1

34.

Итоговое занятие

Внеклассное мероприятие "Берегите природу!"

1



Глоссарий



Акклиматизация – приспособление живых организмов к новым условиям существования.

Ботаника – наука о растениях.

Браконьерство – добыча или уничтожение животных с нарушением правил охоты и требований законов по охране животного мира.

Выживание – способность организма сохранять свою жизнь при изменениях окружающей среды.

Заказник – территория, где охраняются один или несколько видов животных или растений.

Заповедник – особо охраняемая территория, где запрещены все виды хозяйственной деятельности.

Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.

Родник – место, где вода вытекает из-под земли.







Список  литературы для учителя

1. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. М.; Просвещение, 1999 г.

2. Живые сокровища Казахстана. Казахстан. А.-А. 1979 г.

3. Имангулова Т.В. Краеведение в школе – эффективное средство формирования казахстанского патриотизма. География в школах и ВУЗах Казахстана. №3. 2008 г.

4. Караганда. Карагандинская область. Энциклопедия. А.-А. 1986 г.

5. Карлисон А.В. О методах и формах экологического воспитания на уроках географии. География в школах и ВУЗах Казахстана. №2. 2007г.

6. Максутова П.А. Физическая география Карагандинской области. Караганда. 2005 г.

7. Международные экологические конвенции в Казахстане. Экологическое образование в Казахстане. №1. 2007 г.

8. Муханов Б. Растительный и животный мир Казахстана. Мектеп. А-А. 1978 г.

9. Нефедова Л.В. Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе. География в школах и ВУЗах Казахстана. №1. 2007г.

10. Сухоруков Г.В. Экологический аудит как составная часть охраны окружающей среды. Экологическое образование в Казахстане. №1. 2007 г.

11. Электронные и энциклопедические справочники.

12. Ресурсы Интернета.


Список литературы для учащихся


1. Живые сокровища Казахстана. Казахстан. А.-А. 1979 г.

2. Муханов Б. Растительный и животный мир Казахстана. Мектеп. А-А. 1978 г.

3. Ресурсы Интернета.

4. Электронные и энциклопедические справочники










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Бурда Людмила Ивановна

Дата: 27.12.2015

Номер свидетельства: 270583


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства