Данная программа предназначена для изучения основ проектирования учащимися 6 классов основной школы. Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности» определяется современными требованиям ФГОС второго поколения. Проектная деятельность учащихся-это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения. Конечным результатом деятельности является интеллектуальный продукт. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности. Ценность программы заключается в том , что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Содержание программы направлено на развитие личности учащегося. Ее актуальности основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучение наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельности подхода. Программа позволяет реализовать актуальные, в настоящее время, компетентностные, личностно-ориентированные, деятельностные подходы. Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подход, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Содержание курса
Содержание курса составляет сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал,
материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это мини- групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся шестого класса.
Цели курса:
Создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей;
формировать ключевые компетенции учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.
Задачи курса:
Углубить и расширить знания учащихся;
научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению проективными умениями и навыками (способами деятельности)
формировать навык решения проблем;
развивать потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск,
анализировать и преобразовывать информацию;
формирование умения работать в команде, коммуникативной активности;
развитие творческого мышления и технологической культуры;
развивать речь.
Формы организации образовательного процесса:
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в мини- группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний,
викторин, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в
Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди.
Формы промежуточного контроля:
Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль промежуточный проводится в форме защиты мини-проектов или краткосрочных проектов, связанной с усвоением материала по теме. Итоговой формой контроля является публичное индивидуальное или групповое выступление с проектом. Проект представлен в форме буклета.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
понятие проекта;
понятие проектный продукт;
типы проектов и их проектные продукты;
понятие презентация проекта, ее назначение;
этапы выполнения проекта;
структуру проекта;
критерии оформления письменной части проекта;
критерии оценки проекта.
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
о ресурсах и их использовании;
о способах презентации проекта;
о написании отчета о ходе проекта;
о рисках, их возникновении и предотвращении;
об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
определять проблему и вытекающие из неё задачи;
ставить цель;
составлять и реализовывать план проекта;
отбирать материал из информационных источников;
анализировать полученные данные;
делать выводы;
оценивать работу по критериям оценивания;
выбирать соответствующую форму проектного продукта;
создавать основные слайды для презентации проекта;
оформлять результаты проектной деятельности;
проводить рефлексию своей деятельности;
работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
работать в парах и в группах.
Тематическое планирование
Тема 1. Понятие «Проект» (1ч.)
Типы проектов. Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы над проектом.
Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы
(2ч.)
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (2ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Написание эссе «Ступенька к проекту».
Тема 4. Работа с исторической информацией (3 ч)
Изучение истории математики. Нахождение информации и ее переработка.
Создание мини-буклета.
Тема 5. Работа со справочной литературой и Интернет ресурсами(5 ч)
Подбор математических статей из разных источников информации.
Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.
Тема 6. Способы первичной обработки информации (5 часов)
Чтение текста и работа с текстом. Составление таблиц и схем на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц и схем. Обсуждение результатов работы в группе. Что такое коллаж. Составление коллажа на математическую тему.
Тема 7. Наблюдение и эксперимент (1час)
Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов.
Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
Тема 8. Как работать вместе (1час)
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила.
Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта.
Способы группового взаимодействия.
Тема 9. Реализация плана проекта (3ч.)
Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов,
внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи,
репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Практическая работа «Реализация плана проекта».
Тема 10. Структура проекта. Письменная часть проекта (6ч.)
Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Литература. Приложение.
Практическая работа «Оформление письменной части проекта».
Тема 11. Оценивание проекта (1ч.)
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности.
Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».
Тема 12. Защита проекта. Презентация (1ч.)
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».
Тема 13. Анализ проекта (1ч.)
Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим
проектом.
Практическая работа «Отчет о работе над проектом».
14. Результат: Проект в форме буклета или газеты и выступление на школьной конференции.
Резервное время 2 часа.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Когана Е.Я. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРК ТИ, 2003.
Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.