Просмотр содержимого документа
«Познавательные прогулки зимой для дошкольников 4-6 лет»
Познавательные прогулки зимой для дошкольников 4-6 лет
Карточка 1
Тема: Снежинки
Цель
Учить детей наблюдать за изменением формы снежинок в зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок - шесть лучиков в форме веточек.
Наблюдение
Сегодня тихий морозный день. Посмотрите, как красиво вокруг: сверкая на солнце, кружатся снежинки и тихо опускаются на землю. Поймайте снежинки на варежку, посмотрите, какие они разные. С чем вы можете их сравнить? Одна похожа на звездочку, другая - на цветочек. Снежинки - это кристаллики, которые состоят из шести лучиков-веточек. Что произойдет со снежинкой, если она упадет нам на ладонь? Да, она растает.
А почему так? Когда наступает потепление - снег падает хлопьями, которые состоят из множества снежинок, при похолодании снег идет в виде крупы, снежинки круглые, в ветреную погоду - он игольчатый, колючий.
• Тучи плывут низко - будет холодно, а против ветра - жди снега.
Первый снег
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
И. Суриков
Загадка
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка.)
Подвижная игра «У зайчика»
Дети становятся в круг и берутся за руки. «Зайчик» стоит в центре круга. Дети идут вокруг него, приговаривая:
Зайчик прыгнул за плетень
И не выскочит теперь,
Плетень, заплетайся,
Зайчик прыгает, спасайся!
«Зайчик» пробует, где бы выскочить. А дети, которые стоят в кругу, не дают: преграждают путь крепко скрепленными руками, становятся плотнее. Когда «зайчик» прорвется, все начинают его ловить. Кто поймает - становится «зайчиком».
Основные движения во время прогулки:
- ходить, переступая через снежные комья;
- кружиться, как «снежинки».
Карточка 2
Тема: Лед, гололед, гололедица
Цель
Показать детям, как образовывается лед на лужах; определять свойства льда, учить понимать зависимость - чем больше мороз, тем толще становится лед; во время гололедицы надо соблюдать осторожность.
Наблюдение
Посмотрите, сегодня на лужах появился первый ледок, сквозь него видно листочек, который остался на земле с осени. Если стать на лед, он трещит, легко ломается, очень хрупкий. Через время мороз усиливается и толщина льда увеличивается, он становится блестящим, прозрачным, образуются ледяные дорожки. Зимой можно наблюдать гололед - это осадки в виде слоя плотного стекловидного льда, образующегося на растениях, проводах, предметах. После оттепели может замерзнуть подтаявший слой снега - это гололедица.
Через какое-то время покажите детям, как изменились свойства льда, предложите покататься по ледяным дорожкам. Спросите, легко ли скользить по льду? Лед какой?
Первая пара бежит к «горю-дубу», разорвав руки, пытается обежать его с двух сторон, чтобы опять соединиться. Если «горю-дуб» кого-то поймает, то становится с ним последней парой, а кто остался без пары - становится «горю-дубом».
Основные движения во время прогулки:
- кататься по ледяной дорожке между снежными комьями, положенными на расстоянии;
- ходить приставным шагом.
Карточка 3
Тема: Снегопад, метель
Цель
Учить детей наблюдать за зимними тучами, различать снегопад, метель, понимать, в чем их особенности, почему происходит то или иное явление.
Наблюдение
Посмотрите, как красиво вокруг. Это прошел снегопад: улицы стали сказочными, на ветках деревьев лежит снег, земля укрылась снежным ковром, образовались большие сугробы. Принесли такой снегопад серые снежные тучи. Давайте померяем: много ли снега намело, какая толщина снежного покрова? Такой слой снега полезен природе, он защищает ее от мороза. Детям очень нравится играть, когда много снега. А еще можно лопатками расчистить от снега дорожки, крыльцо. Но бывают метели, когда сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и переносит его в другое место. Это явление лучше наблюдать, стоя в укрытии.
Обратите внимание, где снег задерживается? На каких местах снег не остается? Почему?
• Снег идет хлопьями - долго будут непогода и слякоть.
• Январю морозы, а февралю - метели.
Загадка
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая.
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля, озерушки
Белый пух да перышки
(Снежная туча.)
Подвижная игра «Метелица»
Дети выбирают «Метелицу» и становятся группой. «Метелица», оседлав метлу, подъезжает на ней к детям. Во время движения «Метелицы» дети проговаривают слова:
Снежная метелица
На улице вертится,
Закружила, замела,
Вся земля белым-бела.
После этих слов дети разбегаются, а «Метелица» старается «заморозить» как можно больше игроков. К кому она дотронется - тот замирает на месте и стоит до тех пор, пока взрослый не скажет: «Метелица прочь уехала». «Замороженные» фигуры «оттаивают», и игра повторяется.
Основные движения во время прогулки:
- ходить, повторяя движения конькобежца;
- кататься на санках с горки.
Карточка 4
Тема: Свойства снега
Цель
Учить детей определять свойства снега, понимать, что они зависят от погоды, в частности, от повышения или понижения температуры воздуха; упражнять в умении лепить из снега разные фигуры.
Наблюдение
Предлагаю вам поиграть со снегом. Возьмем его в руки - он очень холодный, мокрый, поэтому обязательно нужно надеть варежки, будет удобнее. Сегодня снег хорошо лепится, так как на улице оттепель, поэтому и цвет его меняется: он темнеет. А лепить можно снежные комочки - снежки, «пирожные» в различных формочках, разные фигурки зверушек, снеговика, снежную крепость и многое другое.
Со снегом играть очень интересно. А вот в морозный день снег под ногами скрипит и совсем не лепится, рассыпается.
Опыт
Мы принесли снег в помещение. Почему он растаял?
Чистая ли талая вода? Почему?
Словарь. Снег: белый, рыхлый, скрипит, тает.
Художественное слово
Объясните народные приметы
• Если снегопад прекратится после полудня или вечером, а небо не станет ясным - завтра опять жди снегопада.
• Если снег сильно скрипит под ногами - быть морозу.
• Глубокий снег зимой - на дождливое лето.^ч
Загадка
Что за покрывало
Белое у нас
Все вокруг застлало
Сколько видит глаз?
(Снег.)
Подвижная игра «Мост»
Игроки становятся по двое, лицом друг к другу, и берутся вверху скрещенными руками. Последняя пара проходит под руками других пар и становится первой, за ней идет вторая пара, которая была предпоследней, и так далее. Игру еще называют «Длинная лоза», потому что она не имеет конца.
Прекращается игра по желанию или тогда, когда на пути возникает преграда, например, возле дерева или беседки и т.п.
Основные движения во время прогулки:
- ходить шагом лыжника;
- размахивать руками, как будто дует ветер.
Карточка 5
Тема: Морозные узоры на окнах
Цель
Показать детям морозные узоры на окнах, объяснить, что они образуются, когда на улице большой мороз, а в комнате воздух влажный; учить видеть в узорах сказочные рисунки.
Наблюдение
Посмотрите, какие красивые узоры на окнах. Они блестят на солнце, привлекая нас своими необычными рисунками. Это мороз-волшебник создал такую красоту. А сделал он так, потому что на улице сильный мороз, а у нас в комнате влажный воздух. Посмотрите, все ли рисунки на окнах одинаковые. На что они похожи? Что произойдет, если дотронуться пальчиком до узора на окне? Всегда ли в мороз окна украшены узорами? (Нет, если в комнате воздух сухой.) А еще мороз может украсить деревья, кусты, траву игольчатыми украшениями - сказочные тоненькие белые листочки будто вырастают из веточек, стволов. Это - иней.
Словарь. Узоры, разрисовать, заморозить.
Художественное слово
Наблюдайте вместе с детьми, бывает ли так
• Если «заплачут» окна - мороз станет слабее, будет потепление.
Мороз - волшебник!
Это видно сразу:
Я свой альбом
Еще не открывал,
А он уже
Без кисточек,
Без красок
Все окна
За ночь нам разрисовал!
К. Билич
Подвижная игра «Молчанка»
Перед началом игры все играющие произносят:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок - Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается вызвать игроков на разговор. Кто заговорит первым, тот проиграл.
Основные движения во время прогулки:
- кидать снежки вдаль;
- пролезать под шнуром, пригнувшись.
Карточка 6
Тема: Зимнее солнце
Цель
Учить детей наблюдать за солнцем зимой, понимать, что оно светит, но не греет, поднимается низко, дни короткие, ночи длинные, много пасмурных дней.
Наблюдение
Зимой солнце показывается редко и совсем не греет.
Когда на улице солнце, говорят: погода солнечная, ясная, а когда солнце за тучами и его не видно - то пасмурно. Больше всего пасмурных дней в декабре, да и дни эти очень короткие. Поэтому декабрь считается самым темным месяцем в году. В январе дни становятся чуть длиннее, солнышко появляется чаще, но на улице становится холоднее. В конце февраля солнечные лучи начинают дарить земле тепло, хотя зима еще борется за свое превосходство. Однако уже чувствуется приближение весны.
• Чистое голубое небо зимой - признак стойкой ясной погоды.
• Сильный снег ночью и на рассвете при слабом ветре обещает солнечную погоду днем.
Почему так говорят?
Пришел новый год - день увеличился на заячий скок.
Где ты, солнце,
В самом деле?
Мы совсем
Окоченели.
Без тебя
Вода замерзла,
Без тебя
Земля промерзла...
Выйди, солнышко,
Скорей!
Приласкай и обогрей!
Т. Эльчин
Подвижная игра «Щенки»
Собираются игроки, десять или больше, меряются на палке, беря ее кулаком друг к другу, и чья рука окажется сверху, тому пасти. Забивают колышек, привязывают к нему веревку; возле колышка все кладут «шапки» (пластиковые тарелки) - это «щенки».
«Пастух» держится за веревку и оберегает «щенят»,
бегая, насколько достает «повод». «Пастух» стережет, а все игроки
«крадут щенков», хватая руками или выбивая ногой из круга.
Как только «пастуху» удается поймать кого-то, он кричит: «Чур-чура!» А если не закричал, значит, не поймал. Когда разберут всех «щенков», считается, что игра закончена, и назначают «пастухом» другого игрока, используя считалку.
Основные движения во время прогулки:
- перепрыгивать через снежные комья;
- бросать снежки в кольцо.
Карточка 7
Тема: Мороз или оттепель
Цель
Учить детей различать, когда на улице мороз, а когда оттепель, как в эти дни изменяется погода, когда лучше гулять; показать термометр, учить определять температуру.
Наблюдение
Погода зимой бывает разная. Собираясь на прогулку, мы должны знать температуру воздуха и соответственно одеваться. Это легко сделать: нужно только посмотреть на термометр за окном.
Если он показывает нулевую отметку, то мы понимаем, что на улице оттепель. А если мы видим на термометре градус ниже 0 - это уже мороз, одеваться нужно теплее, руки прятать в теплые рукавицы, завязывать покрепче шарф. А по каким признакам во время прогулки мы можем определить: мороз в воздухе или оттепель?
Словарь. Мороз, оттепель, термометр, температура.
Художественное слово
Народные приметы
• Если вокруг солнца или луны видны круги - жди мороза.
• Мороз не огонь, а жжет.
• Снег сыплется, как крупа, - жди мороза на всю неделю.
Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берез;
Ходит, бородою
Белою трясет,
Топает ногою,
Только треск идет.
С. Дрожжин
Сразу градусник отметил –
Прилетел морозный ветер:
Между черточек и точек
Синий столбик стал короче.
Е. Трутнева
Подвижная игра «Зайчик»
Дети становятся в круг, взявшись за руки. Выбранный «зайчик» прячется в кустах, а все его просят:
Зайчик, зайчик, выйди к нам,
Беленький, выйди к нам.
«Зайчик» выходит из кустов и становится посередине круга. Дети опять поют:
Зайчик, зайчик, ложись спать.
Зайчик, зайчик, ложись спать.
«Зайчик» как будто ложится. После этого снова поют:
Зайчик, зайчик, ты вставай,
Беленький, ты вставай.
«Зайчик» встает. Тогда его просят умыться, обуться, причесаться. Он делает все, что ему загадывают.
Дети говорят:
Зайчик, зайчик, потанцуй,
Серенький,
потанцуй!
«Зайчик» танцует и выбирает другого на свою роль, а сам становится в круг.
Основные движения во время прогулки:
- катание на санках;
- ходьба парами между двумя натянутыми шнурами.
Карточка 8
Тема: Птицы зимой
Цель
Учить детей различать зимующих птиц по внешним признакам, а также их следы на снегу, понимать, почему зимой птицам нужна помощь, делать кормушки, чтобы подкармливать птиц.
Наблюдение
Посмотрите: на площадку детского сада прилетели птицы. Назовите, каких из них вы знаете. Да, зимой мы можем увидеть воробьев, ворон, синиц, снегирей, соек. Этих птиц называют зимующими, потому что они зимуют в наших краях. В это время птицам тяжело находить корм, они могут погибнуть, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают туда корм: семена, зерна, крошки хлеба, развешивают кусочки сала. За кормушкой нужно наблюдать издалека, чтобы не спугнуть птиц. Очень интересно рассматривать следы птиц на снегу, все они разные, и можно определить, какие птицы здесь были.
• Вороны зимой раскаркались всей стаей - на мороз; вьются в воздухе - на снегопад; сидят на земле - будет оттепель; расселись на нижних ветках деревьев - жди ветра.
• Синицы начинают с утра пищать - ночью будет мороз, а собираются под крышей - на холод, метель.
• Воробьи прячутся в укромное место - на мороз и метель.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
А. Яшин
Подвижная игра «Снегири и кот»
Все дети - «снегири» - стоят группкой, один ребенок («котик») стоит в стороне. Ведущий говорит:
К нам пришли морозы, детки,
Снегири сидят на ветке.
Птички прыг, прыг, прыг,
Маленькие дыб, дыб, дыб.
Крошки ищут на снегу.
Я пойду, им помогу.
«Снегири» начинают прыгать, искать еду. На слова: «Котик крадется, птичек поймать хочет», - кот «мяукает», «снегири» разбегаются, а «кот» их ловит. После этого выбирают другого «кота». Игра продолжается.
Основные движения во время прогулки:
- провезти санки, толкая их;
- кидать снежки в большой снежный ком.
Карточка 9
Тема: Деревья зимой
Цель
Учить детей различать и называть деревья, понимать, что зимой они находятся в состоянии покоя, нуждаются, чтобы их оберегали; любоваться красотой деревьев в инее или после снегопада.
Наблюдение
Зимой деревья находятся в состоянии покоя, отдыхают, потому что очень холодно, мало света, вместо воды - снежный ковер. Когда на улице морозные дни, ветки деревьев и кустов легко ломаются, поэтому их нужно оберегать. Если подсыпать снег под деревья и кусты, то во время таяния он напоит их корни. И мы лопатками подсыплем снег поддеревья. Зимой деревья различают по коре на стволе, расположению веток, плодам, которые остались на дереве. Очень красивы деревья после снегопада, но веткам тяжело держать много снега. А в инее деревья выглядят сказочно.
Словарь. Дерево, состояние покоя, ствол, кора, ветки.
Художественное слово
Гуляй и наблюдай
• Дуб не сбросил листья - к суровой зиме.
• Пушистый иней на деревьях будет погожий день.
• Деревья ночью покрылись инеем - на тепло.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой –
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Сергей Есенин
Подвижная игра «Найди дерево»
Взрослый вместе с детьми рассматривают деревья, хорошо знакомые детям (клен, березу, рябину, ель и др.). После этого взрослый говорит:
Кто быстрее всех найдет рябину?
Раз, два, три - к рябине беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к нему.
Основные движения во время прогулки:
- ходить по дорожке с приседанием;
- подскакивать, доставая рукой до ветки дерева.
Карточка 10
Тема: Зимняя ночь
Цель
Учить детей наблюдать, как наступает ночь зимой, обратить внимание, что она длинная; любоваться, как блестит снег в свете фонарей; находить в небе месяц, звезды.
Наблюдение
Зимой день очень короткий. Это связано с тем, что солнце светит мало, поднимается невысоко и быстро садится, на улице очень рано темнеет. Когда зимним вечером мы гуляем, то на улице уже темно и горят фонари. Посмотрите, как красиво блестит снег в свете фонарей. Интересно наблюдать за вечерним небом: как появляется месяц, рассматривать звезды. Все звезды образуют созвездия, которые имеют интересные названия: Большая (Малая) Медведица, созвездия Льва, Рыбы, Весов и др.
• Зимний день такой: сюда тень, туда тень - да и прошел день.
• Вечерний звездопад- на ночной мороз.
Загадки
По синему морю серебристый кораблик плывет.
(Месяц.)
Тох, тох, тох, рассыпался горох,
Начало светать - нечего собирать.
(Звезды.)
Подвижная игра «Мороз и печь»
Дети выбираю двух ведущих - «мороз» и «печь».
С одной стороны площадки становятся дети, с другой - «печь». «Мороз» остается в стороне.
Печь:
Я мороза не боюсь,
С тех, кто мерзнет, я смеюсь,
Всех детишек я согрею –
Не зря печкою зовусь.
С последними словами дети бегут к «печке», чтобы спрятаться за ней. «Мороз» старается их «заморозить». К кому он прикоснется рукой, тот замирает на месте до следующей перебежки. После 2-3 перебежек назначаются новые «мороз» и «печь», и игра повторяется.
Основные движения во время прогулки:
- бросание снежков через, два обруча;
- ходить «змейкой».
Карточка 11
Тема: Ель и сосна зимой
Цель
Обратить внимание детей на то, что зимой ель, сосна - единственные деревья, которые остаются зелеными, дать объяснение, почему именно так, показать шишки ели и сосны, семена в них.
Наблюдение
Ель и сосна - очень полезные деревья, любят песчаную почву. Зеленые они и зимой, и летом, форма листа - игольчатая и называется хвоей.
Эти деревья имеют приятный запах. Ствол прямой, покрыт шершавой коричневой корой. Ветки растут густо, внизу они увеличиваются. На ветках и стволе выступает сок - смола, которую называют живицей. В шишках есть семена, ими зимой лакомятся птицы. Ель и сосна - хвойные деревья, обладающие целебными свойствами (особенно живица), поэтому чаще нужно гулять в лесу, где растут эти деревья.
Дети образуют круг. Ведущий стоит в центре круга, приговаривая: «Холодно! Холодно!» Все участники выставляют руки ладонями вверх. Ведущий, у которого «горячая рука», идет вдоль круга, старается дотронуться до рук, а дети должны вовремя спрятать руки за спину. Ведущий проходит по кругу 2-3 раза. Тот, до кого он дотронется, делает шаг назад и выходит из круга.
Основные движения во время прогулки:
- ходить между разложенными высокими игрушками или вставленными прутиками;
- кататься на санках в парах по очереди.
Карточка 12
Тема: Зимние месяцы
Цель
Продолжать знакомить детей с названиями зимних месяцев, учить замечать изменения, которые происходят каждый месяц. Обратить внимание, что декабрь год заканчивает, а январь - начинает.
Наблюдение
Зима - чудесное время года. Зимние месяцы имеют такие названия: декабрь, январь, февраль. Интересно, что декабрь год заканчивает, а январь - начинает. Каждый месяц имеет свои особенности: в декабре земля замерзает раньше, чем выпадает снег (особенно это заметно на вспаханном поле или вскопанном участке); в январе мороз сечет - припекает нос, щеки; в феврале бываю сильные ветры, зима лютует морозами, снегопадами, метелями.
• Пришел декабрь - студено стало, глаза снег радует, а уши морозом рвет.
• Если декабрь сухой, то и весна будет сухой, и лето сухим долго продержится.
• Январь наступает - мороз людей обнимает. Январь снегом сечет, а мороз огнем печет.
• В феврале зима впервые с весной встречается.
Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках все катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается.
В окнах пишет узор льдом-иголочкой
И стучит к нам во двор со свежей елочкой.
Р. Кудашева
Подвижная игра «Два мороза»
Определяют место двух «домиков» на противоположных концах площадки.
Все дети находятся в одном из «домиков». Два «мороза» стоят в центре площадки. Они говорят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые,
Я мороз - Красный нос.
Я мороз - Синий нос.
Кто из вас не боится
В путь-дорогу пуститься?
Дети вместе отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают к противоположному «домику». Морозы стараются «заморозить» бегущих, прикасаясь к ним рукой. «Замороженные» останавливаются на месте до следующей перебежки. После 2-3 перебежек назначаются новые «морозы», и игра повторяется.
Основные движения во время прогулки:
- пронести снежку на лопатке на дальность, не уронив ее;